КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Народное образование Спешневского округа
Никита Иван Алексей Василий Николай Иван Анна Муж-Касаткин жена Мария Антоновна Дуров Тимофей Акимович Родословная Дуровых Г.р. 1892г.р. 1893г.р. 1894г.р. 1895г.р. 1899г.р. Елена Людмила Анна Софья Сергей Тихон Яков Тимофеевич (ум. 1741г.) 1-я жена- Марфа Ивановна Кожухова (дочь Ивана Гавриловича Кожухова) Наталья Яковлевна (ум. 1752г.) муж -Денис Самойлович Пожогин-Отрашкевич Анна Петр (ум. 1778г.) Александр Ильич Николай (ум. 1778г.) Павел (ум. 1778г.) 2-я жена Якова Тимофеевича-Аграфена Даниловна Муж- Никита Федотович Киреев
Народное образование как народное получило свое развитие после отмены крепостного права. Хотя до этого были сделаны попытки открывать школы для простого народа. До второй половины 18-го века обучение детей происходило, в основном, в частных пансионах, домашних школах. Такое образование было доступно только детям из имущих слоев населения. Во второй половине 18-го века начали создаваться первые школы для простого народа, в частности, учебный пансион Андрея Тимофеевича Болотова в селе Дворяниново Тульского наместничества, в котором он обучал не только своих детей, но и детей родственников, соседей-помещиков. Когда в 1776-м году Болотов А.Т. переехал в Богородицк, он и там продолжил дело обучения детей, взяв в школу двух крестьянских мальчиков, детей конюхов. Он хотел их обучить «лучшему и правильному писанию», чтобы потом использовать их в качестве секретарей. К 80-м годам 18-го века назрела необходимость проведения реформ в области образования в целом по стране. В 1782-м году была организована «Комиссия по учреждению училищ» для разработки школьной реформы, а в 1786-м году был утвержден Устав народных училищ и вышло правительственное распоряжение об открытии главных народных училищ в 26-ти губернских городах, где могли учиться не только дети дворян, но и дети купцов, ремессленников, мещан. Хотя реформа образования при Екатерине 2-й предусматривала охват образованием всех людей, но реально обучались в основном дети горожан. На селе из-за крайне низкого жизненного уровня крестьян образование детей было непозволительной роскошью. Если кто и учился грамоте на селе, то это были дети помещиков и сельского духовенства. Например, в 1807-м году сын дьячка церкви села Спешнево Гавриила Васильева, Петр в свои 12 лет обучается писать, а сын дьячка Вознесенской церкви Бориса Сергеева, Федор, 7-ми лет, обучался словесно; Иван, его брат, в шестилетнем возрасте изучает псалтырь. При крепостном строе у крестьян было мало практических побуждений учиться грамоте. Крепостная опека обнимала все стороны жизни крестьянина, в том числе и ту, где могла понадобиться грамота: «ему, что нужно, сосчитают, за него, куда надо, напишут, ответят и руку приложат». Характерно отношение и самих крестьян к образованию своих детей в 50-х годах 19 века: «Знаем мы, … и сами, что грамотными быть хорошо... а нам эта грамота не в пользу. Обучавшись грамоте, наши ребята думают о себе и Бог знает что: считают себя умнее нас, стариков, и не хотят уже слушаться, от сохи и бороны бегают, как от волка, и отлынивают от всякой работы, смекают – как бы попасть в писари, али сесть в лавочку к какому-нибудь купцу … на легкие хлеба. Стало быть, они нам не работники и не кормильцы». А вот отношение к образованию девочек: «в деревнях над грамотными девушками, которые как-нибудь выучивались потихоньку дома, молодые ребята насмехались, называли их монашками и другими прозвищами, и никто не хотел за них свататься. Статочное ли дело, - говорили старухи, - взять грамотную? Пойдет ли уж она работать и станет ли почитать свекровь? Будет себе чваниться да посиживать барышней и никого в грош не считать». Не удивительно, что в 40-е годы в школах Тульской губернии вообще не было девочек, в 1851 г. их было 3,8% от количества мальчиков, в 1861 г. – 8,7%. В 1857-м году в селе Вознесенское из 935-ти прихожан церкви Вознесения Господня грамотных было 5 человек; в селе Спешнево из 840 прихожан грамотных – 10 человек, а в селе Войново из 1418-ти – 51 прихожанин. Все без исключения прихожане грамоту получали в домашних условиях. Повсеместное открытие учебных заведений для простого народа началось только в 60-ти десятых годах 19-го века, после отмены крепостного права. Хотя наиболее дальновидные дворяне того времени школы для крестьянских детей открывали гораздо раньше, как, например, Зыбин Д.Д., помещик села Воскресенское Чернского уезда После освобождения от крепостной зависимости крестьяне вступили в целый лабиринт новых и сложных общественных, экономических и государственных отношений. В этих условиях нужны были грамотные люди. В селах и деревнях начинается усиленный спрос на грамоту. Открываются сельские училища для временно-обязанных и государственных крестьян. В селе Войново сельское училище открывается в 1862-м году и содержалось на земские (местная власть) и мирские (население) сборы. Обучалось в 1869-м году 47 учащихся. В селе Спешнево училище открывается в 1868-м году, 26 октября. Посещало школу 19 мальчиков. В селе Вознесенском школа открыла свои двери в 1865-м году, в которой обучалось в 1869-м году 8 мальчиков. Это были первые образовательные учреждения в данных населенных пунктах. Но дело обучения грамоте не всегда и не везде обстояло гладко. Обеспечение сельских училищ оставляло желать лучшего. «Никакие убеждения на крестьян не действуют, чтобы они поддержали училища, считая сбор на училища для себя обременительным». Новосильское уездное земское собрание в 1871-м году признало полезным возбудить через губернское земское собрание ходатайство, причинами для которого были, в частности: плохое посещение учениками училищ в короткое зимнее время, несмотря на постановление уездного собрания о своевременном сборе учащихся и штрафовании их родителей за пропуски уроков, не обусловленными ни болезнями, ни непогодою; невыполнение сельским начальством самых законных и настоятельных требований училищных советов о своевременной выдаче жалованья учителям. Существование училищ полностью зависело от их материального обеспечения. Многие сельские училища из-за отсутствия средств закрывались. Некоторые из них взяла под свою опеку Епархия и получившие названия - школы грамоты или церковноприходские школы (ЦПШ). Количество таких школ в 80-х годах 19-го столетия в связи с проводимой реформой в области церковного образования стремительно возрастает. В населенных пунктах Спешневского округа появляются именно такие учебные заведения вместо существовавших сельских училищ. В последующем, в начале 20-го века, когда проводилась реформа земского образования, школы, находящиеся под опекой Епархии, могли преобразовываться опять в земские училища. Учебное заведение школой грамоты называлось в том случае, когда несколько крестьян договаривались с человеком, который мог исполнять функции учителя: местным священником, дьячком, отставным солдатом или просто грамотным человеком – о том, чтобы он за определенную плату обучал их детей в одном из каких-либо домов. Это было примитивное учебное заведение, дававшее элементарные начальные знания. Более серьезное обучение велось в ЦПШ. Занятия там проводились в специальном или приспособленном здании лицами, имевшими специальное образование, окончившими епархиальное или земское училище, духовную семинарию. В качестве законоучителей работали священники. Они же, как правило, исполняли должность заведующего этой школой. В ЦПШ велось преподавание по разным предметам: русский язык, чтение, счисление (арифметика), закон Божий, церковное пение. В селе Спешнево в 1879-м году открывается школа грамоты, преобразованной в 1890-м году в церковноприходскую школу. Школа помещалась в собственном деревянном здании на церковной земле. Здание это было построено в 1890-м году размером 12 на 10 аршин (8,5 на 7 метров). Строил школу князь Долгоруков Владимир Петрович, который в 1894-м году направляет письмо Епископу Тульскому и Белевскому: «В память светлого дня посещения Вами села Спешнево я желаю передать Спешневскую школу, содержащаяся на мои средства, в ведение епархиального ведомства и именовать ее церковноприходской школой под руководством уже имеющегося у меня учителя Дмитрия Ивановича Казанского». Таким образом, школа в селе Спешнево стала церковноприходской школой в 1894-м году, а не в 1890-м году, как это было в официальных сводках. При школе имеется квартира для учителя и участок земли площадью 81 квадратных саженей. Учителем в конце 19-го века работал Дмитрий Николаевич Казанский, с 1902-го года – Григорий Салфанович Афонин, а с 1905-го – Михаил Сахаров. До него «исправлял должность учителя» крестьянин-собственник Иван Егорович Алентьев, который окончил курсы в Луженской 2-х классной церковноприходской школе. Звание учителя не имел, жил в своем доме и получал жалованье за работу в школе – 80 рублей в год. Заведующим и законоучителем школы был местный священник Никифор Сытин. В 1899-м году в Спешневской ЦПШ обучалось 26 мальчиков и одна девочка; в 1900-м – 35 мальчиков, В 1915-м году законоучителем работал местный священник Василий Петрович Серебрянский, педстаж которого был 17 лет. Учителями в школе работают: крестьянин Иван Егорович Алентьев, который был призван на военную службу, и Павлина Васильевна Пылаева, у которой педстаж был 1 год.. Многим детям приходилось отказывать в приеме в школу из-за тесноты помещения. В 1915-м году в школе обучалось 62 ученика: 52 мальчика и 10 девочек. Детям, чьи родители находятся на войне, выдают бесплатно учебные пособия. Попечителем школы с 1901-го года состояла жена потомственного почетного гражданина О.С.Ворогушина. В селе Вознесенское в 1883-м году открывается школа грамоты, а в 1899-м она была преобразована в церковноприходскую школу. Содержалась школа за счет крестьян, что было недостаточно. Клировая ведомость в начале 19-го века отмечает, что «содержание школы скудное». Учителем школы работал местный священник Иван Васильевич Нарциссов, который окончил Тульскую Духовную Семинарию в 1895-м году. Он же являлся и учителем школы грамоты сельца Образцово. Помощником у него был крестьянин Григорий Федорович Гераськин, 24-х лет, окончивший в 1891-м году сельское училище и получавший жалованье 50 рублей в год. В 1897 году в Вознесенской школе обучалось 34 мальчика, в 1898-м – 25, в 1899-м – 22 мальчика и 2 девочки, в 1900-м – 32 мальчика и 3 девочки. В церковноприходской школе села Вознесенское Теплинской волости в 1915-м году заведующим и законоучителем работал Сергей Николаевич Рождественский, священник церкви села Вознесенское, педагогический стаж которого - 25 лет. Учителем в школе была Екатерина Петровна Никитская, дочь псаломщика, педстаж – 5 лет. Школа располагалась в церковной сторожке на церковной земле. В 1915-м году школу окончило 2 мальчика и 2 девочки, а всего обучалось 75 учеников: 49 мальчиков и 26 девочек. Учебные занятия начинаются 1-го сентября, оканчиваются 1-го мая. В школе было 3 отделения – 1-е, 2-е и 3-е. Зарплата священника составляла 30 рублей в год, у учителя она была 360 рублей. Кроме этого, было израсходовано на отопление, освещение и на охрану здания школы 38 рублей. Финансовые средства на содержание школы поступали: 3 рубля – от церкви, 25 рублей – от попечительства, от местных властей – 10 рублей, от казны – 390. Таким образом, основное финансирование образования осуществляло государство. Проблемы – требуется построить новую школу. Попечителем школы являлась Гринева Елизавета Капитоновна, жена местного помещика. В сельце Образцово школа грамоты открывается в 1888-м году, в дер. Студенец – в 1893-м. Но вскоре по каким-то причинам школа грамоты в сельце Образцово перестала работать. Вновь открывается она 17 декабря 1891-го года. Школа помещалась в наемном здании, которое было деревянное под соломенной крышей, топилась по- светлому. Содержалась на средства жены местного помещика Ольги Александровны Ладыженской и самими крестьянами. Ладыженская обеспечивала школу отоплением, книгами, карандашами, чернилами, графическими принадлежностями, а крестьяне платили ежемесячно по 30 копеек с мальчика, сдавали по 5 фунтов муки и 1/8 меры картофеля. В 1892-м году в школе обучалось 21 мальчик и 2 девочки. Учителем работал Владимир Андреевич Карасинов, который окончил Троицкую школу, звания учителя не имел. В 1907-м году для школы было построено собственное деревянное здание на средства жителей сельца размером 8 на 10 аршин (5,7 на 7 метров), при которой была квартира учителя. Располагалась школа на общественной земле чуть ниже бывшего дома Капитоновых. Заведующим и законоучителем до 1915-го года был священник Вознесенской церкви Григорий Денницын, который работал в этой должности с 1907-го года, а потом священник церкви села Вознесенское Сергей Николаевич Рождественский. Учительницей с 1904-го года служила Вавилова Мелания, окончившая курс Чернской женской 2-х классной школы. В 1912-м году учительницей была Подчуфарова Н., а с 1915-го года – Валентина Михайловна Домбровская В школу с-ца Образцово ходили дети и с-ца Решетово. В декабре 1915-го года в 3-х отделениях школы обучалось 33 ученика (26 мальчиков и 7 девочек). В деревне Панарино Ломиполозовской волости учебное заведение было открыто в 1894-м году как школа грамоты. Законоучителем в 1915-м году являлся священник Дмитрий Алексеевич Руднев, а учителем была Вера Константиновна Рождественская. В школе в это время обучалось 28 учащихся (24 мальчика и 4 девочки). В селе Войново Перестряжской волости школа была открыта в 1899-м году. Но до этого в этом селе функционировали учебные заведения для народа: еще в 1821-м году в Войново было учебное заведение, но какое – неизвестно. Затем в начале 60-х годов открывается в селе народное училище для детей крестьян усилиями местного священника Петра Ивановича Войнова В 1864-м году (по другим источникам – в 1862-м году) он открыл первое в Войновском крае народное училище для крестьянских детей. Родился он в 1823-м году, окончил курсы Тульской духовной семинарии по 2-му разряду, священником начал работать с 1845-го года в селе Войново. В 1860-м году учредил в с. Войново публичную церковную библиотеку, что привело его к известности по всей Епархии. В 1863-м году он был за это награжден набедренником, получил признательность епархиального начальства в 1864-м году за увеличение сборов на призрение бедных духовного звания. Мировой посредник 4-го участка в апреле 1865-го года пишет Епископу Тульскому и Белевскому Никандру прошение: «Священник Петр Воинов с неутомимою ревностию озабочиваясь о введении грамотности между временно-обязанными крестьянами своего прихода, так успел расположить их к тому, что от 6-ти до 12-летнего возраста мало мальчиков, которые бы не учились в школе и в настоящее время при одном Волостном училище состоит на лицо до 45-ти учеников, кроме отдаленных деревень, где имеются также до 20-ти учеников, что при 489-ти душах временно-обязанных крестьян составляет уважительную пред другими волостями особенность. Убеждения об устройстве училища, без приложения собой примера, не могли бы быть осуществимы между крестьянами, еще не совсем созревшими для того, да и не совсем расположенными заводить на свои средства школу, если бы не была особенная его благотворная и безкорыстная деятельность и ревность продвинуть их к тому. Сознавая, что для удовлетворительного обучения грамоте отсутствие помещения может быть главным препятствием в дальнейшем движении народного образования и, вместе с тем обратив внимание, что крестьяне после обнародования Положения об уничтожении крепостной зависимости, оставались совершенно в безпомощном состоянии, он, убеждая крестьян завести училище, не преминул поощрить их к тому и самьим делом, употребивши на учреждение в приходе своем училища для крестьянских детей 100 рублей серебром своих денег. Такие меры не остались без хороших последствий: ныне устроено училище, которое состоит из 2-х отделений, мужского и женского и стоит до 700 рублей – сумма очень значительная по числу душ в волости. Само училище, устраиваясь по мысли и под надзором священника, по доверию крестьян к опытности и честности его, устроено отчетливо и с соблюдением строгой экономии, что и засвидетельствовано крестьянами с признательностью. Учебные пособия и другие книги религиозно-нравственного содержания для мальчиков даются им безвозмездно, - на каковой предмет составляется им даровая библиотека при училище». В 1864-м году в ноябре в училище училось 30 мальчиков, в декабре этого же года – 60 мальчиков и 8 девочек, в марте 1865-го года – 60 мальчиков и 5 девочек. В 1915-16 учебном году в Войновском крае функционировали учебные заведения: в селе Войново – церковноприходская школа, в сельце Пущино и в сельце Большое Авдеево – земские школы. В 1915-м году заведующим и законоучителем в Войновской школе работал местный священник Николай Алексеевич Извольский, педагогический стаж которого исчислялся в 28 лет, усердие которого в деле народного образования отмечалось еще в 1901-м году. Учителями были: Вера Николаевна Лялова, окончившая епархиальное училище и имевшая педстаж 1 год; Н.В.Рыжиков, призванный на войну; Агафья Яковлевна Щепотьева, только что окончившая 2-х классное училище. Попечителем являлся Кирилл Стефанович Матвеев. Здание для школы было построено в 1902-м году на крестьянской земле. При школе имелась квартира для учителя. В декабре 1915-го года в школе села Войново обучалось 91 ученик (60 мальчиков 31 девочка). Финансирование осуществлялось от разных источников: от земства, от сельской общины, от приходского попечительства, от частных лиц. Но основное финансирование было от казны – более 90% от всех вложенных средств. Как правило, казна выплачивала жалованье работникам школы, а местные средства шли на создание бытовых условий в школе и обеспечение учебного процесса. В конце 19-го – начале 20-го веков в сельских школах проводились испытания для мальчиков по школьной программе с целью получения свидетельства ими на льготу по воинской повинности (сокращение срока службы грамотным призывникам). Мальчики сначала писали заявление, например: «В испытательную комиссию при церковноприходской школе села Спешнево. Желая воспользоваться льготою, установленной пунктом 4 статьи 56 Устава о воинской повинности, прошу подвергнуть меня испытанию в знании курса церковноприходской школы и сходатайствовать для меня надлежащее свидетельство на означенную льготу. К сему прилагаю удостоверение о моей личности, льготах и о том, что я обучался в Спешневской школе. Дата. Сын крестьянина села Спешнево Теплинской волости (Фамилия, имя, отчество).» Экзамены сдавали по таким предметам: устно – закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, счисление (арифметика); письменно – русский язык, чистописание, счисление. В 1900-м году в Спешневской школе сдавали экзамены: Алентьев Александр Егорович, 1888г.р., Пронин Владимир Анисимович, 1888г.р., Кулешов Иван Павлович, 1885г.р.; в 1901-м году – Лобковский Иван Сергеевич, 1889г.р., Смирнов Козьма Осодорович (Федорович), 1887г.р., Пургин Семен Сергеевич, 1887г.р., Козлов Петр Владимирович, 1888г.р.; в Образцовской школе: в 1894-м году дети из сельца Образцово сдавали экзамены в ЦПШ села Вознесенское: Григорий Спиридонович Димитричев, 1879г.р., Иван Тихонович Лукьянов, 1876г.р., сын временно-обязанного крестьянина Тихона Петровича Лукьянова. Иван Лукьянов на экзамене получил следующие оценки: по устным предметам: закон Божий – 4, церковнославянская грамота – 3, русский язык – 3, счисление – 3; по письменным предметам: русский язык – 4, чистописание – 4. В 1900-м году - Романов Алексей Тимофеевич, 1884г.р., Хряпин Евсей Герасимович, 1885г.р.; в 1901-м году – Димитричев Никита Кириллович, 1889г.р. Все они были детьми крестьян. В мае 1901-го года учащиеся Войновской одноклассной ЦПШ, заведующим которой был священник Николай Извольский, держали испытания комиссии при Малиновской церковноприходской школе: Федоров Павел Поликарпович, 1899г.р., сын новосильского мещанина, проживавшего в это время в с. Войново; Лебедев Григорий Николаевич, 1887г.р., сын крестьянина с-ца Шейново. Отец его, Николай Лебедев, раньше служил дворовым у помещицы Варвары Никандровны Гриневой. Сдавали также экзамены: Коншин Гавриил Алексеевич, 1889г.р., сын крестьянина с. Войново. Отец Гавриила, Алексей Федорович, рядовой запаса. Вместе с этими ребятами сдавали экзамены и учащиеся Малиновской одноклассной ЦПШ: Артемов Алексей Владимирович, 1887г.р., сын крестьянина с-ца Головкино; Артемов Карп Ефимович, 1888г.р., сын крестьянина с-ца Головкино; а также Ларин П., Рязанцев Л. Все эти мальчики успешно сдали испытания и получили свидетельства о льготе, установленные п.3 ст. 64 Устава о воинской повинности. В этой же школе сдавали экзамены и учащиеся Корсаковской школы грамоты: Жиганов Федор Иванович, Гапонов Архип Петрович, дети крестьян д. Корсаково; Богданова Анна Васильевна, дочь казенного крестьянина из д. Бибиково, которая получила свидетельство об успешном окончании курса одноклассной церковноприходской школы. Ее же одноклассники получили льготу по воинской повинности. В ЦПШ села Гладкое в 1894-м году были подвергнуты испытаниям следущие мальчики в присутствии представителя от Министерства народного просвещения учителя Алябьевской земской школы, который и проверял работы:
В 1901-м году системой народного образования были охвачены не все дети приходов 3-го благочиннического округа, куда входили населенные пункты Спешневского округа, что видно из таблицы:
В 1912-м году школу грамоты в сельце М.Теплое закрывают из-за недостатка средств. В журнале Епархиального Училищного Совета по итогам проверки в 1914-м году отмечается: «в Образцовской школе неважно обстоит дело с обучением латинскому языку», а Вознесенская школа – лучшая в волости». После Октябрьской революции церковноприходские школы были преобразованы в школы первой ступени. В связи с тем, что Советская власть поставила цель ликвидации неграмотности среди взрослого населения и привлечение в школу всех детей школьного возраста, здания, в которых находились церковноприходские школы и земские училища, не отвечали требованиям достижения этой цели. Требовались более просторные помещения, поэтому Советская власть приняла решение о передаче некоторых зданий из усадеб бывших помещиков под нужды народного образования, причем, просьбы о передаче таких помещений шла чаще всего от сельских общин. Так, Чернский уездный исполнительный комитет дал указание уездному земельному управлению рассмотреть вопрос об удовлетворении просьбы общества села Спешнево о предоставлении помещения под школу в усадьбе бывшего помещика Ворогушина. Дело в том, что школа в селе Спешнево располагалась в приспособленном помещении и имела неудовлетворительное состояние, поэтому жители села Спешнево и обратились в органы Советской власти с такой просьбой. Они оказались настойчивы: когда они обратились в первый раз с просьбой о продаже им помещения в усадьбе Ворогушина под школу, им было отказано. Чернское уездное земельное управление мотивировало свой отказ тем, что все постройки в усадьбе переданы агропункту. Жители села обратились повторно с такой же просьбой: «Ввиду не имения школы в нашем селении избрана тройка граждан: Некрасов Н.С., Бычков М.Е., Лабковский С.А. – члены школьного совета для оборудования таковой и обратиться с ходатайством в уездное земельное управление, а если потребуется – в губернское земельное управление, о покупке дома бывшего помещика Ворогушина, признавая необходимым народное образование. Надеемся на успех начатого дела». Видимо, жители второй раз обратились в губернские органы, а те довели эту просьбу в Чернский исполнительный комитет, который и заставил Чернское УЗУ продать дом Ворогушина под школу, которая и по сей день располагается на этом месте. Здания из усадеб бывших помещиков под школы были переданы: в селе Вознесенское (бывшее имение Гриневых), в деревне Юрово (бывшее имение Рогачева), в сельце Бибиково (Гриневых), в деревне Красное Корсаково, в деревне Большое Авдеево. Дом помещиков Гриневых в селе Вознесенское волостной отдел народного образования в своем письме от 18-го апреля 1923-го года просит передать под школу. Дом этот представлял собою следующее: 2-х этажное здание, низ кирпичный, верх деревянный с мезонином, крытый железом. В нижнем этаже пола нет, верхний этаж с полом и потолком. Во всем доме отсутствуют рамы, двери, печи. Размер дома: длина – 30, ширина – 15, высота – 7 аршин. Стоимость дома – 650 рублей (в золотых рублях довоенного времени). Хозяйственного значения этот дом не имел, постепенно разрушается и приходит в негодность. Вот такой дом и просит отдел народного образования под школу, чтобы хоть где-то учить детей грамоте. В деревне Образцово барский дом бывших помещиков Ладыженских, а затем Рынских, также был передан под школу в 20-х годах, когда оттуда съехали последние помещики деревни Образцово Рынские, и просуществовала она до декабря 1941-го года. Народное образование Спешневского округа в 1920-м году представляло собой следующее:
В 1925-м году в Спешневской школе обучалось 119 детей, которых учили двое учителей, одна из которых была Абрамова А.М., последнего священника села Спешнево. В селе Войново в это время школу посещало 109 учащихся (78 м.+31 д.), которых обучали двое учителей в приспособленном здании. Фамилия одного из учителей - Должиков Ф.А. Войновскую школу посещали дети и из других деревень: Вороновка, Шейново, Минино, Сухотинка, Авдеево. В д. Александровке была своя школа, учителем в которой работала Усачева А.В. В школе д. Пущино, где учителем работал Ляхов С.М., получали образование 40 детей из деревень: Пущино, Меркуловские Дворики, Войновские Выселки. Школу д. М.Теплое посещало 49 учащихся, где учителем был Сахаров В.Ф. В Вознесенской школе обучалось 74 ребенка, которых учил один учитель; в д. Глотово – 72 ученика (один учитель – Козьмин П.И.); в д. Образцово – 34 ученика (учительница – Алексеева Т.Ф.) Школа в д. Образцово до войны находилась в барском доме бывших помещиков деревни. Во время Великой Отечественной войны в декабре 1941-го года эта школа в барском доме была сожжена немцами при их отступлении под ударами Красной Армии. Тогда школу перевели в дом, который находился на месте, где сейчас расположен дом бывших хозяев его – Капитоновых. Учительницей в годы войны до 1947-го года в этой школе работала Нина Федоровна, которая, выйдя замуж за спещневского парня, стала жилть в Спешнево и ходила учительствовать в Образцово. А в Спешнево с 1943-го года учительницей работала Фаустова Полина Степановна, которая там и жила, снимая комнату. В 1947-м году ее вызвали в Корсаковский районный отдел народного образования и предложили перейти работать учителем в Образцово вместо Нины Федоровны. Но Полина Степановна категорически отказалась, так как ей не понравилась деревня Образцово с ее большим оврагом посредине деревни. По этому поводу ее вызывали и в райком партии, но она не меняла своего решения. Тем не менее, Корсаковский РОНО назначил ее учителем и заведующей Образцовской начальной школой в 1947-м году. И с тех пор, сначала живя на квартире у бабки «Крылихи», а потом выйдя замуж за Тришина Николая Николаевича, и по настоящее время Тришина Полина Степановна живет в этой деревне, даже полюбив ее. В послевоенное время, как ни трудно было восстанавливать колхозное хозяйство, но власть находила средства и силы для того, чтобы создать необходимые условия в то время для обучения детей. На заседании исполкома 24-го июня 1946-го года, где присутствовали в числе других: председатели колхозов: «Труженик» - Лабковский, «Знамя Труда» - Лапшин, «Трудовик» - Царев, «Парижская Коммуна» - Шавырин, «Красный Богатырь» - Платонов; заведующий Глотовской начальной школой – Шебанова, директор Спешневской семилетей школой – Мамошин. Вопросы, обсуждаемые на заседании, касались подготовки школ сельсовета к новому учебному году. Строительно-ремонтных работ надо было сделать очень много, особенно в Спешневской школе, поэтому на заседании решили подключить к этому делу колхозы. 30-го августа 1946-го года на сессии депутатов Спешневского сельского совета подводились итоги подготовки школ к началу занятий. Председатель сельсовета Селиванов Я.К. докладывал, что школы, в основном, к учебному году готовы, но сделать предстоит еще очень много. В Спешневской школе сложено три новые печи, еще две переложены, произведены штукатурно-малярные работы, перебраны полы на площади 120 квадратных метров, возведены две капитальные стены, отремонтирована мебель, сделано 65 новых скамеек, связано 5 рам. На 1-е сентября 1946-го года в школе числится 358 учашихся. Занятия будут проходить в две смены: 1-я – 5, 6 и 7-е классы, 2-я – 1, 2, 3 и 4-е. Всего в школе 11 классов-комплектов: начальных -6, в среднем звене – 5. Тетрадями школьники обеспечены, но учебников не хватает. Стандартных парт в школе нет, имеется 50 столов и 50 скамеек (по три человека за столом), но и этого недостаточно. Классные доски есть, в наличии одно ведро, бак для кипятка. Воды нет, нет таза для мытья полов. Отсутствует вешалка для одежды, уборная не отремонтирована. В Глотовской школе 80 учащихся. С 16-го июля заведующим школой назначен Ганин. В Образцовской и Вознесенской школах отсутствует мебель, мало заготовлено топлива, нет уборных. Часть учеников в 1945-46 учебном году бросила учебу из-за отсутствия одежды и обуви, поэтому для них и работающей молодежи в Спешневской школе с 1-го октября будет работать вечерняя школа. В деревне Образцово в 1951-м году построили специальное здание для школы на месте бывшей сожженной немцами школы в бывшей барской усадьбе. Это было деревянное здание с 2-мя классными комнатами и 2-мя небольшими помещениями, в одном из которых размещалась учительская, а в другом ученики школы на перемене пили чай. Строила школу ее заведующая, Тришина Полина Степановна. Хлопот было много, так как строительные материалы приходилось возить из Черни. Вместе с ней вторым учителем работала Хромова Анастасия Григорьевна, которая учительствовала в Образцово с 1946-го года, окончив в 1941-м году среднюю школу в городе Серпухов, а потом учительские курсы. Они одновременно вели по два класса: 1-3 и 2-4. Бессменные учителя с конца 40-х годов и до времени закрытия школы в 60-ти десятых годах. Отличительной чертой этих учителей была высокая самоотдача в работе, любовь к детям, стремление создать максимально удобные условия для обучения и воспитания своих учеников. Они делали все возможное, чтобы у учащихся были прочные и глубокие знания. Делом чести для Полины Степановны и Анастасии Григорьевны было не допустить второгодничества, что они и делали. Хромова А.Г. очень долго вспоминала и сожалела, будучи уже на пенсии, о том, что она одного ученика вынуждена была оставить на повторный год, хотя приложила максимум усилий для того, чтобы этого не произошло. Ученики Образцовской начальной школы после ее окончания шли учиться в Спешневскую среднюю школу, где качество работы учителей школы д.Образцово высоко оценивалось. Но Тришина П.С. и Хромова А.Г. не только давали знания, но и воспитывали у своих учеников трудолюбие, учили правильно вести себя в обществе, на нравственных ценностях тогда еще несколько патриархальной деревни воспитывали высокие моральные и духовные качества. Они вместе со своими учениками ходили на экскурсии по родному краю, совершали поездки в г. Орел на цирковые представления, помогали сельским труженикам в обработке кукурузы на колхозных полях, окапывали яблони в колхозном саду (бывшем «барском»). Выращивали огородные культуры на своем школьном участке, кроликов в школьном сарае. Выступали перед родителями с постановками детских сказок. Незаметно, исподволь учителя прививали своим ученикам любовь к родному краю, его природе, уважение к людям этого края. Когда не стало возможности работать обоим учителям в школе из-за малого контингента учащихся, Анастасия Григорьевна в середине 60-х годов стала преподавать в начальной школе деревни М.Теплое. По прошествии уже многих лет Полину Степановну и Анастасию Григорьевну их бывшие ученики вспоминают только с великой благодарностью. После закрытия школы в деревне Образцово в бывшем здании школы проживали люди, не имевшие своего жилья, а в начале 21-го века оно было разобрано местными жителями. Таким образом, в деревне Образцово начальная школа находилась последовательно в пяти зданиях: в наемном крестьянском доме в конце 19-го – начале 20-го веков; с 1907-го года – в специально построенном доме для школы на средства крестьян; с середины 20-х годов – в доме бывших помещиков; с января 1942-го года – в доме, где сейчас находится дом бывших хозяев Капитоновых; с 1951-го года – в специально построенном здании для школы в бывшей помещичьей усадьбе.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |