Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. Для контраста поговорим об одной женщине, которая на­ходилась на противоположном конце исследованного Лайне­ром диапазона






Для контраста поговорим об одной женщине, которая на­ходилась на противоположном конце исследованного Лайне­ром диапазона. Потеряв как-то раз свою любимую ручку, она на много дней лишилась душевного равновесия. В другой раз объявление о грандиозной распродаже женской обуви в доро­гом магазине привело ее в такое возбуждение, что она бросила все свои дела, вскочила в машину и три часа мчалась в этот мага­зин в Чикаго. Дайнер считает, что женщины вообще переживают как по­ложительные, так и отрицательные эмоции сильнее, чем муж­чины. А если оставить в стороне различия между полами, то эмоциональная жизнь богаче у тех людей, которые больше за­мечают. Эта повышенная эмоциональная чувствительность прежде всего означает, что малейшее раздражение вызывает у таких людей эмоциональные бури, то ли божественные, то ли адские, тогда как те, кто составляет диаметральную противо­положность, едва ли испытывают хоть какое-нибудь чувство даже в самых жутких обстоятельствах.

Бесчувственный мужчина

Гэри приводил в бешенство свою невесту Эллен, потому что, будучи знающим, вдумчивым и успешным хирургом, ос­тавался скучным в смысле эмоций, совершенно не отзываясь ни на какие проявления чувств. Хотя Гэри мог блестяще рас­суждать о науке и искусстве, когда дело доходило до его чувств — даже к Эллен, он замолкал. Она, как могла, пыта­лась выжать из него хоть каплю страсти, но все было напрас­но: Гэри оставался бесстрастным и ничего не замечал. «Я во­обще никогда не выражаю свои чувства», — сказал Гэри пси­хотерапевту, которого он посетил по настоянию Эллен. Ког­да речь зашла об эмоциональной жизни, он добавил: «Не знаю, о чем тут говорить; я не испытываю сильных чувств — ни по­ложительных, ни отрицательных».

Эллен была не единственной, кого расстраивало равноду­шие Гэри; как он сообщил по секрету своему врачу, он ни с кем не был способен открыто говорить о своих чувствах. Причина



Дэниел Гоулллан


заключалась в том, что он прежде всего не знал, что именно он чувствует. Насколько он мог судить об этом, он не испытывал никакого гнева, никаких печалей, никаких радостей.

Как замечает его врач, такая эмоциональная пустота делает Гэри и ему подобных бесцветными и «никакими». «Они на всех наводят скуку. Именно поэтому их жены отправляют их лечить­ся». Эмоциональная тупость Гэри служит примером того, что психиатры называют алекситимией от греческогоа — пристав­ки, обозначающей «отсутствие», lexis («лексис») — «слова, вы­ражения» wthymos («тимос») — «эмоции». Таким людям не хва­тает слов для выражения их чувств. В самом деле, кажется, что у них вообще нет никаких чувств, хотя в действительности они могут производить такое впечатление из-за своей неспособно­сти выразить эмоции, а не из-за их полного отсутствия. Психо­аналитики впервые обратили внимание на таких людей, при­веденные в замешательство категорией пациентов, которые не поддавались лечению их методами, потому что не сообщали ни о каких чувствах, ни о каких фантазиях и бесцветных снах — словом, ни о какой внутренней эмоциональной жизни речь во­обще не шла. Клинические признаки, характерные для алек-ситимиков, включают затруднения с описанием чувств, как их собственных, так и чувств других людей, и крайнюю ограни­ченность эмоционального словарного запаса. Более того, им трудно проводить различия как между эмоциями, так и между эмоцией и телесным ощущением, так что они могут жаловать­ся на то, что их мутит, на учащенное сердцебиение, потение и головокружение — и не знать при этом, что испытывают тре­вогу.

«Они производят впечатление особых чуждых существ, явившихся из другого мира, но живущих в обществе, где вла­ствуют чувства» — так описывает их д-р Питер Сифнеос, пси­хиатр из Гарвардского университета, который в 1972 году изоб­рел термин «алекситимия». Алекситимики, к примеру, редко плачут, но если уж они заплачут, слезы у них из глаз текут ручь­ями. Однако они жутко смущаются, если в этот момент их спро­сить, о чем они плачут. Одна пациентка, страдающая алекси­тимией, посмотрев фильм о матери восьмерых детей, которая умерла от рака, была так потрясена, что плакала, пока не за-


Эмоциональный интеллект



снула. Когда ее врач высказал предположение, что она расетро-илась из-за того, что фильм напомнил ей о ее собственной ма­тери, которая в это время умирала от рака, женщина словно окаменела и осталась сидеть в смущении, не шевелясь и не про­износя ни слова. Когда же он спросил ее, что она чувствовала в тот момент, женщина ответила, что чувствовала нечто «ужас­ное», но не смогла четко определить свои чувства и добавила, что иногда вдруг осознает, что плачет, но никогда точно не знает почему.

В этом и заключается суть проблемы. Дело не в том, что алекситимики вообще ничего не чувствуют, просто они не в состоянии до конца понять — и особенно выразить это слова- [/ ми, — какие именно чувства они испытывают. Они полностью лишены главной способности эмоционального интеллекта — самоосознаний, то есть понимания, что мы чувствуем, когда •внутри нае бушуют эмоции. Алекситимики опровергают акси­ому, проистекающую из здравого смысла, об абсолютной са­моочевидности того, какие именно чувства мы испытываем; это происходит из-за того, что у них нет, так сказать, ключа к по­ниманию чувств. Когда что-то, а чаще всего кто-то, побуждает их к чувствованию, они воспринимают переживание как нечто обескураживающее и подавляющее, от чего надо отделаться любой ценой. Чувства к ним если вообще и приходят, то ис­ключительно в виде одурманивающего букета горестей и бед; как определила эта женщина, которая плакала в кино, они чув­ствуют что-то «ужасное», но никогда не могут точно сказать, что такое это «ужасное», что они в данный момент чувствуют.

Подобная изначальная путаница с чувствами, видимо, час­то заставляет их жаловаться на неопределенные проблемы со здоровьем, тогда как в действительности они испытывают эмо­циональный дистресс — явление, известное в психиатрии как соматизация, то есть развитие соматических нарушений пси­хогенной природы, когда боль, связанную с эмоциями, прини­мают за физическую (и отличающуюся от психосоматического заболевания, при котором эмоциональные проблемы перехо­дят в разряд медицинских). Главную свою задачу психиатрия видит в том, чтобы вывести алекситимиков из рядов тех, кто приходит к докторам за помощью, поскольку они склонны дол-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.