Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискурсивный подход к языку




Обучение лексике

Новые перспективы возникли в связи с обучением лексике как гибкому инстру­менту речемыслительной деятельности. Все чаще исследуется обучение учащихся тонким различиям в значениях слов с це­лью обучения более полному владению лексическими средствами общения на изу­чаемом языке. Например, изучается воз­можность обучать «близким синонимам», несущим существенные смысловые разли­чия. Проверяется эффективность заданий типа: Group the following synonyms of “hit” under the rubrics “with a noise”, “while mov­ing” and “purposefully”. List of synonyms: to bang, to knock, to crash, to bump, to smash, to punch, to slap. Правильно выполненное задание выглядит следующим образом:

With a noise

То bang

То knock

While moving

То crash

То bump

 

То smash

Purposefully

To punch

To slap

Все чаще используются возможности контекста для раскрытия тонких различий в значениях слов. Например, учащимся предлагается определить значение близких синонимов, пользуясь контекстом следую­щих предложений: “Не thumped on the table in such fury that everything on it jumped...”, “Sam, who was sitting by my side, nudged me with his elbow to prevent me from falling asleep”, “We heard someone crying out for help and pounding on the front door...” [13].

Развиваемый в современной методике подход к обучению лексике напоминает традиции «языковых упражнений». Отли­чие состоит в том, что слово рассматрива­ется как единица «ментального лексико­на», т.е. как инструмент совершения мыс­ли. В этом обнаруживается связь прежних и новых тенденций в обучении словарно­му составу языка.

 

В целом язык в коммуникативном ас­пекте все больше рассматривается как дис­курс, т.е. как способ построения текста в определенных ситуативных обстоятельст­вах в процессе устного или письменного общения. Дискурс также определяется как отрезок устной или письменной коммуни­кативной деятельности [14]. Дискурс все­гда ситуативен. Он может быть построен с учетом ситуации и понят, если участники общения знакомы с ситуативным контекс­том. Например, текст диалога “I will do some shopping after work tonight.” – “Oh, it’s Thursday!” можно понять, только зная, что в Англии магазины по четвергам рабо­тают позднее обычного.

Анализ общения (conversation analysis) позволяет выявить многие характерные черты. Например, для завершения разго­вора по телефону недостаточно сказать ко­ротко “Good-bye!”. Обычно ритуал завер­шения разговора затягивается на несколь­ко фраз типа “OK”, “I’d better go”, “Talk to you later”, “So...”, “Yeah”, “Bye for now”, “Bye”, etc. Эти и некоторые другие фразы используются в различных сочетаниях, иногда повторяются несколько раз до того, как участники диалога по телефону пове­сят телефонные трубки.

Типичный диалог “Asking the Way”, как показывают исследования, обычно не заканчивается фразой “Thank you!”. После того как «местный житель» объяснил, как пройти к нужному месту, и «турист» по­благодарил его, как правило, следуют до­полнительные комментарии и объяснения. Например: “Excuse me! Do you know the way to the nearest Post Office?” – “Yeah. Go straight on, take first left and you won’t miss it.” – “Thank you very much!” – “My plea­sure! It’s a beautiful gray building. You will see it on your right”, etc.

Изучение особенностей естественного дискурса позволяет более эффективно органиизовать процесс обучения языку в це­лях коммуникации. Данные особенности являются сегодня предметом активных ис­следований [15].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.