Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармония и единство вещей в мире свидетельствует о единичности Бога




Исключительной взаимосвязью и гармоничностью отличаются отношения между компонентами мира. Это лишний раз свидетельствует о единичности Творца. Если хотя бы на мгновение исчезнут эти взаимосвязь и гармония, то мир постигнет гибель. К примеру, объем тепла, получаемого землей от солнца, соответствует потребностям живых существ в тепле. Скорость вращения земли вокруг солнца и расстояние между ними обеспечивает человеку жизнь на земле. Расстояние от земли до солнца определяет степень тепла, соответствующего потребностям людей. Если же скорость вращения земли была медленнее, дни и ночи стали бы длиннее, а интенсивность солнечного тепла достигла бы уровня, когда вся растительность на земле выгорела бы, в то время как долгие холодные ночи зимой способствовали бы обморожению новых ростков и побегов растений в почве. В свете сказанного мир отражает единство и гармонию между его составляющими. Каждый элемент этого организма выполняет свою конкретную функцию, все другие части и элементы как бы дополняют друг друга.

Единый источник происхождения мира. Тот факт, что Создатель сотворил единство вещей во всем многообразии их в мире, является сам по себе убедительным подтверждением Его единичности, универсальности, силы и мудрости. В Коране сказано: "Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они. Хвала Аллаху, владыке трона, превыше Он того, что они Ему приписывают!" (21:22). Однако земля и небеса сохраняют свою устойчивость и свое расположение и это также указывает на то, что Бог един и нет божества кроме Бога. Однажды кто-то спросил у имама Джафара ас-Садика, да будет над ним мир! - о доказательствах того, что Бог единичен. Имам ответил: "Доказательством Его единичности служат взаимосвязь и неразрывность всего мироздания, порядок вещей в природе". Коран же подтверждает это следующими словами: "Если бы были на небе и на земле боги, кроме Аллаха, то погибли бы они."[[7]]

Безграничность знания Бога

Свидетельством безграничной власти Бога наилучшим образом может служить сотворенная Им вселенная со всеми ее многообразными формами, которые невозможно полностью ни описать, ни представлять. Несмотря на ограниченный характер знаний человека о мироздании, то что удалось ему усвоить путем размышления, достаточно для подтверждения Его могущества. Именно несравненная власть и могущество Бога обязывает человека смиренно преклоняться перед величием Творца. Диапазон Его творений не знает границ:

крошечные создания и гигантские твари, живущие как на поверхности земли, так и в глубинах океана; нежные певчие птицы с разнообразными крыльями; звезды, сияющие в небе; восход и заход солнца; рассвет и лунное сияние; планеты, галактики и туманности, содержащие в сердце своем миллионы звезд. В Благородном Коране сказано: "Были они мощнее их силой, но Аллаха ничто не может ослабить ни на небесах, ни на земле. Он-знающий, мощный!" (35:44).

Всеобъемлющая система мироздания

Большое и малое, сложное и простое-таковы свойства ограниченных существ; в бесконечной области Божественной сущности и атрибутов не существует проблемы великого и ничтожного, огромного и незначительного. Бессилие и неспособность вызываются ограниченностью энергии, которой обладает возникающая сила, наличием препятствий на ее пути либо отсутствием средств и способов; они непостижимы в том, что касается бесконечной силы. В Благословенном Коране говорится: "Были они мощнее их силой, но Аллаха ничто не может ослабить ни на небесах, ни на земле. Он-знающий, мощный!" (35:44).

Хотя Бог и в состоянии сотворить все, что угодно, Он до сих пор продолжает создавать вещи в соответствии с точной и конкретной схемой, в которой одна цепь явлений строго увязывается с другой. Нужно отметить, что сами явления безусловно и безоговорочно подчинены Его повелениям: ни в коей мере не противореча Его установкам. Коран утверждает: "И солнце, и луну, и звезды, подчиненные Его власти. О да! Ему принадлежит и создание и власть. Благословен Аллах, Господь миров!" (7:54). Каждое существо играет определенную роль в мироздании. Но в исполнении этой роли оно подчинено воле своего Творца, оно не может позволить себе непокорения Его указаниям. Говоря другими словами, существа в исполнении своей роли не обладают самостоятельностью; их действия - это действия той Абсолютной Истины, которая их творила; Если Всевышнему будет угодно пресекать то или иное действие существа, то Она сможет сделать это. Эта мысль подтверждается в Коране следующими словами:

"Мы сказали: "О огонь, будь прохладой и миром для Ибрахима!" И пожелали они против него хитрости, а Мы сделали их потерпевшими великий убыток" (21:69,70).

Различие между могуществом Бога и способностью человека

Когда человек решает что-то построить, например, здание, он собирает необходимое оборудование и инструменты, непосредственно друг к другу отношение не имеющие, затем объединяет их между собой путем создания определенных искусственных связей в целях достижения преследуемого конечного результата. Для создания этих искусственных связей, он использует разные способы, разные объекты, имеющиеся в его распоряжении. Его работа и деятельность в этом направлении-это не творческая работа в прямом смысле этого слова, а всего лишь форма движения в пределах существующих объектов. Божественное творение образует совершенно иную категорию в результате искусственных связей между несвязанными объектами. Бог производит вещи со всеми их свойствами, энергией и особенностями.

Распространяется ли Его могущество на "невозможные вещи?"

Когда мы утверждаем, что Бог всемогущ, мы должны помнить, что Его власть распространяется лишь на те вещи, которые возможны. Вещи, рационально невозможные, находятся вне сферы Его могущества, и было бы неверно и бессмысленно употреблять слово "власть" и "могущество" в отношении вещей, представляющихся невозможными, немыслимыми. Хотя власть Бога безгранична, нельзя не учитывать восприимчивую способность вещей, их свойство служить точкой манифестации божественной власти. Представим себе, что некий человек с безграничной щедростью раздает людям молока. К нему подошел человек с емкостью в один литр. Щедрый человек наполнил его емкость и естественно, тот заимел один литр молока. Так, можем ли упрекнуть человека в скупости, когда емкость не может содержать больше одного литра. Естественно нет, неспособность связана с вместительностью емкости, а не скупостью дающего.

Безграничность знания Бога

Бог Всевышний знает обо всем; нет ни одного уголка бытия, которого не коснулись бы благотворные лучи Его знания. Для нас мир делится на две части: очевидный мир явлений и недоступный человеческому познанию мир сокрытого. Вещи являются "сокрытыми" от нас в том смысле, что некие истины, бесконечные и нематериальные, недоступно воспринимать внешними органами чувств. Важно помнить, что целостность существования не состоит из вещей, которые являются предметом изучения эмпирических наук. В Благословенном Коране сказано: "Поистине, от Аллаха не скрыто ничто на земле и на небе" (3:5). С помощью термина "гайб" (сокрытое) Благословенный Коран раскрывает перед человеком широкую панораму реальности. Для Бога не существует понятия "сокрытое"; для Него вселенная-нечто совершенно очевидное. В Коране сказано: "Он-Аллах, нет Божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он-милостивый, милосердный" (59-22).

 

ЛЕКЦИЯ 9

СПРАВЕДЛИВОСТЬ БОГА

Многочисленные течения в исламе, имеющие свою историю, придерживались различных взглядов на эту проблему, интерпретируя ее в соответствии со своими принципами. Сторонники и последователи взглядов теолога Абу-л-Хасана ал-Аш'ари, не рассматривают справедливость Бога как предмет веры, отрицают, что справедливость движима божественными актами. Таким образом, аш'ариты разграничивают справедливость Бога от Его действий и поступков, а следовательно, считают справедливым любое действие, приписываемое Богу. Если Он награждает добродетельного и наказывает грешника, это считается справедливым актом, и наоборот. Данное утверждение не соответствует ни кораническому учению, ни содержанию сунны. Коран считает, что пренебрежение интеллектом свидетельствует о заблуждении, неправильном руководстве; поэтому Коран призывает к размышлениям и медитации, для того, чтобы познать божественное знание и религиозную веру.

Мнения шиитов и му'тазилитов в этом вопросе расходятся с мнением аш'аритов. Они полагают, что справедливость составляет основу Божественных актов и утверждают:

1. Добро и зло измеряются самим характером этих действий;

2. Разум человека способен познать и различать добро и зло;

3. Если Бог Сам приказывает совершать добродетели и запрещает делать греховное, то стоит ли противоречить этому?

Концепция справедливости означает, что когда мы утверждаем, что Бог справедлив, мы тем самым подразумеваем, что Его всезнающая, созидательная сущность не совершает ничего такого, что противоречило бы мудрости и пользе. Понятие "мудрости" применительно к Творцу не подразумевает того, что Он обязательно избирает наилучшее средство достижения Его целей, ибо только человек может двигаться от несовершенства к совершенству. Бог озабочен тем, чтобы обеспечить развитие всего живого от несовершенства к совершенству, к тем целям, которые врожденны для их бытия сущности.

Мудрость Бога состоит в том, что Он имплантирует некую форму Своей милости в суть каждого явления, а затем, дав ему толчок к существованию, побуждает продвигаться к совершенству. Таким образом, все поступки Бога основаны на мудрости; любой поступок, противоречащий справедливости, противоречит мудрости. Исключение разума из числа критериев оценки добра и зла означает отказ от всех разумных критериев. Постыдные деяния человека проистекают из его невежества и отсутствия осведомленности о предписаниях Божьих; иногда они являются порождением ненависти и враждебности, которые, подобно искре, вспыхивают внутри человека. Если взглянуть на порядок вещей во вселенной, можно заметить, что все физические явления уравновешиваются некоей всеобъемлющей силой. Это со всей очевидностью видно на примере строения атомов, движения электронов, вращения планет, движения всех тел. Это также наблюдается в жизни растений, минералов и живых организмов. Подобную сбалансированность вещей и явлений необходимо исследовать, ибо она свидетельствует о безоговорочном порядке и системе во вселенной, которые находят свое математическое подтверждение в уравнениях. Пророк ислама сказал: "Истинное равновесие и симметрия поддерживают землю и небеса".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.