Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какую роль играет в профессиональном становлении специалиста культуры самовоспитание?




Юношеский возраст характеризуется изменением позиции личности во взаимодействии с окружающей средой. Если для подростков характерна позиция максимализма самостоятельности, то позиция юношей характеризуется стремлением найти и осмыслить свое реальное место в мире. Это не означает, что юноша в отличие от подростка отказывается от утверждения своей самостоятельности и что оценка им своих возможностей обязательно объективна. Школьники юношеского возраста, хотя и стремятся найти свое место в мире, однако все же нередко переоценивают или, разочаровавшись в собственных силах, недооценивают свои возможности. Поэтому позиция реализма, которую юноша стремиться утвердить в своих отношениях с окружающим миром, условно может быть определена как позиция субъективного реализма.

Становление позиции субъективного реализма в юношеском возрасте вызывается как процессом усвоения юношей системы наук о мире, так и опытом деятельности в соответствии с позицией максимализма самостоятельности, который учит соотносить свои возможности с ограничениями окружающего мира, побуждает искать причины таких ограничений.

Стремление юноши найти и осмыслить свое реальное место в жизни способствует повышению его интереса к познанию как внешнего, так и своего внутреннего мира. Опыт деятельности в соответствии с новой возрастной позицией, осмысливание своих реальных возможностей способствуют осознанию юношей личностного смысла самовоспитания. Становление мировоззрения, процесс абстрагирования качеств личности из единства с поступками ведут к дальнейшему развитию самовоспитания, которое поднимается на уровень самосовершенствования качеств. Этот уровень характеризуется тем, что осознает качество личности как специальный объект воспитания, осознает свои поступки как акты совершенствования себя, самоотчитывается в том, что, совершая эти поступки, он сам себя воспитывает.

Самовоспитание на уровне самосовершенствования качеств мы будем условно называть осознанным самовоспитанием в тех случаях, когда нам особенно важно, что школьник осознает поступок по самовоспитанию как акт самосовершенствования. Самовоспитание на уровне самоутверждения качеств через отдельные поступки мы в тех же случаях будем условно называть неосознанным самовоспитанием.

Выделяя качества из единства с поступками, осознавая качества как специальный объект воспитания, осмысливая свой опыт по самовоспитанию, юноши осознают, что необходима специальная систематическая работа по совершенствованию своих качеств, разработка специальной программы.

Исследования показывают, что подавляющее большинство юношей занимаются самовоспитанием, при этом уже половина – на уровне самосовершенствования качеств. Характерными для последних стали суждения следующего рода: «Мне хочется воспитать у себя волю, настойчивость. Для этого я разработал список дел, которые решил, во что бы то ни стало выполнять в учебе, спорте и вообще в жизни. Я взял за правило доводить каждое дело до конца. Я часто отмечаю у себя в записной книжке свои успехи и неудачи. Ставлю новые задачи по воспитанию своей воли».

Становление мировоззрения, высокий уровень осознанности самовоспитания в юношеском возрасте позволяют школьниками самостоятельно, целеустремленно, в соответствии с системой своих убеждений, с учетом требований внешнего мира руководитель своим самовоспитанием, определять его направленность.

Следует подчеркнуть, что самовоспитание юноши также находится в определенной зависимости от условий жизни, требований общества.

На самовоспитание юноши тоже можно воздействовать в процессе воспитания. Так, если самовоспитание совпадает по направленности с воспитанием, то последнее способствует осуществлению процесса самовоспитания, создает благоприятные условия для деятельности юноши по развитию у себя положительных качеств. Таким образом, воспитание в данной ситуации способствует стабилизации направленности самовоспитания. Даже в том случае, когда самовоспитание приняло отрицательную направленность, внешние воздействия, вступая с ней в конфликт, могут побудить юношу к пересмотру своих взглядов, идеалов, о чем убедительно свидетельствует опыт перевоспитания, и, таким образом, могут содействовать изменению направленности его самовоспитания. Правда, изменение направленности самовоспитания связано уже с процессом перевоспитания, с ломкой и разрушением прежнего мировоззрения, убеждений, привычек личности.

Со становлением новых взглядов и убеждений юноши направленность его самовоспитания опять перестает зависеть от непосредственных внешних условий, вновь начинает определяться самой личностью. Следовательно, переломы в направленности самовоспитания юношей под влиянием внешних воздействий возможны, но характерным для этого возраста остается повышение самостоятельности в процессе самовоспитания. Таким образом, зависимость самовоспитания от воспитания в юношеском возрасте претерпевает изменение. Воспитание теперь создает условия, способствующие или препятствующие той или иной направленности самовоспитания, но последняя определяется самой личностью.

В юношеском возрасте становление мировоззрения, сознательное отношение к своей личности как к объекту воспитания, дальнейшее развитие самооценки позволяют школьнику сделать программу самовоспитания более содержательной, всесторонней и реалистичной. Самовоспитание юношей становится более разносторонним. Нарушение прямолинейных связей между поступками и качествами, дальнейшее выделение качеств как специальных объектов воспитания способствует тому, что юноша пытается развивать свои качества в общественно значимой деятельности, добросовестно выполнять свои основные обязанности. Более содержательному характеру самовоспитания способствует также новая позиция субъективного реализма, которая побуждает находить более реалистические, адекватные воспитываемому качеству поступки. В то же время меньше становится резного рода надуманных, лихаческих поступков.

Обогащению программы самовоспитания в юношеском возрасте может способствовать перспектива нового места в жизни, которое юноша должен занять после окончания школы, желание лучше подготовить себя к новой деятельности, а также юношеская любовь и стремление заслужить уважение, симпатии своего юного друга и подобные причины, уже указывающиеся в литературе. Однако тенденция к обогащению и активизации самовоспитания в юношеском возрасте не означает, что работа старшеклассников над собой имеет только положительное значение. В программе самовоспитания некоторых юношей наблюдается нежелательные явления, отклонения от требований нашего общества к нравственному развитому личности молодого человека. Так, эти юноши включают в программу самовоспитания отрицательные свойства: нигилизм, приспособленчество, лицемерие, грубость, жесткость и т. д.

Все это подчеркивает важную функцию внешних воздействий, воспитания и перевоспитания в организации педагогически целесообразного самовоспитания юношей.

Как показали исследования, в поведении почти всех юношей, занимающихся самовоспитанием, были обнаружены положительные сдвиги: они стали систематически выполнять педагогические требования, прекратились нарушения дисциплины, юноши начали добросовестно готовить все домашние задания, их успеваемость повысилась. Значительные сдвиги произошли в овладении юношами приемами самоконтроля и самоприказа. По данным ряда авторов, самовоспитание юношей значительно способствует морально-волевому и умственному воспитанию (28; с. 17-21).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.