Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ревизия и контроль поступления товаров




Каждый этап проверки включает следующие основные процедуры ревизии:

• проверка первичной документации на предмет правильности оформления и законности;

• установление своевременности и правильности отражения торговых операций в регистрах бухгалтерского учета;

• соответствие данных синтетического учета, отраженных в Главной книге, данным аналитического учета;

• проверка системы внутреннего контроля за товарными опе­рациями организации;

• проверка правильности налогообложения торговых операций.
Началом ревизии поступления товаров является ознакомление с первичными документами на предмет правильности их оформле­ния, наличия подписи лиц, ответственных за оформление. Все обна­руженные нарушения должны отражаться в ведомости нарушений, выявленных при ревизии товарных операций. Документы, которые вызывают сомнение, нужно еще раз тщательно проверить и только после этого приложить к отчету. Выявленные ошибки или неточности вначале следует разделить на формальные и арифмети­ческие, оценить степень допущенной ошибки и только затем вносить данные в ведомость.

При этом ревизор руководствуется Федеральным законом «О бухгалтерском учете». В пункте 1 ст. 9 «Первичные учетные доку­менты» этого Закона закреплено правило: «Все хозяйственные опе­рации, проводимые организацией, должны оформляться оправдатель­ными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет».

Понятие «первичные учетные документы» шире понятия «оправда­тельные документы», которые на практике зачастую отождествляются.

Первичные учетные документы составляются для оформления только бухгалтерских процедур, например, расчет издержек обращения, относящихся к остатку товаров на конец месяца, расчет суммы реализо­ванной торговой надбавки. На практике нередко возникает ситуация, когда необходимо отразить на счетах исправительные, дополнитель­ные записи при отсутствии первичного документа. Тогда бухгалтер должен составить справку, подписаться под ней, и эта справка считается первичным учетным документом для бухгалтерского оформления.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Передача права подписи и делегирование полномочий дают специа­листу дополнительные права, но не освобождают от ответственности за последствия таких подписей ни руководителя организации, ни ее главного бухгалтера.

Пункт 6 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусматривает различия между первичными учетными докумен­тами и сводными учетными документами. На основе первичных документов составляются сводные учетные документы. Ревизор должен знать, что на практике первичные учетные документы иногда не «стыкуются» со сводными учетными документами. В случае обна­ружения, что сводный документ подсчитан неверно, его исправляют.

Если в сводном учетном документе записаны одни суммовые показатели, а в первичных документах — другие, то правильными при­знаются последние, а показатели в сводном учетном документе исправляются.

Если в сводном учетном документе указан первичный учетный документ, который не приложен к сводному, то данные отсутствую­щего документа исключаются из сводных итогов. Ревизор должен выяснить причину отсутствия этого документа, для этого он требует письменные объяснения от лица, составлявшего сводный документ, проводит сверку со встречными документами.

Товары в организациях оптовой и розничной торговли поступают от поставщиков—юридических лиц или граждан-предпринимателей в пределах договоров купли-продажи (поставки) и мены или получе­ния товаров по договорам комиссии, поручения. Кроме того, в потре­бительской кооперации в торговлю поступают товары собственного производства (хлебобулочные, кондитерские изделия, безалкоголь­ные напитки и т.п., изделия народных промыслов).

Поставщики выписывают на отпущенные товары сопроводитель­ные документы: товарно-транспортные накладные, счета-фактуры. К товарно-транспортной накладной или счету-фактуре могут прила­гаться и другие документы, подтверждающие количество (кипные карты, упаковочные ярлыки, отвесы и т.п.) и качество (качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов и т.п.) товаров.

Порядок приема товаров и его документальное оформление зависят от места приема (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя); характера приема (по количеству; качеству и комплектности); степени соответствия условиям договора и сопроводительным документам, наличия или отсутствия сопроводительных документов.

Важным моментом ревизии является проверка правильности составления материально ответственным лицом отчетности о нали­чии и движении товаров, при этом обращается внимание на соблюде­ние сроков представления отчетности, установленных администра­цией. В торговых организациях таким отчетом является товарный отчет, в котором указывается период, за который он составляется.

В его приходной части отражают каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дату документа, стоимость поступивших товаров). В расходной части товарного отчета записы­вается каждый расходный документ (направление и выбытие това­ров, номер и дата документа, стоимость выбывших товаров). В отчете указываются остатки товаров и тары на начало и конец отчетного периода. Записи в товарном отчете подтверждаются документально. Ревизор проверяет наличие всех указанных в нем документов и соот­ветствие в них даты отчетному периоду, правильность оформления документов и самого отчета (занесены ли все реквизиты, наличие подписей, неоговоренных исправлений, распорядительных подписей на внутреннее перемещение товаров и т.п.). В случае обнаружения первичных документов с нарушениями требований, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтер­ском учете», или отражения в нем фактов хозяйственной жизни, про­тиворечащих законодательству, ревизор должен потребовать пись­менные объяснения у материально ответственного лица и бухгалтера.

Выборочно ревизор проверяет правильность таксировки, вер­ность цен. Если при проверке цен, таксировке и подсчетах будут выявлены ошибки, ревизор должен углубить проверку и дать оценку этим ошибкам. Такие ошибки могут возникнуть при отсутствии внут­реннего контроля бухгалтерией, умышленном искажении отчетности в целях покрытия недостач и (или) присвоения материальных цен­ностей.

Проверяя товарные отчеты, необходимо произвести встречную сверку документов, что позволит установить своевременность и пол­ноту оприходования и списания товаров. При этом товар­ные документы на поступление товаров от поставщика, приложен­ные к товарному отчету, сопоставляют с экземпляром расчетного документа на эту же партию товаров, представленного через банк или кассу.

В ходе ревизии ревизор осуществляет проверку правильности оформления и учета поступления товаров. В зависимости от каналов поступления товары оформляются различными документами. Так, поступление от поставщиков оформляется товаросопроводительными документами, счетом или счетом-фактурой. Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товара автомобильным транс­портом, железнодорожную накладную — при поставке по железной дороге, при доставке в контейнере выписывается накладная на пере­возку груза в универсальном контейнере.

Приемка товара от юридических лиц оформляется документально за подписью материально ответственного лица и печатью (штампом) на счете-фактуре установленной формы. В счете-фактуре поставщи­ком должны быть заполнены все реквизиты, предусмотренные этой формой, проставлены наименование товара, его количество, цена и сумма, размер НДС, печать и подпись лица, отпустившего товар.

Счет-фактура является для розничной торговой организации приходным товарным документом и служит также основанием для оплаты поступившего товара и возмещения бюджетом НДС по при­обретенным товарам.

Внутреннее перемещение товара между складом, отделами мага­зина производится по накладной, подписанной руководителем и глав­ным бухгалтером.

Если товары приобретаются у индивидуальных сдатчиков, то материально ответственным лицом должна быть оформлена при­ходная накладная, где указываются: наименование розничной торго­вой организации, закупающей товар, номер и дата составления доку­мента, паспортные данные сдатчика, наименование товара, цена и общая стоимость. На каждого индивидуального сдатчика — жителя Российской Федерации заводится специальный реестр, в котором накапливают сведения об объемах сданных на реализацию товаров и данные о фактически полученных доходах.

Все товары от физических и юридических лиц без расхождения по количеству и качеству должны быть оприходованы в день поступления. На не оприходованные в день поступления товары у материально ответственного лица должны быть документы, подтверждающие его принятие на ответственное хранение.

Важным моментом ревизии является проверка товарно-кассовых отчетов розничной торговой организации. Ревизор обязан проверить подлинность документов и правильность записей в товарно-кассовом отчете, сделанных на основании приложенных первичных докумен­тов; наличие в документах всех необходимых реквизитов: подписей материально ответственных лиц; распорядительных подписей руко­водителя организации; соответствие остатка товара в данном отчете на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода; правильность цен на товары, таксировку и подсчеты сумм по каждому приложенному к отчету документу; полноту оприходования товаров в отчетном периоде, полученных материально ответственным лицом, в соответствии со сроками выданных доверенностей, а также оплаченных или при­нятых к оплате счетам; соответствие записей, сделанных материально ответственным лицом в журналах поступления и выбытия товаров; документальную обоснованность операций по приемке, отпуску, списанию и переоценке товаров.

Проверка тождественности данных товарно-кассовых отчетов с регистрами синтетического и аналитического учета производится путем сопоставления данных Главной книги с данными товарно-кас­совых отчетов материально ответственных лиц.

В случае невозможности сопоставления показателей с Глав­ной книгой ревизор использует соответствующие регистры аналити­ческого учета. Обычно проверка производится выборочным методом, размер выборки устанавливается на стадии планирования проверки.

Если ревизор обнаружит, что остатки по счетам товарных запа­сов по показателям аналитического учета не соответствуют показа­телям складского учета, то он может сделать выводы о занижении оборотов по дебету счета 41 «Товары», кредиту счета 42 «Торговая наценка» и, как следствие, о занижении налога на имущество в строке баланса «Товары». Результаты проверки отражаются.

Следует выяснить, применяется ли счет 42 «Торговая наценка» (на сумму разницы между продажной и покупной ценой товаров), так как это может привести к недостоверности учета по счету 41 «Товары» и невозможности подтверждения достоверности статьи «Запасы» бухгалтерского баланса. Может также не производиться сторниро­вочная запись на сумму торговой наценки, относящейся к реализо­ванным товарам по счетам 42 «Торговая наценка» и 90 «Продажи». Если организация использует учет товаров по продажным ценам, то исчисление торговой наценки необходимо отражать в учете про­водкой по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка».

Несоблюдение отмеченной методологии учета может при­вести к искажению налогооблагаемой базы для расчетов налогов на прибыль, НДС и имущество.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.