Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Водоснабжение и канализационная сеть могут вдохнуть жизнь в торговый район Дюнкерка




Лидеры планируют

Политика дирекции подвергается сомнению

Не считая читателей, которые могли бы заинтересоваться мате­риалом с таким заголовком, он никому ничего не говорит. Нельзя ут­верждать и то, что читатель знаком с предыдущими материалами по данной теме. Размер заголовка недостаточен, чтобы раскрыть основ­ную идею статьи - что необоснованные обвинения в адрес дирекции школы прекратились.

Приняв как аксиому, что заголовки увеличивают читаемость (даже если читаются только они), следует выбирать размер шрифта заголовков, которые соответствовали бы важности материала.

Этот заголовок, существующий на все случаи жизни, может быть использован в нескольких материалах каждого выпуска. Беда в том, что и он ничего не сообщает. Какие лидеры? Планируют что? Заголовок должен содержать ключевые слова.

Выбор слов неподходящий. Словосочетание «вдохнуть жизнь» вряд ли подходит для заголовка, в котором упоминается канализаци­онная сеть.


го для «сильных» заголовков количества позиций, что породило мно­жество слабых.

Примерно в то же время появились исследования, доказывав­шие, что многие читатели - из-за выборочного интереса или нехват­ки времени-удовлетворяются информацией, полученной при чтении заголовков, и никогда не читают сами материалы. По этой причине редакторы сегодня используют в некоторых материалах один подза­головок в дополнение к основному заголовку.

Тем временем новая технология избавила редакторов от необхо­димости втискивать суть сложной статьи в строго отведенное для за­головка число позиций. Во времена горячего набора часто невозмож­но было поместить заголовок в это «прокрустово ложе». Такие заго­ловки назывались «разжалованными», так как их приходилось сокра­щать. Сегодня, с распространением компьютеров, можно уплотнить заголовок, который занимает, например, 48 позиций, до 46. Исследо­вания показывают, что для глаза это уплотнение почти незаметно.

Как правило, легче работать с «нисходящими» заголовками, т. е. с такими, в которых только первое слово и имена собственные пи­шутся прописными буквами, а все остальное - строчными. Так как строчные буквы уже, на отведенном для заголовка месте их может поместиться больше. Умение писать заголовки, однако, не означает только подгонку количества букв под отведенные позиции. В заго­ловках должна содержаться суть материала. В них не следует ни пре­уменьшать, ни преувеличивать значение фактов материала - необхо­димо только точное отражение. Многие судебные иски против газет были возбуждены из-за неправильных, неточных, вводящих в заблу­ждение заголовков.

Слабые заголовки получаются при использовании слов, не име­ющих отношения к материалу. Часто в заголовках неопытного жур­налиста много «воды». Запомните: заголовок содержит только точ­ные, ключевые слова. Ниже мы рассмотрим несколько примеров.

Когда журналисту приходится слишком долго копаться в мате­риале в поисках точной формулировки заголовка, это означает, что идея самого материала выражена туманно, или, как говорят журна­листы, «похоронен лид».

Существуют и определенные тонкости. Глагол - главный эле­мент заголовка - в многострочном варианте должен стоять в первой строке. Лучше не разгонять по отдельным строкам сложные сказуе­мые, прилагательные и определяемые ими существительные, а так­же устоявшиеся словосочетания.

Избегайте незнакомых, загадочных сокращений, но те, что ста-;
ли широко известными, вполне употребимы. |

114 '

 

Акупунктурист Дэвид Мерсиер выступает на собрании в Ротари-клубе во время ленча

Заголовок демонстрирует несколько обычных промахов. В ма­териале сообщается, что акупунктурист был гостем, неизвестным до этого в широких кругах. Поэтому его имя не слишком важно для за­головка. «Ленч» и «собрание» являются ненужными подробностями, так как о месте встречи сообщается. Убирайте неопределенности, экономьте место для точных, нужных слов.

Человек отмечает 92-й день рождения

Нельзя назвать заголовок неправильным, но он неинформативен и неинтересен. Лучшей приманкой для читателя было бы:

В свои 92 Артур Саутард бодро смотрит в будущее

Итак, избегайте ненужных слов и излишних подробностей, ищи­те оптимальную длину заголовка. Помните, что каждый заголовок должен «продать» материал.

В редакционной спешке заголовкам часто не уделяется доста­точного внимания. Это серьезная ошибка, от которой проигрывают материалы и в конечном итоге газета в целом. В высокопрофессио­нальной газете неудачные заголовки часто переписываются заново. И когда газета безупречна в заголовках, она обычно безупречна во всех отношениях.


Телерадиовещание: ясность в эфире

Сокращенный вариант статьи из книги Джеймса Тлена Стовалла «Как писать для средств массовой информации». Печатается с разрешения.

Какие качества необходимы, чтобы достичь успеха, ра­ботая в системе телерадиовещания? Ответ прост - сообразитель­ность, усердие, надежность и чувство языка.

Хотя телерадиовещание является одновременно и звуковым и ви­зуальным средством передачи информации, сценарий почти всего, что вы видите и слышите, будь то новости или развлекательные передачи (за исключением прямых трансляций, например спортивных соревно­ваний), сначала пишется на бумаге. Эфирное время слишком дорого, чтобы полагаться на авось. Поэтому индустрии телерадиовещания всегда нужны были люди, умеющие писать ясно, кратко и точно.

Всегда нужны журналисты, стремящиеся тщательно изучать те­мы своих материалов, понимать их достаточно хорошо для ясного из­ложения. Нужны журналисты, ничего не имеющие против упорного труда и переделывания материалов, если это необходимо. Особо це­нится умение работать при жестких сроках сдачи материалов.

Многие руководства по работе в системе телерадиовещания го­дятся и для работы в печатных средствах массовой информации, но есть несколько важных различий, которые мы рассмотрим ниже. Эти различия касаются критериев отбора новостей, характеристик языка и структуры материалов, а также стиля, в котором преподносится ин­формация.

Для телерадиожурналистов, как и для журналистов печатных средств массовой информации, наибольший интерес представляют события, касающиеся многих людей; выдающиеся личности, чьи


имена часто мелькают в новостях; спорные злободневные вопросы; события, происходящие в стране; а также события, содержащие кон­фликт или элемент необычности.

Тем не менее из-за возможностей и ограничений вещания в эфи­ре телерадиожурналисты отбирают информацию для материалов не­сколько иначе, чем это делают журналисты газет. Вот несколько критериев, по которым обычно отбираются новости для эфира:

Своевременность. Это качество информации для телерадио-журналиста значит гораздо больше, чем для репортера газеты. Цикл выхода газеты - день или несколько дней, цикл выпуска телерадио-новостей - час или даже меньше. Новости должны быть информаци­ей последней минуты, особенно это касается радионовостей. Инфор­мация о событии, которое произошло больше часа назад, уже может оказаться устаревшей. Слушая информационное сообщение о каком-то событии, вы ожидаете самых свежих новостей, и это именно то, что телерадиожурналист обязан вам предоставить.

Информация, а не объяснения. Телерадиожурналисты подбира­ют материалы, которые относительно просты и не требуют сложных разъяснений. Максимальная продолжительность телерепортажа - 2 минуты, более обычная - 20-30 секунд. Этого времени недостаточно для подробного объяснения сложной проблемы, но его хватит на то, чтобы дать слушателю или зрителю несколько фактов по существу. Конечно, если какая-то важная тема требует комментариев, без них не обойтись. Для журналиста это тест на профессионализм - необхо­димы практика и талант, чтобы свести суть сложного материала к не­скольким простым, но емким предложениям.

Воздействие аудио- и видеоматериалов. Телерадиожурналисты ищут такую информацию, которую можно проиллюстрировать ау­дио- и видеоматериалами. Видеосюжет о наводнении гораздо более красноречив, чем его словесное описание ведущим. Часто новости отбираются только по этому критерию, хотя сами по себе они могут и не заслуживать особого внимания. Такой подход является спорным, но тем не менее наличие аудио- и видеоматериалов остается одним из основных критериев отбора новостей для эфира.

Требования к материалам. Пять вопросов газетной журналисти­ки - кто, что, где, когда и почему - дополняются четырьмя прави­лами журналистики «эфирной»: правильность, ясность, краткость и колорит. Эти основные правила и определяют стиль материалов для эфира.

Самое главное правило: все, что делает эфирный журналист, должно прежде всего работать на наиболее точное изложение собы­тий.


В силу приведенных выше критериев материалы для эфира име­ют некоторые специфические черты, отличные от газетных. Отли­чается и их подготовка.

Прежде всего это акцент на сиюминутность. Новости эфира есть информация последней минуты, и подаваться они должны соответст­венно. В газетных материалах может использоваться прошедшее время глаголов, новости для эфира предпочтительны в настоящем времени. Если материал в газете может начинаться, например, так:

«Президент заявил вчера, что он поддержит предложение по уве­личению налогов на заседании конгресса на этой неделе...» -

то новость в эфире должна звучать иначе: «Президент заявляет, что он - за увеличение налогов...»

Другая важная черта: материалы для эфира требуют разговор­ного языка. Даже самая понятная и простая газетная статья будет звучать неестественно, если ее читать вслух. Поскольку материалы для эфира предназначены для чтения вслух, их следует писать для ушей, а не для глаз.

Самое главное - и самое сложное для начинающих - уметь фор­мулировать мысли точно и кратко. Времени слишком мало, и оно не должно тратиться на лишние слова. Поэтому нужно много работать над упрощением и уплотнением материалов. Вот несколько советов, с помощью которых этого можно добиться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.