Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические типы взаимодействия общества и природы




Материальная сторона взаимодействия общества и приро­ды аккумулирована в трудовой деятельности человека. Труд в самом широком смысле и есть «процесс обмена веществ меж­ду обществом и природой». Этапы развертывания взаимоот­ношений общества и природы в целом определяются перево­ротами в производстве, производительных силах общества. Производительные силы включают предмет труда, средства труда, субъект труда (человека, наделенного определенными знаниями и трудовыми навыками).

Можно выделить три революционных переворота в произ­водительных силах. Так называемая неолитическая револю­ция, связанная с переходом от «присваивающей» экономики к производящей, с возникновением земледелия и скотовод­ства. Промышленная революция — переход от ручного ремес­ленного труда к машинному производству. Научно-техничес­кая революция, начавшаяся в середине XX века, которая должна в перспективе исключить рутинный «нечеловеческий» труд из жизни общества.

Первый этап начинается с появления человека разумного. В этот период человек воздействует на природу только самим фактом своего существования, он живет охотой, рыболовством, собирательством. Этот период «присваивающей» экономики, хотя человек уже производит крайне примитивные орудия тру­да. Природа практически определяла все особенности жизни примитивного человеческого сообщества, естественная детер­минация была преобладающей. От природных условий зависе­ли и характер занятий членов общины, и темпы роста количе­ства членов общины, и необходимость миграции, перекочевы-вания на новое место. Различие «стартовых» условий для разных народов на ранних стадиях человеческой истории обус­ловило многообразие исторического процесса, различия в судь­бах народов, своеобразие традиций, обычаев разных стран.

Второй этап во взаимодействии природы и общества начи­нается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникно­вения буржуазных отношений. Исходный пункт нового этапа — возникновение земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Чело­век начинает активно вмешиваться в природу, планировать ре­зультаты своей деятельности. Вырубаются леса, строятся ир­ригационные системы. Вместе с тем трудовая деятельность еще зависима от погодных условий, почвы, рельефа местности. За­нятия скотоводством были характерны для тех народов, кото­рые жили в степных районах с резко континентальным клима­том. Народы, жившие в бассейнах рек Нил, Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы, занимались в основном земледелием. Занятия скотовод­ством или земледелием накладывали отпечаток на образ жиз­ни людей (кочевой или оседлый), традиции, нравы, обычаи.

Влияние природы на человека, таким образом, уже опосред­ствуется общественными структурами, средствами производ­ства. Человек уже начинает оказывать разрушительное воздействие на природу — он оставлял за собой вытоптанные пастби­ща, выжженные леса, перенося свою деятельность на другие территории. Засоление почв в долине Тигра и Евфрата было ре­зультатом ирригационных работ. В свою очередь, ухудшение качества почвы привело к упадку народы, населявшие эти тер­ритории. Однако влияние человека на природу на ранних ста­диях носило еще локальный характер, не было глобальным.

Особенно наглядно переплетение социальных и природных факторов можно проследить на примере возникновения войн. В греческих полисах каждый член общины обязан был иметь земельный надел. Территория же греческих городов-госу­дарств была весьма ограничена. Население росло. Отсюда — необходимость войн, захвата новых земель. Рост населения кочевых народов также толкал к захвату новых земель; имен­но демографический фактор, как считают многие историки, был одной из причин перенаселения народов.

Уже на втором этапе взаимодействия общества и природы в этом процессе складываются противоречивые тенденции, которые выразились в возникновении двух типов обществ — традиционных и техногенных.

Для традиционных обществ характерны медленные изме­нения производственной сферы, воспроизводящий (а не инно­вационный) тип производства, устойчивость традиций, при­вычек, образа жизни, незыблемость социальной структуры. К этому типу обществ относятся Древний Египет, Индия, му­сульманский Восток. Духовные ориентиры предполагают род­ственность природного и социального, невмешательство в при­родные процессы.

Мироотношение, сформировавшееся в рамках традицион­ных обществ, сохранилось и до наших дней, переплетаясь с иным типом взаимоотношений общества и природы, носите­лем которого является техногенное общество. Расцвета техно-генный тип общества достигает на третьем этапе взаимодей­ствия природы и общества, который начинается с промышлен­ной революции XVIII века в Англии. Однако принципы взаимоотношений общества и природы, характерные для тех-ногенного общества, начали складываться гораздо раньше.

Признание сверхприродной сущности человека в христиан­стве позволило говорить о возможности подчинения природы человеку. В христианстве зарождается и развивается идея не­прерывного прогресса, совершенствования как принципа человеческой деятельности. Идеи о преобразующей, конструирую­щей силе человеческой деятельности, аналогичной божествен­ной творческой силе, развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях — мыслящей и протяжен­ной — вело к упрочению взгляда на все природное лишь как на объект человеческой активности. «Картезианское учение о при­роде является ключом к пониманию нынешнего разорения при­роды», — пишет современный немецкий философ В.Хесле!.

Техногенная цивилизация базируется на принципе актив­ного отношения человека к миру. Внешний мир, природа рас­сматривается лишь как арена деятельности человека, не имею­щая самостоятельной ценности. В свою очередь, природа понимается как бездонная кладовая, чудесным образом создан­ная для человека, доступная его пониманию. Деятельность че­ловека обеспечивает и обладание продуктами его труда — пре­образованными элементами природы, и право распоряжаться ими по своему усмотрению. Человек становится господином природы, и власть его в перспективе должна расширяться. Сама преобразующая человеческая деятельность базируется на рациональном взгляде на мир. Не магия, но наука, разлагаю­щая природу на части, является основой ее преобразования. В нашей стране в «борьбу с природой» в известный период вклю­чились даже писатели. Так, М.Горький призывал новых со­ветских поэтов прекратить прославление природы2.

Жажда новизны, постоянное нарушение равновесия меж­ду обществом и природой, «улучшение», «расширение», «уг­лубление», «ускорение» воздействия на окружающую среду, понимание покорения природы как прогресса также характер­но для техногенной цивилизации.

Новый, четвертый этап взаимоотношений общества и природы, начавшийся в XX веке, знаменует попытку преодо­леть противопоставление человека и общества природе, со­здать новую, невиданную доселе гармонию между ними, со­гласовать «стратегию природы» и «стратегию человека».

Колоссальные возможности открываются в деле совершен­ствования отношений общества и природы, в возникающем на наших глазах так называемом «информационном обще­стве». Например, разрушается казавшаяся столь прочной связь между местом жительства и местом работы человека. Электронные средства коммуникации позволяют работнику избавиться от ежедневных поездок на работу, а работодателю избавиться от затрат на коллективную организацию труда. Су­щественно новые возможности открываются и для создания новых стратегий образования. Город, источник загрязнений окружающей среды, может вообще исчезнуть. «Во многих от­ношениях, если бы города не существовали, сейчас не было бы нужды их изобретать», — пишут Дж.Несбитт и П.Эбурдин.

В XX веке намечается переход от физических моделей мира к биологическим. Мир — организм, ане механизм. Для «биологи­чески сформированного сознания» мир предстает как информа­ционно ориентированный, целостный, способный к адаптации. Биотехнологии делают возможным избавление человека от бо­лезней, обеспечивают защиту растений, становятся основой «зе­леной» революции, в результате которой, возможно, будет ре­шена проблема продовольствия. Вместе с тем успехи биологии порождают проблемы, перед которыми в растерянности останав­ливается человек, привыкший мыслить образами техногенного общества. Как определить границы естественного и искусствен­ного в организме, границы живого и неживого, каковы границы вмешательства человека в наследственность и т.п.

Однако невиданные возможности, которые открывает пе­ред нами наука, не могут быть реализованы, если останутся в неприкосновенности мировоззренческие устои техногенного общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.