Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы докладов. 1. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры




1. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

2. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

3. Влась и насилие в политической концепции Н. Макиавелли.

4. Идеальное государство в сочинениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

 

Контрольные вопросы и контрольные задания

1. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по-вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения?

 

2. Рассмотрите аргументы в пользу существования Бога. Считаете ли Вы их доказательствами (обоснуйте свой ответ).

 

3. В каком смысле следует понимать выражение: " В средневековой философии произошло открытие человеческой личности"?

 

4. В чем выразилась принципиальная новизна философии эпохи Возрождения в понимании природы и человека?

 

5. Почему только в эпоху Возрождения гуманизм стал широким общественным движением?

 

6. В чем суть философских достижений эпохи Возрождения, оказавших влияние на философию Нового времени?

 

7. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?

 

8. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?

 

9. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно.

 

10. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:

1) практический и теоретический индивидуализм;

2) движение цивилизации против дикости (средневековья);

3) время безбожия и язычества;

4) культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

5) светский дух религии с тенденцией к язычеству;

6) движение культуры против бескультурья и варварства;

7) освобождение от власти авторитетов;

8) особенное внимание к истории;

9) чрезвычайный вкус к искусствам;

10) обновление духовной жизни.

 

11. Укажите наиболее характерные черты философии Средневековья:

а) схоластика

б) догматизм

в) софистика

г) диалектика

д) креационизм

е) скептицизм

ж) примат веры над разумом

з) созерцательность

и) примат знания над верой

к) строгая логика

 

12. Истоки средневековой философии находятся в:

1) атомистической философии античности;

2) философии Возрождения;

3) философии Сократа;

4) философии Платона, стоиков и эпикурейцев.

 

13. Онтологическим принципом средневековой философии является:

1) рационализм;

2) креационизм;

3) откровение;

4) формализм.

 

14. "Ангельским доктором" называли впоследствии средневекового мыслителя:

1) Фому Аквинского;

2) Августина Блаженного;

3) Аристотеля;

4) Марка Аврелия.

 

15. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

1) историзм;

2) рационализм;

3) откровение;

4) креационизм

 

15. "Отцом схоластики" называют средневекового мыслителя:

1) Фому Аквинского;

2) Августина Блаженного;

3) Пьера Абеляра;

4) Боэция.

 

16. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:

1) идея общего (понятие) предшествует вещи;

2) реальны лишь единичные вещи, а " имена после вещей";

3) идея вещи не соответствует материальному воплощению;

4) идея идентична вещи.

 

17. Что такое "патристика"?

а) учение отцов церкви периода Х - ХIV в. н.э.;

б) учение отцов церкви периода перехода от античной к средневековой философии (I-VII в. н.э.).

 

18. Почему в средневековую эпоху философия была "служанкой богословия"?

а) потому, что авторитет церкви, Священного Писания был неизмеримо выше любой философской идеи;

б) одни устали от философии, другим, в отличие от простых христианских истин, она была непонятна.

 

19. Апологеты во II в. н.э.:

а) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

б) рассматривали противоположность духа и материи;

в) защищали, оправдывали христианское вероучение.

 

20. Квинт Тертуллиан провозгласил:

а) "Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего";

б) "Верую, потому что нелепо";

в) "Божественное и дьявольское постоянно борются между собой";

г) "Ищите и обрящете".

 

21. По Филону Александрийскому Бог творит мир и управляет им через своего посредника - Логоса. Логос – это

а) сотворенный Богом Дух;

б) иудейский Бог Яхве.

 

22. Теоцентризм - это учение о том, что определяющей
реальностью является:

а) Бог;

б) природа;

в) материя;

г) сознание.

 

23. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из:

а) пылегазовой туманности;

б) вакуума;

в) из ничего.

 

24. Провиденциализм - это:

а) учение о реальном существовании сверхъестественного;

б) понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;

в) совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творений Бога.

 

25. В христианском мировоззрении главной целью жизни человека является:

а) спасение души;

б) достижение личного счастья;

в) беззаветное служение Родине.

 

26. Его называли "первым отцом схоластики" и "Карлом Великим схоластической философии":

а) Ансельм Кентерберийский;

б) Иоанн Росцелин;

в) Иоанн Скотт Эриугена;

г) Пьер Абеляр.

 

27. Задача средневековой философии с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

 

28. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом;

б) наукой и теологией;

в) теологией и философией;

г) философией и наукой.

 

29. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:

а) Платона об идеях;

б) Аристотеля о сущности вещей;

в) Плотина об эманациях;

г) Порфирия о характере родов и видов.

 

30. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно- философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

 

31. Какие изменения в экономике и культуре повлияли на становление натурфилософии Возрождения?

а) появление мануфактур, зачатков рыночного хозяйства;

б) выдающиеся технические открытия и нововведения;

в) изобретение книгопечатания;

г) возникновение многочисленного слоя буржуазной интеллигенции;

д) некоторые организационные изменения в церковных структурах.

 

32. Для нового, гуманистического мировоззрения характерны:

а) коллективизм;

б) антропоцентризм;

в) иррационализм;

г) культ творческой деятельности.

 

33. Особенностями философской мысли эпохи Возрождения являются:

а) схоластика;

б) патристика;

в) антисхоластический характер;

г) натурфилософия;

д) пантеизм.

 

34. Назовите наиболее известных представителей пантеизма эпохи Возрождения:

а) И.Кеплер;

б) Дж. Бруно;

в) Н. Кузанский;

г) Парацельс.

 

35. По мнению Н. Кузанского:

а) природа конечна в пространстве;

б) природа бесконечна в пространстве;

в) Земля есть центр Вселенной;

г) Земля не есть центр Вселенной;

д) сфера звезд есть окружность, замыкающая мир.

 

36. Мировоззрение Дж. Бруно в целом:

а) идеалистическое;

б) материалистическое.

 

37. Философия Дж. Бруно - это:

а) деизм;

б) креационизм;

в) панпсихизм;

г) дуализм.

 

38. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

а) гуманизм;

б) объективизм;

в) цинизм;

г) анархизм.

 

39. Термин "реформация" имеет отношение к критике:

а) католической церкви;

б) английской буржуазии;

в) французских рантье;

г) немецкого бюргерства.

 

40. По мнению М. Лютера, вся жизнь верующего человека должна быть:

а) посвящена искуплению прегрешений путем совершения "святых дел";

б) покаянием, состоящем в добросовестном исполнении человеком своего земного призвания.

 

41. Какова причина общественных катаклизмов и бед, по мнению философов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы?

а) недостаток знаний;

б) частная собственность;

в) человеческое несовершенство.

 

42. По мнению многих средневековых мыслителей, разделение "областей" познания между философией и теологией должно быть таково:

а) Предмет философии - истины откровения, предмет теологии - истины разума;

б) философия изучает творящие бытие, а теология - сотворенное;

в) философия исследует бытие Бога, а теология - природу;

г) истины разума - предмет философии, истины откровения - предмет теологии.

 

43. Взаимоотношения тела, духа и души в понимании средневековых философов:

а) дух подчиняется душе, душа - телу;

б) душа подчиняется телу, а тело - духу;

в) тело подчиняется душе, душа - телу;

г) тело подчиняется духу, а он - душе.

 

44. Для средневековой христианской философии были характерны:

а) дуализм, рационализм и космоцентризм;

б) антропоцентризм, материализм и механицизм;

в) теоцентризм, эмпиризм и метафизика.

 

45. Развернувшаяся в средневековой философии дискуссия между реалистами и номиналистами - это спор о …

а) природе общих понятий;

б) первоосновах бытия;

в) бессмертии души;

г) смысле жизни.

 

46. Гуманизм эпохи Возрождения выражается в следующем положении:

а) человек ничего не может изменить в этом мире, поэтому ему следует изменить свое отношение к миру;

б) вся жизнь человека предопределена Божественным Провидением и не следует ему противиться;

в) человек в своем творчестве подобен Богу, обладает свободой выбора, чтобы самому творить свою судьбу и оценивается по степени реализации творческих способностей;

г) человек - не то, чем следует гордиться, а то, что необходимо превзойти, став Сверхчеловеком.

 

47. "Если плоть произошла ради духа, это чудо. Если дух ради тела, то это чудо из чудес, но я удивляюсь тому, как такое богатство заключено в такой бедности". И.Христос. Прокомментируйте слова И. Христа - философа.

 

48. В античности и в средние века методы метафизического познания следующие:

а) ограничивались рассуждениями в пространстве чистой мысли, не включали в себя чувственный опыт и предметно-практические действия и проверки;

б) делали акцент на естественнонаучных изысканиях;

в) предпочитали практические действия;

г) стремились совместить науку и практику.

 

49. Одной из основных задач при решении проблемы бытия, начиная с античности, было:

а) выяснение соотношения бытия как реальности, находящейся "за" миром чувственным с вещами этого мира, при котором критерием расположения вещей на иерархической лестнице служила степень их свободы от материи;

б) открытие законов мира;

в) выяснение места человека в мире;

г) познание Высшего Разума.

 

50. Номинализм как философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий) возник

а) в V в. н.э.

б) в V в. до н.э.

в) в XV в.

г) в XX в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.