КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностика функциональных состояний человека 6 страница
«2 Рис. 9. Динамика опознания в процессе тренировки и под влиянием незначительных доз алкоголя: начало тренировки (--------), конец тренировки (--------) и после принятия дозы алкоголя (-------) а) Позиционные кривые процента правильных ответов (ППО), б) Позиционные кривые латентного времени ответов (ЛВО). Данные испытуемого Д О., длина последовательности — 5 цифр, величина меж-стимульного интервала — 150 мс, п — номер позиции. Рис. 10. Динамика полного воспроизведения в процессе тренировки и под влиянием незначительных доз алкоголя: начало тренировки (--------), конец тренировки (--------) и после принятия дозы алкоголя (-------) а, 0 — то же, что на рис. 9. Данные испытуемого Ф. Е., длина последовательности — 5 цифр, величина межстимульного интервала — 150 мс, п — номер позиции. Не менее важным является существенное ухудшение опера-щий, обеспечивающих подготовку ответа: восстановления ив-■формации из памяти, принятия решения и формирования ответа. При этом характерно не столько увеличение времени, затрачиваемое на их реализацию, что проявлялось бы в стойком возрастании латентного времени ответа, сколько нестабильность их выполнения. У тренированных испытуемых в нормальных условиях форма позиционных кривых латентных времен постоянна и соответствует определенным стратегиям воспроизведения. Появление резких «выбросов» в значениях латентных времен на средних позициях воспроизводимого ряда свидетельствует о ломке этих стратегий под влиянием алкоголя (см. рис. 9,6 и 10,6). Создается впечатление, что при этом когнитивные компоненты блока организации ответа включа^ ются непосредственно в процесс реализации моторного акта. Интересне, что алкоголь приводит как бы к деградации ■способа выполнения заданий — характер позиционных кривых обоих типов идентичен на начальных этапах тренировки и после принятия алкоголя (см. рис. 9 и 10). Их особенности свидетельствуют об использовании неупорядоченных стратегий запоминания и воспроизведения материала. Локализация нарушений, приводящая к такому типу дезорганизации процесса решения задач, указывает на подверженность неблагоприятным воздействиям в первую очередь контролирующих операций, направленных на активное удержание и упорядочение хранящейся в памяти информации.
Результаты описанных исследований задали ориентацию дальнейшему развитию предложенного подхода. Представлялось целесообразным с помощью специализированных методик детализировать представления о структурных изменениях на уровне тех звеньев системы переработки информации, которые оказались в наибольшей степени подверженными неблагоприятным воздействиям. Описанный комплекс методик не дает возможности расчленить операции, обеспечивающие удержание и извлечение информации из памяти, которые выше анализировались преимущественно в контексте операции повторения, определить роль активных преобразований образной информации, выделить разные уровни семантической обработки информации. Экспериментальная разработка указанных проблем потребовала привлечения других методических средств. Парал--лельно с этим ставилась задача расширения номенклатуры диагностических методик, пригодных для использования в различных ситуациях трудовой деятельности. 3.2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ В описанном выше цикле экспериментальных исследований получены факты, свидетельствующие о воздействии утомления непосредственно на процессы извлечения информа- •44 из кратковременной памя-В результатах методик «опознание» и «поиск сигнала в шуме» обнаружены тенденции к уменьшению скорости сканирования и изменению стратегии поиска информации в кратковременной памяти [80]. Однако эти данные требуют более пристального рассмотрения. Для этого мы обратились к методу аддитивных факторов С. Стернберга и разработанной на его основе модели опознания [77; 338]. Экспериментальная процедура Стернберга состоит в предъявлении испытуемому небольшого по объему списка элементов (положительного множества) и тестового стимула. Испытуемый должен определить, принадлежит ли последний к положительному множеству, и дать ответ по типу «да» или «нет». Одно из основных методических требований состоит в том, чтобы временной режим предъявления информации обеспечивал практически безошибочное решение задачи [30]. Главной регистрируемой переменной при этом является время реакции испытуемого. Анализ ее изменения под влиянием ряда факторов послужил для С. Стернберга основанием для расчленения процесса опознания на четыре основные стадии: кодирование поступившей информации,
сравнение хранящихся в кратковременной памяти элементов положительного множества с тестовым стимулом, принятие двоичного решения о принадлежности его к положительному множеству и организация ответа (рис. 11,а). А. Б. Леонова В исследованиях С. Стернберга, проведенных главным образом на цифровом материале, получена линейная зависимость между величиной времени реакции и объемом положительного множества, что интерпретируется как следствие использования стратегии последовательного сравнения при извлечении информации из кратковременной памяти. Она аппроксимируется уравнением ВР= (397,2+37,9 п) мс, где п — объем положительного множества. Свободный член функции соответствует суммарной длительности однократно реализуемых операций: кодирования, организации ответа и моторной реакции. Угол наклона прямой определяет продолжительность многократно (в соответствии с величиной положительного множества) повторяемых операций — сравнение элементов списка с тестовым стимулом и переключение с одной единицы списка на следующую., Поиск в памяти, основанный на операции последовательного сравнения, может осуществляться двумя разными способами— исчерпывающим перебором всех хранящихся в памяти элементов стимульного ряда или самооканчивающимся, при котором сравнения осуществляются до обнаружения соответствия одного из элементов ряда тестовому стимулу. Типы поиска можно различить по характеру соотношения функций времен реакции для положительных («да») и отрицательных («нет») ответов. При исчерпывающем поиске углы наклона линейных зависимостей для положительных и отрицательных ответов равны, поскольку в обоих случаях осуществляется одинаковое число сравнений. Графически этому соответствует параллельное расположение аппроксимирующих прямых (рис. 12, а). При самооканчивающемся поиске увеличение времени реакции по мере возрастания объема стимульного ряда должно происходить примерно вдвое быстрее для отрицательных ответов, чем для положительных: в последнем случае поиск в среднем оканчивается на середине ряда, тогда как для полноценного отрицательного ответа необходимо осуществить сравнение всех предъявленных элементов. Углы наклона функции времени реакции для разных типов ответа будут различаться в два раза (рис. 12, в). Об используемой испытуемым стратегии поиска можно судить и по характеру позиционных кривых. При исчерпывающем поиске время реакции одинаково для всех позиций стимульного ряда, так как на любой позиции осуществляется равное число сравнений — форма позиционной кривой прибли-■ жается к прямой, параллельной оси абсцисс (рис. 12,6). Использование второй стратегии, напротив, постулирует линейное изменение времени реакции по мере увеличения номера позиции: чем ближе к началу ряда помещается тестовый стимул, тем меньшее число сравнений осуществляет испытуемый. При этом важно, с какого конца сканируется репрезентированный в памяти ряд: минимальное время реакции приходится на элемент, сравниваемый первым (рис. 12, д). Результаты С. Стернберга показали, что в нормальных условиях типичным яв-
ляется использование стратегии последовательного исчерпывающего поиска [238]. Она, несмотря на кажущуюся избыточность, более эффективна с точки зрения затрачиваемого времени и когнитивных усилий [334; 339].
Анализ множества работ, содержащих как подтверждающие, так и противоречащие приведенным выше рассуждениям ВР Исчерпывающий поиск ВР отрицательные ответы положительные ответы 1 2 3... п Длина списка 1 2 J... п Номер позиции ВР Самооканчиванщийся поиск ВР втрицательные ответы положительные ответы I I прямой поиск \ обратный поиск I I I I_____________________ 7 2 J.- я Длина списка 1 2 3... п Номер позиции Рис. 12. Гипотетические зависимости времени реакции от объема положительного множества (а, б) и позиционные кривые (б, г) для исчерпывающего и самооканчивающегося типов поиска факты [77], заставляет современных исследователей относиться к модели С. Стернберга как весьма информативному и надежному средству объяснения процесса решения достаточно узкого класса задач — опознания небольших массивов хорошо знакомой (главным образом буквенно-цифровой) информации. Простота и возможность детализированной интерпретации получаемых данных привлекают к ней внимание специалистов для решения прикладных задач. Она использовалась в патопсихологических работах [236], при оценке индивидуальных и возрастных различий [215; 245; 276] и изучении влияния нар- котических препаратов [247]. В нашем исследовании с ее помощью анализировалось воздействие утомления на процессы поиска информации в кратковременной памяти. В экспериментах использовался один из вариантов методики С. Стернберга [238]. Испытуемому тахистоскопически предъявлялись последовательности, состоящие из п цифр, выбираемые случайным образом из набора 2—9. Величина положительного множества {п) варьировала на 6 уровнях —от 2 до 7 цифр. В каждой пробе через определенное время после окончания показа последовательности испытуемому предъявлялся тестовый стимул — одиночная цифра из того же набора. Всего проводилось по 200 предъявлений последовательностей одной длины. В трети проб тестовый стимул не входил в состав положительного множества, в остальных случаях его присутствие> равномерно распределялось по всем позициям. Испытуемым решалась задача опознания — с помощью ответов «да» и «нет» он указывал на принадлежность тестового стимула к положительному множеству. Исследование проводилось в условиях автоматизированного эксперимента на базе ЭВМ ЕС 10—10. Цифровая информация предъявлялась на светодиодном индикаторе. Ответы регистрировались с помощью переносного кнопочного пульта. Программное обеспечение эксперимента включало блоки управления и обработки, работавших в мультипрограммном режиме. Блок управления осуществлял предъявление информации в соответствии с заданными параметрами, а также регистрацию типа ответа и времени реакции в каждой пробе. С помощью блока обработки производился отсев ошибочных ответов. Время экспозиции одного стимула составляло 200 мс, величина межстимульного интервала равнялась 500 мс, период между окончанием предъявления цифровой последовательности и показом тестового стимула занимал 1000 мс. Использованные временные параметры были меньше, чем в оригинальной методике С. Стернберга4. Они соответствовали минимальному уровню, обеспечивающему практически безошибочное выполнение задачи при всех значениях п. Мы предполагали, что при более жестком режиме предъявления информации эффекты утомления проявятся ярче. В исследовании приняло участие 6 человек, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 35 лет. Предварительно с каж-> дым из них проводилась тренировочная серия опытов, в ходе которой достигался стабильно высокий уровень правильности ответов. Основная серия опытов состояла из двух замеров — утром (в начале) и вечером (после окончания 8-часового рабочего дня). В промежутке между тестовыми замерами испытуемые занимались своими обычными профессиональными обя- 4 В этих исследованиях скорость предъявления информации составляла 1—2 с на цифру [338]. данностями. Предполагалось, что в течение этого периода у ис-пытуемых развивалось утомление. Опыты проводились индивидуально. С каждым испытуемым тестирование осуществлялось дважды. Полученные данные относительно зависимости среднего времени реакции от величины положительного множества хорошо описываются5 линейными уравнениями: BP=(423+ +101,2п) мс —для утренних замеров и ВР= (502+77,5п) мс — Рис. 13. Изменение стратегии поиска в памяти под влиянием утомления Усредненные данные выполнения методики С. Стернберга: в а) утренних и б) вечерних опытах; 1 — положительные ответы, 2 — отрицательные ответы для вечерних замеров, что соответствует последовательному типу поиска. Значения коэффициентов, указывающих на скорость последовательных сравнений, существенно отличаются от данных С. Стернберга. По-видимому, это связано с различиями во временных режимах предъявления информации. Использовавшиеся в наших опытах более жесткие условия повышали трудность задания, что могло привести к снижению скорости сканирования. С другой стороны, для повышения надежности ответов испытуемые прибегали к повторному просматриванию внутренней репрезентации стимульного ряда, особенно в утренних опытах. Вследствие этого удваивалось время, затрачиваемое на сравнение одного элемента. В вечерних опытах подоб-5 Аппроксимация проводилась по методу наименьших квадратов. ный компенсаторный прием использовался реже. Высказанное предположение подтверждается данными самоотчетов. Под влиянием утомления значимо возрастала величина свободного члена уравнения, характеризующая продолжительность стадий кодирования и организации ответа (критерий Стьюдента, р<0,05). Но более ярко эффект утомления проявлялся в качественных изменениях способа выполнения задания. Как видно из приведенных данных (рис. 13), в утренних замерах прямые, аппроксимирующие зависимости времени реакции для положительных и отрицательных ответов, расположены параллельно. Это характерно для стратегии исчерпывающего поиска. В вечерних замерах углы наклона этих прямых различаются в два раза, что полностью соответствует стратегии самооканчивающегося поиска. О смене способа выполнения задачи под влиянием утомления свидетельствуют и различия позиционных зависимостей времени реакции (рис. 14). Для вечерних замеров характерно выраженное падение времени реакции на последних позициях ряда (критерий Стьюдента, р<0,01), что соответствует стратегии обратного самооканчивающегося поиска. В утренних опытах позиционные кривые расположены практически горизонтально. Достоверных различий между значениями времени реакции на отдельных позициях не обнаружено. Можно считать, что выделенные стратегии поиска в памяти осуществляются в чистом виде, поскольку разброс частных значений времени реакции вокруг среднего незначителен. Не было обнаружено и тенденции к изменению дисперсий между утренними и вечерними замерами. Переход к использованию стратегии самооканчивающегося поиска демонстрирует нарушение оптимального способа решения задачи под влиянием утомления. Исчерпывающий поиск представляет собой высокоавтоматизированный процесс, в ко-_ тором компоненты сознательного контроля присутствуют толь-' ко на завершающих стадиях переработки информации — принятия двоичного решения и организации ответа (см. рис. 11, а). При смене стратегии происходит включение осознаваемых операций в протекавшие ранее автоматически процессы. Использование самооканчивающегося поиска связано с «укрупнением» блока последовательных сравнений за счет осуществления операции двоичного решения после выполнения каждого отдельного сравнения (см. рис. 11,6). Такая перестройка структуры когнитивной деятельности, сопряженная с привле- Рис. 14. Позиционные зависимости времени реакции при выполнении методики С. Стенберга в утренних (1) и вечерних (2) опытах чением дополнительных внутренних ресурсов [334], отражает включение в работу компенсаторных механизмов, направленных на поддержание высокого уровня выполнения в условиях деавтоматизации навыков. Результаты проведенного исследования позволили уточнить представления о механизмах влияния утомления на структуру процессов, обеспечивающих извлечение информации из кратковременной памяти. Кроме того, на данном примере нам хотелось показать, что такие характеристики, как тип внутреннего способа решения задачи и его трансформации, являются весьма информативными качественными показателями, позволяющими проанализировать динамику функционального состояния при внешне стабильной успешности деятельности. 3.3. ПРОЦЕССЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ Ранее был отмечен факт увеличения продолжительности сенсорного хранения информации под влиянием утомления. Это наблюдение подтверждается в феноменологическом плане данными об усилении продолжительности и яркости последовательных образов в этом состоянии [13], снижением критической частоты слияния мельканий [227; 261], на физиологическом уровне — повышением инерционности процессов в зрительной системе [121; 168]. В наших исследованиях подобные эффекты проявлялись в результатах выполнения методики «поиск сигнала в шуме», а также в задаче опознания при высоких скоростях предъявления информации (80—100 мс на знак). При этом они выражались не столько в изменении успешности выполнения соответствующих заданий, сколько в качественных проявлениях увеличения продолжительности хранения сенсорных следов [80; 115]. Внешне парадоксальный «облегчающий» эффект утомления на самом деле не является благоприятным. Искаженные взаимной интерференцией сенсорные следы стимулов затрудняют своевременное и адекватное кодирование воспринятой информации, селекцию релевантных признаков, т. е. нарушают нормальное протекание процессов переработки информации. Чем же можно объяснить возникновение таких эффектов? Очевидно, что сенсорный след стимула не является полноценным зрительным образом [28; 78]. Процесс построения зрительного образа можно рассматривать как своеобразное «иконоборчество», что в свою очередь предполагает наличие влияний, своевременно прекращающих или подавляющих процессы чисто сенсорного хранения следа [27; 92; 233]. Наблюдаемое при утомлении «высвобождение» следа может быть следствием нарушения психологических операций, обеспечивающих активные преобразования поступившей информации. Проверка этой гипотезы требует специального исследования. Помимо собственно научных целей такая работа имеет и непосредственно ■"1 практическое значение. Существуют различные виды трудовой деятельности, в которых процессы обработки образной информации играют решающую роль. Разработка методик, адекватных содержанию подобных видов труда, может оказаться весьма полезной в диагностическом плане. Наиболее детализированные представления о содержании процессов активного преобразования зрительной информации в образной форме относятся к механизмам распознавания разноориентированных объектов [19; 20; 272; 303]. В исследованиях, начатых с работ И. Рока [324], было показано, что успешность идентификации по-разному ориентированного в пространстве объекта определяется не деятельностью специфических детекторов ориентации, а возможностью выполнения ряда умственных трансформаций образа. Характер этих манипуляций в соответствии с данными Р. Шепарда и Дж. Метцлера [303] можно квалифицировать как осуществление «мысленного вращения» внутренней репрезентации объекта. Предполагается, что подобное вращение (или умственный поворот) реализуется путем элементарных пошаговых преобразований образа [303], по своему содержанию тождественных моторным операциям, которые могли бы осуществляться во внешнем пространстве [20; 285]. Существуют данные о влиянии сложности и особенностей формы объекта [19; 272], а также типа стимульного материала [241] на операции мысленного вращения. Так, например, особенности конфигурации объекта могут ускорять выполнение умственного поворота, задавая ориентиры для определения направления его осуществления [272]. С другой стороны, идентификация разноориентированных объектов, относящихся к классу хорошо знакомых стимулов (буквы и цифры), не требует мысленного вращения. В данном случае знание об ориентации объекта является скорее предпосылкой, чем следствием умственного поворота [241]. Однако для самого разнообразного материала: сложных геометрических форм, различных объемных фигур, плоскостных изображений предметов, поворот образа является необходимой операцией в задачах узнавания, различения, идентификации и др. Сложность структуры данного вида активных преобразований образной информации позволяет выдвинуть предположение о их чувствительности к воздействию неблагоприятных, факторов, в частности к влиянию утомления. С этой целью нами была разработана методика для оценки эффективности манипулирования образами разноориентированных объектов. Отдельно апробировались два варианта этой методики применительно к задачам определения ориентации тестовой фигуры и идентификации разноориентированных фигур. В обоих случаях экспериментальная ситуация была одинаковой. На двух расположенных рядом индикаторах испытуемым для сравнения последовательно предъявлялись пары абстрактных зрительных форм. Первая фигура каждой пары служила эталоном, а вторая (тестовая) соответствовала одной из ее возможных ориентации. В экспериментах использовались четыре типа ориентации тестовой фигуры — идентичной эталону, зеркальной, перевернутой и зеркально-перевернутой. В качестве экспериментального материала использовались два набора зрительных форм разной сложности. В набор I входили фигуры с незамкнутыми контурами, состоящие из 6—7 элементов, в набор II./— замкнутые формы, состоящие из 9—10 элементов. Рис. 15. Примеры абстрактных зрительных форм, используемых в качестве стимульного материала в наборах а) меньшей и б) большей сложности 1 — идентичные нормально-ориентирован- ные фигуры. 2 — зеркальные фигуры (поворот на 180° вокруг оси О У). 3 — идентичные перевернутые фигуры (поворот на 180° вокруг оси ОХ). 4 — зеркальные перевернутые фигуры (поворот на 180° вокруг оси ОУ и поворот на 180° вокруг оси ОХ). Все использованные фигуры были асимметричными. В состав каждого набора было включено по десять эталонных фигур в четырех возможных модификациях. Таким образом, опыт состоял из предъявления 40 пар фигур. Примеры использованного стимульного материала и типы ориентации форм представлены на рис. 15. Различия между разрабатываемыми вариантами методики определялись задачей, стоящей перед испытуемым. В первом случае он должен был дать развернутую словесную характеристику тестового стимула («идентичный», «зеркальный», «перевернутый», «зеркально-перевернутый»). Во втором случае — просто установить идентичность пары стимулов, т. е. дать ответ по типу «да» — «нет». Несмотря на возможные различия в Рис. 16. Модель операциональных преобразований в задачах определения ориентации и идентификации разноориен- тированных объектов Характер мысленных манипуляций определяется содержанием задачи. числе осуществляемых мысленных трансформаций образа, количестве используемых критериев при принятии решения и подготовке ответа, принципиальной разницы в характере актуализируемых при выполнении обоих вариантов методики психологических операций нет. Процесс решения этих задач в общем виде можно описать в виде блок-схемы, представленной на рис. 16. Апробация разных вариантов рассматривалась на-ми в качестве последовательных этапов подготовки диагностической методики. Эксперименты проводились с помощью портативной установки (аналогичной описанной в [112]), позволяющей предъявлять испытуемому зрительную информацию указанного типа в определенных временных режимах. Предъявление зрительных форм осуществлялось путем высвечивания элементов на 18-сегментных электролюминесцентных индикаторах. Параметры предъявления "задавались экспериментатором с помощью специального управляющего блока. Речевые ответы испытуемых фиксировались в протоколе. Для оценки эффективности выполнения заданий использовался показатель правильности ответов. Определение ориентации тестовой фигуры Использование данного варианта методики позво-яет получить детализированную оценку каждого типа умственного поворота. Это наряду с установлением общей тенденции влияния утомления на соответствующие процессы активных преобразований информации являлось начальным этапом подготовки методики. В эксперименте приняли участие 12 испытуемых, мужчин и женщин в возрасте 20—27 лет, работающих лаборантами в одном из московских НИИ. Тестирование проводилось дважды в день: в начале и конце работы. Каждый испытуемый выполнял задание с обоими наборами стимульного материала. В течение одного экспериментального дня испытуемый работал с одним из наборов. Предварительно с каждым испытуемым проводилась тренировочная серия опытов, в ходе которых были подобраны временные параметры предъявления информации: время экспозиции каждой из фигур — 50 мс; межстимульный интервал — 100 мс. При анализе данных подсчитывался процент ошибок в среднем по каждому набору и отдельно для каждого типа ориентации. Для оценки достоверности различий использовался ^-критерий Стьюдента. Процент ошибок, допускаемых испытуемыми при манипулировании образами фигур замкнутого вида, значимо больше, чем в случае незамкнутых форм (p<0.01). Кроме того, успешность выполнения находится в прямой зависимости от сложно- сти осуществляемого вращения. Задача выполняется практц. чески безошибочно при нормальной ориентации объектов ц максимально затруднена при осуществлении «двойного пово. рота» (табл. 3). Таблица 3 Эффективность определения ориентации фигуры в утренних и вечерних опытах и результаты статистического анализа данных
Типы фигур: И — идентичные, 3 — зеркальные, ИП — идентичные перевернутые, ЗП — зеркальные перевернутые. Утомление оказывает выраженное отрицательное воздействие на эффективность выполнения задания. Для обоих наборов стимульного материала наблюдается значимое нарастание числа ошибочных ответов в вечерних опытах (см. табл. 3). Рис. 17. Нарастание ошибок в задаче определения ориентации фигур под влиянием утомления по усредненным данным и отдельно для каждого типа фигур И — идентичные фигуры, 3 — зеркальные фигуры, ИП — идентичные' перевернутые фигуры, ЗП — зеркальные перевернутые фигуры, 1 — усредненные данные по набору I стимульного материала, 2 —■ усредненные данные по набору II стимульного материала. Однако в большей степени это проявляется при работе со сложным стимульным материалом (набор II). Отмеченная тенденция отчетливо проявляется в данных, отражающих разницу в процентах ошибок между вечерними и утренними за- дерами (рис. 17). Полученный факт косвенно свидетельствует о преимущественном влиянии утомления на операции умственного поворота: чем сложнее условия для осуществления трансформации образа, тем ярче выражен негативный эффект. Высказанное предположение подтверждается данными, полученными при анализе эффективности выполнения каждого типа поворота. Минимальное число ошибок, допускаемых при сравнении идентичных фигур, свидетельствует об относительной устойчивости к воздействию утомления других элементов функциональной структуры, обеспечивающей решение задачи6. Для остальных типов ориентации наблюдается выраженное увеличение ошибочности ответов, особенно при работе с набором II. Наибольшие отрицательные сдвиги происходят при определении ориентации перевернутых и зеркальных фигур (см. рис. 17). Отметим, что поворот в плоскости вокруг оси ОХ субъективно намного труднее для испытуемых, чем зеркальный. Это проявляется в значительной разнице абсолютных значений процента ошибок между указанными типами ориентации (см. табл. 3). Вероятно, объяснением этому служит наличие сформированных в раннем онтогенезе перцептивных схем работы с «право-левым» направлением субъективного пространства [77], облегчающим зеркальный поворот. Интересно, что утомление приводит к выраженному затруднению выполнения и этих манипуляций.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |