Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественное творчество как представление (репрезентация)

Художественное творчество как выражение.

Большой вклад в разработку проблемы социально-психологической детерминированности художественного творчества внесли работы французских исследователей - И.Тэна, Э.Геннекена и др., а также русских ученых - А.А.Потебни, Д.Н.Овсянникова, Н.А.Куликовского. Они рассматривали художественное творчество как выражение общественной психологии своего времени, говорили о глубинном «родстве» и сотворчестве художника и читателя (слушателя, зрителя). С конца XIX века проблемами художественного творчества заинтересовались психологи, с чего начинается продолжительный период увлечения психоаналитическими подходами в рассмотрении сущности искусства и его роли в обществе (З.Фрейд, В.Вундт, В.Дильтей, Т.Липпс, К.Г.Юнг, Э.Нойман). Теоретическое творчество – это теоретическое использование, то есть поиск и открытие учеником нового для него правила, закона, теоремы и так далее. В основе этого вида лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность. Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности. В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет: Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Глава 29. Художественное творчество как способ “открытия мира” и “схватывания истины”.

Рассматривая процесс художественного творчества, эстетика не может обойти своим вниманием психологические его аспекты. Основатель «аналитической психологии» швейцарский психолог К.Юнг отмечал, что психология в своём качестве науки о душевных процессах может быть поставлена в связь с эстетикой. В своё время о загадочности процесса творчества говорил Кант: «…Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого».. В частности, Р.Декарт полагал, что художественное творчество должно подчиняться разуму, произведение должно иметь ясную внутреннюю структуру; задача художника – убеждать силой мысли, а не воздействовать на чувства. Разновидностью эстетической деятельности является художественное творчество, профессиональное и любительское. Создание произведений искусства представляет собой высшую форму эстетической деятельности.

Глава 30. Художник и общество: эстетические концепции XIX века.

Рубеж XIX – XX вв. в этом отношении стал логическим продолжением, созданных на стыке XVIII – XIX вв. эстетических и художественных концепций романтизма. Не случайно социокультурная ситуация XIX – XX вв. по мировоззренческим основам и мировосприятию напоминает ро-мантическую философско-эстетическую концепцию. А сама культура стала носить название не только декаданса, символизма, но и неоромантизма. Отдавая должное романтизму как искусству, разрушаемому условности общества, В.Брюсов считал, что новое искусство призвано продолжить, развить и углубить тенденции рубежа XVIII – XIX веков (1*). Одни из первых исследователей романтической эстетики второй половины XIX в. Дж. Дескин и Ш. Бодлер непроизвольно способствовали формированию символизма. Новая эстетика на Западе начинает развиваться во второй половине XIX в., тогда как в России в это время господствовал академизм и зарож-дался реализм. После опубликования Ж. Мореасом «Манифеста» в 1886 г. символизм становится общеевропейским явлением, нашедшим отражение в музыке, театре, живописи и философии. Постепенно в этот процесс в конце XIX в. включается и Россия, на которую особое влияние оказали французский символизм и, с 90-х гг. XIX в., философия Ф. Ницше.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ex.12. Read some information about the companies. Make a presentation about a company, using some facts from the texts below and additional materials of your own | Т l З l М l
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.