Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаменитый Эн-но Гёдзя — основатель сюгендо 3 страница




Хатсуми не раз испытывал глубокую досаду от того, что при всей своей квалификации в боевых искусствах не мог сколь-ни-будь удовлетворительно повторить то, что показывал ему старый мастер. Приходилось делать множество фотографий и зарисовок, чтобы потом дома, в Токио, раскладывать по элементам изучаемую технику. Но даже сейчас, когда со смерти учителя прошло двадцать два года, заполненных неустанной практикой, Хатсуми кажется, что многое он так и не сумел постичь.

Свое имя «Белый Дракон» Хатсуми получил от учителя не только для того, чтобы обозначить начало новой жизни. Гораздо важнее был образ этого мифического существа. На Дальнем Востоке его считают настолько ужасным и могучим созданием, что изображают просто квадратом, без всяких деталей. Несмотря на столь общую характеристику (а может быть, именно благодаря ее неопределенности), Хатсуми должен был как можно глубже вжиться в этот образ. Иначе говоря, требовалось в самом деле ощущать себя Белым драконом'

Еще задолго до окончания обучения Такаматсу присвоил Хатсуми титул «Соке» — «Верховного наставника». Такая практика нередко применяется в японских школах боевых искусств, когда продвинувшемуся ученику присваивается более высокий ранг, чем он заслуживает. Это необходимо для того, чтобы ученик, осознавая свое несоответствие столь высокому званию, как бы обрел второе дыхание в своем стремлении к совершенству и сделал все возможное и невозможное, чтобы оправдать надежды, возлагаемые на него. Такаматсу сказал своему ученику: «Ты никогда не станешь Мэйдзин («достигший совершенства, мастер»); в лучшем случае ты навсегда останешься Тацудзин («продвигающийся к совершенству, знаток»)». Вначале Хатсуми был огорчен этими словами, потому что воспринял их как «ты никогда не станешь мастером». И только потом он уразумел их истинный смысл: «не достигнуть вершины — это значит никогда не дойти до той точки, после которой начинается упадок». Примерно за год до своей смерти Такаматсу решил, что обучил Хатсуми всем техническим приемам, которыми владел сам. Он официально провозгласил его своим преемником, тридцать четвертым патриархом школы Тогакурэ-рю и еще восьми боевых Рю, наследником и учителем которых он был. Тосипугу Такаматсу, 33-й патриарх нин-дзютсу-рю ушел из жизни в 1973 году, оставив нам своего наследника и духовное завещание, отрывок из которого мне хотелось бы здесь привести. Он может способствовать не только лучшему пониманию личности Такаматсу, но и духовной сущности искусства ниндзя вообще:

«...Для того чтобы победить, ниндзя сливается с окружающим миром, он руководствуется интуитивным чувством, позволяющим предугадывать будущее, он находится в единении с небесным провидением и законами природы. Обладая ясным и чистым сознанием, ниндзя приобретает внутренний опыт, который позволяет ему выжить в самых трудных условиях.

Вселенная вмещает все, что мы называем хорошим и плохим, и содержит ответ на все вопросы и парадоксы, которые существуют в этом мире. Открывая свои глаза, свой ум, свое сердце, ниндзя мгновенно приспосабливается к малейшим изменениям, исходящим свыше. Для него существует лишь один закон — спонтанно реагировать, адаптируясь к любым условиям таким образом, что само понятие «Неожиданность» перестает для него существовать...

...Если ум и сердце воина не будут открыты для высшего духовного откровения, техника нин-дзютсу не принесет ему ничего, кроме вреда».

Похоронив Учителя, Масааки Хатсуми стал склоняться к мысли, что настало время познакомить с искусством нин-дзютсу всех желающих. В самой Японии это никакого бума не вызвало Первое время у него не было даже своего додзе, и тренировки проходили в тех залах, где преподавали его ученики, каждый из которых имел достаточно высокий ранг в каком-либо виде боевых искусств. Только через несколько лет школа Хатсуми расположилась в собственном помещении, которое носит название «Бусинкан до-дзе», названном так в честь почившего мастера (это же название получила Всемирная организация нин-дзютсу, образованная несколько позже).

Ближайшими помощниками Хатсуми стали его самые первые и самые преданные ученики: Тосиро Нагато, Юкио Ногути, Коити Огури, Исаму Сираиси. Среди учеников Хатсуми есть немало и неяпонцев. Первым неяпонцем, ставшим «утидэси» («личным учеником в доме наставника») стал израильтянин Дорон Навон, вторым —американец Стивен К. Хайес (получивший от Хатсуми боевой псевдоним «Кин-рю» —«Золотой дракон»).

Он пришел к Хатсуми в 1975 году, и после ряда лет достаточно серьезных занятий в Японии, вернулся в США, где организовал первую школу нин-дзютсу (в прессе его прозвали «Первым американским ниндзя»). Так же первым среди неяпонцев Хайес получил звание «сидоси» («Учителя боевого искусства на пути к просветлению», соответствующего 5-му дану). В 1977 г. он создает организацию «Тени Ига», объединяющую в своих рядах последователей нин-дзютсу всего англоязычного мира.

Его центр расположен под Огайо, куда каждое лето стекаются десятки современных ниндзя со всего мира. Перу Стивена К. Хай-еса принадлежит целая серия книг по искусству ниндзя («Ниндзя и их секретное боевое искусство», «Мистическое искусство ниндзя», «Дух Воинов-теней», «Боевые пути к просветлению», «Наследие ниндзя», «Военная тропа из Тогакурэ» и др.), которые немало способствовали распространению нин-дзютсу во всем мире.

Именно с этого человека в США и других странах мира началась так называемая «ниндзямания», докатившаяся в последние годы и до нашей страны. Немало способствовала этому процессу нашумевшая поездка Масааки Хатсуми по территории США в 1982 году, когда он произвел настоящий фурор тем, что демонст рировал не только и не столько рукопашный бой, сколько технику шпионажа и диверсий.

С 1983 года ежегодно проводятся съезды (Тайкай) ниндзя всего мира, проходящие в заранее выбранной стране, в которой имеется филиал «Бусинкан додзе». «Мое тело говорит на международном языке», — утверждает Масааки Хатсуми. Приверженцев нин-дзютсу Австрии и Германии объединяет организация «Буд-зинкан Инаг», президентом которой является Штефен Г. Фреи-лиш (сидоси, 8 дан). Членом этой организации, имеющим личную переписку с сидоси Фрейлишем, является и автор этой книги.

Во Франции также имеется филиал «Бусинкан додзе», называющийся «Тэнгу додзе». Возглавляет его Сильван Гинтар, который, помимо высокой степени мастерства в искусстве «ночных воинов», имеет посвящение в тайные знания сюгэндо, практикуемые современными ямабуси. Он начал свой долгий путь к Знанию в совсем юном возрасте и в настоящее время является одним из признанных специалистов в теории и практике воинов-мистиков.

Многие из учеников Хатсуми, прошедших обучение в японском центре «Бусинкан», также имеют свои додзе практически по всему миру. К ним относятся Б. Мюнце (Швеция), С. Мак-Карти (Англия) и многие другие. Во всех развитых странах мира —Японии, США, Австралии, Англии, Швеции, Германии и Австрии, Франции, Израиле, ЮАР и т. д. имеются филиалы, проводятся семинары, издаются учебные пособия.

29 сентября 1986 года (или 61 года эры Сева по японскому календарю) Масааки Хатсуми в сопровождении группы учеников посетил могилу своего Учителя. Там он дал клятву посвятить всю оставшуюся жизнь исключительно сохранению и распространению нин-дзютсу школы Тогакурэ-рю. В знак вступления в новый период жизни он принял имя Торацугу, составленное из двух слов: Тора, что означает «тигр», и цугу — окончание имени Учителя. Бяку-рю — «Белый Дракон» перестал существовать. «Я буду с честью нести это имя и связанную с ним миссию, а не играть роль», —сказал Хатсуми.

 

УЧЕНИЕ КИ-АЙ —ЗНАНИЯ НИНДЗЯ О САМИХ СЕБЕ И ОБО ВСЕМ МИРЕ

 

Знай, что небеса были созданы, Чтобы пять элементов создать. Каждый из них —лишь отражение прочих. И все равны они, Все. Каждая часть —маленькая вселенная. Земля, Вода, Огонь, Воздух И сила Пустоты Великой Содержатся во всем. Знать порядок Вселенной — Значит понять своеобразие природы И наклонности людей...


Одной из важнейших целей при изучении Нин-дзютсу является изучение Ки-ай, или, другими словами, учения о том, как приходить в согласие с ходом вещей в природе. Проще говоря: изучающий Нин-дзютсу должен прийти к единству, осознав себя частью природы. Это учение основывается на мистическом мировоззрении воинственных ямабуси, горных монахов, которые уже за столетия до возникновения Нин-дзютсу опирались на это учение. Аскетические воины — сенин и гедзя, жившие на полуострове Кии, позднее переименовали его и положили в основу возникшего позже боевого искусства.

Мистическое учение ниндзя не содержит ничего причудливого, невозможного или фантастического. Мистицизм в нем служит для изучения методов, необходимых для использования законов природы или прямого познания Вселенной, для достижения своих целей. Когда человек наблюдает природу в ее первозданном виде, он может понять весь мир и собственное в нем место —и использовать это знание непосредственно для своих нужд.

Ведущая свою историю из древнего тибетского тантрическо-го учения, тайная система знаний Миккё учит, что все физические аспекты имеют единую первооснову и объединяются в одно целое из пяти основных свойств первоэлементов:

Ку —«Пустота», или «Источник» —проявление субатомарной энергии, ничто, из которого происходит форма всех «объектов»,

Фу —«Воздух», или газообразный элемент,

Ка —«Огонь» или элемент, содержащий энергию,

Суй —«Вода» или текучий элемент,

Ти —«Земля», или скрепляющий элемент.

Сотворение Вселенной можно представить себе на основе этих элементов таким образом: в Ку, пустоте, или источнике, существуют различные поляризации, которые приводят к сильному электромагнитному взаимодействию и сцеплению. Эти образования превращаются затем в атомы и переходят в газообразное состояние — Фу. При взаимодействии различных газов между собой образуется Кй-субстанция, Яя-уровень. Затем отдельные молекулы конденсируются в Суй-субстанцию, жидкость. Позднее они крепко соединяются между собой, образуя Ти-состояние, или землю.

Изучая телесные, чувственные, интеллектуальные или духовные свойства человека, мы можем найти способ сопоставить те или иные свойства с различными элементарными свойствами первоэлементов. Можно начать классификацию и наоборот, с Ти-сту-пени как самой первой и самой прочной.

Часто молекулы и атомы в них представляют в виде Вселенных с собственными галактиками и солнечными системами. В любом цельном виде искусства и Знания человек может найти модель всей Вселенной, Ниндзя, изучая взаимоотношения между основными первоэлементами природы, таким образом постигает самого себя. Он приближается к познанию своей собственной природы, приближается к равновесию и познает свои собственные силы, находя ответы на вопросы, поставленные жизнью.

В организме человека элемент Земли — Ти — представлен костями, зубами, мускулами и другими плотными органами. Суй, вода, представлена текущими в теле жидкостями и составляет гибкие, подвижные свойства тела. Яд, огонь, составляет метаболизм; он ощущается теплом, выделяемым телом. Фу, воздух, представлен дыханием, и связан с циклом дыхания, вдохом и выдохом, с движением воздуха вовнутрь тела и обратно, а также с другими внутренними процессами, связанными с дыханием. Ку, пустота, или «источник», проявляется в голосе, речи и способности понимать других людей.

Со смертью означенные элементы покидают тело в обратном порядке. Прежде всего в человеке пропадает способность воспринимать и общаться с другими людьми. После этого пропадает способность к дыханию. Вместе с потерей мертвым телом тепла покидает тело субстанция Ка, огонь, и вместе с высыханием покидает тело жидкость, или Суй. И, наконец, в теле остается только самый прочный элемент, Ти, земля, которая сохраняется дольше всего.

Эти пять элементов кроме материального выражения имеют и отражение в нашем сознании, в духовном состоянии человека, которое наглядно проявляется в нашем самоощущении. Эти выражения могут уменьшаться или увеличиваться в нашем сознании, сами мы можем оценивать их сочетание как «расположение

духа».

На ступени элемента Земли, низшего из пяти элементов, мы ощущаем крепость нашего собственного тела и собственную стабильность. Любое изменение или движение кажется ненужным, и надо всем преобладает мысль оставить дела и положение вещей такими, как они есть. Лучшим примером этой категории является скала: она не сдвигается, не изменяется без влияния со стороны других элементов. Когда наша личность подвержена влиянию этого принципа, мы стремимся определить свое собственное место для каждой вещи. Ти, элемент Земли, находится в основании позвоночника; он находит свое проявление в красном цвете.

На уровне элемента Воды, следующем по рангу после элемента Земли, чувства человека и его телесные свойства становятся текучими и изменчивыми. Реакция на физические изменения и хорошая приспособляемость характеризуют эту ступень. Лучшим примером, демонстрирующим этот уровень, являются растения:

они растут и могут при необходимости отклоняться, реагировать на внешнее влияние, и тем не менее они стабильны, не перемещаются, оставаясь на одном месте.

Когда наша личность находится под влиянием элемента Воды, мы реагируем на все окружающее и находимся в меланхолическом настроении. Элемент Воды расположен в верхней части живота и проявляет свою эмоциональную природу оранжевым цветом.

Элемент Огня, третий в иерархии пяти Первоэлементов, связывается с нашей агрессивностью Агрессивность в этом случае означает активную, динамическую, экспансивную энергию и не носит отрицательного, насильственного оттенка, которым обычно наделяют это понятие. При влиянии этого элемента на наше мироощущение мы чувствуем тепло и дружелюбие, появляется желание подчинить себе все окружающее.

Элементом Огня характеризуются дикие животные: они помнят, обладают способностью думать, устраивать свою жизнь самостоятельно и ищут счастья и радости. Когда наша личность находится под влиянием элемента Огня, мы полны самоощущения динамической силы и духовного потенциала. Ка, элемент Огня, расположен в подреберье, и его агрессивный, экспансивный характер связывается с желтым цветом.

Следующая ступень, элемент Воздуха, является четвертой среди элементов, она заставляет нас чувствовать наш интеллект и доброжелательность. Следствием его являются мудрость и любовь. Лучшим проявлением этой ступени является человек: он может предусматривать, размышлять и любить. Когда наша личность

находится под влиянием элемента Воздуха, мы чувствуем сострадание и понимание окружающих нас людей, и очень сильно проявляется социальная природа человека. Фу, элемент Воздуха, расположении средней части грудной клетки; его человеческая природа сконцентрирована в зеленом цвете.

Высшим и наиболее могущественным среди элементов является элемент Ку-называемый «Великая Пустота». Раньше эта пустота называлась в восточных учениях термином «эфирная субстанция», теперь же ее называют скорее «субатомарной структурой». Из невидимых энергетических частиц состоят атомы, которые, связываясь друг с другом, составляют весь материальный мир объектов В личности человека этот элемент повышает способности и движущие силы, а также возможности, даваемые каждым из других элементов. Ку, ключевой элемент, расположен в шее; его движущая сила связана с голубым цветом

Следующие примеры помогут понять влияние различных элементов на мироощущение человека:

ПРИМЕР 1

Вы находитесь на заполненном людьми стадионе или в людном парке. На некотором расстоянии от вас —группа подвыпивших людей, которые по своей всегдашней привычке чему-то громко радуются, никого, однако, не задевая. Реакция на это событие может быть различной —в зависимости от того, какая стихия в данный момент влияет на ваше мировосприятие.

Вот типичные реакции:

Земля. Вы ожидаете развития событий. Вы несколько раз обращаете внимание на подвыпившую компанию, но вытесняете ее из вашего сознания и не придаете ей значения. Вас особо не задевает эта компания, они не мешают вам.

Вода. Вы реагируете. Вы чувствуете негодование по отношению к этим выпивохам и чувствуете, что в этом чувстве вы не одиноки. Вы вызываете полицию или же встаете и уходите куда-нибудь подальше. Это событие надолго расстраивает вас.

Огонь. Вы развеселились. Вы смеетесь над «бесплатным представлением» и находите в ситуации веселые стороны. —поведение участников компании и реакцию окружающих. Все происшествие кажется вам весьма забавным.

Воздух. Вы обращаете все свое внимание--на происшествие. Вы чувствуете себя полностью в своей стихии. Вы приходите в хорошее расположение духа, вы чувствуете себя сродни этим развеселившимся людям. С улыбкой вы подходите к компании и спрашиваете, где им удалось так славно надраться, как им удается чувствовать себя по-детски раскованными. Вы чувствуете себя умиленным.

ПРИМЕР 2

Вы получили крупный выигрыш в лотерею. Под влиянием определенного элемента вы будете реагировать следующим образом:

Земля. Вы платите по своим старым счетам и кладете остаток денег в банк. Ваше поведение в жизии совершенно не изменяется.

Вода. Вы откладываете всякую работу для того, чтобы отправиться в путешествие или заняться тем, что вас всегда увлекало.

Огонь. Вы строите себе дачный домик и делаете своим основным занятием свое хобби.

Воздух. Вы отдаете определенную сумму своей семье и используете остаток на благотворительные цели.

ПРИМЕРЗ

На шоссе вы попали в «пробку» на длинном и крутом подъеме. О том, чтобы быстрее двигаться дальше, нельзя даже и думать. Машины идут бампер к бамперу. Солнце сияет на кузовах автомобилей. Типичные реакции будут следующими:

Земля. Вы ожидаете развития событий. Вы совершенно отчетливо понимаете, что теряете время, но так же четко представляете себе, что сделать с этим ничего невозможно. Вы продолжаете медленно ехать в колонне, слушаете радио, думаете о чем-то постороннем, и про себя считаете, что поступаете правильно.

Вода. Вы реагируете. Вы считаете, что подъем слишком длинный и огорчаетесь. Вы обдумываете возможность проехать по другой дороге и высматриваете ее из окошка. Вы крутите руль, чтобы проехать вперед. При малейшей возможности вы покидаете шоссе и съезжаете на проселочную дорогу, если это помогает двигаться быстрее.

Огонь. Вы развлекаетесь. Вы понимаете, что в сложившейся ситуации лучшее, что можно сделать, —это найти новую дорогу для поездок. Вы открываете верх вашего автомобиля и подставляете лицо солнцу. Вы разговариваете с водителем, который остановился возле вас. Вы поворачиваетесь во все стороны, вы находите себе занятие: рассматриваете какую-либо машину или засматриваетесь на даму, сидящую в одной из машин. Вы рассматриваете хорошо вам знакомый ландшафт и находите в нем изменения, которых раньше не замечали при быстрой езде.

Воздух. Вы оцениваете события. Вы чувствуете, что этот подъем — утомительнейшее место, и знаете, что большинство разделяет это мнение. Вы представляете себе, какие последствия может вызвать эта задержка, и опасаетесь возможных неприятностей. Вы прикладываете всю свою энергию, чтобы насколько возможно ускорить подъем: вы заботитесь, чтобы отстающая часть колонны двигалась быст.рее, сокращая до минимума разрыв с предыдущим автомобилем. Вы обещаете себе, что приложите все усилия, чтобы справиться с трудностями.

ПРИМЕР 4

Вы хотите пойти посмотреть фильм. Под влиянием определенного элемента вы сделаете следующий выбор:

Земля. Документальный фильм или фильм о войне. Вода. Порнофильм или боевик. Огонь. Комедия или музыкальный фильм. Воздух. Драма или мелодрама.

ПРИМЕР 5

Главным основанием для выбора вами профессии является:

Земля. Вы работаете, чтобы заработать на еду и квартплату.

Вода. Работа — это средство заработать много денег. А уж с деньгами вы можете сделать все, чего пожелаете.

Огонь, Ваша работа дает вам целую кучу друзей, и поэтому вы даже не можете себе представить, чтобы заниматься чем-либо другим, сколько бы за это ни платили.

Воздух. Вы чувствуете, что смысл вашей жизни состоит в том, чтобы улучшить этот мир. Ваша работа —это ваш вклад в эту великую цель

ПРИМЕР 6

Вечер. Вы зашли поужинать в маленький дорожный ресторан. Парочка крепких молодцов определенного вида заметили вас и уселись за соседним столиком. Разговор этой парочки звучит громко и агрессивно. Так как хулиганы не особо скрываются, вы скоро понимаете, что темой их разговора является ваша персона и что они могут сейчас завязать с вами ссору. В этой критической ситуации влияние каждого из пяти центров может проявиться следующим образом:

Земля. Вы продолжаете есть, сохраняя спокойствие и невозмутимость. Вы не реагируете на направленные на вас насмешки и не позволяете себя спровоцировать. Не показывая вида, вы осматриваетесь в поисках пути к отступлению или возможной помощи, или же какого-нибудь предмета, который мог бы быть использован вами в случае, если завяжется драка. Вы заканчиваете ужин, платите по счету и собираетесь уходить. Вы используете все свое хладнокровие, чтобы предоставить первый шаг в нападении своим противникам.

Вода. Вы изображаете улыбку и поворачиваетесь к хулиганам, как к старым знакомым. Вы готовы к удару и защите, несмотря на ваш тон и разговор, и ищете путь к отступлению. Вы делаете вид, что развеселились, и пытаетесь выяснить, есть ли у ваших противников мотоцикл или машина. Вы прикидываетесь простачком и делаете вид, что не догадываетесь об их намерениях. Вы смеетесь, даже если с вами грубо обращаются. Вскоре вы извиняетесь и направляетесь к туалету. Там вы, если они следуют за вами, бьете одного из них по физиономии и нападаете на второго при помощи какого-нибудь подручного средства. Удираете, пока ваши противники не пришли в себя.

Огонь. Когда вам кажется, что столкновение становится неизбежным, вы драматическим жестом поднимаете со стола солонку и смотрите прямо в глаза своим соперникам. Затем переводите глаза на солонку. Добившись нужного вам направления взгляда соперников, ставите солонку на стол. Пока внимание противника отвлечено этим маленьким представлением, медленно отодвинув столик, вы концентрируетесь и принимаете стойку для первого удара. Когда столик достаточно отодвинут, вы вдруг взрываетесь с громким боевым криком и бросаете в лицо своим противникам солонку. Затем отшвыриваете столик и наносите из стойки удар ногой в низ живота одному из противников. Опрокидываете на них столик и по возможности вступаете в драку. Исчезаете, пока не

прибежала полиция.

Воздух. Вы считаете себя не настолько подготовленным и крепким, как ваши соперники. Вы беспокойно вертитесь на своем i гуле, делаете какие-то движения обеими руками, чтобы привлечь внимание полиции. Вы глуповато хихикаете и постукиваете руками, злясь на свою беспомощность. Вы наклоняетесь вперед и шумно падаете на пол. Вы привлекаете к возможным нападающим внимание остальных посетителей.

ПРИМЕР 7

Если вы играете в гольф или теннис, то главной целью для вас является, в зависимости от влияния элементов:

Земля. Тренировка тела и здоровье. Вода. Социальные контакты. Огонь. Ощущение соревнования.

Воздух. Спорт даст вам почувствовать собственные возможности.

ПРИМЕР 8

Вы дискутируете со знакомым о религии. Высказываются различные новые соображения и концепции. В зависимости от влияния на ваше мироощущение элементов возможны реакции:

Земля. Вы настаиваете на собственном мнении. Несмотря на все доводы собеседника, вы не изменяете своего мнения ни на йоту. Вы отмахиваетесь от них как от чего-то незначительного, не давая себе труда даже задуматься над ними.

Вода. Вы реагируете на замечания собеседника. Вы отстаиваете свою точку зрения, задаете вопросы, чтобы прояснить слабые места в точке зрения собеседника. По окончании беседы ваши взгляды могут сильно измениться (вплоть до противоположного мнения).

Огонь. Дискуссия интересует вас с познавательной точки зрения. Вы все время спрашиваете и подводите собственную базу под каждый ответ. Вы ищете нелепости и слабые места в предлагаемой вам теории и продолжаете разговор, чтобы внести большую ясность в собственное понимание.

Воздух. Вы ищете способ помочь собеседнику. В качестве ответа на поставленные вопросы вы предлагаете такой, который скорее ведет к согласию Вы помогаете партнеру ответить на вопрос, задаете наводящие вопросы. Вы стараетесь упростить обсуждаемый вопрос и прояснить его.

ПРИМЕР 9

Ваш друг разводится. В зависимости от того, какой из центров влияет на ваши поступки, вы поступите следующим образом:

Земля. Вы поддерживаете его, делая все, чтобы большая часть имущества и денег досталась ему.

Вода. Вы поддерживаете своего друга в обществе, так как считаете, что он не виноват, а в разводе виновна главным образом его жена.

Огонь. Вы считаете, что ваш друг сам способен разобраться в своих собственных проблемах.

Воздух. Вы утешаете своего друга, говоря, что развод —это просто официальное подтверждение того, что уже произошло.

Из этих примеров легко заметить, что каждый элемент имеет свой образ и ни один из них не является лучше или хуже другого. Главная задача при изучении влияния различных центров состоит в том, чтобы понять, что невозможно дать абсолютное определение каждому из ощущений. Любое чувство представляет собой яркую палитру, на основе которой каждый человек более или менее адекватно реагирует на происходящее.

Можно сказать, что в каждом из состояний присутствуют положительная и отрицательная стороны, в зависимости от того, как они себя проявляют. В следующем примере приводится в первом случае положительная, т. е. действенная реакция, а во втором — отрицательная, т. е. безрезультатная сторона проявления каждого из состояний. Эти черты могут проявляться не только в приведенной ситуации, но и в других областях, в частности в искусстве и познании.

ПРИМЕР 10

Ваш спутник жизни умер. Ваша эмоциональная реакция в зависимости от влияния основных элементов может быть следующей:

Земля, положительная: устойчивость. Вы утешаете других, которые тоже огорчены его смертью.

Земля, отрицательная: саморазрушительное упрямство. Вы не позволяете себе верить в эту смерть. Вы разговариваете и ведете себя так, как будто он еще жив.

Вода, положительная: гибкость. Вы принимаете новый образ жизни, который больше подходит к вашему состоянию.

Вода, отрицательная: притупление чувств. Вы все время смотрите в прошлое и продолжаете грустить.

Огонь, положительная: агрессивная тяга к жизни. Вы наполняете себя жизнью и теплом, которые вы делили со своим спутником.

Огонь, отрицательная: всепоглощающий страх. Вы чувствуете себя покинутым, и чувствуете безотчетный страх смерти.

Воздух, положительная: мудрость и жизнь. Вы помогаете себе мыслью, что ваш партнер переместился в лучший мир, где вы с ним когда-нибудь непременно встретитесь.

Воздух, отрицательная: ложная одухотворенность. Вы занимаетесь всеми сопутствующими делами и хотите понять, почему ваш партнер вас оставил и что происходит с его душой.

В данных примерах отсутствует графа для классификации Ку- элемента, потому что он не дает никакой четкой реакции для его характеристики. Ку — это действенный потенциал человека. Он не проявляет себя непосредственно в каждой ситуации: это энергия, с которой могут проявляться свойства других элементов.

Вызвать проявление центра «пустоты» можно голосом. Этим же способом можно придать окраску и добавить влияние других элементов, что часто делается бессознательно. Проявление элемента Земли можно облегчить при помощи спокойного, тяжелого, приказного, авторитетно звучащего голоса. Глубокая вибрация и гортанная тональность голоса придают ему силу и достоверность звучания. Под влиянием элемента Воды голос становится сексуальным, чувственным и сильным. Голос под влиянием элемента Огня становится теплым, светлым и одухотворенным со следами веселой агрессивности; он может указывать на агрессивность или истерию. Под влиянием элемента Воздуха голос становится высоким, мягкой тональности и жизнерадостным. Когда голос человека не совпадает с влияющим на него активным центром, то в голосе говорящего появляются небольшие изменения, которые вызывают у слушающего замешательство и чувство несоответствия. Даже нетренированный человек понимает, что с голосом что-то не то, что он звучит неестественно. Поэтому, например, слова о любви, произнесенные под влиянием элемента Воды, воспринимаются, как сладострастие; приказы, произнесенные голосом элемента Воздуха, оставляют впечатление слабости. Глубокое соответствие между телесными центрами и управляемым голосом позволяют ниндзя понимать других и уберегают от того, чтобы быть самим неправильно понятыми.

Как пример проявления Ку-состояния можно представить себе состояние занимающегося Дзэн-медитацией. Этот тип людей живет концентрированно, здесь и теперь; они всегда хорошо выглядят, в хорошем расположении духа. Законность и религия (как, например, для Ти-элемента) значат для него очень мало. Он не подчиняется чужому влиянию (как Суй-элемент) и не подвержен честолюбию и страхам, присущим Ка-элементу, как и не руководствуется критериями правильного или неправильного, как Фу- эле-мент. Эта личность настолько погружена в себя, что уже невозможно говорить о каком-либо характере. Он так погружен в свою природу, что невозможно обнаружить его чувства или движения души, —он контролируется только разумом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.