Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восходящая спираль




 

Обновление — это принцип (и процесс), позволяющий нам двигаться по восходящей спирали роста и перемен, а также постоянного самосовершенствования.

Чтобы движение по этой спирали было последовательным и целенаправленным, мы должны учитывать еще один аспект обновления, который относится к уникальным свойствам человека и направляет данное движение, — нашу совесть. Как говорила мадам де Сталь: "Голос совести настолько слаб, что его легко заглушить, но при этом он настолько отчетлив, что его ни с чем не спутаешь".

Совесть — это дар, позволяющий ощущать наше соответствие или несоответствие правильным принципам и поднимающий нас (если он достаточно развит) до высоты этих принципов.

Как для высококлассного спортсмена жизненно необходима тренировка нервов и мышц, а для ученого — тренировка ума, так для истинно проактивного человека необходима тренировка совести. Однако этот процесс требует еще большей концентрации, дисциплины, последовательности и честности. Он требует, чтобы мы регулярно занимались чтением вдохновляющей литературы, были исполнены благородных помыслов и, самое главное, жили в гармонии с голосом своей совести, который все равно остается слабым.

Как спортсмен может потерять форму из-за неправильного питания и недостатка тренировок, так и все непристойное, грубое, грязное может питать темные стороны нашей натуры, заглушать более высокие чувства и подменять естественную, или божественную, совесть, задающуюся вопросом: "Что хорошо, а что плохо?", совестью социальной, озабоченной лишь вопросом: "Разоблачат меня или нет?"

Даг Хаммаршельд говорил: "Невозможно заигрывать с животным началом в себе и не превратиться при этом в животное; заигрывать с ложью и не потерять право на истину; заигрывать с жестокостью и не потерять душевной чуткости. Тот, кто хочет видеть свой сад цветущим и благоухающим, не оставляет в нем места для сорняков".

 

Учитесь. Действуйте

 

Обязуйтесь Учитесь Учите» Действуйте

Обладая самоосознанием, мы должны выбирать цели и принципы для своей жизни, иначе вакуум заполнится помимо нашей воли, и мы потеряем свое самоосознание и уподобимся низшим тварям, существующим только ради выживания и размножения. Люди, живущие на подобном уровне, не сами живут, а "их живут". Они реагируют на внешние раздражители, не подозревая о своих уникальных качествах, дремлющих у них внутри в неразвитом состоянии.

И развитие этих качеств никак нельзя ускорить, т. е. каким-то образом сократить путь. Здесь правит закон урожая: что посеешь, то и пожнешь — не больше и не меньше. Закон справедливости непреложен, и чем крепче будут наши правильные принципы, тем объективнее мы сможем судить о том, как устроен мир, и тем точнее будут наши парадигмы — карты, благодаря которым мы ориентируемся на территории, т.е. в жизни.

Я убежден, что, двигаясь по восходящей спирали роста и развития, мы должны проявлять прилежность в процессе обновления, занимаясь тренировкой и просвещением своей совести и повинуясь ее голосу. Этот непрерывный процесс выведет нас на путь внутренней свободы, безопасности, мудрости и власти над собой.

Движение по восходящей спирали требует от нас: учитесь, обязуйтесь и действуйте. Мы обманываем себя, если думаем, что можно обойтись лишь одним из этих элементов. Чтобы постоянно двигаться вперед, нам необходимо учиться, брать обязательства и действовать — и снова учиться, брать обязательства и действовать — и опять учиться, брать обязательства и действовать.

 

ВОСХОДЯЩАЯ СПИРАЛЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

 

1. Составьте список мероприятий, которые помогут вам поддерживать хорошую физическую форму, будут соответствовать вашему образу жизни и доставлять удовольствие.

2. Выберите одно из них и запишите его в качестве личной цели на будущую неделю. В конце недели оцените свои достижения. Если вы не достигли поставленной цели, проанализируйте, почему это произошло: вы подчинили ее более значительной ценности или не сумели сохранить верность своей?

3. Составьте аналогичный список обновляющих мероприятий по духовной и эмоциональной сфере, перечислите отношения, которые вам хотелось бы улучшить, или особые обстоятельства, в которых общественная победа смогла бы обеспечить большую эффективность. Выберите один пункт по интеллектуальному и социальному направлениям и внесите их в список целей на будущую неделю. Выполните намеченное и оцените его.

4. Обязуйтесь каждую неделю составлять план конкретных действий по "заточке пилы",

выполнять их и оценивать результаты.

 

И СНОВА "ИЗНУТРИ — НАРУЖУ"

 

Господь действует изнутри — наружу. Общество действует извне — вовнутрь. Оно пытается вытащить людей из грязи. Христос вытаскивает грязь из людей, и тогда они вытаскивают себя из грязи. Общество пытается формировать людей, изменяя их среду обитания. Христос изменяет человека, который затем изменяет свою среду обитания. Общество пытается воздействовать на поведение человека, а Христос способен изменить его природу.

ЭзраТафтБенсон

 

Я хочу поделиться с вами эпизодом из своей жизни, который, как мне кажется, отражает суть этой книги. При этом я надеюсь, что вы сумеете связать события с лежащими в их основе принципами.

Несколько лет назад я взял отпуск в университете для работы над книгой и вместе с семьей поселился на это время на Гавайях.

Устроившись на новом месте, мы вскоре выработали такой распорядок жизни и работы,

который оказался не только продуктивным, но и весьма приятным.

После утренней пробежки по пляжу мы отправляли двух наших детей (в шортах и босиком) в школу, после чего я уходил в уединенный домик на краю плантации сахарного тростника, где оборудовал себе кабинет для работы. Это было очень тихое, красивое и спокойное место — без телефона, встреч и срочных дел.

Этот домик примыкал к территории колледжа, библиотеку которого я часто посещал. И вот однажды, когда я прохаживался между книжными полками, меня заинтересовала одна книга. Я открыл ее наугад, и мое внимание привлек абзац, оказавший сильное влияние на всю мою дальнейшую жизнь.

Я перечитал его несколько раз. В сущности, там выражалась простая мысль о том, что между стимулом и нашей реакцией на него существует промежуток, или пространство, и наше развитие и счастье определяются тем, как мы используем его.

Мне трудно передать, какое впечатление произвела на меня эта идея. Хотя я был воспитан на философии самодетерминизма, даже слова, которыми была выражена эта мысль — "промежуток между стимулом и реакцией", — поразили меня с невероятной силой. Это было как откровение, внутренняя революция. Это была идея, время которой пришло.

 

Я вновь и вновь возвращался к этой мысли, и она начала оказывать серьезное воздействие на мою жизненную парадигму. Я стал наблюдать за собой как бы со стороны: мысленно помещал себя в этот промежуток и оттуда смотрел на стимулы, наслаждался внутренним ощущением свободы выбирать свою реакцию (свободы даже самому стать стимулом или хотя бы влиять на него) вплоть до отмены его воздействия.

 

Вскоре после этого случая и отчасти благодаря этой "революционной" идее мы с Сандрой начали практиковать углубленное общение, разговоры по душам. Незадолго до полудня мы садились на старенький мотоцикл, брали с собой двух наших детей-дошкольников, усадив одного между собой, а другого у меня на колене, и ехали по проселочной дороге через плантации тростника, начинавшиеся у домика с моим рабочим кабинетом. Мы ехали около часа, не торопясь, спокойно беседуя.

 

Дети с интересом смотрели вперед, не издавая ни звука. Мотоцикл тарахтел не слишком громко, другого транспорта на дороге почти не попадалось, так что было хорошо слышно друг друга. Обычно мы доезжали до берега и пешком преодолевали еще примерно двести ярдов до уединенного местечка, где устраивали пикник.

Песчаный пляж и пресноводная речка полностью занимали внимание детей, так что мы с Сандрой могли спокойно продолжать разговор. Наверное, не нужно много воображения, чтобы представить, какого уровня понимания и доверия мы смогли достичь, проводя в подобном общении по два часа в день ежедневно на протяжении года.

На первых порах мы говорили обо всем, что нас интересовало, — о людях, идеях, событиях, детях, моей работе и так далее. Но постепенно наше общение становилось все глубже, и мы все чаще начинали говорить друг с другом о своем внутреннем мире — о воспитании, жизненных сценариях, чувствах и сомнениях. С головой погрузившись в общение, мы в то же время как бы со стороны наблюдали за этим процессом. Нам предоставились новые интересные возможности использования промежутка между стимулом я реакцией, и это заставляло нас задуматься о том, как мы были запрограммированы и как эти программы влияли на восприятие нами окружающего мира.

Мы отправились в интереснейшее путешествие в свой внутренний мир и обнаружили, что это самое восхитительное, увлекательное и захватывающее занятие из всех, что были нам известны во внешнем мире.

Но не все было гладко в этом процессе. Полностью раскрываясь друг перед другом, мы порой задевали обнаженные нервы и испытывали боль и смущение — этот процесс делал нас очень уязвимыми. И все-таки мы не хотели отказываться от этих занятий. Выходя на поверхность после погружения в эти потаенные деликатные вопросы, мы чувствовали себя в каком-то смысле исцелившимися.

При этом мы проявляли друг к другу заботу и чуткость, поддержку и эмпатию, что позволило нам быть полностью откровенными.

Постепенно мы выработали два негласных правила общения. Первое — не выпытывать. Раскрывая друг перед другом свои уязвимые проблемы, мы должны были не допрашивать друг друга, а лишь проявлять эмпатию. Выпытывание — слишком грубое вторжение во внутренний мир другого человека. Кроме того, оно ориентировано на логику, и в основе его лежит подспудное желание контролировать собеседника. Мы исследовали новое неизведанное, и это не могло не вызывать страха и сомнений. Нам хотелось все больше и больше открытий, но мы научились уважать друг в друге потребность и право открываться только тогда, когда для этого придет время.

Второе правило заключалось в том, что если общение становилось слишком болезненным, то беседа в этот день просто прекращалась. И на следующий день I мы либо продолжали с того же места, где остановились, либо выжидали, пока сами не почувствуем, что готовы возобновить эту беседу. Мы носили в себе неразрешенные вопросы, зная, что каждый из нас хотел бы их поведать. Но времени у нас было вдоволь, и мы понимали, что рано или поздно вернемся к прежним темам и так или иначе их закроем.

 

Самой трудной, но, в итоге, самой плодотворной была та часть нашего общения, когда в контакт входили наши особо чувствительные и уязвимые стороны. В такие минуты мы обнаруживали, что промежуток между стимулом и реакцией исчезал. На поверхности оказывались негативные чувства. Но нашим обоюдным желанием и молчаливой договоренностью было все-таки настроить себя и начать с того места, где мы остановились, чтобы в конце концов разобраться со своими чувствами.

 

Один из таких трудных эпизодов был связан с характерной особенностью моей личности. Мой отец был очень замкнутым, сдержанным и осторожным человеком. Мать же была и по сей день остается очень общительной, открытой и непосредственной натурой. Я нахожу в себе проявления и той, и другой тенденции, и когда не чувствую себя в безопасности, то склонен замыкаться, как и мой отец. Делал это, я наблюдаю с

безопасного расстояния.

Сандра больше похожа на мою мать — общительная, естественная, непосредственная. За годы совместной жизни у нас не раз возникали ситуации, когда ее открытость казалась мне неуместной, а она считала, что моя замкнутость и невосприимчивость к чувствам других людей вредит не только нашим отношениям, но и мне самому как человеку. Все это и многое другое выявилось во время нашего углубленного общения. Я по достоинству оценил проницательность и мудрость Сандры и то, как она помогла мне раскрыться, стать более отзывчивым, чутким и общительным.

Другой трудный эпизод был связан с тем, что я считал недостатком Сандры, изводившим меня многие годы. Она, казалось, помешалась на электробытовых приборах фирмы "Фриджидэйр", и я никак не мог этого понять. У нее и мысли не возникало купить изделие другой марки. Даже когда мы только начинали совместную жизнь и были весьма стеснены в средствах, Сандра настаивала на поездке за пятьдесят миль в "большой город", где продавались товары фирмы "Фриджидэйр", которых в нашем маленьком университетском городке в то время не было.

Меня это очень раздражало. К счастью, эта проблема возникала только при покупке бытовых приборов. Но при этом я заводился с полуоборота. Происходящее было для меня символом иррационального мышления и порождала целый спектр отрицательных эмоций.

В таких случаях я обычно уходил в себя. Мне казалось, что наилучший способ справиться с этой проблемой — не обращать на нее внимания. В противном случае я просто потеряю контроль над собой. Бывало, я срывался и говорил что-то лишнее, за что потом приходилось извиняться.

Больше всего меня беспокоило не то, что Сандре нравятся приборы марки "Фриджидэйр", а то, что она с таким упорством, как мне представлялось, совершенно нелогичным и неоправданным, возвышала эту фирму над остальными, не имея никаких на то фактических оснований. Если бы она просто признала, что ее отношение к этой марке не имеет рациональной основы и являемся чисто эмоциональным, думаю, я бы; смог это принять. Но ее упрямство было невыносимым.

Тема "Фриджидэйр" возникла в наших задушевных беседах где-то в начале весны. Все предыдущее общение подготовило нас к этому. Строжайшие правила уже были установлены и усвоены — не выпытывать и: оставить разговор, если он становится слишком болезненным для одной или обеих сторон.

Никогда не забуду тот день, когда обсуждалась эта тема. Мы тогда не стали, как обычно, останавливаться на пляже, а просто продолжали ехать по полю, может быть, потому, что не хотели смотреть друг другу в глаза. Ведь у нас с этой проблемой ассоциировалось огромное психологическое напряжение, и мы столько времени позволяли ей вызревать. Казалось, в тот день мы были близки даже к разрыву наших отношений, но когда пытаешься создать прекрасные и прочные отношения, важно учитывать все вопросы, по которым есть разногласия.

Мы с Сандрой были потрясены тем, сколь многому мы научились благодаря этому разговору. Это была синергия чистой воды. Казалось, Сандра и сама впервые поняла, что же было причиной ее так называемого "заскока". Она начала с рассказа о своем отце, о том, как он многие годы преподавал историю в школе и как ему пришлось заняться торговлей электроприборами, чтобы свести концы с концами. Во время экономического кризиса он столкнулся с серьезными денежными затруднениями и сохранил свой бизнес только благодаря финансовой поддержке фирмы "Фриджидэйр".

 

Сандра поддерживала с отцом необыкновенно нежные и теплые отношения. Когда он усталый возвращался домой и ложился на кушетку, она растирала ему ноги и что-нибудь напевала. Это были прекрасные мгновения, которыми они наслаждались почти каждый день в течение многих лет. Он делился с дочерью тревогами и волнениями, деловыми проблемами, и именно он привил Сандре глубокое почтение к фирме "Фриджидэйр", поддержавшей его в тяжелые времена.

 

Это общение отца с дочерью пришлось как раз на то время, когда происходит наиболее интенсивный процесс написания сценария для ребенка. В такой период дети "снимают защиту", становясь очень восприимчивыми, и всевозможные образы, мысли и идеи глубоко укореняются в их подсознании. Возможно, Сандра сама забыла обо всем этом, пока чувство внутренней безопасности, порожденное нашим углубленным общением в течение года, не позволило ему проснуться естественным и непосредственным образом.

 

Сандре этот разговор помог лучше понять себя, она докопалась до эмоциональных корней своего отношения к марке "Фриджидэйр". Я тоже многое осознал и проникся к ней еще большим уважением. Я понял, что Сандра говорила не об электроприборах, а о своем отце и верности его памяти.

 

Помню, в тот день наши глаза были полны слез — не столько из-за сделанных открытий, сколько из-за возросшего чувства уважения друг к другу. Мы обнаружили, что даже самые простые, на первый взгляд, вещи часто имеют глубокие эмоциональные корни. Ориентироваться только на внешние проявления, не разглядев за ними более глубокой и тонкой материи, — значит грубо попирать священный покров человеческой души.

 

Эти месяцы общения принесли много плодов. Наше взаимопонимание настолько углубилось, что мы научились почти мгновенно обмениваться мыслями. Покинув Гавайи, мы решили не прекращать начатую практику. С тех пор вот уже многие годы мы регулярно катаемся по округе на своем мотоцикле или, если плохая погода, в машине просто ради того, чтобы поговорить. Мы чувствуем, что для сохранения любви нужно говорить друг с другом обо всем, особенно о чувствах, и стараемся общаться по несколько раз в день, даже если я нахожусь в отъезде. Это все равно что вернуться в стены родного дома, где сосредоточены счастье, чувство безопасности и высшие ценности жизни. Томас Вулф был неправ. Домой вернуться можно, если твой дом — дорогие тебе отношения, дружба и любовь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.