Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Замечания о выполнении Введения дипломной работы




Введение – первый смысловой компонент дипломной работы, имеющий целью представить общие сведения о работе в целом, ее структуре и содержании. Оно предопределяет основное изложение содержания работы, поэтому должно быть кратким (объемом до трех-четырех страниц). Имеет собственную структуру и включает следующие разделы:

1. Актуальность проблемы.

2. Цель исследования.

3. Объект, предмет и гипотеза.

4. Задачи исследования.

5. Теоретико-методологическая основа.

6. Краткая характеристика выборки исследования.

7. Методы, методики и психотехники исследования.

8. Научно-практическая значимость работы.

9. Апробация работы (надо указать выступления на семинарах по теме иссле­дования, на кафедре или в учреждениях, на научных или практических конфе­ренциях, публикации тезисов или статей и т.п.).

10. Структура и объем работы (указывается общее число страниц работы, количество таблиц, рисунков, объем списка литературы, число приложений).

Каждая новая часть Введения пишется с красной строки, ключевые слова должны быть подчеркнуты или выделены шрифтом.

Введение оформляется на заключительном этапе подготовки дипломной работы, поскольку многие его разделы носят констатирующий характер, т.е. описывают уже законченное исследование. В связи с этим, раздел Введение не может содержать фраз типа: «мы планируем», «мы будем», «мы намерены» и т.д., так как он дает краткое представление о содержании уже выполненной дипломной работы, которое реализуется посредством поэтапного описания основных ее параметров, что и является основной задачей Введения.

Обращаем внимание, что порядок изложения разделов Введения является неизменным и диктуется внутренней логикой всей работы, а потому его изменение является признаком недостаточной методологической подготовки студента, а в некоторых случаях студента могут не допустить к защите дипломной работы.

Первый раздел Введения – Актуальность, и второй – Цель являются важнейшими, безусловно, одними из базовых компонентов Введения и в целом дипломной работы. В Актуальности необходимо отразить постановку исследовательской проблемы, продемонстрировать доказательство того, что исследование имеет смысл не только для того, кто его проводил, но также для науки и практики общества.

Обращаем внимание на то, что в данном разделе необходимо именно доказать актуальность, а не просто заявить о ней. Что значит «доказать»? Система любых доказательств выстраивается исходя из структуры логических умозаключений (в рамках формальной логики), которая со времен Аристотеля выглядит следующим образом: Тезис → Аргументы → Вывод. При этом тезис – это высказывание, требующее обоснования путем выдвижения аргументов. Если аргументация достаточна, то следует вывод о правомерности тезиса. В дипломной работе тезисом служит заявление о высокой научной и (или) практической значимости проведенного исследования. Например:

1) Исследование межличностных конфликтов является крайне актуальным как с научной, так и с практической точек зрения.

2) Проблема диагностики функциональных состояний авиадиспетчеров представляет значительный интерес с прикладной точки зрения.

3) Проблема копинг-стратегий является относительно новой для психологии и потому недостаточно изученной.

4) Обучаемость детей младшего школьного возраста традиционно исследуется в педагогической психологии, но несмотря на это продолжает оставаться актуальной как с научной, так и с прикладной точек зрения.

5) Феномен «ученичество» в совместной научной деятельности представляет огромный научный интерес для психологии в контексте изучения ее истории.

Добавим к сказанному, что раздел Актуальность следует начинать с объекта, а не с предмета исследования. Это связано с общей логикой метода анализа, смысл которого предполагает переход от общего к частному.

Аргументами, подтверждающими, тезис об актуальности исследования могут являться:

- утверждения о том, что данная проблема изучалась многими авторами (соответственно, требуется назвать этих авторов), но при этом остались недостаточно исследованными какие-то отдельные моменты (структура, динамика и этапы процесса, предпосылки возникновения, следствия и взаимосвязанные явления и т.п.);

- утверждения об имеющихся противоречиях в понимании сущности объекта исследования (например, если разные авторы принципиально иначе подходят к пониманию данного явления);

- утверждения об отсутствии прикладных исследований в данной области или их явной недостаточности;

- утверждения об отсутствии исследований данной проблематики вообще;

- утверждения о высокой социальной и общественной значимости проблемы на фоне отсутствия методов ее разрешения или недостаточной их эффективности (если предметом являются методы и методики).

Указанные аргументы должны быть представлены в развернутом виде, т.е. включать фамилии авторов, занимавшихся данной проблемой, краткое описание методологических противоречий в подходах, описание того, в чем именно заключается недостаточность уже существующих разработок и т.д.

Логическим продолжением аргументации, является вывод, который формулируется в виде цели исследования. Цель формулируется в форме стандартных высказываний типа:

1) Подводя итог вышесказанному, целью исследования является …;

2) Таким образом, целью исследования является проверка взаимосвязей …;

3) Исходя из актуальности, цель работы – выявит особенности …;

4) Ввиду высокой актуальности и значимости, а также учитывая наличие социального заказа, цель дипломного исследования – … (подобная формулировка применима в тех случаях, когда имеется социальный заказ на проведение исследования).

Являясь смысловым отражением единой мысли, разделы Актуальность и Цель позволяют ответить на вопросы: почему и для чего проводилось данное исследование? Причем по цели уже можно судить о типе исследования: экспериментальное (выявить зависимость…), корреляционное (обнаружить связи…), диагностическое (выявить особенности…) и др.

Объект и Предмет исследования. Два этих раздела выступают в паре и отражают сущностное содержание всей дипломной работы. Объект и предмет должны быть согласованы между собой и с целью, описаны с достаточной конкретностью и отражать особенности исследования, отвечать на вопрос: что именно исследовалось в рамках дипломной работы.

Как уже отмечалось (см. п. 1.4. настоящего пособия) в рамках дипломного исследования по психологии объектом может являться:

а) психическое явление или процесс;

б) личностная или иная особенность, свойство, либо характеристика субъекта;

в) социально-психологическое явление или феномен;

г) психологический критерий или функция;

д) область деятельности или ее характеристика (если рассматривается как социально-психологический феномен);

е) какая-либо форма активности или поведенческая особенность;

ж) метод (крайне редко рассматривается в рамках дипломных исследований ввиду значительных методологических трудностей).

При этом объектом исследования в психологии не могут быть:

- люди или группы людей (рассматриваются в социологии, педагогике и антропологии);

- психика в целом (слишком широкое понятие);

- заболевания (изучаются в медицине).

Ввиду вышесказанного, предметом дипломного исследования, например, может становиться:

- структура объекта;

- факторы, оказывающие влияние на объект (или предпосылки его возникновения);

- этапы (стадии) формирования или развития объекта;

- сама динамика объекта или методы его изменения (профилактики, коррекции, формирования, развития) объекта;

- методы измерения или анализа объекта;

- связь с другими явлениями психики (прямая, обратная, случайная).

Отметим, что практически во всех случаях предмет дипломной работы отражается в ее теме, иными словами, повторяется в теме. Исключение из этого правила возможны, но они настолько редки, что ими можно пренебречь.

Гипотеза – это предположение, сформулированное в утвердительной форме. В дипломной работе гипотеза отражает цель исследования на уровне предположения, нуждающегося в проверке эмпирическим путем. Гипотеза отражает конкретизированный результат исследования и то, каким образом (посредством какого метода: экспериментального, корреляционного или факторного) предполагается его получить.

При этом гипотеза исследования должна содержать косвенное указание на эмпирический метод, посредством которого она проверялась. Приемом такого указания служат вербальные маркеры. Так, использование слов «влияние», «зависимость», «предпосылки» и т.п. указывает на применение экспериментального метода. Применение слов: «взаимосвязь», «корреляция», «взаимозависимость» и т.д. отражает использование в исследовании корреляционного метода. Если в гипотезе присутствуют слова «структура», «компоненты», «элементы» и т.д., то исследование проводилось с применением метода факторного анализа. Если в гипотезе присутствуют различные вербальные маркеры, то речь идет о метаанализе.

В рамках дипломной работы допускается формулирование нескольких гипотез, одна из которых является общей, а остальные – частными. В то же время не следует злоупотреблять этой возможностью и включать в работу более чем две-три частных гипотезы. Кроме того необходимо объективно оценить необходимость включения частных гипотез, поскольку в эмпирической части дипломной работы потребуется привлечение дополнительного внимания к их доказательству.

Таким образом, гипотеза исследования дает возможность получить ответ на вопросы о том, какой результат был получен и при помощи какого именно метода научного познания.

Любое научное исследование выполняется поэтапно, а потому требует формулирования частных задач, отражающих содержание каждого этапа. Условно общая структура исследования в рамках дипломной работы предполагает наличие следующих этапов:

1) Теоретический анализ проблемы;

2) Эмпирическое исследование, направленное на проверку основной гипотезы;

3) Качественный анализ полученных результатов.

Задачи исследования должны быть сформулированы таким образом, чтобы имелась возможность проверить, решены они или нет.

Например, некорректно сформулированная первая задача:

- Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучаемости младших школьников.

Корректно сформулированная задача:

- Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучаемости младших школьников для определения сущностного содержания данного явления, его структуры и факторов, оказывающих на нее влияние.

В первом примере совершенно непонятен смысл задачи, такая задача скорее напоминает декларацию о намерениях, нежели что-то еще, т.к. неясно, для чего осуществлять теоретический анализ. В то же время во втором примере – задача вполне конкретизирована и мы можем проверить, насколько она выполнена, по выводам теоретической главы.

Вторая и последующие задачи должны отражать эмпирическую часть исследования.

Например, некорректно сформулированная задача:

- Провести эмпирическое исследование обучаемости младших школьников.

Корректно сформулированная задача:

- Разработать комплекс психодиагностических методик и осуществить эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения на обучаемость младших школьников для выявления специфики такого влияния.

Как и для первой задачи, решение второй и последующих задач должно легко обнаруживаться в дипломном описании. Например, через выводы эмпирической главы, сделанные рекомендации или заключительный анализ.

Таким образом, общее содержание задач исследования раскрывает то, что было выполнено в данной и работе, в какой последовательности это было сделано, т.е. позволяет нам оценить логичность и структуру дипломной работы.

Раздел Методологическое и теоретическое основание исследования является обязательным для дипломной работы и отражает методологические позиции автора. Под методологической позицией подразумевается совокупность принципов, лежащих в основе исследования. При этом сами принципы могут и вовсе не упоминаться в тексте дипломной работы, но их существование должно прослеживаться в каждой ее части.

Теоретическим основанием могут служить фундаментальные работы в избранной области исследования, ставшие основой для научных школ или подходов к изучаемой проблематике. Как правило, речь идет не просто о частных теориях, а о целостных концепциях. В качестве примеров таких концепций можно назвать:

- бихевиористский подход Скиннера;

- деятельностный подход С.Л. Рубинштейна;

- культурно историческую концепцию Л.С. Выготского;

- системный подход Б.Ф. Ломова;

- теорию установок Д.Н. Узнадзе;

- психоаналитический подход З. Фрейда

и многие другие.

Таким образом, этот раздел позволяет понять методологические позиции, с которых автор дипломной работы рассматривает исследуемую проблему.

В разделе Выборка исследовании дается краткаяхарактеристика испытуемых, организаций, на базе которых исследование проводилось, а также временного периода, в течение которого осуществлялась работа. Описание выборки испытуемых должно включать описание только тех параметров, которые непосредственно упоминаются в гипотезе исследования. При этом недопустимо говорить, например, о гендерном составе выборки испытуемых, если в теме дипломной работы и в ее предмете гендерные различия никаким образом не упоминаются.

Кроме указания на общее количество испытуемых, следует давать и дополнительную информацию:

- указание на возраст испытуемых (если в работе исследуются какие-либо возрастные группы или их особенности);

- указание на стаж работы (если проблематика исследования предполагает наличие каких-либо изменений у испытуемых в связи со стажем работы);

- указание на половую принадлежность испытуемых и их количество (если в дипломной работе исследуется гендерные различия и в гипотезе имеется указание на специфику этих различий);

- указание на имеющиеся заболевания (если гипотеза предполагает наличие связи между заболеваниями и особенностями психики);

- указание на количество и состав парных групп (если исследуется межличностные отношения, например: «мать – ребенок»; «муж – жена» и т.д.);

- указание на количество групп испытуемых (если исследуются социально-психологические явления, например: «влияние стиля руководства на психологически климат», т.е. проводится исследование, с привлечением нескольких групп, в каждой из которых руководитель придерживается своего стиля руководства) и т.д.

 

База исследования указывается, чаще когда речь идет об организации, в которой проводилась эмпирическая часть исследования и в ней имеется психологическая служба, то указывается ее полное наименование и город. Например:

- Исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ № 3 г. Слюдянка;

- Исследование проводилось на базе факультета психологии ИГУ;

- Эмпирическая проверка гипотезы осуществлялась на базе детского дома «Солнышко» г. Железногорска.

Если исследование проводилось там, где нет собственной психологической службы (соответственно, нет и приспособленных для такого рода исследований условий), необходимо давать краткое описание условий, в которых проводилась работа. Например:

- работа проводилась с клиентами индивидуально, на дому;

- исследование проводилось в рекреационных помещениях дома отдыха «Соловей», специально переоборудованных и оснащенных всем необходимым;

- исследование осуществлялось в комнате отдыха персонала завода ЖБИ.

Вслед за указанием места проведения исследования, необходимо указать и период, когда это исследование проводилось. Для этого обычно используется фраза, типа: исследование проводилось на базе …, в 2010 -2012 годах. Отметим, что период исследования включает не только непосредственную работу с клиентами (испытуемыми), но и весь период работы над дипломной работой. Если же проблематика дипломной работы продолжает проблематику курсового исследования, то необходимо включать и этот период. Аналогичным образом следует поступать и с описанием объема выборки, т.е. включать и тех испытуемых, которые принимали участие в исследовании в прошлые годы, естественно, если речь идет об исследовании в русле одной проблематики и данные, полученные в прошлые годы, были использованы студентом при написании дипломной работы. Таким образом, раздел в целом позволяет получить представление о том, насколько репрезентативна выборка и достаточен ли ее объем для того, чтобы говорить о внешней валидности полученных результатов.

В разделе Методы и методики исследования дается краткое описание использованных в дипломной работе количественных и качественных методах и методиках. Описание использованных методик должно быть крайне конкретизированным, с указанием полных наименований и всех авторов методик (модификаций методик). Если методика была разработана в ходе работы над дипломным исследованием, то это отмечается такой фразой, как, например: разработанная нами анкета «Социальный портрет педагога».

Отметим, что все указанные методики должны иметь непосредственное отношение к гипотезе исследования и соответствовать поставленным целям и задачам. Недопустимо, например, использовать методику, направленную на исследование эмпатии, если об этом не заявлено в теме, гипотезе и задачах.

В целом, данный раздел дает возможность получить представление о том, какими методами пользовался студент в процессе написания дипломной работы, соответствуют ли эти методики критериям валидности, могут ли они использоваться для исследования заявленной проблематики и соответствует ли их использование требованиям, предъявляемым Государственным Образовательным Стандартам Высшего Профессионального Образования (ГОС ВПО).

В отчете о научном исследовании предусматривается пункт о Научной новизне и практической значимости выполненной работы, однако для дипломной работы пункт о теоретической новизне, как правило, опускается, и отмечают только практическую значимость.

К результатам, имеющим теоретическую значимость, относят:

- Введение новых понятий и/или придание существующим понятиям нового смыслового содержания, отличающегося на уровне методологии от уже существующих. Например, понятие «одиночество» рассматривается в психологии как эмоция, как состояние и как переживание.
При этом рассмотрение одиночества как социально-психологического явления будет принципиально новым подходом к данной проблеме и, соответственно, об этом стоит упомянуть в данном разделе.

- Обнаружение новых явлений, закономерностей или тенденций, о которых ранее не было известно науке. Например, если в ходе исследования возрастного кризиса семи лет удается обнаружить новую специфическую поведенческую особенность, встречающуюся практически у всех детей, но о которой не упоминается в литературных источниках, то этот факт также может быть упомянут в данном разделе.

- Выявление неточностей в существующих теориях и концепциях. Например, если удалось обнаружить, что закон «Йеркса-Додсона» не применим в какой-либо ситуации, то об этом конечно необходимо сказать в данном разделе.

- Изобретение или разработка новых методов и подходов к исследованию какого-либо явления. Хотя такая ситуация и маловероятна (в силу того, что для разработки метода или принципа требуются годы и десятилетия), но исключить этого полностью нельзя и, если студент все же сумеет разработать или хотя бы предложить новый поход, об этом обязательно необходимо дать информацию в этом разделе.

К результатам, имеющим практическую значимость, например, относят:

- Разработка, адаптация, реадаптация, стандартизация и рестандартизация каких-либо методик (диагностических и коррекционных);

- внедрение в практику учреждений и организаций новых методов, методик, приемов и психотехник;

- обучение других специалистов-психологов новым методам и методикам, а также расширение возможностей применения уже известных методик;

- разработка системы комплексных мероприятий и программ, направленных на профилактику или коррекцию каких-либо нарушений, отклонений или девиаций и т. п.

Отметим, что в тех случаях, когда результаты исследования были опубликованы в форме статей, тезисов докладов научных или практических конференций, докладывались на семинарах по теме иссле­дования, на кафедре или в учреждениях, использовались в процессе преподавания каких-либо дисциплин или написания учебных пособий – все это приравнивается к внедрению в практику и также должно быть обозначено в данном разделе или вынесено в отдельный раздел Апробация работы.

Таким образом, данные разделы позволяют оценить значимость дипломной работы для науки и практики, ее пользу и смысл. Если работа не имеет никакой значимости, то говорить об ее актуальности также не приходится, а потому отчасти, цель исследования считается в этом случае не достигнутой, соответственно, за такую работу вполне может быть снижена оценка на защите.

Заключительный раздел введения Структура и объем работы дает общие сведения о структуре дипломной работы, ее объеме и основных параметрах:

- основные разделы (введение; количество глав, включая количество параграфов и наличие выводов по главам; заключение; список использованной литературы; приложения);

- количество рисунков и таблиц;

- количество источников в списке литературы (для дипломной работы общее количество источников не менее 30);

- количество приложений (если имеются запросы на исследование, патенты, акты о внедрении и т.п., то их копии включаются в приложения и все они указываются отдельно, с поименным обозначением);

- общий объем дипломной работы (количество страниц машинописного текста без приложений) для бакалавра –30-40 стр., магистра –50-60 стр.

На этом вводный раздел заканчивается. Как видно, он во многом повторяет программу исследования в его основных нормативах но, как было уже замечено, отражает не перспективу выполнения исследования, а отчет о проведенной работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.