Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика функциональных состояний человека 6 страница




«2

Рис. 9. Динамика опознания в процессе тренировки и под влиянием незначительных доз алкоголя: начало тренировки

(--------), конец тренировки (--------) и после принятия дозы

алкоголя (-------)

а) Позиционные кривые процента правильных ответов (ППО), б) По­зиционные кривые латентного времени ответов (ЛВО). Данные испы­туемого Д О., длина последовательности — 5 цифр, величина меж-стимульного интервала — 150 мс, п — номер позиции.

Рис. 10. Динамика полного воспроизведения в процессе трени­ровки и под влиянием незначительных доз алкоголя: начало тренировки (--------), конец тренировки (--------) и после при­нятия дозы алкоголя (-------)

а, 0 — то же, что на рис. 9.

Данные испытуемого Ф. Е., длина последовательности — 5 цифр, величина межстимульного интервала — 150 мс, п — номер позиции.

Не менее важным является существенное ухудшение опера-щий, обеспечивающих подготовку ответа: восстановления ив-■формации из памяти, принятия решения и формирования отве­та. При этом характерно не столько увеличение времени, за­трачиваемое на их реализацию, что проявлялось бы в стойком возрастании латентного времени ответа, сколько нестабиль­ность их выполнения. У тренированных испытуемых в нор­мальных условиях форма позиционных кривых латентных вре­мен постоянна и соответствует определенным стратегиям вос­произведения. Появление резких «выбросов» в значениях ла­тентных времен на средних позициях воспроизводимого ряда свидетельствует о ломке этих стратегий под влиянием алкоголя (см. рис. 9,6 и 10,6). Создается впечатление, что при этом когнитивные компоненты блока организации ответа включа^ ются непосредственно в процесс реализации моторного акта.

Интересне, что алкоголь приводит как бы к деградации ■способа выполнения заданий — характер позиционных кривых обоих типов идентичен на начальных этапах тренировки и по­сле принятия алкоголя (см. рис. 9 и 10). Их особенности сви­детельствуют об использовании неупорядоченных стратегий за­поминания и воспроизведения материала. Локализация нару­шений, приводящая к такому типу дезорганизации процесса решения задач, указывает на подверженность неблагоприятным воздействиям в первую очередь контролирующих операций, направленных на активное удержание и упорядочение храня­щейся в памяти информации.

Результаты описанных исследований задали ориентацию дальнейшему развитию предложенного подхода. Представля­лось целесообразным с помощью специализированных методик детализировать представления о структурных изменениях на уровне тех звеньев системы переработки информации, которые оказались в наибольшей степени подверженными неблагопри­ятным воздействиям. Описанный комплекс методик не дает возможности расчленить операции, обеспечивающие удержание и извлечение информации из памяти, которые выше анализи­ровались преимущественно в контексте операции повторения, определить роль активных преобразований образной информа­ции, выделить разные уровни семантической обработки инфор­мации. Экспериментальная разработка указанных проблем по­требовала привлечения других методических средств. Парал--лельно с этим ставилась задача расширения номенклатуры диагностических методик, пригодных для использования в различных ситуациях трудовой деятельности.

3.2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

В описанном выше цикле экспериментальных иссле­дований получены факты, свидетельствующие о воздействии утомления непосредственно на процессы извлечения информа-

•44

из кратковременной памя-В результатах методик «опознание» и «поиск сигнала в шуме» обнаружены тенден­ции к уменьшению скорости сканирования и изменению стратегии поиска информации в кратковременной памяти [80]. Однако эти данные тре­буют более пристального рас­смотрения. Для этого мы об­ратились к методу аддитивных факторов С. Стернберга и разработанной на его основе модели опознания [77; 338]. Экспериментальная проце­дура Стернберга состоит в предъявлении испытуемому не­большого по объему списка элементов (положительного множества) и тестового стиму­ла. Испытуемый должен опре­делить, принадлежит ли пос­ледний к положительному мно­жеству, и дать ответ по типу «да» или «нет». Одно из ос­новных методических требова­ний состоит в том, чтобы вре­менной режим предъявления информации обеспечивал прак­тически безошибочное решение задачи [30]. Главной регистри­руемой переменной при этом яв­ляется время реакции испы­туемого. Анализ ее изменения под влиянием ряда факторов послужил для С. Стернберга основанием для расчленения процесса опознания на четыре основные стадии: кодирование поступившей информации,

сравнение хранящихся в крат­ковременной памяти элемен­тов положительного множест­ва с тестовым стимулом, при­нятие двоичного решения о принадлежности его к положи­тельному множеству и органи­зация ответа (рис. 11,а).

А. Б. Леонова

В исследованиях С. Стернберга, проведенных главным об­разом на цифровом материале, получена линейная зависимость между величиной времени реакции и объемом положительного множества, что интерпретируется как следствие использования стратегии последовательного сравнения при извлечении ин­формации из кратковременной памяти. Она аппроксимируется уравнением ВР= (397,2+37,9 п) мс, где п — объем положитель­ного множества. Свободный член функции соответствует сум­марной длительности однократно реализуемых операций: коди­рования, организации ответа и моторной реакции. Угол накло­на прямой определяет продолжительность многократно (в со­ответствии с величиной положительного множества) повторяе­мых операций — сравнение элементов списка с тестовым сти­мулом и переключение с одной единицы списка на следующую.,

Поиск в памяти, основанный на операции последовательно­го сравнения, может осуществляться двумя разными способа­ми— исчерпывающим перебором всех хранящихся в памяти элементов стимульного ряда или самооканчивающимся, при ко­тором сравнения осуществляются до обнаружения соответствия одного из элементов ряда тестовому стимулу. Типы поиска можно различить по характеру соотношения функций времен реакции для положительных («да») и отрицательных («нет») ответов. При исчерпывающем поиске углы наклона линейных зависимостей для положительных и отрицательных ответов равны, поскольку в обоих случаях осуществляется одинаковое число сравнений. Графически этому соответствует параллель­ное расположение аппроксимирующих прямых (рис. 12, а). При самооканчивающемся поиске увеличение времени реакции по мере возрастания объема стимульного ряда должно проис­ходить примерно вдвое быстрее для отрицательных ответов, чем для положительных: в последнем случае поиск в среднем оканчивается на середине ряда, тогда как для полноценного отрицательного ответа необходимо осуществить сравнение всех предъявленных элементов. Углы наклона функции времени ре­акции для разных типов ответа будут различаться в два раза (рис. 12, в). Об используемой испытуемым стратегии поиска можно судить и по характеру позиционных кривых. При исчер­пывающем поиске время реакции одинаково для всех позиций стимульного ряда, так как на любой позиции осуществляется равное число сравнений — форма позиционной кривой прибли-■ жается к прямой, параллельной оси абсцисс (рис. 12,6). Ис­пользование второй стратегии, напротив, постулирует линейное изменение времени реакции по мере увеличения номера пози­ции: чем ближе к началу ряда помещается тестовый стимул, тем меньшее число сравнений осуществляет испытуемый. При этом важно, с какого конца сканируется репрезентированный в памяти ряд: минимальное время реакции приходится на эле­мент, сравниваемый первым (рис. 12, д). Результаты С. Стерн­берга показали, что в нормальных условиях типичным яв-

ляется использование стратегии последовательного исчерпы­вающего поиска [238]. Она, несмотря на кажущуюся избыточ­ность, более эффективна с точки зрения затрачиваемого вре­мени и когнитивных усилий [334; 339].

Анализ множества работ, содержащих как подтверждаю­щие, так и противоречащие приведенным выше рассуждениям

ВР

Исчерпывающий поиск ВР

отрицательные ответы

положительные ответы

1 2 3... п Длина списка

1 2 J... п Номер позиции

ВР

Самооканчиванщийся поиск

ВР

втрицательные ответы

положительные ответы

I I

прямой поиск

\ обратный поиск

I I I I_____________________

7 2 J.- я

Длина списка

1 2 3... п Номер позиции

Рис. 12. Гипотетические зависимости времени реакции от объема

положительного множества (а, б) и позиционные кривые (б, г)

для исчерпывающего и самооканчивающегося типов поиска

факты [77], заставляет современных исследователей относиться к модели С. Стернберга как весьма информативному и надеж­ному средству объяснения процесса решения достаточно узко­го класса задач — опознания небольших массивов хорошо зна­комой (главным образом буквенно-цифровой) информации. Простота и возможность детализированной интерпретации по­лучаемых данных привлекают к ней внимание специалистов для решения прикладных задач. Она использовалась в пато­психологических работах [236], при оценке индивидуальных и возрастных различий [215; 245; 276] и изучении влияния нар-

котических препаратов [247]. В нашем исследовании с ее по­мощью анализировалось воздействие утомления на процессы поиска информации в кратковременной памяти.

В экспериментах использовался один из вариантов методи­ки С. Стернберга [238]. Испытуемому тахистоскопически предъ­являлись последовательности, состоящие из п цифр, выбирае­мые случайным образом из набора 2—9. Величина положи­тельного множества {п) варьировала на 6 уровнях —от 2 до 7 цифр. В каждой пробе через определенное время после окон­чания показа последовательности испытуемому предъявлялся тестовый стимул — одиночная цифра из того же набора. Всего проводилось по 200 предъявлений последовательностей одной длины. В трети проб тестовый стимул не входил в состав по­ложительного множества, в остальных случаях его присутствие> равномерно распределялось по всем позициям. Испытуемым решалась задача опознания — с помощью ответов «да» и «нет» он указывал на принадлежность тестового стимула к положи­тельному множеству.

Исследование проводилось в условиях автоматизированного эксперимента на базе ЭВМ ЕС 10—10. Цифровая информация предъявлялась на светодиодном индикаторе. Ответы регистри­ровались с помощью переносного кнопочного пульта. Про­граммное обеспечение эксперимента включало блоки управле­ния и обработки, работавших в мультипрограммном режиме. Блок управления осуществлял предъявление информации в со­ответствии с заданными параметрами, а также регистрацию типа ответа и времени реакции в каждой пробе. С помощью блока обработки производился отсев ошибочных ответов.

Время экспозиции одного стимула составляло 200 мс, вели­чина межстимульного интервала равнялась 500 мс, период между окончанием предъявления цифровой последовательности и показом тестового стимула занимал 1000 мс. Использован­ные временные параметры были меньше, чем в оригинальной методике С. Стернберга4. Они соответствовали минимальному уровню, обеспечивающему практически безошибочное выполне­ние задачи при всех значениях п. Мы предполагали, что при более жестком режиме предъявления информации эффекты утомления проявятся ярче.

В исследовании приняло участие 6 человек, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 35 лет. Предварительно с каж-> дым из них проводилась тренировочная серия опытов, в ходе которой достигался стабильно высокий уровень правильности ответов. Основная серия опытов состояла из двух замеров — утром (в начале) и вечером (после окончания 8-часового ра­бочего дня). В промежутке между тестовыми замерами испы­туемые занимались своими обычными профессиональными обя-

4 В этих исследованиях скорость предъявления информации составляла 1—2 с на цифру [338].

данностями. Предполагалось, что в течение этого периода у ис-пытуемых развивалось утомление. Опыты проводились индиви­дуально. С каждым испытуемым тестирование осуществлялось дважды.

Полученные данные относительно зависимости среднего времени реакции от величины положительного множества хо­рошо описываются5 линейными уравнениями: BP=(423+ +101,2п) мс —для утренних замеров и ВР= (502+77,5п) мс —

Рис. 13. Изменение стратегии поиска в памяти под влиянием утом­ления

Усредненные данные выполнения методики С. Стернберга: в а) утренних и

б) вечерних опытах; 1 — положительные ответы, 2 — отрицательные ответы

для вечерних замеров, что соответствует последовательному типу поиска. Значения коэффициентов, указывающих на ско­рость последовательных сравнений, существенно отличаются от данных С. Стернберга. По-видимому, это связано с различия­ми во временных режимах предъявления информации. Исполь­зовавшиеся в наших опытах более жесткие условия повышали трудность задания, что могло привести к снижению скорости сканирования. С другой стороны, для повышения надежности ответов испытуемые прибегали к повторному просматриванию внутренней репрезентации стимульного ряда, особенно в утрен­них опытах. Вследствие этого удваивалось время, затрачивае­мое на сравнение одного элемента. В вечерних опытах подоб-5 Аппроксимация проводилась по методу наименьших квадратов.

ный компенсаторный прием использовался реже. Высказанное предположение подтверждается данными самоотчетов.

Под влиянием утомления значимо возрастала величина сво­бодного члена уравнения, характеризующая продолжитель­ность стадий кодирования и организации ответа (критерий Стьюдента, р<0,05). Но более ярко эффект утомления прояв­лялся в качественных изменениях способа выполнения задания. Как видно из приведенных данных (рис. 13), в утренних заме­рах прямые, аппроксимирующие зависимости времени реакции для положительных и отрица­тельных ответов, расположены параллельно. Это характерно для стратегии исчерпывающего поиска. В вечерних замерах уг­лы наклона этих прямых разли­чаются в два раза, что полно­стью соответствует стратегии са­мооканчивающегося поиска. О смене способа выполнения за­дачи под влиянием утомления свидетельствуют и различия по­зиционных зависимостей време­ни реакции (рис. 14). Для ве­черних замеров характерно выраженное падение времени ре­акции на последних позициях ряда (критерий Стьюдента, р<0,01), что соответствует стратегии обратного самооканчи­вающегося поиска. В утренних опытах позиционные кривые расположены практически горизонтально. Достоверных разли­чий между значениями времени реакции на отдельных пози­циях не обнаружено. Можно считать, что выделенные страте­гии поиска в памяти осуществляются в чистом виде, посколь­ку разброс частных значений времени реакции вокруг средне­го незначителен. Не было обнаружено и тенденции к измене­нию дисперсий между утренними и вечерними замерами.

Переход к использованию стратегии самооканчивающегося поиска демонстрирует нарушение оптимального способа реше­ния задачи под влиянием утомления. Исчерпывающий поиск представляет собой высокоавтоматизированный процесс, в ко-_ тором компоненты сознательного контроля присутствуют толь-' ко на завершающих стадиях переработки информации — при­нятия двоичного решения и организации ответа (см. рис. 11, а). При смене стратегии происходит включение осознаваемых опе­раций в протекавшие ранее автоматически процессы. Исполь­зование самооканчивающегося поиска связано с «укрупне­нием» блока последовательных сравнений за счет осуществле­ния операции двоичного решения после выполнения каждого отдельного сравнения (см. рис. 11,6). Такая перестройка структуры когнитивной деятельности, сопряженная с привле-

Рис. 14. Позиционные зависимости времени реакции при выполнении методики С. Стенберга в утрен­них (1) и вечерних (2) опытах

чением дополнительных внутренних ресурсов [334], отражает включение в работу компенсаторных механизмов, направлен­ных на поддержание высокого уровня выполнения в условиях деавтоматизации навыков.

Результаты проведенного исследования позволили уточнить представления о механизмах влияния утомления на структуру процессов, обеспечивающих извлечение информации из крат­ковременной памяти. Кроме того, на данном примере нам хо­телось показать, что такие характеристики, как тип внутрен­него способа решения задачи и его трансформации, являются весьма информативными качественными показателями, позво­ляющими проанализировать динамику функционального со­стояния при внешне стабильной успешности деятельности.

3.3. ПРОЦЕССЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ

Ранее был отмечен факт увеличения продолжитель­ности сенсорного хранения информации под влиянием утомле­ния. Это наблюдение подтверждается в феноменологическом плане данными об усилении продолжительности и яркости по­следовательных образов в этом состоянии [13], снижением кри­тической частоты слияния мельканий [227; 261], на физиологи­ческом уровне — повышением инерционности процессов в зри­тельной системе [121; 168]. В наших исследованиях подобные эффекты проявлялись в результатах выполнения методики «поиск сигнала в шуме», а также в задаче опознания при вы­соких скоростях предъявления информации (80—100 мс на знак). При этом они выражались не столько в изменении ус­пешности выполнения соответствующих заданий, сколько в ка­чественных проявлениях увеличения продолжительности хра­нения сенсорных следов [80; 115]. Внешне парадоксальный «облегчающий» эффект утомления на самом деле не является благоприятным. Искаженные взаимной интерференцией сенсор­ные следы стимулов затрудняют своевременное и адекватное кодирование воспринятой информации, селекцию релевант­ных признаков, т. е. нарушают нормальное протекание процес­сов переработки информации. Чем же можно объяснить воз­никновение таких эффектов?

Очевидно, что сенсорный след стимула не является полно­ценным зрительным образом [28; 78]. Процесс построения зри­тельного образа можно рассматривать как своеобразное «ико­ноборчество», что в свою очередь предполагает наличие влия­ний, своевременно прекращающих или подавляющих процессы чисто сенсорного хранения следа [27; 92; 233]. Наблюдаемое при утомлении «высвобождение» следа может быть следствием нарушения психологических операций, обеспечивающих актив­ные преобразования поступившей информации. Проверка этой гипотезы требует специального исследования. Помимо соб­ственно научных целей такая работа имеет и непосредственно

■"1

практическое значение. Существуют различные виды трудовой деятельности, в которых процессы обработки образной инфор­мации играют решающую роль. Разработка методик, адекват­ных содержанию подобных видов труда, может оказаться весь­ма полезной в диагностическом плане.

Наиболее детализированные представления о содержании процессов активного преобразования зрительной информации в образной форме относятся к механизмам распознавания раз­ноориентированных объектов [19; 20; 272; 303]. В исследова­ниях, начатых с работ И. Рока [324], было показано, что ус­пешность идентификации по-разному ориентированного в про­странстве объекта определяется не деятельностью специфиче­ских детекторов ориентации, а возможностью выполнения ряда умственных трансформаций образа. Характер этих манипуля­ций в соответствии с данными Р. Шепарда и Дж. Метцлера [303] можно квалифицировать как осуществление «мысленного вращения» внутренней репрезентации объекта. Предполагается, что подобное вращение (или умственный поворот) реализуется путем элементарных пошаговых преобразований образа [303], по своему содержанию тождественных моторным операциям, которые могли бы осуществляться во внешнем пространстве [20; 285]. Существуют данные о влиянии сложности и особен­ностей формы объекта [19; 272], а также типа стимульного ма­териала [241] на операции мысленного вращения. Так, напри­мер, особенности конфигурации объекта могут ускорять вы­полнение умственного поворота, задавая ориентиры для опре­деления направления его осуществления [272]. С другой сто­роны, идентификация разноориентированных объектов, отно­сящихся к классу хорошо знакомых стимулов (буквы и циф­ры), не требует мысленного вращения. В данном случае зна­ние об ориентации объекта является скорее предпосылкой, чем следствием умственного поворота [241]. Однако для самого разнообразного материала: сложных геометрических форм, различных объемных фигур, плоскостных изображений пред­метов, поворот образа является необходимой операцией в за­дачах узнавания, различения, идентификации и др.

Сложность структуры данного вида активных преобразова­ний образной информации позволяет выдвинуть предположе­ние о их чувствительности к воздействию неблагоприятных, факторов, в частности к влиянию утомления. С этой целью нами была разработана методика для оценки эффективности манипулирования образами разноориентированных объектов. Отдельно апробировались два варианта этой методики приме­нительно к задачам определения ориентации тестовой фигуры и идентификации разноориентированных фигур. В обоих слу­чаях экспериментальная ситуация была одинаковой.

На двух расположенных рядом индикаторах испытуемым для сравнения последовательно предъявлялись пары абстракт­ных зрительных форм. Первая фигура каждой пары служила

эталоном, а вторая (тестовая) соответствовала одной из ее возможных ориентации. В экспериментах использовались четы­ре типа ориентации тестовой фигуры — идентичной эталону, зеркальной, перевернутой и зеркально-перевернутой. В качест­ве экспериментального материала использовались два набора зрительных форм разной сложности. В набор I входили фигу­ры с незамкнутыми контурами, состоящие из 6—7 элементов, в набор II./— замкнутые формы, состоящие из 9—10 элементов.

Рис. 15. Примеры абстрактных зрительных форм, используемых в качестве стимульного материала в наборах а) меньшей и б) боль­шей сложности

1 — идентичные нормально-ориентирован-

ные фигуры.

2 — зеркальные фигуры (поворот на

180° вокруг оси О У).

3 — идентичные перевернутые фигуры

(поворот на 180° вокруг оси ОХ).

4 — зеркальные перевернутые фигуры (поворот на 180° вокруг оси ОУ и пово­рот на 180° вокруг оси ОХ).

Все использованные фигуры были асимметричными. В состав каждого набора было включено по десять эталонных фигур в четырех возможных модификациях. Таким образом, опыт со­стоял из предъявления 40 пар фигур. Примеры использован­ного стимульного материала и типы ориентации форм пред­ставлены на рис. 15.

Различия между разрабатываемыми вариантами методики определялись задачей, стоящей перед испытуемым. В первом случае он должен был дать развернутую словесную характе­ристику тестового стимула («идентичный», «зеркальный», «пе­ревернутый», «зеркально-перевернутый»). Во втором случае — просто установить идентичность пары стимулов, т. е. дать от­вет по типу «да» — «нет». Несмотря на возможные различия в

Рис. 16. Модель операциональных преобразований в задачах определения ориентации и идентификации разноориен-

тированных объектов Характер мысленных манипуляций определяется содержанием задачи.

числе осуществляемых мысленных трансформаций образа, ко­личестве используемых критериев при принятии решения и подготовке ответа, принципиальной разницы в характере ак­туализируемых при выполнении обоих вариантов методики психологических операций нет. Процесс решения этих задач в общем виде можно описать в виде блок-схемы, представленной на рис. 16. Апробация разных вариантов рассматривалась на-ми в качестве последовательных этапов подготовки диагности­ческой методики.

Эксперименты проводились с помощью портативной уста­новки (аналогичной описанной в [112]), позволяющей предъяв­лять испытуемому зрительную информацию указанного типа в определенных временных режимах. Предъявление зрительных форм осуществлялось путем высвечивания элементов на 18-сегментных электролюминесцентных индикаторах. Парамет­ры предъявления "задавались экспериментатором с помощью специального управляющего блока. Речевые ответы испытуе­мых фиксировались в протоколе. Для оценки эффективности выполнения заданий использовался показатель правильности ответов.

Определение ориентации тестовой фигуры

Использование данного варианта методики позво-яет получить детализированную оценку каждого типа ум­ственного поворота. Это наряду с установлением общей тен­денции влияния утомления на соответствующие процессы ак­тивных преобразований информации являлось начальным эта­пом подготовки методики.

В эксперименте приняли участие 12 испытуемых, мужчин и женщин в возрасте 20—27 лет, работающих лаборантами в одном из московских НИИ. Тестирование проводилось дважды в день: в начале и конце работы. Каждый испытуемый выпол­нял задание с обоими наборами стимульного материала. В те­чение одного экспериментального дня испытуемый работал с одним из наборов.

Предварительно с каждым испытуемым проводилась трени­ровочная серия опытов, в ходе которых были подобраны вре­менные параметры предъявления информации: время экспози­ции каждой из фигур — 50 мс; межстимульный интервал — 100 мс.

При анализе данных подсчитывался процент ошибок в сред­нем по каждому набору и отдельно для каждого типа ориента­ции. Для оценки достоверности различий использовался ^-кри­терий Стьюдента.

Процент ошибок, допускаемых испытуемыми при манипу­лировании образами фигур замкнутого вида, значимо больше, чем в случае незамкнутых форм (p<0.01). Кроме того, успеш­ность выполнения находится в прямой зависимости от сложно-

сти осуществляемого вращения. Задача выполняется практц. чески безошибочно при нормальной ориентации объектов ц максимально затруднена при осуществлении «двойного пово. рота» (табл. 3).

Таблица 3

Эффективность определения ориентации фигуры в утренних и вечерних опытах и результаты статистического анализа данных

 

 

 

 

Номер набора Показатели выполнения Процент ошибок
средний И   ип ЗП
I Утро Вечер Разница 10,6 12,3 2,3 0 0 0 2,5 5,8 3,3 16,7 20 3,3 23,3 23,3 0
Достоверность сдвига p<0.05 р <0,05
и Утро Вечер Разница 12,5 23,1 10,6 0 1,7 1,7 1,7 18,0 16,3 18,3 38,3 20 30,0 37,5 7,5
Достоверность сдвига р < 0,01 p< 0,01 p< 0,001 p< 0,05

Типы фигур: И — идентичные, 3 — зеркальные, ИП — идентичные перевернутые, ЗП — зеркальные перевернутые.

Утомление оказывает выраженное отрицательное воздейст­вие на эффективность выполнения задания. Для обоих набо­ров стимульного материала наблюдается значимое нарастание числа ошибочных ответов в вечерних опытах (см. табл. 3).

Рис. 17. Нарастание ошибок в за­даче определения ориентации фи­гур под влиянием утомления по усредненным данным и отдельно для каждого типа фигур

И — идентичные фигуры, 3 — зер­кальные фигуры, ИП — идентичные' перевернутые фигуры, ЗП — зеркаль­ные перевернутые фигуры, 1 — усред­ненные данные по набору I стимуль­ного материала, 2 —■ усредненные дан­ные по набору II стимульного мате­риала.

Однако в большей степени это проявляется при работе со сложным стимульным материалом (набор II). Отмеченная тенденция отчетливо проявляется в данных, отражающих раз­ницу в процентах ошибок между вечерними и утренними за-

дерами (рис. 17). Полученный факт косвенно свидетельствует о преимущественном влиянии утомления на операции умствен­ного поворота: чем сложнее условия для осуществления транс­формации образа, тем ярче выражен негативный эффект.

Высказанное предположение подтверждается данными, по­лученными при анализе эффективности выполнения каждого типа поворота. Минимальное число ошибок, допускаемых при сравнении идентичных фигур, свидетельствует об относительной устойчивости к воздействию утомления других элементов функ­циональной структуры, обеспечивающей решение задачи6. Для остальных типов ориентации наблюдается выраженное увели­чение ошибочности ответов, особенно при работе с набором II. Наибольшие отрицательные сдвиги происходят при определе­нии ориентации перевернутых и зеркальных фигур (см. рис. 17). Отметим, что поворот в плоскости вокруг оси ОХ субъективно намного труднее для испытуемых, чем зеркаль­ный. Это проявляется в значительной разнице абсолютных значений процента ошибок между указанными типами ориен­тации (см. табл. 3). Вероятно, объяснением этому служит на­личие сформированных в раннем онтогенезе перцептивных схем работы с «право-левым» направлением субъективного пространства [77], облегчающим зеркальный поворот. Инте­ресно, что утомление приводит к выраженному затруднению выполнения и этих манипуляций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.