КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематизация философского дискурса в его жанровых метаморфозах: тема любви 3 страница
По существу, философский и нефилософский роман разделяет структура дискурсии – тема любви не только иллюстрируется, она разыгрывается по ролям, и статус, который получает каждая, - «вселенский». С одной стороны, читателю дается шанс – пережить то, что отмеряется по сюжету героям, проникнуться их любовью, испытать их падение или взлет. С другой – над ним довлеет вечная позиция «вненаходимости» (термин М. Бахтина), способность «видеть вещи в перспективе», а значит, обладать целым горизонтом универсальных смыслов. Все это является залогом философского взгляда на тему, затронутую в романе. Перспективный взгляд затрагивает ситуацию, над которой мы властны. Но это – особенная власть. Над порядком дискурса, равно как и над порядком любви, в человеке властвует продуктивная способность воображения. Иными словами, интенциональность, так, во всяком случае, определял ее Р. Мэй. В самом деле, то, что в романах пишется о любви, - греза, фантазия, навеянная восторгом от собственных чувств автора. Читателю остается только уподобиться Северину, герою мазоховской «Венеры в мехах», чтобы самому «увидеть сон с открытыми глазами»24. Но в равной мере художественные сны, как выразился Р. Барт, - это духовидцы философских идей, предвестники концепции, шлейф воображаемого, который тянется за действительностью. Любовь как тема приобретает в романе статус структурообразующего элемента. Симптом «фрагментарности» - в принципе показателен для философской традиции ХХ века в целом. Первое, чем отличается современный философский дискурс, - своей «частичностью» и эклектичностью. Рассматривая характеристики постмодернизма, Ю. Кристева, например, вычленяет двоякую функцию темы в философском романе нашего века. Прежде всего, дискурс любви должен стать непристойным и по мере возможности идти за фантазмом вплоть до самых перверсивных его закоулков; а затем - «бредовый заряд» делает его непомерным, поскольку новым порядком любви («sex») в нем открывается неизмеримая грань – символика бессознательного. Иллюстративно все: «топологизация» архетипического «флюида», «забегание» вперед, введение писем, философских размышлений, диссонирующих с грубостью эротических сцен, - все это составляет «практическую магию» философской темы. Для того чтобы вместиться в эту непомерность, дискурс любви становится «бессвязным». Достаточно вспомнить остросюжетный роман П. Зюскинда «Аромат». Лежащая в основе его замысла метафора «запаха» - как универсальной, познавательной, всепроницающей «связи» между людьми, провоцирует читателя на бесконечное количество интерпретаций любовного порядка. Но в конечном итоге именно «непомерность» сюжета делает роман философским. Техника, напоминающая скандальное творчество Сада и Батая, призвана передать в локальном дискурсе некое сумеречное состояние смятенного вожделением сознания.
Словом, дискурс любви ХХ века пытается разом передать и идеализацию, и эротический фантазм. В жанре романа он совпадает с философской медиацией. «Современное повествование, - пишет Кристева, - по существу своему отнюдь не является делом техники, как хотели нас убедить в этом новые романисты с их методикой распыления. Повествованию (от Джойса до Батая) свойственна посттеологическая направленность: сообщить, передать зарницу любви. Ту зарницу, в которой «Я» возносится до параноидальных высот божественности, оставаясь при этом на грани одиночества»25. Жизнь, любовь, переживание и возможность его прекращения – неизбежная перспектива всякого индивидуального существа – вот смысловое пространство тематизации, которое описывает порядок «секса». Полифонию «топосов» темы мы находим во «Фрагментах речи влюбленного» Р. Барта, «Страстях» Ж. Деррида, «Жюльетты» Сада, «Слезах Эроса» и «Матери» Ж. Батая.
С новейших времен в права исключительного описания любви вступает танатография Эроса: «влечение к смерти», освещенное солнцем любви. Идет ли речь о том, чтобы сделать в дискурсе «зримым» непредвиденное, разнузданную страсть, неистовое «табу» в агонию не знающей запретов сексуальности'? Таким образом действует психоаналическая традиция в дискурсе ХХ века В. Франкл, А. Кемпинский, А. Брилл и др. Однако назвать своим именем сексуальный акт, назвать его таким, каков он есть, совсем не значит передать отношение любви, выразить эту тему как таковую. «Секс» - экспрессия любви, но ведь кроме секса есть и другие способы ее выражения. В который раз нам вспоминаются строки из знаменитой переписки Артюра Рембо и Поля Верлена, симптоматичная фраза, брошенная гением французской поэзии конца XIX века, великим символистом и юношей, который перевернул нынешнее представление о многих вещах. «Любовь – ее не существует. Любовь нужно изобрести вновь». Заключая рассуждения о тематизации философского дискурса в жанре, мы рискнули перефразировать эту мысль. Жизни необходимо восполнить пробел в существующем у нас знании о любви. В каждом из дискурсов ее порядок как бы творится заново. И это – единственный повод для оптимизма, ибо если раньше переживание организовывало тематику философского дискурса, то теперь, когда за жизнь свидетельствует целый спектр различных «порядков», у дискурса есть реальный шанс «воспитать» новое переживание. Нам кажется, в этом – будущее не только каждого локального дискурса, но всех жанров философии, в которых тематизируется любовь. Ведь именно в философии, этой, невзирающей ни на какие унижения, любви к мудрости, тема любви окрыляет и облагораживает не только свои «теории», но и сами чувства, придавая философским произведениям особый стиль и шарм.
Список рекомендуемой литературы
Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
Жолковский А. К. Блуждающие сны. М., 1994. Любовь в письмах выдающихся людей XVIII-XIX века. М., 1990. Любовь земная и любовь небесная. М., 1991. Мир и Эрос. Антология текстов о любви. М., 1991. О любви и красотах женщин. Трактаты эпохи Возрождения. М., 1992. Русский Эрос, или философия любви в России. М., 1991. Рюриков Ю. Б. Мед и Яд любви. М., 1990. Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994. Философия любви. Ч. 1 – 2. М., 1990. Фуко М. Порядок дискурса. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М, 1981.
Глава II
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |