Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры седьмой и восьмой




Вывод

По своему отношению к повсеместному присутствию Аллаха люди разделились на три группы.

К первой группе относятся люди, которые считают, что общее присутствие Аллаха рядом с творениями заключается в Его всеобъемлющем знании, а частное присутствие Аллаха рядом с творениями заключается в Его божественной помощи и поддержке. В то же время они верят в то, что Аллах вознесся на Трон, над которым находится Его божественная сущность. К этой группе относятся ранние мусульманские богословы и их праведные последователи, чьи абсолютно правильные воззрения мы уже обсудили выше.

Ко второй группе относятся люди, которые считают, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью и находится среди Своих творений на земле. При этом они отрицают то, что Аллах вознесся на Трон и находится над ним Своей божественной сущностью. К этой группе относятся хулулиты (букв. “пантеисты”) из числа ранних джахмитов и их последователей, однако их убеждения порочны и несправедливы, в чем были единодушны все ранние мусульманские богословы.

К третьей группе относятся люди, которые считают, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью, но в то же время находится над Троном. О воззрениях этих людей особо упомянул шейх-уль-ислам Ибн Теймийя[65]. Они полагают, что руководствуются очевидным смыслом священных текстов, в которых упоминается о присутствии Аллаха рядом с творениями и Его нахождении над Троном, однако в действительности это не так. Эти люди заблуждаются, потому что священные тексты о присутствии Аллаха рядом с творениями не свидетельствуют о единстве Аллаха с творениями. Подобный пантеизм является ложью, а очевидный смысл слов Аллаха и Его посланника не может быть ложным.

 

Примечание первое

Помни, что первые мусульмане и ранние мусульманские богословы не считали, что присутствие Аллаха рядом с творениями ограничивается только божественным знанием. Оно также заключается в том, что Аллах объемлет Своих рабов слухом, зрением, могуществом, властью и другими божественными качествами.

 

Примечание второе

Ранее мы уже упоминали о том, что высокое положение Всевышнего Аллаха подтверждается Кораном, Сунной, здравым смыслом, подсознанием и единым мнением первых мусульман. Коранические тексты свидетельствуют об этом по-разному.

В некоторых аятах сообщается о том, что Аллах вознесся на Трон и находится на небесах. Например, Всевышний Аллах сказал: «Его престол объемлет небеса и землю, и Ему не в тягость охранять их. Он – Возвышенный, Великий» Сура “аль-Бакъара” (“Корова”), аят 255.

Он также сказал: «Он – Одолевающий и находится над Своими рабами» Сура “аль-Ан’ам” (“Скот”), аят 18.

Он также сказал: «Он – Милостивый, Который вознесся на Трон» Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

Он также сказал: «Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете цену Моему увещеванию!» Сура “аль-Мульк” (“Власть”), аяты 16-17.

В некоторых аятах сообщается о том, как творения или деяния возносятся к Аллаху. Например, Всевышний Аллах сказал: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит доброе дело» Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 10.

Он также сказал: «Ангелы и дух восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет» Сура “аль-Ма’аридж” (“Ступени”), аят 4.

Он также сказал: «О Иса! Я упокою тебя и вознесу к Себе» Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аят 55.

А в некоторых аятах упоминается о том, как некоторые творения и веления нисходят от Аллаха. Например, Всевышний Аллах сказал: «Скажи, что святой Дух спустился с ним от твоего Господа» Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 102.

Он также сказал: «Он распространяет Свое повеление от неба и до земли, а затем оно опять восходит к Нему в течение дня, который по вашему счету продолжается тысячу лет» Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аят 5.

Что же касается доказательств из Сунны, то они объединяют не только пророческие изречения и действия, но и молчаливое согласие Посланника Аллаха с подобными высказываниями. Хадисов по этому поводу настолько много, что их можно считать общеизвестными, и они также по-разному свидетельствуют о высоком положении Аллаха. Например, во время земного поклона Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Пречист мой Всевышний Господь!» [66]

Он также сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, Он сделал надпись у Себя над Троном о том, что Его милость опережает Его гнев» [67]

Он также сказал: «Неужели вы не доверяете мне, тогда как я являюсь доверенным Того, Кто на небе?» [68]

А находясь на кафедре в пятничный день, он воздел руки к небу и сказал: «О Аллах! Ниспошли нам дождь!» [69]

А во время проповеди в день Арафы, когда люди засвидетельствовали, что он донес послание, выполнил миссию и дал самые искренние наставления, он показал рукой на небо и сказал: «О Аллах! Будь же свидетелем!» [70]

А когда на вопрос о том, где находится Аллах, рабыня сказала, что Аллах находится на небе, он согласился с этим и сказал ее господину: «Отпусти ее, потому что она – правоверная» [71]

Что касается логических аргументов, то здравый смысл подсказывает нам, что Всевышний Аллах обладает только качествами совершенства и далек от любых недостатков и изъянов. Высокое положение является признаком совершенства, в то время как низкое положение является недостатком, а это обязывает правоверных верить в Его высокое положение и отвергать обратное.

Что касается человеческого подсознания, то оно однозначно свидетельствует о высоком положении Всевышнего Аллаха, потому что каждый молящийся или испуганный человек тотчас устремляется всем сердцем ко Всевышнему Господу и обращает свои устремления к небу, а не в другую сторону.

Спросите у молящихся, которые во время каждого земного поклона повторяют: «Пречист мой Всевышний Господь!» Куда устремляются их души в этот момент?

Что же касается единого мнения первых мусульман, то абсолютно все сподвижники, их последователи и ранние мусульманские богословы единодушны в том, что Всевышний Аллах вознесся на небо и находится над Троном. Высказывания мусульманских богословов на эту тему хорошо известны[72]. Аль-Ауза’и сказал: «Мы и последователи сподвижников были единодушны в том, что напоминание Всевышнего Аллаха находится над Троном. Мы верим в те божественные качества, которые упоминаются в Сунне» [73]. Мусульманские богословы неоднократно упоминали о том, что среди праведных богословов нет разногласий по этому поводу. Да и какие разногласия могут быть после того, как нам стали известны перечисленные выше неопровержимые доказательства. Воистину, отказаться от них могут только высокомерные гордецы с ослепшей душой, чьи чувства и помыслы исказились под влиянием наущений сатаны. Да одарит нас Всевышний Аллах благополучием и благоденствием!

Из всего сказанного становится предельно ясно, что Всевышний Аллах превыше Своих творений как Своей божественной сущностью, так и своими безупречными качествами, и это является самым ясным, самым доказуемым, самым справедливым и самым правдивым утверждением.

 

Примечание третье

Дорогой читатель! Однажды я написал статью для некоторых студентов, которая содержала выдержки из речей, которые я произносил на разных собраниях, посвященные вопросу о присутствии Всевышнего Аллаха рядом со своими творениями. В этой статье говорится: «Мы убеждены в том, что Всевышний Аллах присутствует рядом со Своими творениями. Это присутствие истинно по существу и полностью соответствует величию Аллаха. Оно означает то, что Аллах объемлет все сущее знанием, могуществом, слухом, зрением, властью и господством. Он далек от того, чтобы находиться среди творений и разделять с ними пространство. Напротив, Он – Возвышенный. Он превыше творений Своей божественной сущностью и своими божественными качествами, причем высокое положение относится к тем качествам, которые связаны с божественной сущностью Аллаха и присущи Ему во все времена. Он вознесся на Трон в полном соответствии со Своим величием и совершенством, и это никоим образом не противоречит Его присутствию рядом с творениями, потому что Священный Коран гласит: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

Говоря, что присутствие Аллаха “истинно по существу”, я хотел подчеркнуть истинность присутствия Всеблагого и Всевышнего Аллаха рядом с творениями. Я не имел в виду, что Аллах Своей сущностью находится на земле среди творений.

Этого нельзя предположить уже потому, что в той же самой статье я написал: «Он далек от того, чтобы находиться среди творений и разделять с ними пространство. Напротив, Он – Возвышенный. Он превыше творений Своей божественной сущностью и Своими божественными качествами, причем высокое положение относится к тем качествам, которые связаны с божественной сущностью Аллаха и присущи Ему во все времена».

Кроме того, в этой же статье я сказал буквально следующее: «Мы считаем, что всякий, кто предполагает, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью, является либо неверующим, либо заблудшим. Если же он приписывает подобные воззрения кому-либо из ранних мусульманских богословов или имамов, то он является лжецом».

Ни один благоразумный человек, познавший качества Аллаха и оценивший Его достойным образом, не станет утверждать, что Аллах находится среди творений на земле. Я опровергал и продолжаю опровергать подобные воззрения на каждом собрании и уроке, которые бывают посвящены этому вопросу.

И поэтому я прошу Всевышнего Аллаха укрепить меня и моих братьев-мусульман твердым словом как при жизни на земле, так и после смерти!

После написания этой статьи я написал еще одну статью, которая была опубликована в журнале “ад-Да’уа” (“Призыв”), который выходит в Эр-Рияде. Эта статья вышла в свет в 911 номере журнала в четвертый понедельник месяца мухаррам 1404 г.х. В ней я разделил воззрения шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, о том, что Аллах действительно присутствует рядом с творениями и что это никоим образом не свидетельствует в пользу пантеизма и единства Аллаха с творениями. И тем более это не может свидетельствовать о правдивости выводов, которые вытекают из воззрений о единстве Аллаха с творениями. В этой статье я посчитал обязательным для себя показать несообразность использования выражения “по существу” в данном контексте[74]. Я также перечислил несколько путей того, как следует совмещать веру в высокое положение Всевышнего Аллаха и Его присутствие рядом с творениями.

Помни, что каждое выражение, которое дает основания предположить, что Всевышний Аллах находится среди творений на земле или что Он не вознесся на Трон и не находится на небесах, является неправильным, потому что подобные воззрения не соответствуют величию и совершенству Всевышнего. Мусульмане обязаны опровергать подобные выражения, кому бы они ни принадлежали, как бы они ни выглядели.

Мусульмане также обязаны избегать высказываний, которые могут побудить некоторых людей думать об Аллахе неподобающим образом. Что же касается божественных качеств, которые упомянуты в писании Всевышнего Аллаха и изречениях Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, то мусульмане обязаны верить в них, проповедовать такие воззрения и разъяснять истину тем, кто делает ошибочные предположения, не соответствующие совершенству Великого и Могучего Аллаха.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.