Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человека




Модуль 3. Экзистенциальные проблемы философской антропологии…..

Ростов-на-Дону

Философская антропология

Е.В.Золотухина-Аболина

(учебное пособие)

Оглавление

От автора……………………………………………………………..

Модуль 1. Что изучает философская антропология? ………

Глава 1.Специфика философской антропологии

1. Философская антропология среди других антропологий………..

2.Проблемы философской антропологии и ее язык

Глава 2.Изменение образа человека в истории философии ……

1. Образ человека в философии античности и Средневековья

2. Идея антропоцентризма: от Возрождения до наших дней

Тесты к модулю 1 …………………………………………..

Модуль 2. Проблемы родового человека………………………….

Глава 1. Сущность человека………………… …………………….

1. Разные представления о месте человека в мире……

2. Версии сущности человека. Проблема антропогенеза.……….

Глава 2. Природа человека………………………………….

3. Бытийныепротиворечия человека. Человеческое и сверхчеловеческое……………………………………………

4. Пространство и время человека……………………

5. Человек и история …………………………………………….

Глава 3. Свобода – сущностная черта человека.

1. Разные подходы к пониманию свободы…

2. Проблема свободного выбора……………………………………….

3. Свобода и ответственность…………………………………………..

 

Глава 4. Разум и рациональность как собственно-человеческие черты

1. Основные характеристики рациональности как свойства сознания…….

2. Основные характеристики рациональности как свойства поведения и деятельности……………………………………………..

3. Принципиальная ограниченность человеческой рациональности……..

 

Глава 5. Проблема телесности в философской антропологии

1. Социокультурный характер человеческого тела…………………

2. Дихотомический и холистический подходы к телу в культуре…..

3. Пол как природное начало и как гендер…………………………

 

Глава 6. Потребности и желания человека…………………………

1. Понятие потребности………………………………………………..

2. Иерархия базовых потребностей (по А.Маслоу)……………………

3. Понятие желания: философский и психологический аспекты……………………………

 

Глава 7. Проблема смысла жизни ………………………….

.

1.Смысл жизни и высшие ценности. Эмоционально-чувственное бытие смысла жизни ………………………

2.Преодоление смысловых кризисов: психологические механизмы……

3. Преодоление смысловых кризисов: мировоззренческие механизмы……

Тесты к модулю 2 ………………………………………………

Глава 1. Проблема человеческого «Я» ……………………

1. Человеческое Я и его границы……………………….

2. Особенности эмпирического Я…………………………………………..

3. Внутренняя структура и противоречия Я: разные подходы…………

 

Глава 2. Проблема человеческой судьбы …………………

1. Свобода и необходимость в судьбе…………………………

2. Запад и Восток о судьбе………………………………………………

3. Проблема судьбы как тема «выбора себя»…………………………

 

Глава 3. Жизненный путь человека

1. Рождение и детство – первые этапы жизни……………………

2. Юность – зрелость – старость……………………………….

3. Смерть.........................................................

 

 

Глава 4. Общение – понимание – одиночество

1. Проблема понимания Другого: версии возможностей……

2. Диалог и условия его реализации………………………..

3. Проблема одиночества…………………………….

 

 

Глава 5. Вера, надежда, любовь – экзистенциальные состояния

1. Вера и доверие…………………..

2. Парадоксальность надежды………………

3. Любовь: идеал и действительность

Тесты к модулю 3 ………………………………………………..

 

Заключение…………………………………………………………

Модуль 4. Приложение……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

От автора

 

Книга, которую сейчас держит в руках читатель, это учебный курс философской антропологии, но вместе с тем, это результат долгих размышлений автора и десятилетней лекционной работы.

Мне – автору – философская антропология нравится, она представляется мне полем многообразных возможностей для постижения нами, людьми, самих себя, и является ядром и сердцем всякого философствования. Ибо зачем философия, если не для того, чтобы ответить на глубинные экзистенциальные вопросы: зачем мы живем? свободны ли мы в своих решениях? что такое любовь? куда ведут нас пути индивидуальной судьбы?

Занятие философской антропологией - это опыт раздумий над фундаментальными характеристиками человечества и вместе с тем – попытка понять, как каждому из нас жить в мире, полном опасностей и перемен, как нам не только выжить, но и сохранить свой разум и достоинство, как, наконец, быть счастливым? Тексты философской антропологии – М.Шелера и Э.Фромма, В.Франкла и Ж.-П.Сартра, А.Маслоу и М.Бубера – выступают в этом случае как лучшие учителя и психотерапевты. Они точно никогда нас не подведут! Вот почему, занимаясь философской антропологией, надо читать не только учебники, даже хорошие, но в первую очередь произведения оригинальных мыслителей, на идеи которых опирается любой учебник или лекция. В связи с этим в конце этой книги помещено маленькое методическое пособие по изучению работ выдающихся антропологических мыслителей.

Кроме того, излагая основные тезисы своей книги, я рассчитывала на то, что, что студенты, изучающие антропологию, уже до некоторой степени знакомы с именами выдающихся мыслителей ХХ века, поэтому я не всякий раз делаю возле знаменитых имен ссылку с подробными пояснениями. В частности, я с первых же страниц упоминаю имя М.Хайдеггера полагаясь на осведомленность и эрудицию моих читателей.

Отправляя «в самостоятельную жизнь» этот текст, который до сих пор звучал лишь устно, я надеюсь, что к нему обратятся не только учащиеся, которым нужно сдать очередной экзамен, но и «просто люди» - «просто философы» по интересу и жизненному пафосу, которых привлекает рефлексия о мире и о себе. Мне хотелось бы дать пищу их уму и душе.

Вглядимся же пристальней в таинственную глубину бездонной темы Человека и попытаемся выявить и описать то, что поддается рациональному выявлению и словесному описанию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.