Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Трасологическая экспертиза




В процессе изучения данной темы будут рассмотрены теоретические знаний научных основ трасологии являющейся теоретической основой трасологической экспертизы. Важно уяснить понятие «следа преступления» в широком и узком «трасологическом» смысле.

Криминалистическая трасология (от французского trace – след) – отрасль криминалистической техники, изучающая: закономерности механизма образования следов; закономерности возникновения в материальных следах информации о преступлении и его участниках; закономерности собирания, исследования, оценки и использования следов в процессе раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Работа с материальными следами преступления включает шесть последовательных этапов:

1. Обнаружение следов преступления, выделение их из множества иных (не вызванных преступлением) изменений обстановки.

2. Фиксация следов, то есть придание им такой формы и состояния, которые позволяют хранить, перемещать и исследовать следы.

3. Изъятие следов – операция, связанная с перемещением следов в место, удобное для их исследования.

4. Исследование следов, то есть получение и осмысление запечатленной в них информации о преступлении и его участниках.

5. Оценка результатов исследования – сложная интеллектуальная деятельность, связанная с установлением научной достоверности полученных результатов, их относимости и допустимости, определением их места в имеющейся системе доказательств по делу.

6. Использование полученной информации предполагает оперирование ею как для доказывания обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, для розыска участников преступления, так и для получения новой информации и закрепления уже имеющихся доказательств.

При работе над темой следует обратить внимание на объекты трасологической экспертизы чаще всего ими являются следы ног, зубов человека, ног животных, транспортных средств, орудий взлома и различных инструментов, запирающие устройства.

Обучаемые должны рассмотреть основные задачи трасологической экспертизы:

- классификационные задачи, связанные с установлением типа, вида, модели следообразующего объекта;

- идентификационные задачи, связанные с установлением конкретного объекта, либо идентификацией целого по частям;

- диагностические задачи, направленные на установление обстоятельств механизма образования следов, места совершения действий, способа их осуществления, профессионализма и т.п.

Продолжая работу над темой, студенты должны изучит основные виды трасологических экспертиз:

1. Экспертиза следов ног: Следы ног человека играют немаловажную роль в раскрытии и расследовании преступлений. Они классифицируются на следы босых ног, ног в носках, чулках и следы обуви.

2. Экспертиза следов зубов. Зубной аппарат человека индивидуален, поэтому трасологическое исследование следов зубов порой имеет решающее значение. Индивидуализирующими признаками зубов являются размеры челюстных дуг или их частей, отсутствие отдельных зубов, наличие или величина смещения зубов относительно общей линии зубного ряда, трещины, пломбы, наличие протезов и др.

3. Экспертиза следов губ, ногтей и других частей тела человека. Экспертиза следов губ производиться для исследования следов окрашенных помадой губ и слабовидимых оттисков губ по краям посуды – стаканов, рюмок, чашек, на папиросах и сигаретах. Следы губ помогают установить пол, возраст, рост, некоторые элементы внешнего облика лица, оставившего след, наличие у него заболеваний.

Следы ногтей остаются чаще всего на теле человека или трупе как результаты борьбы либо инсценировки.

4. Экспертиза следов орудий и инструментов. Следы орудий взлома весьма разнообразны и во многом определяются характером преграды, орудиями взлома (специально изготовленные или приспособленные), способами взлома. К следам орудий и инструментов по механизму образования относятся следы, образующиеся при ударе, разрыве, нажиме, трении, сверлении и т.п.

Основными задачами экспертизы следов орудий взлома и инструментов являются установление конкретного экземпляра орудия взлома или инструмента по оставленным им следам, определение способа взлома и направления, в котором произведен взлом, снаружи или изнутри помещения.

5. Экспертиза замков и запирающих устройств, решает следующие основные вопросы:

- Исправен ли механизм замка?

- Если замок неисправен, какова причина его неисправности?

- Имеются ли на деталях механизма замка следы, оставленные посторонним предметом?

- Каким способом отперт (взломан) замок?

Специальными объектами экспертизы могут быть так же пломбы (закрутки), широко используемые при охране вагонов, контейнеров, складов, приборов. Трасологические экспертизы пломб часто назначаются при рассмотрении в арбитражных судах дел, связанных с претензиями грузоотправителей и грузополучателей к железнодорожным ведомствам

6. Экспертиза следов транспортных средств. В понятие «следы транспортных средств» входят следы беговых и выступающих частей транспортных средств, а также отделившиеся части, детали. Они могут быть оставлены автотранспортом, электротранспортом, иными видами механического, а также гужевого транспорта (повозки, сани и др.). Основными задачами экспертизы этого вида является установление типа, вида, модели, конкретного транспортного средства, обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

7. Экспертиза следов животных. Основной задачей экспертизы следов животных является установление конкретного животного, которое оставило следы на месте происшествия. В ходе ее решаются следующие вопросы:

- Каким животным (лошадью, верблюдом и пр.) оставлены следы?

- Шагом (тихим или быстрым), рысью или галопом двигалась лошадь, оставившая на месте происшествия следы?

- В каком направлении осуществлялось движение?

- Каковы отобразившиеся в следах зоологические особенности животного (возраст, хромота, повреждения и дефекты копыт и т.д.)?

7. Экспертиза целого по частям. Задача данной экспертизы состоит в установлении, не являются ли обнаруженные на месте происшествия объекты (обломки, осколки, обрывки и т.д.) частями одного предмета.

8. Экспертиза изделий массового производства позволяет решать следующие вопросы:

- На каком оборудовании изготовлено данное изделие, с применением каких станков, механизмов?

- Изготовлены ли изделия или полуфабрикаты, изъятые у конкретного лица, на определенном станке либо с использованием конкретных его деталей (пресс-форм, штампов, пуансонов, матриц и т. п.)?

Завершая изучение темы необходимо раскрыть методики проведения различных трасологических экспертиз и обратить внимание студентов на правильность формулирования вопросов к эксперту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.