Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет,история и задачи юридической психологии




 

Любая наука, изучая одно или другое явление реальной действительности, развивается и усовершенствуется. Сама по себе исследовательская деятельность фактически водит не только до накопления значительного исследовательского опыта, но и до формирования подотраслей данной науки, т.е. до сегментирования, до внутреннего структурирования науки. Этот процесс является характерным для всех наук, в том числе и для психологии.

В начальном периоде своего развития психология является наукой о психических процессах и явлениях, об их сущности и особенностях, и качественных характеристиках.

Постепенно в процессе ее развития создаются предпосылки возникновения самостоятельных психологических наук, которые исследуют различные аспекты проявлений человеческой психики.

В продолжении приблизительно двух столетий возникают и утверждаются такие фундаментальные психологические науки, как психология личности, психология деятельности, психология познания, генетическая психология, психофизиология, психокибернетика, психолингвистика, парапсихология, дифференциальная психология, психодиагностика и др.

Причины: сложное обусловленное явление. Его развитие в филогенетическом и онтогенетическом планах обусловливается различными закономерностями, которые являются предметом исследования самостоятельных наук.

Внутреннее дифференцирование психологических наук обусловливается и тем фактом, что сама общественная практика подвержена влиянию различных психологических закономерностей, которые в свою очередь должны быть объектом исследований самостоятельных психологических наук. Стремление максимально использовать достижения фундаментальных отраслей психологии в различных областях общественной практики и социального управления способствовало возникновению множества прикладных психологических наук, а именно: профессиональной психологии, военной психологии, юридической психологии, трудовой психологии, транспортной психологии, авиационной и космической психологии, инженерной психологии и др.

Этот процесс, который водит до внутренней дифференциации некоторых прикладных отраслей психологической науки, продолжается и в наши дни.

Научное психологическое знание дает возможность углубленно рассматривать и всесторонне оценивать психологические предпосылки любой человеческой деятельности, с целью достижения большей эффективности от ее практического применения.

Во второй половине двадцатого столетия особенную важность для социальной практики и социальных наук получила борьба с преступностью. И это связано как с быстрым ростом этого социального явления, так и с трудностями по его ограничению и преодолению.

При решении научных проблем, направленных на борьбу с преступностью, кроме правовых наук вносят свой вклад и такие науки, как социология, криминология, психология.

Использование психологических знаний для борьбы с преступностью осуществляется в трех основных направлениях:

■ при изучении сущности и особенностей преступного поведения и преступной реализации личности;

■ при организации работы по раскрытию, расследованию и наказательному преследованию лиц, совершивших преступления;

■ при организации профилактичной деятельности и деятельности пенитациарных учреждений.

 

Психологические знания в этих трех направлениях дают возможность лучше и более полно выяснить определенные тенденции в преступности и в преступном поведении, наиболее углубленно анализировать определенный оперативный, следственный и судебный опыт, улучшить и использовать наиболее эффективные методы и средства в деятельлности органов, принимающих участие в борьбе с преступностью.

Более систематические попытки с целью научной психологической подготовки юристов предпринимаются в конце XIX и начале XX веков. Это период, когда в ряде университетов предусматривается изучение юридической (судебной) психологии будущими юристами.

На этом этапе утверждается понимание, что в борьбе с преступностью необходимо использование специализированной науки – юридической психологии.

В начале этого периода интерес к использованию специализированных психологических знаний проявляется, главным образом, со стороны следователей и судей. Это является существенной причиной того, что эта наука была более известна как судебная психология.

На более позднем этапе выдвигается идея, что внедрение этой науки может быть гораздо более широким, если в нее включить проблемы криминального поведения и криминальной реализации личности, также как и проблемы профилактики.

Русский ученый Ковалев выдвигает идею, что эта наука должна называться юридической психологией, так как она исследует не только проблемы предварительного производства и судебный процесс, но и ряд других правовых регламентированных деятельностей, направленных на борьбу с преступностью.

Непосредственно специализированные государственные органы обязаны не только раскрывать и санкционировать лиц, совершивших преступления, но и не допускать их совершение. Предотвращение совершения преступления является важной задачей всех специализированных государственных органов.

При этом расширении предметной области юридической психологии постепенно утверждается определение, что она представляет собой науку, которая изучает психологические закономерности, являющиеся специфическими в борьбе с преступностью, как особую социальную деятельность.

Юридическая психология, в качестве прикладной отрасли психологии, имеет отношение к трем основным направлениям борьбы с преступностью:

■ розыскной (оперативно-розыскной) деятельности;

■ расследованию и наказательному преследованию;(криминалистическая психология)

■ превентивной работе.

 

В качестве науки она занимается выяснением психологических закономерностей, которые обусловливают и сопутствуют эти три основные направления в борьбе с преступностью. Научный интерес представляют факторы, которые облегчают и стимулируют деятельность специализированных государственных органов, а также

и факторы, которые ее затрудняют или ей препятствуют.

Научные исследования по юридической психологии дают возможность решать более успешно следующие проблемы для того, чтобы:

■ добиться лучших результатов в расследовании и наказательном преследовании лиц, совершивших преступления;

■ добиться лучших результатов в работе по предотвращению совершения преступления;

■ осмыслить и использовать наиболее полноценно накопленный опыт по раскрытию преступлений или по предотвращению их совершения;

■ добиться лучших результатов в управлении звеньев специализированных государственных органов, принимающих участие в борьбе с преступностью.

 

Научные исследования по юридической психологии направлены на выяснение трех психологических закономерностей, а именно:

 

■ психологических закономерностей, связанных с раскрытием лиц, совершивших преступления;

■ психологических закономерностей, связанных с расследованием и наказательным преследованием лиц, совершивших преступления;

■ психологических закономерностей, связанных с предотвращением совершения преступлений.

 

Значительная часть этих закономерностей имеет устойчивый характер и играет важную роль в борьбе с преступностью. Другие закономерности действуют менее продолжительное время, т.е. имеют преходящий характер. Преходящий характер определенных психологических закономерностей зависит от произошедших перемен в условиях жизни и деятельности людей, от наступивших изменений в обстановке, в которой реализируется деятельность специализированных государственных органов.

Представленные таким образом предмет и задачи юридической психологии, как прикладной отрасли психологических наук, не принимаются однозначно всеми специалистами, занимающимися научно-исследовательской или научно-прикладной деятельностью.

Многие специалисты придерживается мнения, что сферой ее применения должно являться, главным образом, судопроизводство, т.е. что она не должна заниматься специфической деятельностью органов полиции.

Другая часть психологов отстаивают позицию, суть которой заключается в расширении предметной области этой науки и включении в нее как проблем судопроизводства, так и проблем преступного поведения и деятельности пенитациарных учреждений. Эта позиция особенно характерна для некоторых представителей русской психологической школы. Она освещена и в учебнике по юридической психологии В.П. Васильева.

Эта точка зрения, распространенная и в Болгарии, водит, фактически, до формального объединения проблемных областей трех самостоятельных прикладных отраслей психологии: криминальной психологии, юридической психологии и пенитациарной психологии.

Криминальная психология является самостоятельной прикладной отраслью психологии, которая занимается преступным поведением и преступной реализацией личности. Юридическая психология использует достижения этой науки при исследовании психологических проблем по розыску, расследованию, судебному преследованию и предотвращению преступлений, совершенных отдельными лицами, организованными преступными группами или преступными организациями.

Пенитациарная деятельность, независимо от того, что она регламентирована в правовом пространстве, представляет собой весьма специфическую область. Она направлена к ресоциализации правонарушителей, т.е. к их исправлению и перевоспитанию при условиях ограниченной свободы. Эти условия в большой степени различаются от условий, в которых осуществляется деятельность правозащитных и правораздающих органов. Также различна и правовая материя, посредством которой регламентируются эти деятельности.

Таким образом, это представляет собой формальное объединение, которое трудно может быть обосновано весомыми научными доводами.

 

Вывод:

 

Расширение предметной области судебной (юридической) психологии может произойти, главным образом, посредством включения двух деятельностей, которые связаны с судопроизводством, а именно: розыском лиц, совершивших преступления и предотвращением совершения преступлений.

Это расширение предметной области этой науки оправдано как с научной, так и с практической точки зрения. В данном случае речь идет не о различных деятельностях, а о различных аспектах одной и той же деятельности, связанной с организованным противодействием преступности.

Расширение предметного спектра судебной психологии, который включает в себя и деятельности по раскрытию и предотвращению преступлений, полностью разделяю, также как и идею изменения ее названия. Вместо старого названия судебная (процессуальная) психология, необходимо принять новое – юридическая психология. Тем самым подчеркивается, что она представляет собой специфическую прикладную отрасль психологии, которая занимается одним из главных направлений юриспруденции – противодействием преступности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.