Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. 1. Творчество Ф. Брунеллески




1. Творчество Ф. Брунеллески.

2. Творчество Донателло.

3. Творчество Мазаччо.

 

Представителями этого периода были: Филиппо Брунеллески, Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди), Мазаччо.

БРУНЕЛЛЕСКИ, ФИЛИППО (Brunelleschi, Filippo) (1377–1446), итальянский архитектор, скульптор, изобретатель и инженер. Родился во Флоренции, начал творческую деятельность как скульптор. Бронзовый рельеф Жертвоприношение Исаака (музей Флорентийского собора) создан им в 1401 в качестве конкурсной работы на право выполнить новые двери флорентийского Баптистерия. Брунеллески проиграл на этом конкурсе Лоренцо Гиберти, после чего сосредоточил свое внимание на архитектуре. За 16 лет, в течение которых осуществлялось строительство купола Флорентийского собора (1420–1436), и до своей смерти в 1446 Брунеллески возвел во Флоренции целый ряд зданий, придавших архитектуре принципиально новый импульс. В приходской церкви Сан Лоренцо, ставшей семейным храмом Медичи, он сначала возвел ризницу (окончена в 1428 и обычно именуется Старой сакристией, в отличие от Новой, построенной Микеланджело столетием позже), а затем перестроил всю церковь (1422–1446). Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти, 1421–1444), церковь Санто Спирито (начата в 1444), капелла семейства Пацци во дворе францисканского монастыря Санта Кроче (начата в 1429) и ряд других замечательных зданий ренессансной Флоренции связываются с именем Брунеллески.

Если вопросы авторства и датировки этих зданий периодически вызывают дискуссии, то никто и никогда не ставил под сомнение тот факт, что новый язык архитектуры, созданный Брунеллески и подхваченный его последователями, означал решительный разрыв со средневековым прошлым. Новый стиль искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане, вроде флорентийского баптистерия, а кроме того – в византийских и исламских постройках. Выраженный с наибольшей четкостью в интерьерах Старой сакристии и капеллы Пацци, этот стиль отличается ясной логикой композиционного решения и визуальной гармонией. Отдельные части зданий объединены системой пропорций и повторяемостью строгих геометрических форм, они подчеркнуты с помощью излюбленного приема Брунеллески – контраста ярко освещенных стеновых панелей и деталей украшения, выполненных из более темного камня. Обращаясь к своему скульптурному опыту, Брунеллески требовал пристального внимания к резным элементам – таким, как капители, пилястры, обломы, что привело к утверждению во флорентийском строительном деле новых эталонов мастерства и красоты. Пожалуй, никому другому из мастеров раннего Возрождения не удалось столь органично соединить теоретические представления с их практическим осуществлением. Умер Брунеллески во Флоренции 15 апреля 1446.

ДОНАТЕЛЛО (Donatello) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло (уменьшительное имя), родился в 1386 во Флоренции, был сыном ремесленника, чесальщика шерсти. Неизвестно у кого он учился, но, вероятно, он начал трудиться в мастерских, ведущих работы над украшением Собора Санта Мария дель Фьоре. Тогда он сблизился с Филиппо Брунеллески (1377–1446), с которым его связывала дальнейшая близкая дружба. В 1404–1407 Донателло работал помощником в мастерской Лоренцо Гиберти (1378–1455), принимая участие в выполнении северных дверей баптистерия Собора.

Созданная Донателло Мраморная скульптура Давида (1408–1409, Национальный музей, Флоренция) показывает юношу в момент победы над Голиафом. Хотя в трактовке образа автор опирается на античные традиции, но еще прослеживается довольно сильное влияние средневекового готического искусства. В 1416 статуя была куплена синьорией, в 18 в. оказалась в Уффици, а в конце 19 в. – в Национальном музее.

В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Луки, гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле, исполненную для одной из наружных ниш церкви. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Он использовал т.н. хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья. Хиазм – это постановка тела, при которой вся тяжесть тела приходится на одну ногу, а другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.

Донателло – первый скульптор эпохи Возрождения, отошедший от средневековых традиций. Он положил начало скульптурному портрету, показу богатства индивидуальности человека, вновь обратился к античным идеалам, решил проблему устойчивой постановки фигуры, возродил изображение обнаженного тела в скульптуре, создал первый светский памятник, новый тип надгробия, стал использовать в своих произведениях линейную перспективу.

МАЗАЧЧО (1401–1428) (Masaccio) – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Giovanni di Simone Guidi) – великий итальянский художник эпохи Возрождения, прозванный Мазаччо, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи кватроченто.

Он родился 21 декабря 1401 в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно. Его отец умер, когда будущему художнику исполнилось всего пять лет. Мать, хозяйка небольшой деревенской гостиницы, вышла замуж вторично – за местного аптекаря, который также умер, когда Мазаччо было 16. Он приехал во Флоренцию учиться живописи. Его биограф, художник эпохи ренессанса, Джорджо Вазари (1511–1574), рассказывал, что прозвище Мазаччо («Неуклюжий») было дано ему за его невнимание к окружающей жизни.

Одними из его первых учителей считаются Мазолино да Паникале и Мариотто ди Кристофано, хотя живопись этих двух мастеров совершенного разного склада, и в произведениях Мазаччо отсутствуют видимые признаки влияния их творчества. Подлинной школой для Мазаччо стало его общение с Брунеллески и Донателло.

В 1422 Мазаччо внесли в списки членов корпорации врачей и аптекарей, к которой принадлежали и художники, с 1424 он стал членом гильдии св. Луки.

В Чуде со статиром (статир – древнегреческая монета) многофигурная композиция разделена на три части: на фоне пейзажа в центре показано начало истории, когда Христос и его ученики были остановлены сборщиком подати. Христос велит Петру выловить рыбу и достать из нее монету – этот эпизод расположен слева. Справа – Петр вручает стражнику деньги. В повествовательной композиции даны три разновременных эпизода согласно средневековой традиции. Но в нарушение этой традиции, сцены в ней не идут последовательно одна за другой. Главное действующее лицо – Христос, он – центр группы апостолов, центр композиции, смысловой центр произведения. Фигуры апостолов величавы и массивны. Вся фреска написана с единой точки зрения, головы персонажей находятся на уровне горизонта, фигуры соотнесены с пейзажем в масштабе и в цветовых отношениях. Зритель видит спокойную пластику поз, естественность жестов, монументальную обобщенность. Лица апостолов индивидуализированы. Характер развития действия, созданные образы, построение пространства принадлежали уже новому искусству.

Уехавший в августе 1428 в Рим Мазаччо успел приступить там к работе в церкви Сан Клементе, где он писал фреску Голгофа, когда он неожиданно скончался.

Несмотря на краткость жизни и творчества Мазаччо, он оказал сильнейшее влияние на новое зарождающееся искусство. С ним на смену средневековым традициям пришли черты новой грандиозной эпохи – Возрождения. Мазаччо порвал господствовавшими в живописи второй половины 14 в. декоративностью и повествовательностью. Он сделал решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые дал воздушную перспективу. В произведениях Мазаччо появился естественный горизонт, проходящий на уровне глаз изображенных людей, активно использовалась линейная перспектива. В фресках на смену неглубокой площадке пришло изображение реального глубокого пространства. Убедительнее и богаче стала пластическая светотеневая лепка фигур, прочнее их построение, разнообразнее их характеристики. Вместо декоративной красочности появилась сдержанная цветовая гамма, Мазаччо пришел к созданию обобщенной и лаконичной монументальной формы.

 

Высокое Возрождение

Медичи становятся покровителями неординарных личностей. Среди них выделяется любимый художник Лоренцо Медичи Сандро Боттичелли.

Все его работы объединяет одно Лицо – это воплощенная в искусстве мечта Боттичелли о бессмертии его Симонетты Веспучи, любви всей его жизни.

Симонетта была из знатного рода, а недалеко от ее роскошного дома располагался квартал Огнисанти, где в семье дубильщика Филипепи в 1445 году родился четвертый сын, Сандро. Публике он стал известен под именем Боттичелли, что означает “бочка”. Этим прозвищем он был обязан своему старшему брату, большому любителю выпить, Джованни. Он был старше Сандро на 28 лет. По воле судьбы именно прозвище Боттичелли обессмертил и оставил в веках Сандро.

Мариано Филипепи, отец художника, написал в заявлении о доходах, что у него четыре сына, а младший – тринадцатилетний Сандро – “мальчик очень болезненный”, потому его учил грамоте больше других. Эта фраза пролила свет на психологический мир подростка: болезни, перенесенные им в детстве, очевидно, наложили на него печать меланхолии, проявившуюся во многих его картинах.

Размышления о картине “Рождение Венеры”. На картине “Рождение Венеры” изображена богиня любви, появившаяся из морской пены. Она плывет в раковине, эфиры дуют, направляя ее к земле, на берегу Венера встречает нимф, готовых накинуть на нее затканное цветами покрывало. И в воздухе летают цветы. Все это в светлых, матовых тонах, золотистых, зеленоватых, светло-голубых. У богини идеальное женское тело, но лицо подростка, лицо, не разбуженное для жизни, с затуманенным взором. В ее младенческой чистоте сама себя не осознавшая чувственность. Золотые волосы Венеры, извилистые, льнущие к телу, напоминают шевелящийся клубок змей: эта невольная ассоциация придает драматический оттенок образу богини любви: как будто предчувствие разрушительных страстей, которое принесет с собой на землю это безгрешное и бездумное существо, бледно-золотой цветок, поднявшийся из морских глубин.

Заканчивается медичевский период творчества Боттичелли. Боттичелли навсегда порывает с античными мотивами и сюжетами, не изображает больше обнаженных фигур, пишет неоготические по духу и форме: “Положение во гроб”, “Оплакивание Христа”. Возрожденец умирает в художнике, победил Савонарола.

 

Леонардо да Винчи:

В истории человечества нелегко найти столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. И, тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей до сих пор.

В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно.

В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Джоконда.(1503 г.). Портрет, стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Она, по – видимому была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в её удивительный, устремлённый на зрителя взгляд, знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту.

До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода. В Милане мастер создал полотно Мадонна с Младенцем. Здесь мастер стремился к обобщенности и идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние спокойствия, радости. Живописец отошел от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность. В Мадоннах Леонардо образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой.

Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря», исполненную им в 1495 – 1497 гг. для трапезной церкви Санта-Мария дела Грацие в Милане.

Кто помнит библейский сюжет о тайной вечере? (беседа с классом по сюжету).

Судьба этого прославленного произведения трагична. Ещё при жизни мастера краски стали осыпаться. В 17 в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в 18в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба В1945 г. реставрация спасла роспись. Однако о великом творении мастера можно составить теперь только самое общее представление.

 

Рафаэль (1483–1520)

 

С творчеством Рафаэля (1483–1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело – мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии.

Рафаэля называли Мастером Мадонн, которые несли настроение душевной чистоты.

«Сикстинская Мадонна» (1515–1519) – образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем. (слайды12, 13)

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника. С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

 

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

 

Скульптор, живописец, архитектор, военный инженер и поэт. Благодаря прекрасному знанию анатомии, он достиг большой точности в изображении красоты человеческого тела.

Горячий патриот, Микеланджело тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в начале 16 века. Он лично участвовал в борьбе за свободу Флоренции, руководил строительством военных укреплений. В 1496 году он приехал в Рим, где к нему пришла слава.

В 1501 году Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501–1504). Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар, но уже ощущается, что это будущий победитель.

Великим произведением мастера могла бы стать гробница папы Юлия II. Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515–1516). Тугими извивающимися прядями ниспадает его борода, в напряжении застыли мускулы мощного тела. Моисей в трактовке Микеланджело – народный вождь, человек вулканических страстей, прозорливый мудрец.

Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, быть и великим живописцем.

В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело, принимая от змея – искусителя запретный плод. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руках изгоняет прародителей из рая.

Великие мастера Возрождения создали шедевры, которыми до сих пор восхищается человек.

Итак, главная идея итальянского Возрождения – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.