Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Вариант (по материалам заданий А7, 14, 17, 19, 22, 23,24,25, 26, 27,28, 30, 32, тест В5,6, 8).

Так, в более раннем стихотворении (“На бульваре”) выявляется противопоставление образ города серого, пыльного и неба голубого. Цветовая гамма, несомненно, оказывает воздействие на восприятие городского пейзажа: контраст усиливается к тому же повтором вышеназванных строк.

Брюсов – основатель и представитель символизма – неоднократно в своем творчестве освещал тему города. Его, как и остальных поэтов, волновало развитие общества, прогресс, становление, развитие городов. Поэт, преломляя сквозь свое сознание окружающую обстановку, воплощал ее в своих произведениях.

Рассмотрим подробнее их творчество.

Великие поэты – модернисты – В.Брюсов, А.Блок, В.Маяковский – отражали в своем творчестве городские образы, причем город предстает как благо, так и и как нечто трагедийное, в мрачно-сумрачном свете.

Изменения в общественной жизни находят отражение в искусстве, в частности, в литературе. Их творчество урбанизируется, во многих произведениях писателей, поэтов так или иначе проявляется тема города.

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-ых годов и до Октябрьской революции 1917 года происходили перемены во многих областях устройства страны, например, в экономике, политике, науке, искусстве. Новая стадия историко-культурного развития была наполнена динамизмом, однако, также это время драматических изменений.

Развитие экономики, научно-технический прогресс повлекли за собой активное увеличение численности населения городов, тем самым его расширения. Этот процесс свидетельствует то, что начинается застройка городов, фабрики, заводы наполняют города дымом, шумом.

Однако в стихотворениях 900-ых годов мы видим городской пейзаж, наводящий печаль и ужас:

“Над крышами крыши надстроены,

Безмолвие, холод и дым.”

Автор в данном стихотворении передает ощущение наступающей эпохи, предчувствие перемен. Неслучайно поэт воплощает свою идею в образе недостроенного здания. Это - огромная, многоэтажная постройка, множеством которых застраивали города. С этого дома видно необъятное пространство города, вызывающего страх. Таким образом, поэт воплотил в образе городского здания, трагического, закрывающего человека в своих стенах, образ наступающего нового времени, которое так же жутко. Что-то плохое предчувствует лирический герой в новой цивилизации: “замкнет человеческий род.”

В стихотворении “Терцины” город предстает как герой, который насмехается над судьбой человека. Город воспринимает человека даже не как песчинку, как атом! А дома всего лишь клетки, причем это символ: возможно, это как биологический элемент в огромном теле города, но в то же время это клетки людей. Город говорит о гадких ежедневных действиях человека:

“Ты, озабочен, здесь спешишь. Другой —

На ложе ласк, в смешном порыве, выгнут,

В притоне третий, скорчен за игрой”.

Эти действия он противопоставляет жизни как таковой.

Ужас от жуткого Города нарастает после того, как появляется образ его семьи. Городов много, они захватили мир. Как видим, не человек в семье, а Город. Это говорит о деградации общества, об ужасе городской жизни, в которой человек ведет развратный образ жизни.

В последних строфах описание последующей жизни из уст собеседника лирического героя достигает высшей точки напряжения: еще более сильные Города захватят мир, и будут смеяться над человеком “смехом сильных”. Таким образом, поэт рисует ужасное будущее, где Города поглотят человека, он погрязнет в пошлости, разврате. Картина трагическая, наводящая еще больший ужас.

Со временем образ трагедийности городского уклада усиливается в творчестве поэта. Например, в стихотворении “Раньше утра” образ города связан с мотивами смерти, кладбища, тем самым город предстает как гиблое место, в котором живое обитает как мертвое. По словам М.Волошина, “все мертво для него, что от города”:

“Я знаю этот свет, неумолимо-четкий,
И слишком резкий звук пролетки в тишине,
Под окнами контор железные решетки,
Пустынность улицы, не дышащей во сне.

Ночь канула в года, свободно и безумно.
Еще горят огни всех вдохновенных сил;
Но свежий утренник мне веет в грудь бесшумно,
Недвижные дома - как тысячи могил.

Там люди-трупы спят, вдвоем и одиноко,
То навзничь, рот открыв, то ниц - на животе...
Но небо надо мной глубоко и высоко,
И даль торжественна в открытой наготе!<…>”.

 

Также поэт отражает в своих произведениях мысль, что город, наполненный суетностью, стремительной сменой деятельностей, густой населенностью приводит к забвению среди людей о временности жизни на земле, например, в стихотворении “Голос часов”. “Гулкий грохот”, “крик рынка”, “смех дев” кружат человека, не дают возможности сконцентрироваться на себе. Все это манит и зовет, и заглушает мысли человека.

В поэме “Конь блед” образ города достигает апогея ужасающего вида. Это город, наполненный яростным людским потоком, страшными высотными зданиями, какофонией звуков (“адский шепот”): жуткий город! Появление всадника – это предвестье гибели, он об этом и возвещает. Оно ввело людей в состояние жути, лишь больной кричал истину. Это было временное сумасшествие толпы. А затем - все так же потекло, будто б всадник и не появлялся. Произведение апокалипсического характера, оно наполнено предвестьем гибели и ужаса.

В 1907 году поэт даже написал дифирамб, посвятив его городу. Автор обращается к городу как к живому существу. Здесь город предстает как царь, притягивающий к себе своей мощью, величием. Однако скоро поэт называет его “драконом, хищным и бескрылым”. По мнению автора, он – рассадник злобы, нищеты, нужды, горестей – всех человеческих бед! Затем поэт освещает тяжкий труд рабочих. Таким образом, автор затрагивает острые социальные проблемы, возникающие при жизни в городе. Однако, философская проблематика не остается нетронутой: в конце Брюсов видит конец городу, который произойдет из-за развития общественных проблем (нищета, разврат и т.п.).

Произведение оказалось и не дифирамбом вовсе, а наоборот, направленным против Города, оно выставило его отрицательные черты.

Примечательно, что в этом произведении проглядывают мотивы предыдущих стихотворений: “Терцины” – обращение к городу как к собеседнику, а также части города представлены как органы живого организма; “Последнее желанье” – описаны человеческие пороки как действующие лица (Буйство, Нужда и т.п.); в такое же забвенье впадают люди – герои этого произведения, как и в стихотворении “Голос часов”.

В своих стихотворениях поэт рисует образы проституток, рабочих, занятых несправедливо тяжелым трудом.

Таким образом, в творчестве поэта тема города затрагивалась часто. Мы видим, что автор рисует ужасы города: это и шум, огромные толпы, и социальные бедствия (нищета, разврат), и первые моменты забытья человека, вовлеченности в эту суету. Социальное устройство города также затрагивается поэтом. Это судьба рабочих, каменщика, например, людей, ведущих развратный образ жизни. Все это имело место в урбанистической поэзии Брюсова.

В произведениях Блока тема города предстает в стихотворениях, написанных в 1904- 1907 годах. В это время происходит смена взглядов Блока, которая произошла под влиянием революции, университетских волнений, прогулок по Петербургу, также влияние оказала книга Брюсова “Urbi et Orbi”.

Блок рисует образы города, прежде всего, Санкт-Петербурга. Обратив внимание на образы стихотворений, нетрудно догадаться, что изображен именно этот город. Об этом свидетельствует появление таких характериных петербургских частей городского облика, как памятник Петру, Нева, Зимний дворец. Его стихи, посвященные городу, были объединены в цикл под одноименным названием.

В первом стихотворении – “Петр” - предстает обстановка таинственно- затихшая, зловещая. Здесь разврат распространяется под действием Змея, который “расклубится над домами”. Тут же ощущается соотнесение с библейским Змеем-искусителем, и со Змеем- драконом в стихотворении Брюсова. Однако здесь Змей лишь часть города, развращающий людей, а у Брюсова Змей- город, но также отрицательно действующий на общество.

Примечательно то, что у Брюсова есть произведение “Уличный митинг”, в котором он так же рисует образ всадника, который властвует над толпой. Однако здесь ощущается негативное отношение к нему, и спасение города будет не его рук дело: “Воздвигнешь новый мир – не ты!”

В стихотворениях Блока часто встают социальные мотивы, которые неразрывно связаны с образом города. Эти картины предстают в негативном свете, например, в одном произведении автор рисует весь город в кровавом цвете - он тонет в крови:

Город в красные пределыМертвый лик свой обратил,Серо-каменное тело Кровью солнца окатил. <…>

 

Красный дворник плещет ведраС пьяно -алою водой,Пляшут огненные бедраПроститутки площадной, <…>. Мы видим социальные бедствия и неустройство, залитые алым цветом, которое создает ощущение мертвенности, гибельности. Город погряз в этом зле, что даже колокол, возвещающий о важных событиях, “кажет <…> окровавленный язык”. Это говорит о крайней степени мрака, накрывшего город. Блок рисует город, полным людьми, унижаемых несправедливостью и бедностью: толпы, волочащие кирки и лопаты, рабочие, несчастные, просящие хлеба. Но также город наполнен пьяницами, проститутками. Часто их нагромождение создает еще большее ощущение городской повседневной жизни. В использовании данных образов видно сходство с урбанистической поэзией Брюсова. Но в творчестве Брюсова ощущается борьба, острое негодование на такое устройство мира. У Блока же лирика более сострадательная: он жалеет рабочих, гнущих спину, швей, женщин с тяжелой женской долей. Эти мотивы прослеживаются в таких произведениях, как “Перстень-страданье”, “Холодный день”. Говоря о социальной проблематике, которую автор неразрывно связывает с городским укладом, стоит отметить стихотворение “Митинг”, в которой поэт отразил психологию толпы. Большое скопище людей, бывающее в городах, всегда неуправляемо. И здесь под влиянием разрушающих сил в толпе произошло убийство. Общее в городском поэтическом творчестве Брюсова и Блока можно усмотреть то, что в стихотворениях обоих поэтов периодически появляются лейтмотивы царя и дракона. У Блока есть стихотворение от имени Змея, в котором есть призыв идти и менять общественный строй; также есть произведение, где рождается новое потомство Змеев. У Блока в стихотворениях часто предстают такие места, как кабаки, рестораны, дворы-колодези, фабрики, переулки, улицы, которые позволяют окунуться в атмосферу города, прочувствовать ее. В более поздних стихотворениях Блок рисует образ города реалистичнее, например, в стихотворениях “На чердаке”, “Хожу, брожу, понурый”, “Окна во двор”. Здесь возникают конкретные образы мальчика, кошки во дворе, лошадки, свечки на столе. Эти произведения автора более пессимистичны, они наполнены грустью лирического героя, осознанием пошлости окружающей обстановки.Таким образом, мы видим, что в лирике Блока наблюдается неразрывная связь между темой города и социальным неустройством. Поэт размышляет на эти темы, чаще он относится с сочувствием к брошенным людям, обделенным по несправедливости, он на стороне тех, кто встает на борьбу с буржуазией. (стихотворение “Сытые”).В.Маяковский – представитель нового направления в литературе, футуризма, главной целью которых было провести революцию в искусстве, “бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности”. (“Пощечина общественному вкусу”.). Сам Маяковский говорил, что “поэзия футуризма - поэзия города, современного города”. Они [футуристы] считали, что необходимо соответствовать психике города, который в то время быстро обновлялся, поэтому возник интерес к материальной стороне города. Они воспевают его с шумом, движением, толкотней. Однако отрицательные стороны городского уклада просвечивали сквозь урбанистическое творчество футуристов, в том числе и у Маяковского.Например, в стихотворении “Ночь”, относящемуся к одним из первых произведений автора (не считая юношеских), автор рисует образы уличного пейзажа, весьма колористично описывая городской пейзаж. Используя смелую метафору (игра в карты) автор показывает власть ночи, ведь у нее “желтые карты”. Толпа здесь изображена как неуправляемая стихия, которая желает урвать лучший кусок для себя. Тут вспоминается “Уличный митинг” Блока, где тоже была изображена толпа как стихия. Или, например, стихотворение “Утро”, где поэт показывает город предрассветное время. Это город нелицеприятный: видно глазу “букет бульварных проституток”, “гам”, “жуть” ночного города. В одном слове автор отражает образы страдающих, безразличных и спокойных ко всему людей из общества. Сложные метафоричные образы, форма стиха (“лесенка”) придают стихотворению надломленность, разорванность, дисгармоничность городского мира.Мотивы гробов, распятия замечены как в вышеназванном стихотворении, так и в “Несколько слов обо мне”. Здесь автор прибегает к не менее эпатирующим метафорам – в читальне улиц - / так часто перелистывал гроба том, – которые придают трагедийность описываемому городу, ведь смерть происходит на улице, среди людей. Тем самым, возникают зачатки социальной направленности в стихотворении. В стихотворениях “Адище города”, “А все-таки” образ города мрачен, ужасен. В самом названии виден взгляд поэта на город. Мало того, он разбивается на осколки – множество “адков”, а после еще и дьяволы- автомобили разъезжают по городу. Это – место зла и хаоса, суеты, бешеного темпа, нагромождение страшных проявлений городского уклада: трамвай сбил дедушку, аэроплан полетел, железная дорога спешит. Это перевернутый мир: обратим внимание на то, что самолет не полетел, а упал в небо! И это был лишь день. После выходит другое лицо города – ночное – показывающее разврат и пьянство. В этом произведении показан дикий мир, со всеми “прелестями” прогресса.

“Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река - сладострастье, растекшееся в слюни.

Отбросив белье до последнего листика,

Сады похабно развалились в июне.” – продолжение вереницы жутких образов города уже в другом произведении.

“Трупы крыш”, “картина крови”, “пожар мира” - все эти картины передают ужас городского быта, жуткость и трагичность.

Маяковского волновал социальный уклад города, поэтому в урбанистической поэзии можно наблюдать слияние этих образов. Часто они неразрывны, как и в стихотворениях Блока. Здесь предстают присущие урбанистической поэзии 20ого века образы пьяниц, проституток, буржуазных типов, сытых и толстых. Однако обращение к последнему образу в творчестве Маяковского было более жесткое, намного жестче, чем у Блока, что проявилось в написании гимнов: “Гимн судье”, “Гимн взяточнику”, а также инвектив - “Нате”, “Вам” – и стихотворения “Внимательно отношение к взяточнику”, “Теплое слово кое-каким порокам”. В них проявилось острое неприятие буржуа, мещан, которые предаются порокам, занимаются лишь услаждением плоти. Если сравнить с творчеством Брюсова, где поэт пороки считал частями города, которыми он [город ] манит, соблазняет людей, то у Маяковского отражено то, что человек и пороки слиты, и поэтому он обращается лично к человеку, даже если гимн обращен к пороку.

Таким образом, можно сказать, что Маяковский, вместе с желанием показать новую эпоху, новый город, показал его ужасы, разрушающие силы, которые отрицательно воздействуют на человека. Он жестко обращался с мещанами и буржуазными представителями. Его стиль сложен, но вместе с тем необычен и тем самым интересен, и, главным образом, различные метафоры, неожиданные и резкие, и форма стиха придают неповторимое своеобразие творчеству Маяковского.

 

Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить основные моменты: В.Брюсов, А.Блок и В.Маяковский – великие поэты 20 века, которые отразили в своем творчестве новое время, стремительно пришедшее на смену старому укладу жизни. Все поэты так или иначе затрагивали те бедствия, неприятные, отрицательные стороны новых веяний жизни. Они отразили быстрый, стремительный городской поток, социальное неустройство, неравенство и несправедливость. Они использовали мотивы смерти, могилы для того, чтобы показать пагубное влияние городского быта, приводящего к закоснелости. Однако каждый писатель вместе с этими сторонами показал нечто личное, присущее поэтам индивидуально.

Так Брюсов в своих стихотворениях отражал образ города как живого существа: он состоит из атомов-людей, клеток-домов, он властвует над человеком.

У Блока городская тематика тесно связана с социальными мотивами. Однако поэт показывает, что общество само устроено несправедливо, поэтому он на стороне тех, кто борется за свои права. У Блока показан город Петербург со своей особой архитектурой, строением, погодными условиями. Это все придает своеобразие урбанистической лирике поэта.

Маяковский, представитель эпатирующего искусства, показал и отрицательные стороны городской жизни. Он осознавал трагичность городского уклада, который мешает человеку счастливо жить, поэтому в стихотворении “Любовь” он обращается к людям, чтобы они шли на волю. Город у Маяковского населен мещанами, отвратительными буржуа, к которым он прямо обращается с огромной долей гнева.

Итак, можно заключить, что постепенно образ города менялся, как в связи с личностью поэта, так и в связи с хронологическими и историческими причинами, оказывающими влияние на мировоззрение и мироощущение поэта.

 

 

Список литературы:

1. Белый А. О Брюсове. - Режим доступа: http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=513

2. Волошин М.А. Лики творчества / М.А. Волошин // Литературные памятники. – Л., Наука. – 1988.

3. Минц З.Г. Поэтика А.Блока. / З.Г. Минц. - СПб., Искусство-СПб. – 1999.

4. Коган П.С. Очерки по истории новейшей русской литературы / П.С.Коган. - М., 1912. - Т. 3. С. 137 - 146.

5. Михайлов А. Жизнь замечательных людей: Маяковский. – Режим доступа: http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0290.shtml

6. Якобсон Р.О. О поколении, растратившем своих поэтов. – Режим доступа: http://avantgarde.narod.ru/beitraege/ff/rja_o_pokolenii.htm

 

 

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Ра..ставшиеся, расположение, в..кидывать

2) привязанный, примириться, президиум

3) усад..ба, об..ятый (пламенем), суб..ект

4) безысходность, за..грался, без..нтересный

2. В каком слове ударение на последнем слоге?

1) оптовый 2) переходный 3) премировать 4) кладовая

3. В каком слове ударение указано верно?

1) нАверх, 2) сОзыв, 3) отрОчество, 4) клялАсь

4. Прочитайте предложения:

A. А между ними я ненароком разглядел пугливого зайца,
который суетился на протоптанном за буграми снега пятачке.

Б. Перелесок открывала ольха.

B. Ночью снег падал косо и задерживался в тихом берез­
няке, нарастая буграми.

Г. Затем мне встретились берёзки.

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

1) разглядел за бугром 2) перелесок открывался 3) снег па­дал, задерживался 4) встретились мне

5. Укажите сложноподчинённое предложение (среди пред­ложений предыдущего задания).

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г

6. Укажите верную характеристику предложения:

Тут только я понял, какой опасности мы подвергались, и боязнь, отвращение от переправ через большие реки прочно поселились в моей душе.

1) сложноподчинённое

2) сложное с сочинением и подчинением

3) простое с однородными и обособленными членами

4) сложносочинённое предложение

Сидя в кресле,

1) ко мне подошла сестра

2) свет должен падать слева

3) удобно наблюдать за играющими малышами

4) низко наклоняется голова

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предло­жении.

Изредка срывался ветер (...) и тогда листья летели шум­ным дождём щекотали лицо.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

9. В каком варианте ответа правильно указаны и объясне­ны все запятые?

Извилистая тропинка (1) обогнула большой песчаный карьер (2) изборождённый следами шин и гусениц (3) и вывела на просторную плоскую луговину.

1)1 — выделяется причастный оборот

2) 2 — выделяется деепричастный оборот

3) 2, 3 — выделяется причастный оборот

4) 1,3 — выделяется деепричастный оборот

10. В каком варианте ответа правильно указаны все циф­ры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Деревенские избы мужиков тоже (1) разумеется (2) были срублены на диво. Даже колодец (3) к удивлению Чичикова (4) был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мель­ницы и корабли.

1)1,2; 2)3,4; 3)1,3; 4)1,2,3,4

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самоанализ | Его не страшили нехоженые тропы ( ) и не пугала встреча с дикими животными
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.