Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэниел Гоулман. нее искусно и так же надежно, как с математикой или чтением, и которая нуждается в своем особенном наборе компетенций





нее искусно и так же надежно, как с математикой или чтением, и которая нуждается в своем особенном наборе компетенций, то есть выполняемых ею функций. И то, насколько человек сведущ в них, имеет решающее значение для понимания, почему один преуспевает в жизни, а другой — равного интеллекта — оказы­вается в тупике: эмоциональная одаренность — это метаспособ-ность, определяющая, насколько хорошо мы умеем пользовать­ся любыми другими навыками и умениями, которыми распола­гаем, включая необученный интеллект.

Разумеется, существует много способов добиться успеха в жизни и много сфер, в которых вознаграждаются другие склон­ности. В нашем обществе, основанном на постоянно увеличи­вающемся знании, к их числу, несомненно, принадлежит тех­ническое мастерство. Есть такая детская шутка: «Кого ты назо­вешь болваном через пятнадцать лет?» Ответ: «Босса». Но даже среди «болванов» эмоциональный интеллект предоставляет до­полнительное преимущество на рабочем месте, что мы и увидим в Части 3. Многие данные свидетельствуют, что люди, являю­щиеся знатоками эмоций, — те, кто отлично знает и справляет­ся со своими чувствами и к тому же расшифровывает и успешно пользуется чувствами других людей, — имеют превосходство в любой сфере жизни, будь то романтические и интимные отно­шения или схватывание на лету не выраженных словами пра­вил, которые определяют успех в организационной политике. К тому же более вероятно, что люди с хорошо развитым эмоцио­нальным даром будут довольны и успешны в жизни, подчинив себе склонности ума, которые способствуют повышению их соб­ственной продуктивности; люди же, которые не могут устано­вить хотя бы некоторый контроль над своей эмоциональной жизнью, вынуждены вести внутренние баталии, подрывающие их способность сосредоточенно работать и ясно мыслить.

Еше одна разновидность способности мышления

На взгляд случайного наблюдателя четырехлетняя Джуди могла бы показаться стеснительным ребенком, держащимся особняком среди более общительных сверстников. Она пугли-


Эмоциональный интеллект



во сторонилась шумной возни и беготни и во время таких игр стояла у края игровой площадки вместо того, чтобы нырять в самую гущу играющих детей. Но на самом деле Джуди прояви­ла острую наблюдательность в отношении социальной поли­тики, царившей в ее детсадовской классной комнате, оказав­шись, возможно, самой проницательной из своих товарищей и блестяще разобравшись в бурном море их чувств.

Ее проницательность не замечали до тех пор, пока однаж­ды учительница Джуди не собрала вокруг себя четырехлетних малышей, чтобы поиграть «в школу», что, по сути, было тестом на социальную восприимчивость. Все, что нужно для этой игры, уже было приготовлено: кукольный домик — точная копия ком­наты в детском саду, куда ходила сама Джуди, и фигурки на липучках, у которых на месте головы были приделаны малень­кие фотографии учеников и преподавателей. Сначала учитель­ница велела Джуди расставить всех девочек и мальчиков по тем частям комнаты, где им нравилось играть больше всего, — в уголке художественного творчества, в уголке с кубиками и т.д. Джуди очень точно выполнила это задание. Когда же ее попро­сили поставить девочек и мальчиков рядом с детьми, с которы­ми они играли охотнее, чем с другими, оказалось, что Джуди превосходно умеет составлять из учеников своего класса пары лучших друзей.

Точность, с какой Джуди справилась с порученной ей зада­чей, доказывает, что у нее сложился полный социальный порт­рет ее класса, а это говорит об уровне восприимчивости, ис­ключительно высоком для четырехлетней девочки. Такой та­лант в дальнейшей жизни, возможно, поможет Джуди стать «звездой» в одной из областей, где ценится «дар разбираться в людях»: от торговли и менеджмента до дипломатии.

Тот факт, что блестящие социальные способности Джуди вообще разглядели, да еще так рано, объясняется тем, что она ходила в старшую группу детского сада Элиот Пирсон, кото­рый находился на территории Университета Тафтса, где как раз в то время осуществлялся проект «Спектрум» — учебный план целенаправленного развития разных видов способности мыш­ления. При создании проекта «Спектрум» разработчики исхо­дили из предпосылки, что репертуар человеческих способное- 3-915и



Дэниел Гоулман


тей выходит за рамки «трех китов» (чтение, письмо, арифмети­ка), то есть узкого диапазона навыков и умений обращаться со словами и числами, на чем, собственно, традиционно сосредо­точивают внимание все школы. Признавалось также, что осо­бые способности человека, как, например, социальная воспри­имчивость Джуди, принадлежат к талантам, которые система образования способна воспитывать, но отнюдь не игнориро­вать или даже подавлять. Всячески поощряя детей развивать полный диапазон дарований, на которые они будут рассчиты­вать, чтобы преуспеть в жизни или просто использовать их для достижения цели в выбранной профессии, школа становится для них преподавателем искусства жизни.

Вдохновителем проекта «Спектрум» выступает Говард Гар­днер, психолог факультета педагогики Гарвардского универ­ситета. «Пришло время, — заметил он как-то в разговоре со мной, — расширить наши понятия о спектре талантов. Отдель­ный, чрезвычайно важный вклад, какой система образования может сделать в развитие ребенка, — это направить его в ту область, где его таланты принесут ему наибольшую пользу, где он сумеет стать авторитетным специалистом и получит удов­летворение от своей работы. Мы же совсем упустили это из виду и каждого учили тому, что преуспеть в жизни — значит максимально подходить на роль преподавателя колледжа. И каждого мы всегда оцениваем, прикидывая, соответствует ли он этому узкому критерию успеха или нет. Нам следовало бы тратить меньше времени на распределение детей по катего­риям и больше на то, чтобы помочь им распознать их природ­ные способности и дарования, а затем развить их насколько это возможно. Существуют сотни способов преуспеть в жиз­ни и много разных способностей, которые помогут вам этого добиться».

Если кто и понимает ограниченность старых представле­ний об умственных способностях, так это Гарднер. Он подчер­кивает, что начало славной эпохи тестов для определения ко­эффициента умственного развития пришлось на время Первой мировой войны, когда два миллиона американских мужчин были рассортированы с помощью первого массового теста для


Эмоциональный интеллект



определения этого коэффициента в его бумажно-карандашной форме, только что разработанной Льюисом Терманом, психо­логом из Стэнфордского университета. За этим последовали десятилетия, названные Гарднером периодом «мышления ка­тегорией коэффициента умственного развития», «то есть что люди бывают либо сообразительными, либо нет, они такими рождаются, что с этим почти ничего нельзя поделать и что тес­ты поведают вам, принадлежите ли вы к сообразительным или нет. Тест академических способностей, проводимый при по­ступлении в университет, основан на том же самом представ­лении о единственной специальной способности, которая оп­ределит ваше будущее. Такой образ мышления распространя­ется в обществе».

Произведшая сильное впечатление книга Гарднера «Склад ума», вышедшая в 1983 году, явилась манифестом, доказываю­щим несостоятельность оценки с помощью коэффициента ум­ственного развития; в ней была изложена мысль о том, что ре­шающее значение для достижения успеха в жизни имеет не ка­кой-то единый монолитный ум, а скорее широкий спектр ум­ственных способностей с семью ключевыми разновидностями. Его список включает два стандартных академических вида, вер­бальную и логико-математическую сообразительность, но за ними в списке следуют способность пространственного мыш­ления, наблюдаемая, например, у выдающегося художника или архитектора; кинестетическая* одаренность, проявляющаяся в плавной подвижности тела и грации Марты Грэхем или Мэд-жик Джонсон, и музыкальный талант какого-нибудь Моцарта или ЙоЙо Ма. Завершают список два аспекта того, что Гард­нер называет личностными умственными способностями: та­лант межличностного общения, подобный таланту великого психотерапевта, например, Карла Роджерса, или лидера миро­вого масштаба, например, Мартина Лютера Кинга-мл., и «внут­рипсихическая» способность, которая могла проявляться, с

* Кинестезия — ощущения от собственных движений и относитель­ного положения частей своего тела; кинестетические ощущения — ощу­щения, возникающие в коже, мышцах, сухожилиях, суставах в результа­те движений.

3*



Дэниел Гоулман


одной стороны, в блестящих прозрениях Зигмунда Фрейда или — поскромнее — в виде внутреннего удовлетворения, ко­торое возникает в результате приведения своей жизни в пол­ную гармонию со своими истинными чувствами.

Ключевым словом в этом представлении умственных спо­собностей является определение «множественные»: гардне­ровская модель выходит далеко за пределы стандартной кон­цепции коэффициента умственного развития как единствен­ного и неизменного фактора. Она признает, что тесты, тира­нившие нас во время обучения в школе, — начиная с тестов достижений, которые рассортировывали нас на тех, кого пе­реводили в технические школы, и тех, кому суждено было по­ступать в колледж, и кончая тестами академических способ­ностей, с помощью которых определяли, какой именно кол­ледж, если об этом вообще могла идти речь, нам позволено будет посещать, — основаны на ограниченном представле­нии об интеллекте, ничего общего не имеющем с набором реальных умений и способностей, которые имеют значение для жизни и не учитываются коэффициентом умственного развития.

Гарднер признает, что семь — случайный показатель раз­нообразия умственных способностей; ибо несть числа много­численным человеческим талантам. В какой-то момент Гард­нер и его коллеги по исследовательской работе удлинили спи­сок с семи до двадцати различных разновидностей умственных способностей. Например, умственная способность к межлич­ностному общению подразделилась на четыре разные способ­ности: лидерство, способность развивать взаимоотношения и сохранять друзей, способность разрешать конфликты и талант в той области социального анализа, в которой отличилась че­тырехлетняя Джуди.

Такой многогранный взгляд на способность мышления дает более полное представление о дарованиях и потенциале ребенка в смысле достижения успеха, чем стандартный ко­эффициент умственного развития. Когда школьников, уча­ствовавших в проекте «Спектрум», оценили сначала по «шка­ле интеллекта Стэнфорда—Байнета» — некогда считавшей-


Эмоциональный интеллект



ся золотым стандартом во всех тестах для определения ко­эффициента умственного развития, — а потом по комбина­ции нескольких критериев, специально составленной для оп­ределения гарднеровского спектра умственных способнос­тей, никакой существенной зависимости между оценками детей по двум этим тестам обнаружить не удалось. Для пяти детей с самым высоким коэффициентом умственного разви­тия (от 125 до 133) были построены графики личностных ха­рактеристик по десяти измеренным в ходе теста «Спектрум» критериям способностей, которые существенно различались между собой. К примеру, из пяти «самых смышленых» — как следовало из тестов на коэффициент умственного развития — ребят один — согласно тесту «Спектрум» — был силен в трех областях, трое проявили способности в двух областях, а один «смышленый» ребенок имел лишь один талант. Да и сами критерии способностей обнаружили значительный разброс: четыре показателя талантов этих детей пришлись на музыку, два на изобразительное искусство, один на социальное по­нимание, один на логику и два на язык. Ни один из пяти де­тей с высоким коэффициентом умственного развития не был силен в пластике (в смысле совокупности телодвижений), математике или механике, причем пластика и обращение с числами оказались очевидно слабыми сторонами для двух из этих пяти.

По завершении тестов Гарднер пришел к выводу, что «Шка­ла интеллекта Стэнфорда— Байнета не позволяет прогнозиро­вать успех во всех видах деятельности или соответствующем подмножестве видов деятельности, предусмотренных програм­мой теста "Спектрум"». Но зато оценки, полученные при про­ведении теста «Спектрум», послужат родителям и учителям чет­ким руководством в отношении сфер деятельности, к которым эти дети, возможно, проявят спонтанный интерес и где они достаточно преуспеют, чтобы развить свои страстные увлече­ния, которые однажды смогут привести их от умения к мастер­ству.

Не остановившись на достигнутом, Гарднер продолжил раз­мышлять о множественности умственных способностей. Лет



Дэниел Гоулман


примерно через десять после первого опубликования своей те­ории Гарднер высказал краткое определение личностных ум­ственных способностей:

Межлич постный интеллект есть способность понимать других людей: что движет ими, как они работают, как рабо­тать в сотрудничестве с ними. Преуспевающие коммерсан­ты, политики, преподаватели, практикующие врачи-консуль­танты и религиозные лидеры, как правило, бывают индиви­дуумами с высоким уровнем межличностного интеллекта. Внутриличностный интеллект... это коррелятивная способ­ность, обращенная внутрь; способность создавать точную, соответствующую действительности модель самого себя и пользоваться этой моделью, чтобы успешно действовать в жизни.

Позднее Гарднер заметил, что в основе межличностного интеллекта лежат «способности уловить и надлежащим обра­зом отреагировать на настроения, темперамент, побуждения и делания других людей». В понятие внутриличностного интел­лекта, которое можно назвать ключом к самопознанию, он включил «доступ к собственным чувствам, а также способность проводить между ними различие и полагаться на них, чтобы управлять поведением».

Спок против Латы: когда познавательной способности недостаточно

В гарднеровских разработках присутствует один аспект лич­ностного интеллекта, на который многие ссылаются, но кото­рый мало исследуется, а именно роль эмоций. Возможно, это объясняется тем, что, как дал мне понять Гарднер, в своей ра­боте он твердо придерживается предложенной когнитивисти-кой* модели ума. Таким образом, в его представлении об этих умственных способностях особое значение придается позна­нию — пониманию себя и других с точки зрения мотивов, обра-

* Когнитивистика — наука о мышлении.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.