Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правомерно ли считать культурно-досуговую деятельность педагогической? В чем это проявляется?




 

Почему наша деятельность педагогическая и самая сложная и творческая из различных отраслей педагогики? Сфера досуга – это та сфера человеческой деятельности, которая в очень незначительной степени подвержена общественному регламенту, нормативно определена слабо и открывает простор выбору: лежать на диване или заниматься активной научно-творческой деятельностью. Интерес общества в достижении рационального досуга может быть обеспечен педагогическими средствами, средствами воспитания потребности, интереса, т.е. через самого человека, изнутри.

Педагогика досуга – наиболее творческая отрасль педагогики потому, что педагог имеет дело с неформализованными, весьма разнородными по уровню культурных ориентаций и интересов, полу, возрасту, профессиям группами и коллективами; деятельность в сфере досуга наименее регламентирована, не имеет заданной единой и обязательной для всех программы (как в школе); педагог досуга не располагает санкциями для корректировки деятельности, а только корректирует интересы и мотивы деятельности педагогическими средствами.

Социальная ценность досуга побуждает общество создать институт организаторов досуга, способных обеспечить его рациональное использование, направить досуговую деятельность в оптимальное для общества и личности русло, а ненормативный характер досуга делает приоритетными педагогические способы и средства этой деятельности, обусловливает ее педагогический облик.

По мере демократизации общества (или стремления к ней) сокращается зона жестких норм и санкций в регулировании деятельности людей и расширяется территория психолого-педагогических средств воздействия. Отсюда – выход педагогики за порог школы и формирование социальной педагогики, существенным структурным компонентом которой является педагогика досуга. Итак, педагогика досуга есть отрасль социальной педагогики, исследующая и практически реализующая закономерности и специфику формирования личности в условиях досуга.

Специфика и собственные закономерности педагогики досуга (в сравнении, например, со школьной, специальной, инженерной, военной) обусловлены: а)самодеятельным, ненормативным характером досуговой деятельности; б) в обобщенном виде и потенциально универсальным содержанием досуговой деятельности; в) столь же универсальной, не специализированной аудиторией досуговых учреждений (по возрасту, полу, профессии, уровню культурности и мере развития интереса и т.д.).

Методики формирующих воздействий, выработанные и успешно применяемые в других областях педагогики, здесь не эффективны, не пригодны, не работают.

Педагогика досуга оказывается в силу названных обстоятельств наиболее динамичной, ситуативной, творческой в сравнении с другими отраслями педагогики. Но как в теориях вероятности, множеств, больших чисел есть свои закономерности и формулы, так и в педагогике досуга могут быть наиболее общие закономерности, эффективность которых проверена на большом числе фактов и ситуаций, закономерностях восприятия и поведения личности и массы (13; с. 9-11).

 

4.4. Известно множество форм культурно-досуговой деятельности. Можно ли их как-то упорядочить, классифицировать?

 

Типология форм культурно-досуговой деятельности сложилась еще в советскую пору. Многие из них актуальны и в наше время. Не осознав их признаков и технологии, сложно искусственно конструировать новые формы. Итак, вернемся к культпросветработе, ее проверенным и дошедшим до наших дней формам.

Формы культпросветработы (культурно-досуговой деятельности) – это виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а так же конкретные культурно-воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы). Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (этическая беседа, занятие в кружке или студии, выполнение кем-либо из участников досуговых занятий поручения администрации или органа самоуправления), групповые (кружки, студии, секции, инициативные клубы, любительские объединения, органы общественного самоуправления), коллективные (народные художественные коллективы, детские образцовые коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, постоянно действующие лектории). Создание каждой из таких и подобных им форм – дело сложное и ответственное, требующее комплексного педагогического руководства, учета психологических, возрастных, половых, профессиональных и национальных особенностей людей, а главное - культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп. Вступление в какое-либо культурно-досуговое объединение, как и участие в культурно-досуговой деятельности – дело сугубо добровольное. Работники культурно-досуговых учреждений должны брать в расчет общий уровень культуры людей, их представление о досуге и различных формах досуговой деятельности, культурно-бытовые условия жизни людей, степень устойчивости их интересов к различным способам проведения свободного времени, готовность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Сколько и каких организационных форм иметь в конкретном культурно-досуговом учреждении или зоне его деятельности – в конечном счете должны решить проживающие в данном населенном пункте (селе, поселке, микрорайоне города и т. п.) люди. Разумеется, в этом случае должна быть обеспечена всесторонняя информация и реклама, изучены интересны и потребности основных групп населения. Методические формы – это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения; это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала. В частности, выделяют устные (лекции, доклады, беседы, диспуты, конференции и т. п.), печатно-наглядные (выставки, клубные газеты, Доски почета) и комплексные (тематические вечера, праздники, гала-концерты, массовые гуляния и др.). В свою очередь, устные формы подразделяются на монологические, диалогические и дискуссионные, а комплексные – на обычные и театрализованные. Кроме того, часть форм можно рассматривать, с точки зрения их периодичности, как эпизодические и цикловые.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.