Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российское и международное законодательство о лизинге. Совершенствование российского законодательства о лизинге




Правовое регулирование лизинга в нашей стране имеет незначительную историю, обусловленную отсутствием подобных экономических отношений в советский период. В России становление лизинга проходило в непростых условиях формирования свободного рынка, создания предприятий и организаций, основанных на частной инициативе.

Сегодня можно перечислить несколько этапов, определяющих правовую основу развития лизинговой деятельности:

1) первый этап закладывает основу, является отправным элементом в регулировании лизинга. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" является первым в России правовым актом в сфере лизинга, определившим разработку и утверждение временного положения о лизинге. Данное положение было утверждено постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности";

2) второй этап определяет потребность регулирования лизинговой деятельности посредством лицензирования субъектов лизинга. Эти целям служило Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. N 167). Отношения по лицензированию приобрели более взвешенный характер путем принятия 25 сентября 1998 г. Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", включившего лизинговую деятельность в число лицензируемых (в дальнейшем акты, регулирующие лицензирование лизинговой деятельности, утратили силу в связи с отменой лицензирования финансовой аренды);

3) третий этап устанавливает правовое регулирование лизинга как гражданско-правового обязательства, определяющего самостоятельный вид договора. Основы обязательств из лизинга были введены с 1 марта 1996 года во второй части ГК РФ, содержащей в главе 34 нормы о договоре финансовой аренды (лизинга) - ст. 665-670 ГК РФ;

4) четвертый этап характеризует активизация лизинговых отношений в организационном плане. Необходимые меры государственного стимулирования лизинговой деятельности находят отражение, например, в постановлениях Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 915 "О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы", от 3 сентября 1998 г. N 1020, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций;

5) пятый этап становления лизинга в России является итогом современного развития российской правовой базы лизинга, который определяется принятием в 1998 г. Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)".

Закон о лизинге является прежде всего нормативным актом гражданско-правового характера. На данном этапе в законе выведены нормы, раскрывающие экономическое содержание лизинговых правоотношений, состав лизинговых платежей. Нормы Закона о лизинге относятся к материальным нормам внутреннего законодательства, непосредственно регулирующим гражданские правоотношения.

С 1992 г. лизинг получает развитие в нашей стране, наряду с зарубежной практикой, несмотря на отсутствие специального регулирования (лизинг не регламентировался ни гражданским, ни налоговым законодательством). Между тем из-за отсутствия законодательной базы основой заключения договоров служили арендные отношения.

В концепции построения Гражданского кодекса РФ лежит принцип исчерпывающего регулирования включенных в него поименованных гражданско-правовых договоров.

Исключительность в приоритете ведения федеральным законодателем сферы гражданского права в полной мере распространяется на нормы, регулирующие договоры, в том числе договор финансовой аренды (лизинга).

В настоящий момент нормы, регулирующие лизинг как гражданско-правовое обязательство, сосредоточены в главе 34 Гражданского кодекса РФ, в параграфе, именуемом "Финансовая аренда (лизинг)".

Стабильное развитие лизинговых отношений и увеличение на этом фоне лизинговых операций определяет влияние не только на экономику, но и на законодательство во многих странах. При этом лизинговое законодательство в них имеет существенные различия. В научной литературе выделяют три уровня режимов правового обеспечения лизинговых отношений:

1) страны, имеющие специальные законы, регулирующие лизинговые сделки (Франция, Бельгия, Италия и др.);

2) страны, имеющие специальные законодательные акты (Англия, Австралия);

3) страны, не имеющие специальных законов и подзаконных актов (США, Германия).

Россия принадлежит к тем странам, где главенствующую роль имеет нормативный акт и где имеется специальное законодательство, регулирующее договор лизинга. В США же, напротив, большой вес имеет судебный прецедент: нормативные акты создаются под влиянием не только практики применения договора лизинга, но и судебной практики по разрешению споров, вытекающих из его реализации.

Нормативная база стран прецедентного права в большей степени "опережается" развитием лизинга, что позволяет наиболее устоявшиеся модели правоотношений закрепить законодательно.

В России развитие лизинга инициировалось нормативными актами и двигалось ими же.

В настоящее время УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права) в рамках проекта LIX-A осуществляет разработку Модельного закона о лизинге.

Основным актом, регулирующим процессы унификации законодательства о лизинге, международного финансового лизинга в настоящий момент является Конвенция о международном финансовом лизинге.

Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28 мая 1988 г.) является открытой для государств, желающих присоединиться к положениям Конвенции полностью или в части. Страны - участницы конвенции следуют положениям Конвенции применительно к условиям внутреннего правопорядка (Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 января 1999 г.).

Россия присоединилась к Конвенции с оговоркой о применении норм своего внутреннего гражданского законодательства вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции.

При этом ст. 20 Конвенции предусматривает такое право, вызванное интересами правовой системы или особенностями регулирования соответствующих правоотношений.

В Российском законодательстве несколько по-иному и в целом строже регулируется ряд вопросов ответственности в рамках лизинговых правоотношений (ст. 401 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает основания ответственности за нарушение обязательств). Таким образом, дополнительно защищаются интересы отечественных лизингополучателей.

Конвенция является ориентиром для российского законодательства. Присоединение к международному договору предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положениями этого договора.

Сфера действия Конвенции определяется территорией деятельности участников лизинговых отношений, не учитывается принадлежность лизингового имущества (как указано в Законе), она не имеет правового значения.

Здесь следует указать на соотношение внутреннего и международного законодательства. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ). Исходя из вышесказанного, положения о международном финансовом лизинге Закона (к сожалению, даже в обновленной редакции), которые не соответствуют Конвенции, не подлежат применению.

Конвенция под международным финансовым лизингом понимает в основном сделки, заключаемые в сфере предпринимательской деятельности.

Конвенция регулирует международные лизинговые сделки, т.е. сделки между теми странами, государствами, которые подписали данный акт, ратифицировали его, а также если участники лизинговых отношений (лизингодатель и лизингополучатель, поставщик) дают свое согласие на применение данной Конвенции; стороны в своих взаимных отношениях могут отступать от тех или иных положений или вносить изменения в возможные их последствия, кроме определенного круга положений данной Конвенции.

Кроме того, Конвенция может быть принята не всеми административно-территориальными образованиями того или иного государства. В этом случае стороны составляют письменное заявление о неприменении положений данного международно-правового акта и не обязаны руководствоваться такими положениями [15].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.