Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонетическая реализация гласных фонем




Нулевые реализации фонем

§ 167. Фонема <j> реализуется нулем звука в интервокальном положении перед передними гласными [и] и [ь]: мои [маи], моего [мъивó] (ср. мой [мои9]), знает [знáьт] (ср. знай [знаи9]), а иногда и перед другими (непередними) безударными гласными ([у], [а]: знаю), в этом последнем случае гласный сдвигается в передний ряд: [знáÿ].

§ 168. Взрывной зубной согласный реализуется нулем звука в положении

между зубными щелевыми и

между зубным носовым и зубным щелевым или аффрикатой:

шесть-шестьсот ([сс]), честь-честный ([сн]), опоздать-поздно ([зн]), голландец-голландца ([нц]).

В других случаях нулевая реализация фонем является факультативной, например:

гигант-гигантский ([нск] и [нцк]), голландец-голландский ([нск] и [нцк]), марксист-марксистский [ск] и [сцк], счастье-счастливый ([сл])и совестливый, хвастливый ([сл] и [стл’]).

Данного чередования не происходит между двумя носовыми: пикантный, элегантный.

§ 169. Имеются еще и единичные чередования согласных с нулем звука (отмеченные только в одном слове каждое, в отличие от относительно регулярных, которые приведены выше): сердце (<рдц> ® [рц]), солнце (<лнц> ® [нц]).

§ 170. Сочетание из двух одинаковых согласных фонем реализуется одним согласным, а долгая согласная фонема – кратким согласным:

перед согласным (русский [ск], мощный [ш’н]),

после согласного (счёт [ш'ш'] – подсчёт [ш']),

в конце слова перед паузой (галлы [лл] – галл [л], плащи [ш'ш'] – плащ [ш']).

 

§ 171. Реализация гласных фонем в русском языке зависит от их положения относительно ударения и от наличия/отсутствия предшествующего согласного (а при его наличии – от его качества, в первую очередь, – от твердости/мягкости).

Кроме того, некоторые особенности реализации гласных фонем в безударных слогах зависят от старшего или младшего орфоэпических стандартов, которые применительно к гласным называются «эканьем» и «иканьем». При экающей норме произношения фонемы <е>, <а>, <о> реализуются гласным пониженной ступени подъема по сравнению с гласным, реализующим <и>; при икающей норме все четыре гласных фонемы совпадают в произношении, которое обычно передается как [и] ([ы]).

 

Таким образом, на основании возможности разных реализаций можно выделить следующие позиции для гласных фонем:

1. Ударный слог.

1.1. После паузы или гласного (неприкрытый слог).

1.2. После твердого согласного.

1.3. После мягкого согласного.

2. Первый предударный слог.

2.1. После паузы или гласного (неприкрытый слог).

2.2. После твердого согласного.

2.3. После мягкого согласного.

2.4. После [ш], [ж], [ц].

3. Другие безударные слоги (кроме конечного открытого перед паузой).

3.1. После паузы или гласного (неприкрытый слог).

3.2. После твердого согласного.

3.3. После мягкого согласного.

4. Конечный открытый безударный слог перед паузой.

4.1. После твердого согласного.

4.2. После мягкого согласного.

 

Возможные реализации гласных в этих позициях приведены в Таблице 23.

 

Таблица 23. Фонетическая реализация гласных фонем в русском языке.

  <а> <о> <е> <и> <у>
1.1 [а] а д [о] о н [е] э хо [и] и л [у] у хо
1.2 [а] с а д [о] д о м [э] т е ст [ы] д ы м [у] д у х
1.3 [а] п я ть [о] л ё д [е] л е с [и] п и ть [у] ч у´ до
2.1 [а] а зы´ [а] о са´ [и] ([ие]) э тни´ческий [и] и гра´ [у] у хо´д
2.2 [а] с а ды´ [а] д о мо´й [ы] ([ыэ]) т е сти´ровать [ы] д ы ми´ть [у] д у ша´
2.3 [и] ([ие]) п я та´к [и] ([ие]) л е до´к [и] ([ие]) л е сни´к [и] п и тьё [у] ч у дно´й
2.4 [а] / [ы] ([ыэ])* ж а ра/ ж а ле´ть [ы] ([ыэ])** ж е на´ [ы] ([ыэ]) ш е сто´й [ы] ж и тьё [у] ж у ки´
3.1 [а] а збуко´вник [а] о блака´ [и] ([ие]) э холо´т [и] и грово´й [у] уходи´ть
3.2 [ъ] с а дово´д вы´ж а ть [ъ] д о мово´й вы´ш е л [ъ] ш е стьдеся´т вы´ж е чь [ъ] ([ы]) д ы мохо´д вы´ж и ть [у] д у хово´й вы´п у ск
3.3 [ь] п я тачо´к [ь] л е дяно´й [ь] л е сово´д [ь] ([и]) п и тьево´й [у] ч у деса´
4.1 [ъ]-[ъа]-[аъ]-[а] кры´ш а [ъ]-[ъа]-[аъ]-[а] чáст о [ъ]-[ъэ]-[эъ]-[э] на кры´ш е [ы] кры´с ы [у] ви´ж у
4.2 [ъ]-[ъа]-[аъ]-[а], [ь] пóл я [ъ]-[ъа]-[аъ]-[а], [ь] пóл е [ь]-[ье]-[еь]-[е] в пóл е [и] зéмл и [у] чи´щ у

В скобках – произношение, свойственное "старшей" орфоэпической норме.

* – в ряде слов, чаще всего в положении перед мягким согласным (жале´ть, к сожале´нию, лошаде´й, жаке´т, тридцати´, двадцати´, ржаной и др.).

** - возможно [а] в заимствованный словах: шок-ш [а] кировать.

 

§ 172. Гласные конечного заударного открытого слога отличаются значительной вариативностью:

после твердых согласных звуки, реализующие фонемы <а> и <о>, могут варьироваться от [ъ] до [а] с «промежуточными» звучаниями [ъа] и [аъ] ([дамъ] [дамъа], [дамаъ] и [дама], [кожъ], [кожъа], [кожаъ] и [кожа]); после мягких возможны те же варианты и [ь]: ([вол’ъ] [вол’ъа], [вол’aъ], [вол’a] и [вол’ь]);

фонема <е> может реализоваться звуками [ь], [ье], [еь] после мягких [на вол’ь], [на вол’ье], [на вол’еь] и звуками [ъ], [ъэ], [эъ] после шипящих и [ц] ([на кожъ], [на кожъэ], [на кожэъ]);

фонема <и> в этом положении реализуется звуком [и] после мягких согласных и звуком [ы] – после твердых: [крысы], [з’емл’и].

Вероятность появления этих гласных зависит от положения во фразе: в конце фразы перед паузой чаще произносятся гласные полного образования, внутри синтагмы – редуцированные.

 

Таким образом, сильной позицией для всех гласных является позиция под ударением.

Для фонемы <y> все позиции являются сильными[43].

В старшей орфоэпической норме все позиции являются сильными для фонемы <и>.

В старшей орфоэпической норме слабыми являются позиции в любом безударном слоге для фонем <а>, <о>, <е>; в младшей норме – для фонем <a>, <o>, <e>, <и>.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем русского языка // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Кузнецов П.С. Об основных положениях фонологии // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Кузнецов П.С. О дифференциальных признаках фонем // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Яковлев Н.Ф. Математическая формула построения алфавита // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

 

Касаткин Л.Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка. М., 1999.

Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967.

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

 

ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Р.И.АВАНЕСОВА (1956 г.)

§ 173. Важнейшей особенностью фонологических представлений Л.В.Щербы и Н.С.Трубецкого был взгляд на фонему как на единицу, дифференцирующую словоформы. Кардинальное отличие концепции МФШ от этих теорий состоит в том, что фонема рассматривается как звуковая единица, дифференцирующая более мелкие языковые единицы – морфемы. Поэтому, например, для Н.С.Трубецкого первый и последний согласный в слове поп являются разными системными единицами, так как первый [п] входит в четыре фонологические оппозиции (фонема /п/), а последний – только в три (архифонема /П/). Наоборот, в концепции МФШ эти согласные представляют одну и ту же фонему <п>, так как в сильной позиции в пределах той же морфемы реализуются одним и тем же звуком [п]: [п] оп-по [п] ы. Именно этот вопрос – вопрос о том, дифференциация каких знаковых единиц языка является основной функцией фонемы[44] – был долгое время предметом полемики между сторонниками МФШ и их оппонентами[45]. Очевидно, однако, что эти представления не являются принципиально несовместимыми. Попытка объединения этих двух наиболее цельных фонологических теорий была предпринята одним из создателей МФШ Рубеном Ивановичем Аванесовым в книге "Фонетика современного русского литературного языка" (М., 1956)[46].

Основную идею Р.И.Аванесова с точки зрения современных представлений о языке можно сформулировать следующим образом: в лексиконе представлены не только морфемы (как это предполагалось в МФШ) и не только словоформы (как это предполагали Л.В.Щерба и Н.С.Трубецкой), а то и другое одновременно.

Звуковые единицы в разных позициях могут обладать разной различительной силой по отношению к морфеме и словоформе, в составе которых они находятся: "При наличии членения слова на морфемы кратчайшая звуковая единица языка одновременно функционирует как в составе слова в его конкретной форме, так и в составе морфемы. Однако характер ее функционирования в составе той или другой структурной единицы языка в одних случаях совпадает, в других – резко и принципиально отличается... При наличии пересекающихся чередований кратчайшая звуковая единица данной словоформы в зависимости от позиции обладает способностью различать звуковые оболочки словоформ не в одинаковой степени: в одних она обладает этой способностью в высшей степени (сильная позиция), в других – в меньшей степени (слабые позиции)" [Аванесов 1956: 23,27].

Так, если рассматривать согласные в слове поп с точки зрения позиций, в которых они находятся, то несомненно, что первый [п], находящийся в сильной позиции по всем ДП, обладает одинаковой способностью к дифференциации как (звуковых оболочек) морфем, так и (звуковых оболочек) словоформ – например, в паре поп-боб [поп-боп] при помощи противопоставления [п]/[б] различаются как морфемы, так и соответствующие словоформы, в составе которых они находятся. Единицы, различающие как словоформы, так и морфемы, и представленные в сильных позициях (позициях максимального различения) Р.И.Аванесов предложил называть сильными фонемами [47]. Состав фонем данного языка – это состав сильных фонем.

Наоборот, конечные согласные в этой паре или в паре луг-лук находятся в слабой позиции по ДП глухость/звонкость и соответствующие словоформы не дифференцируют, так как произношение словоформ луг [лук] и лук [лук] в СРЛЯ совершенно идентично (хотя и отличается от произношения словоформы луп). Такие звуковые единицы Р.И.Аванесов предложил называть слабыми фонемами [48].

С другой стороны, соответствующие корневые морфемы луг - и лук - могут различаться (в составе других словоформ, в частности, в формах родительного падежа: луга-лука), так как в первой морфеме наблюдается чередование [к] (в слабой позиции) // [г] (в сильной позиции), а во второй [к] звучит как в сильной, так и в слабой позиции, т.е. ряды звуковых единиц [к]-[г], с одной стороны, [к]-[к], с другой, различают разные морфемы. Ряд позиционно чередующихся звуков, возглавляемых сильной фонемой, Р.И.Аванесов предложил называть фонемным рядом [49]. Таким образом, словоформы лук и луг имеют идентичный фонемный состав /лук2/, но их конечные слабые фонемы входят в разные фонемные ряды (/к2/-/к/ и /к2/-/г/); иначе говоря, фонема является элементом словоформы, а фонемный ряд – морфемы (охватывая все звуковое многообразие морфем). Иными словами, морфемы состоят из фонемных рядов, а словоформы – из сильных и слабых фонем.

Слабая фонема может входить в фонемный ряд с возглавляющей его сильной фонемой (и тогда она идентична варианту фонемы МФШ – например, [к] в словах луг и лук), а может и не входить (и тогда она соответствует гиперфонеме МФШ – например, [т] в словоформе идёт).

Согласные фонемы, слабые по твердости/мягкости, Р.И.Аванесов предложил обозначать индексом 1 справа внизу (например, /с1н'им/ – с ним); фонемы, слабые по глухости/звонкости, индексом 2 (например, /лук2/ – лук и луг); фонемы, слабые по твердости/мягкости и глухости/звонкости одновременно – индексом 3 (например, /с3тал'/ – сталь).

 

ЛИТЕРАТУРА.

Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.

 

Бархударова Е.Л. Консонантизм русского языка. Типологический и структурный анализ. М., 1999.

Горшкова К.В. Фонетика // Горшкова К.В. и др. Современный русский язык: Часть 1. Вильнюс, 1985.

Дмитренко С.Н. Фонология // Русская грамматика. Т. 1. М., 1982.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.