Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различие взглядов на мироздания материалиста и человека с религиозным мировоззрением




Материалисты, рассматривающие наличие многообразия и дифференциацию в порядке вещей во вселенной как свидетельство угнетения и несправедливости, считают, что жизнь-это тяжелая вещь, доставляющая мучения и тяготы людям. Если бы происхождение и судьба человека были таковыми, как их описывает материалист, например, подобен был бы он траве, вырастающей из самой себя и так же внезапно исчезающей, то в этом случае человека следовало бы признать самым несчастным и жалким из всех существ. Ибо пришлось бы ему жить в мире, лишенном средства, совместимости и гармонии. Мысль, чувство и эмоции причиняли бы ему страдания, казались бы ему злейшей шуткой природы, предназначенной для приведения его в отчаяние, причинения новых мучений. Человек с религиозным мировоззрением рассматривает мир как стройную систему, обладающую сознанием, волей, восприятием и целью. Высшая справедливость, источаемая Божественным разумом, правит во вселенной, управляет мельчайшей частичкой бытия, присутствует во всех действиях и поступках. Религиозный человек испытывает чувство ответственности перед Божественным разумом, управляющим миром; он знает, что мир, сотворенный и действующий по воле Божьей, -это обязательно мир единства, гармонии и добра. Он понимает, что противоречия и зло обладают эпифеноменальным содержанием и выполняют ключевую роль в достижении добра и обеспечении единства и гармонии, в соответствии с этой точкой зрения, жизнь не ограничивается рамками этого мира, не сводится лишь к материальному благосостоянию или свободе от боли и страданий. Верующий человек видит мир как путь, который ему предстоит пересечь, как место испытаний, арену действий. В этом мире испытывается на прочность праведность человеческих поступков. В свете своего представления бренной, материальной жизни, человек ориентирует свое сознание исключительно на Бога. Его целью становится жить и умереть на пути Бога. Превратности этого мира не привлекают более его внимания. Он понимает эфемерность окружающих его вещей, не позволяет своей воле уступать соблазнам. Ибо он знает, что силы соблазна могут ослабить его решимость и втянуть его в водоворот материалистического заблуждения.

 

ЛЕКЦИЯ 11

СВОБОДА ВОЛИ ПРОТИВ ДЕТЕРМИНИЗМА

Одной из актуальнейших проблем, привлекавших внимание мыслителей, является вопрос о том, свободен ли человек при выборе своих целей и осуществлении своих желаний, в своих поступках и деятельности? Или его поступки и его поведение навязаны ему? Вынужден ли он беспомощно выполнять определенные действия и принимать определенные решения? Является ли он невольным орудием в руках внешних для него факторов? Особенно ярко проявлялись противоречия между сторонниками божественной детерминации, концепции свободной воли и концепции свободы выбора.

Детерминизм. Защитники божественной детерминации, например, представители мусульманской теологической школы, известные как аш'ариты, опираясь на поверхностное значение определенных стихов Корана и не останавливаясь на том, чтобы размыслить над подлинным значением соответствующих стихов или над сущностью Божественной силы предопределять, утверждают, что у человека вовсе нет свободы. Они пытаются обосновать свои заключения тем, что если мы предположим, что человек располагает свободной волей, мы тем самым сузим сферу могущества Бога и Его власти. Если мы допускаем, что тот или иной человек производит собственные поступки, мы отрицаем владычество Бога над всем созданием, что, в свою очередь, не совместимо с атрибутом Бога, как Творца. Таким образом, веры в свободную волю придерживаются, чтобы привести неутомимо к политеизму и дуализму.

Аргументы о несостоятельности детерминизма

Детерминистский способ мышления противоречит принципу божественной справедливости. Вера в принцип вынуждения человека, в то что его действия управляются божественной силой, как хорошие так и плохие его поступки являются вынужденными, не совместимы с идеей божественной справедливости. Было бы это справедливым заставлять человека совершать что-то греховное, затем наказывать его за это? Любое наказание при подобных обстоятельствах будет несправедливым. Согласно детерминистам, поступки в поведении человека вызваны рядом факторов вне их контроля; наша воля по себе не имеет силы производить действие. Но если Бог творит волевые поступки человека, если Он-Творец несправедливости и греха, даже назначение Себе соучастников, то как мы можем объяснить подобное поведение со стороны Совершенного и Возвышенного Существа?

Вера в детерминизм сводит на нет и устраняет принципы пророчества и откровения, идею повелений и запретов, религиозного долга и благополучия. Если мы однажды поверили, что все поступки людей происходят механически, без какой либо воли или выбора с его стороны, то не останется никакой роли для послания Пророков, которые посланы для того, чтобы поддержать человека в его стараниях.

Идея детерминизма включает в себе мысли о необходимости отмены образования и просвещения. Если действия человека не имеют ничего общего с его свободной волей, то бесконечные усилия просветителей, чтобы спасти человеческое общество и двигать его в направлении созидания и высших ценностей, не имеют смысла. Мы признаем, что Бог сведущ о всех явлениях, но мы должны знать, что это знание не означает, что человек все делает по принуждению. Знание Бога основано на принципе каузальности; это не применяется к явлениям или поступкам человека, которые не в рамках этой системы. Знание, которое оперирует причиной и следствием, не включает принуждение. Бог знал, что люди будут совершать определенные поступки в соответствии с их свободной волей. Их опыт свободной воли является частью цепи причинности, которая ведет их к их поступкам, и это сами люди, кто решает делать добрые или плохие дела. В данном случае неверно использовать свободную волю, она вызывает разрушение и моральное разложение, таким образом, если зло и притеснение имеют место в данном обществе, - это результат деяний человека. Это порождается не Богом. Знание Бога не оказывает влияние на выбор человеком добра и зла. Во всяком случае, попытки установления связи между изначальным знанием Бога и совершением человеком той или иной погрешности, противоречит всякому здравому смыслу. Для большей ясности представим себе, что учитель знает, о прогрессе, которого достигли его ученики и знает, что один ученик не сдаст свои последние экзамены из-за своей лени и отказа трудиться. Когда стали известны результаты экзаменов, стало очевидно то, что этот беспечный ученик, на деле провалился. Теперь, является ли причиной подобного результата знание учителя или это лень ученика. Очевидно, последняя.

Практические последствия идеи детерминизма порой бывают отрицательными и даже разрушительными. Под влиянием этой идеи человеком могут овладеть пессимистические настроения; он может чувствовать себя в положении птицы с перебитыми крыльями; никому не нужным и тем самым, полностью капитулировать перед законами предопределенности. Деспотические правители в истории то и дело использовали детерминизм, чтобы увековечить свою жестокость и тиранию. Они видели в этой идее то-что обосновывало свой деспотизм. Когда семья предводителя мучеников Хусайна бин Али, да будет над ним мир, предстала перед Ибн Зиядом, этот отвратительный преступник заявил Зейнаб-и-Кубра, да будет над ней мир; "Увидели вы, что Аллах сделал с вашим братом и семьей?" Она ответила: "Я от Аллаха не видела ничего, кроме доброты и хорошего. Они сделали все то, что Аллах хотел от них, чтобы возвысить их состояние, и исполнили обязанности, доверенные им. Вскоре вас соберут в присутствии вашего Господа и призовут отчитаться; тогда вы поймете, кто победил и чья душа была спасена".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.