Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Произвол —творец учения о невольных возвратах




ЖИЗНИ.

Мир как представление без власти и как неволя к смерти будет предположением о постоянном, неволь­ном возвращении к жизни, подчиненной смерти.

Наконец, мир не как отвлеченное представление, а как познанная действительность, с властью разумно руководить им, будет уже не предположением, а проек­том возвращения, единого, волевого и сознатель­ного.

У Ницше «возвраты» остаются явлением, фактом трансцендентным, а не актом (действием) имманент­ным. Но почему это так — им не осознано, вероятно, вследствие того, что, когда он говорит о воле, стремя­щейся к власти, он забывает о теории бесконечных возвратов (песогласимой с волею), а когда говорит о неизбежности последних, забывает о власти воли. И вот почему возникает у него антиномия «Entre l'éternel Devenir et l'éternel Revenir»,—по красивому парафразу Фуллье 24.

Воля к жизни, говорит Заратуштра, не существует, ибо несуществующее не может желать, а живущее не может не желать жизни. Шопенгауэр ответил бы на это без колебаний: живущее желает продолжения жиз­ни, желает также и возвращения ее под всеми форма­ми и желает возрастания сознания жизни. Но, возра­жает Ницше, истинный принцип есть не воля к жизни, а воля к власти, к господству. Но на это, говорит Фул­лье, мы в свою очередь возражаем: «Власть есть только одно из составных сложной совокупности жизни» (Un simple extrait de la vie) 25. — «Сама жизнь вверила мне тайну,— говорит Заратуштра. — Я есть то, что должно всегда превосходить самого себя». — «Поэтично ска­зано, но пустословно! — отвечает французский фило­соф. — Как может жизнь превосходить самое себя? Живя более, живя лучше! (en vivant plus, en vivant mieux!)» Но это уже не возврат, только повторяющий несовершенное прошедшее, это уже не простое «revenir» 26; это уже не одно повторение, а улучшение, количественное («жить больше!») и качественное («жить лучше!»), это уже «devenir»27, сознательное, волевое, целесообразное и трудовое. Это не бесчислен­ные, роковые, от нас не зависящие возвраты, а единый возврат, нашею волею и знанием создаваемый через силы природы, нами управляемой.

Но «эпигонам» философии, ницшеанцам, верным девизу «знай только себя!» или, самое большее, «знай только живущих!», даже и не приходит в бездушные головы мысль, что мощь (Macht) людей может быть употреблена на возвращение жизни нашим умершим отцам. Ницше признавал наше время подобным алек­сандрийской эпохе, то есть поре, предшествующей явлению христианства: он был прав и последователен, когда говорил о «чрезмерности истории», чрезмерности музеев и кладбищ, то есть о воплощениях истории пассивной, страдательной, вмещающей в себя умира­ние рода человеческого. Но он совсем не видел истории активной. Он знал историю лишь таковою, какова она есть, как факт, а не такою, какою она должна стать, как проект долженствующего быть. И музей он знал, лишь каков он есть, а не тем, чем он должен быть, как учреждение, хранящее память об умерших и воз­ращающее силы и средства для их возвращения. На­конец, и кладбище он знал лишь в его настоящем виде, как место разложения и забвения, а не в долженст-» вующем, не как место воссоздания, воссоединения жи­вущих с умершими, не как место воскрешения.

Не задумываясь над долгом единого и окончатель­ного возврата, философ-пессимист утешал, вернее, опьянял себя надеждами на временные смены одной преходящей формы или одпого временного типа жизни другими. «Когда,— говорит он,— слишком возрастает могущество Диониса (он же и Антихрист. Предисло­вие ко 2-му изданию «О происхождении трагедии», стр. 20 рус. перевода), что мы и переживаем в настоя­щее время, тогда непременно должен спуститься к нам на землю скрытый в облаках Аполлон; и конечно, сле­дующее за нами поколение увидит проявление красоты Аполлона в самых роскошных формах и испытает на себе ее действие». Исполнится ли пророчество лже­иророка, прореченное еще в 1871 году? Верить, что время человека сократического (последователя Со­крата), отдающегося знанию без дела, прошло, можно; ко верить в возрождение трагедии в духе Диониса и сопровождать торжественную процессию «божествен­ного Хмеля» — Диониса, идущую из Индии в Грецию (Европу), невозможно. Александрийская эпоха, хотя и сходная с нашей, окончилась, однако, не восста­новлением культа Диониса и Аполлона, а явлением христианства. Не одно изображение, не подобие лишь может удовлетворить человека: искусства, как и науки, не более как средства, способные при извест­ном отношении к ним, содействовать спасению; за спасением нужно обратиться к самой жизни. Если преступление, страдание и смерть происходят от духа опьянения и похоти, под влиянием коих только види­мость, только кажущееся доставляют наслаждение, надо желать отрезвления человечества от гибельного Хмеля (Вакха, Диониса), падо вести людей к от­резвлению, а не к упоению, хотя бы и художествен­ными, хотя бы и прекрасными по внешности мечтами.

Есть два рода невольных, бессознательных возвра­тов. В одном не допускается никаких изменений, в другом, к которому следует отнести и ницшеанский (современный Ницше), допускаются и даже требуются изменения для создания экземпляров человеческой породы, «исправленных и улучшенных». К несчастью, и в них не оказывается ничего, кроме личного произ­вола; и в них все выдуманное «истинными филосо­фами», коих познание есть творчество, коих творчество есть законодательство, коих стремление к истине есть стремление к господству. Философы — законодатели и повелители; в лице их Ницше возводит произвол из злоупотреблений в принцип, в правомочие, и ста-· вит произвол индивидуума на место эволюции. Рацио-· налистическая формула объяснения генезиса вещей и явлений «nascuntur», выставленная в противополож­ность сверхъестественному творчеству, здесь снова заменяется формулою «fiunt» 28. Но это не коллектив-, ный генезис, а субъективный, индивидуалистический: так, религии не сами зарождаются, а создаются, од-«нако не жрецами (как болтали вольнодумцы времен английских деистов и Вольтера), а одиноким гением; и язык не рождается, а создается, но не народ создает его, а исключительный гений изобретает и предписьь

вает его...

Великая заслуга Ницше состоит в том, что он зовет к переходу за пределы добра и зла. Ошибка жо его заключается в том, что вместо древа жизни он насаждал за этими пределами древо смерти. Он чув­ствовал необходимость для человека чего-то высшего и эту потребность думал воплотить в своем «сверхче­ловеке», который оказался, однако, лишь ничем не оправданным самопревознесением человека над себе подобными, и притом гораздо более ему подобными, нежели ему кажется; как Фауст, подмечая свои не­большие несходства со всеми смертными, Ницше при­нимает это ничтожное несходство за большое превос-< ходство. А между тем высшее в человеке должно быть выше не существ, ему подобных, а выше слепой, не­разумной, смертоносной силы природы. Ницше же, влюбленный в свободу, опьяненный манией власти, относится к этой силе с истинно рабской апатией, с чисто рабским бессилием. Растрачивая свои силы на младенчески-тщеславное превознесение себя (сверх­человека) над теми, кого он сам же называет пигмея­ми, он просматривает и оставляет без внимания общего врага-титана — смертоносную силу природы. Призывая к оурьбе с себе подобными, он не зовет к борьбе с источником всеобщих бед, всеобщего зла; бессильно, малодушно мирится со смертью, с утратами; а если и говорит о возвратах жизни, то совершенно в лож­ном смысле, то есть опять в смысле пассивном.

Но если «мир есть воля, стремящаяся к власти» (как понимает ее Ницше), то в мире, в котором будет господствовать разумная власть, в котором все будет, познано и управляемо, возможен лишь один, притом сознательный, активный возврат. ^Тогда нынешнее наше предположение о бесчисленных возвратах, быв­ших и впредь имеющих быть, станет не мыслью лишь отвлеченною и недоказанного, а действием, нами созна­ваемым и ощущаемым. Бесконечные же возвраты, сами собою совершающиеся, помимо властвующей че­ловеческой воли, вновь стали бы возможными тогда только, когда эта власть сознательная будет снова утрачена; только тогда слепая сила («сильная воля» — по Ницше) снова будет порождать, чтобы вновь умерщвлять...

Христианское учение о рае и аде, о святых и греш­никах, высказанное в смысле угрозы и условно, он заменил делением на сверхчеловеков и на сволочь, пародиею на рай и ад. И вот эта-то карикатура должпа будто бы сделать жизнь достойною, божественною! Такова апофеоза жизни и человека!..

Ницше показалось трусостью не принять отврати­тельное учение о возвратах, и он принял его; но под кажущимся улучшением таилось лишь еще большее ухудшение: предположение о пассивных возвратах за­ставило прибегнуть к новой гипотезе — о сверхчело­веке.

Вопрос о «сверхчеловеке», если «человека» при­знать за окончательную форму, будет вопросом о вы­дающихся гениальных исключениях и о создании и воспитании подобных личностей из среды человече­ской породы, остающейся неизменною. Произведя от­бор, одних следует предназначить к улучшению, а дру­гих предоставить своей судьбе.

Но Ницше, как ученый филистер, совершенно не­способен понимать значение и ценность действия: вместо того, чтобы сосредоточить его в сознательных и волевых существах, он предоставляет его безвольной и слепой силе. Сверхчеловек при таких условиях есть не более как счастливая случайность, результат от­дельных удачных случаев из самых различных мест-­ностей и среди самых различных культур. Во всем процессе формирования сверхчеловека имеются в виду не семьи, не народы, не большинство и не все люди, а лишь немногие единицы, исключительные лично­сти — гении. И только этим привилегированным, еди­ничным личностям дарует ученый филистер привиле­гию действия: «Истинные философы — повелители и законодатели; они вещают: «Так должно быть!» (т. е. так, как им кажется); они определяют стремления и цели людей; они творческою рукою касаются буду­щего; их познание есть творчество; их творчество есть законодательство»; все же, вместе взятое (добавим мы), есть не что иное, как стремление к господству, та «воля к власти», которая столь любезна Ницше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.