Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея об абсолютной воле




Сторонники этой идеи, в частности евреи и мусульманские му'тазилиты утверждают, что человек в своих действиях располагает абсолютной свободой; что Бог не оказывает ни малейшего влияния в действия человека. К примеру, роль Бога в действиях человека уподобляется роли строителя на стройке или роли художника в исполнении прекрасного творчества; хотя стройка нуждается в строителе, или табло нуждается в художнике, это - нужда действия в том, кто практически действует; стройка может продолжаться в отсутствии строителя и табло может сохраняться и после смерти художника.

Те, кто утверждают, что именно естественные нормы и воля людей порождают этот мир явлений, что ни изменения вещей в природе ни, человеческие деяния не имеют ничего общего с Богом, - те приписывают все вещи и явления источнику, диаметрально противоположному Богу. В лучшем случае сотворенные вещи они придают в сотоварищи Богу в творении Им вещей, либо выискивают другого творца, противостоящего Богу. Бессознательно они рассматривают сущность сотворенных вещей как независимую от божественной сущности.

Свобода нашей воли не может переступать пределы порядка, установленного Богом, отсюда не существует проблем, связанных с неизменностью Божественных актов. Что бы мы не делали, все находится в сфере Божественного знания, направляется Его волей и мудростью. Все аспекты жизни, все, что касается судьбы человека, находится в зависимости от Его знания. Те, кто отошел от позиции членов семьи Пророка ислама, да пребудет мир и благословение с ним и его семьей! -попал в пучину экстремистских убеждений. Имам Джафар ас-Садик-да будет над ним мир-говорил:

"Нет ни безусловного предопределения, ни абсолютной свободы воли: правомерна позиция между двумя позициями".[[8]]

Однако, тот факт, что мы располагаем свободой воли, отнюдь не означает того, что мы в чем-то пытаемся ограничить могущество Бога. Ибо именно Он возжелал, чтобы мы могли свободно принимать решения в соответствии с нормами и законами, Им установленными. Священный Коран наглядно показывает, что Бог указал человеку путь к спасению, при этом ничто не принуждает человека ни принять руководство и спасение, ни впасть в заблуждение: "Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным" (76:3). Следовательно, Коран отвергает попытки приписать волевые действия человека Богу.

ЛЕКЦИЯ 12

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДУСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

Вопрос предустановления и предопределения вызывает резкое расхождение мнений или из-за того, что придерживаются ошибочных убеждений относительно этой концепции, или же в связи с корыстными целями. Суть их представления заключается в том, что будто следование этой концепции порождает застой и бездеятельность, делает человека равнодушным к его жизненным проблемам. Вера в предустановление и предопределение отнюдь не мешает человеку достичь своих целей в жизни. Ибо ислам призывает человеческие существа сделать все, что в их силах, дабы улучшить свое существование как в моральном, так и экономическом плане. Однако необходимо отметить, что между верой в предопределение, с одной стороны, и верой в свободу человека, с другой, нет противоречия. Считая Божественную волю универсальной, Благословенный Коран предоставляет человеку свободу действий, активность в его поступках: "Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным" (76:3). Все материальные существа находятся в состоянии изменения и движения, демонстрируют готовность к усовершенствованию; в зависимости от внешних факторов их ожидают многочисленные и разные судьбы; они могут исчезнуть или быстро размножаться. Их судьба никак не связана с предустановлением и предопределением; причина есть основной фактор в определении следствия, как материальные существа отличаются многочисленностью, то и их судьбы могут быть разными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.