Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники знания имама




Имам обладает исчерпывающим знанием о том, что произошло в прошлом и о том, что произойдет в будущем; его знания в области шариата охватывает все вплоть до "плату за царапину". Имам ал-Казим - мир ему! - говорил: "Все наши знания имеют три вида: знание о прошлом, знание о будущем и знание о вновь возникающем. Что касается о прошлом, то оно истолковано (нам Пророком), что касается знания о будущем, то оно упомянуто (в свитках, имеющихся у нас), а что касается знания о вновь возникающем, то оно внушено нашим сердцам и высечено на наших слухах. И это - лучшая часть нашего знания и нет пророка после нашего Пророка".[[69]]

Каковы же источники знания имама? Наиболее глубокая и точная часть знания имамов предоставлена им путем внушения с мира невидимого. Коран сам по себе также является богатым источником знания имамов. Вторым источником их знания являются книги, точнее свитки, которые они получили в наследство от Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и род его!

Религиозные знания, принадлежавшие Посланнику - да благословит его Аллах и род его! - находят свое продолжение в непогрешимых преемниках его духовного завещания и со смертью пророков и посланников не прерывается связь между Создателем и Его созданиями. Существует множество преданий о том, как праведнейшие имамы извлекали пользу из Благословенного Корана.

Имам ал-Бакир - мир ему! - рассказывал: "Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и род его! сказал повелителю верующих - мир ему! "Ты записывай то, что я тебе диктую". Али - мир ему! - сказал: "О Пророк Аллаха! Боишься, что я забуду?" Он сказал: "Я не боюсь, что ты забудешь. Ведь я призываю к Аллаху, чтобы Он учил тебя наизусть и сохранил тебя от забвения. Однако ты записывай для твоих сотоварищей!" Он сказал:

"Кто же мои сотоварищи, о Пророк Аллаха?" Он сказал: "Имамы из моего потомства. С их посредства дождь поит мою общину, с их посредства удовлетворяются призывы мусульман, с их посредства отводится от них беда и с их посредства ниспосылается милость с неба. И этот -первый из них". Сказав это, он указал пальцем на ал-Хусайна и добавил: "Имамы - из твоего потомства".[[70]] Со слов имама ас-Садика - мир ему! - передают следующее: "Книги были у Али - мир ему! Когда он отправился в Ирак, оставил книги для хранения у Умм Салмы. Когда он умер - мир ему! - они были у ал-Хасана, - мир ему! - они были у ал-Хусайна - мир ему! Когда умер ал-Ху-сайн - мир ему! - они были у Али бин ал-Хусайна - мир ему! Затем они были у моего отца".[[71]]

Третьим источником, откуда имамы получали свои знания было откровение со стороны ангелов. Ал-Кандузи ал-Ханафи в "Йанаби' ал - мавадда" передает со ссылкой на "ал-Манакиб" ибн ал-Мугазали следующие слова Ибн ал-Аббаса - да будет доволен ими обоими Аллах! "Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и род его! -сказал: "Когда я предстану перед моим Господином, Он будет говорить со мной и беседовать втайне и я не буду знать ничего, кроме того, чему я учил Али, ибо он-врата моих знаний".[[72]] Ал-Хасан бин ал-Аббас приводит следующие слова имама ар-Риды - мир ему! Он спросил: "Да буду я твоим выкупом! Сообщи мне, каково различие между посланником, пророком и имамом? Он написал: "Различие между посланником, пророком и имамом заключается в том, что посланник тот, кому является Джебраил и приносит ему Откровение и он видит его и слышит его речь; возможно, он видит во сне, как видел Ибрахим; пророк, бывает, слышит речь, бывает, он видит фигуру, но не слышит; имам же - тот, кто слышит речь, но не видит фигуру".[[73]]


ЛЕКЦИЯ 40

ИМАМ И ЗНАНИЕ О СОКРОВЕННОМ

Мир сокровенного составляет противоположность мира очевидности. Это мир, не поддающийся способностям человеческого познания. То что присуще дня воскресения - наказание, вознаграждение, ангелы, единичность субстанции и ее святые атрибуты характеризуется как сокровенное и они постижимы для нас. Это связано не с тем, что эти сущности являются бестелесными или крайне малыми, а с тем, что они выше возможностей нашего разума, то есть они существуют вне времени и пространства. А что поддается чувственному восприятию и человеческому познанию, это мир очевидности. Материя и ее частицы являются частью мира очевидности, даже это если некоторые ее существа невозможно обнаружить в связи с их чрезвычайно малыми размерами, таких как бактерии, вирусы, атомы и т.д. Все что становится явным и открытым усилиями ученых, такие как сила притяжения, х-лучи, лазерные лучи и прочие, не относятся к миру сокровенного, потому что эти научные достижения сделаны естественными, научно-техническими средствами.

Сокровенное можно разделить на две части: абсолютное и относительное. В мире сокровенном есть существа, которые никогда не поддаются познанию нашими органами чувств. К таковым и относится святая сущность Аллаха Всевышнего. Однако многие сокровенные относятся к кругу относительности, то есть они для кого-то являются сокровенными, а для кого-то очевидными. К примеру, ангелы, рай, ад, события, которые произойдут в будущем, судьба человечества в ближайшем будущем и т.д. являются для пророков очевидным, а остальному человечеству - сокровенным. Для Аллаха Всевышнего все малое и великое, все материальное и нематериальное, все события, происшедшие в прошлом и те, которые произойдут в будущем, являются очевидными. И для Аллаха нет ничего скрытого и тайного. Говоря словами Али: "Каждая тайна для Тебя явна, каждое сокрытое для Тебя - очевидно".[[74]] Это потому, что каждая тварь является созданием Аллаха Всевышнего и своим созданием обязана Ему. Его знание о Своих созданиях - абсолютное, как наше знание о себе самих. Для Творца Всевышнего нет ничего сокровенного: "Он - Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он - милостивый, милосердный!" (60:22). "Знающий скрытое и явное, великий, превознесенный!" (13:9) "Разве Я вам не говорил, что знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?" (2:33)

Имам Али - мир ему! - говорил по этому поводу: "Между Ним и Его тварями нет ничего кроме очевидности и знания".[[75]]

Некоторые люди считают, что знание о сокровенном присуще только Единственной и Абсолютной Сущности; даже пророки и имамы не знают сокровенного. Для обоснования своих предположений они ссылаются на следующие стихи Корана; "У Него - ключи тайного; знает их только Он". (6:59); "Скажи: "Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал скрытое, я умножил бы всякое добро, и меня не коснулось бы зло. Ведь я - только увещатель, и вестник для народа, который верует". (7:188); "Скажи: "Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха, и не знают они, когда будут воскрешены!" (27:65) В ответ на это мы можем только подтвердить то, что действительно, только Бог Всевышний обладает знанием о сокровенном, только Он имеет знание о скрытых вещах. Даже пророки несмотря на почтенность их положения и несмотря на то, что Бог именно их избрал для распространения своего послания, не могут охватить своим знанием сокровенного, их существо бессильно охватить своим знанием Абсолютного. Однако это не означает, что врата мира сокровенного закрыты перед ними навсегда, и что они не могут знать о сокровенном, если даже это захочет Аллах. Знакомство пророков с сущностью некоторых сокровенных как-бы являются лучами, испускающимися из божественного знания по Его волеизъявлению. А что касается вышеприведенных стихов, то они полностью опровергают доисламские предрассудки о том, что Пророки обладают способностью контроля над всем мирозданием и они способны умножить всякое добро и оттолкнуть от себя зло. Поэтому Пророк - да благословит его Аллах и род его! - открыто заявляет, что только Аллах Всевышний обладает абсолютной сущностью, что "нет сил и нет могущества, кроме как у Аллаха!" Он обучил его из своих знаний, иначе он овладел бы сокровищницами земли, умножив себе богатство, и его не коснулось бы зло.

Существует множество коранических стихов и рассказов, подтверждающих то, что Аллах Всевышний ознакомил некоторых Своих посланников с тайнами сокровенного, для доказательства правдивости этих знаний. В Священном Коране говорится: "Это - из рассказов о сокровенном, который Мы тебе открываем. Ты не был при них, когда они бросали свои письменные трости: который из них будет заботиться о Марйам. И ты не был при них в то время, как они препирались" (3:44);

"И когда поднялся раб Аллаха, взывая к Нему, то они готовы были собраться вокруг него густотой. Скажи: "Я взываю к Господу своему и не придаю Ему в сотоварищи никого!" Скажи: "Я не распоряжаюсь для вас ни злом, ни прямым путем". Скажи: "Меня не защитит от Аллаха никто..." (72:19-22). Перед логикой Корана нам только остается признать, что знание сокровенного является самостоятельным сущностным знанием, одним из основных атрибутов Аллаха Всевышнего, но Он может щедро одарить своих некоторых рабов определенными знаниями.

Совершенно естественно, существует определенная связь между посланниками и миром сокровенного. Знакомство с миром сокровенного и сокрытыми вещами вполне соответствует морально-этическому уровню посланника и пророка. Конечно, при этом нельзя забывать, что пророки и посланники имеют между собой иерархию и степени.

Располагает ли имам знанием о сокровенном? Мы уже отмечали, что пророки имеют возможность связаться с миром сокровенного и ознакомиться со сокрытыми сущностями. А другие люди располагают такой возможностью? Существуют некоторые люди, перед которыми открыты врата неба через вдохновения их сердец и освещение их душ божественным сиянием; они могут ознакомиться с некоторыми скрытыми действительностями. Правомерность этого явления уже доказана наукой; научные эксперименты установили, что это - результат присущих некоторым людям одаренности и таланта. Если обычные люди могут обладать этой исключительной способностью, то почему же ими не могут обладать люди, достигшие высокую степень совершенства?

Мы уже отмечали что, вдохновение - это один из источников знания имама. Это божественное озарение, которое достигается через связь с миром сокровенного и в результате получается ясное представление о некоторых сокрытых действительностях. Здесь еще раз хочется акцентировать внимание на том, что это знание не достигается самостоятельно и автономно; это - ограниченное знакомство, которое достигается по воле Аллаха и по Его хотению. Существует множество рассказов, где имамы - мир им! - подтверждают, что они не обладают знанием о сокровенном, то есть, самостоятельным и автономным знанием и все, чего они достигли, это определенная степень совершенства; они имеют ясное представление об именах и атрибутах Аллаха и могут ознакомиться с некоторыми сокрытыми действительностями. Имам ал-Бакир - мир ему! - сказал: "Когда знание дается нам щедро, мы знаем, а когда оно сжимается от нас, то не знаем. Это - тайна Аллаха - велик Он и славен! - которую Он сообщил втайне Джабраилу, а он сообщил это втайне Мухаммаду, а Мухаммад сообщил это втайне тому, кого пожелал Аллах".[[76]]

Следует отметить, что знакомство имамов с сокровенным не означает, что они используют эти знания в повседневной жизни, устраивают свою жизнь в соответствии этих знаний. Нет, имамы живут своей обычной жизнью, как и другие люди. Но при этом пророки и имамы исходят из реальной действительности; они совещаются со своими сподвижниками и сторонниками, управляют их жизнью в соответствии с их пониманием и способностями, но сами продолжают жить обычной жизнью. Соблюдают все нормы и правила исламского законодательства, выполняют требования обрядов, направляют людей на совершение одобряемого и несовершение неодобряемого. Так, знание сокровенного не возлагает на них дополнительные обязанности.

Другим обстоятельством, на которое следует обращать внимание, это то, что знание о сокровенном означает знание того, что произойдет в будущем, но отсутствие способности влиять на события, изменить направление развития событий.

Чистейшие имамы предсказывали события. Например, имам Али бин Абу Талиб предвещал высокопочтенному сподвижнику Пророка - мир им обоим! - Амру бин ал-Хамг ал-Хузай о том, что скоро он погибнет и его голова будет первой головой, с которой пройдут по городам. Предсказание оправдалось в период властвования Муавийи. Амр бин ал-Хамг подвергался преследованиям, жил в изгнании, а потом был убит омеййадами и с его головой прошли по городам тогдашнего мусульманского мира, и он был первым мусульманином, с которым так безжалостно обошлись.[[77]]

Имам ал-Хусайн рассказывал: "Клянусь Аллахом, люди из Бену Умеййи готовятся убить меня, а помогает им Умар бин Са'д. Это было при жизни Пророка - да пребудет мир над ним! Об услышанном сообщили Пророку и спросили: "Это ты предсказал об убийстве?" Он сказал: "Нет". Затем добавил: "Мое знание - это его знание, его знание - это мое знание".[[78]]

В 61-м году хиджры перед сражением Кербала, Умар бин Са'д был предупрежден о черной судьбе, котороя ожидает его и действительно, спустя несколько лет Омар бин Са'д был убит ал-Мухта-ром ас-Сагафи.[[79]]

Шейх ас-Садук в двадцать четвертой главе книги "ал-Амали" приводит предание, свидетельствующее о том, что имамы ал-Хасан и ал-Хусайн -мир им обоим! - знали о своей предстоящей судьбе, до мельчайших подробностей.[[80]]

Ал-Кулайни в "Усул ал-Кафи" рассказывает со слов имама ал-Бакира - мир ему! - что он сказал своему брату Зайду: "... Пусть не считают тебя легкомысленным те, которые не имеют уверенности!" (Коран 30:60). Они не избавят тебя от Аллаха ни в чем и поэтому ты не торопись. Поистине, Аллах не ускоряет спешку рабов и поэтому не пытайся опередить Аллаха, а то ослабит тебя беда и повергнет тебя. О брат мой, я отдаю тебя Аллаху под защиту от распятия завтра.[[81]]

Мы привели несколько примеров из многочисленных преданий и рассказов со слов различных передатчиков, известных своей правдивостью. И все это свидетельствует о том, что чистейшие имамы имели связь с миром сокровенного.

 

ЛЕКЦИЯ 41

ПРОРОК И БУДУЩЕЕ ИСЛАМА

Благороднейший Пророк - да благословит его Аллах и род его! - знал, что община его после его смерти потеряет свое единство и окажется в пучине разногласий и разобщенности. В общественной мысли новорожденного мусульманского общества тогда еще господствовал племенной дух. Последствия межплеменной вражды, которая глубоко пустила свои корни в Аравийском полуострове также во многом определяла перспективу религии ислама. Расхождение интересов, намерений и желаний не упускало случая порвать некогда сильные религиозные связи. На это указывал Посланник Аллаха своим сподвижникам и говорил:

"Община моя разделится на семьдесят три секты, одна из которых спасется, остальные секты окажутся в огне".[[82]] Можно ли поверить тому, что Пророк, уделивший пристальнейшего внимания делу распространения ислама и закладке основ мусульманского государства, мог так равнодушно относится к опасности, которая угрожала его существованию?! Те, кто говорят, что Пророк не дал своей общине какое-либо представление о форме власти после себя, хранил молчание по этому поводу и оставил свою общину после себя без поручения относительно этого вопроса, как они осмеливаются приписывать подобную снисходительность и неуместную молчаливость тому, кто представлял собой первейший интеллект среди людей?!

Первый халиф испытывал ответственность за будущее исламского правления, перед кончиной Пророка трезво оценил последствия вакуума, который мог бы образоваться после него, и поэтому определенно указал на своего преемника. Таким же образом поступил второй халиф, понявший необходимость принятия решения незамедлительно после того, как ему была нанесена рана. Он приказал составить совет, а это означает, что он не считал мусульман вправе назначать халифа и поэтому ограничил совет шестью лицами. В сложнейших условиях, создавшихся после гибели третьего халифа имам Али - мир ему! - был вынужден взять в свои руки бразды правления, он выразил свои опасения по поводу отступления людей от религии; его согласие быть имамом было чувством ответственности за будущее ислама.

Вопросам имамата и руководства придавал важнейшее значение Пророк - да благословит его Аллах и да приветствует! - и это было не только в последние годы жизни Пророка; эти вопросы находились в центре внимания Пророка с начальных этапов его миссии. В день события, известного как "ад-Дар", когда Пророк будучи в Мекке призвал своих близких родственников и до последних мгновений его благородной жизни, когда он навсегда закрыл свои глаза обращаясь к мусульманам со словами: "Подайте мне доску и чернильницу - или баранью лопатку и чернильницу -я напишу вам письмо, чтобы вы не заблудились после меня никогда".[[83]] Это было последним стремлением Пророка - да пребудет мир над ним! - ясно определить будущее ислама, его слова были пропитаны волнением и беспокойством по поводу будущего миссии перспективы исламского государства. Этому событию предшествовало другое, не менее важное событие, когда Посланник Аллаха во время своего возвращения из прощального паломничества, в восемнадцатый день запретного месяца зу-л-хиджжа, назначил в присутствии караванов паломников своим преемником и заместителем Али. Тем самым Пророк указал людям направление дальнейшего развития, путь истины, добра и счастья для мусульманской общины. Пророк - да благословит его Аллах и да приветствует! - неоднократно подтверждал свое покровительство над Али, говоря: "Что вам нужно от Али? Али -от меня, и я - от Али и он покровитель каждого верующего после меня".[[84]]

Место Али - мир ему - и его роль в распространении ислама были определены Пророком - да благословит Его Аллах и да приветствует - не только в день "Гадир Хумм", хотя это объявление было сделано перед народом и в связи с важнейшим событием в истории исламского послания. Покровительство Али подчеркивалось неоднократно и на различных этапах исламской миссии. В одном из походов Посланник назначил Али военачальником. Четверо из близких сподвижников жаловались ему на это назначение. Тогда Посланник Аллаха с гневом обратился к ним, сказав: "Что вам нужно от Али? Али - от меня, и я - от Али и он покровитель каждого верующего после меня".100 По преданию, когда был ниспослан стих: "И увещевай твою ближайшую родню" (26:214). Пророк - да благословит Аллах его и да помилует! - приказал Али собрать сорок человек из знатных людей племен Бану Хашим, Бану Абд ал-Мутталиб и Бану Абд Манаф. С участием этих сорока человек из своей ближайшей родни он устроил угощение. В третий день, когда после еды подошло время духовной пищи, Посланник встал среди своей родни и начал свой разговор с восхваления и восславления Аллаха, а затем сказал:

"Клянусь Аллахом, я не знаю среди арабов юношу, который пришел бы к своему народу с лучшим, с чем пришел к вам я. Поистине, я пришел к вам с наивысшим благом ближней жизни и жизни последней. Аллах Всевышний повелел мне призвать вас к Нему. Кто из вас поможет мне в этом деле и станет моим братом, духовным восприемником и наследником среди вас?" Все воздержались от ответа и отвернулись, пока Али -мир ему! - самый молодой среди них, не встал и сказал: "О, Пророк Аллаха! Я буду твоим заместителем в этом деле". Пророк протянул ему руку и сказал: "Поистине, этот (юноша) - мой брат, преемник и наследник среди вас. Слушайте его и повинуйтесь!"[[85]] Если учесть стих, "и говорит он не по пристрастию. Это - только откровение, которое ниспосылается" (53:3-4). Нам станет известным то, что с первых дней своей миссии, Пророк определил и разъяснил дело о лидерстве и руководстве Али - мир ему! - после себя.

Ал-Ахнас бин Шариф, вождь одного из аравийских племен ставил условие: он присягнет и подчинится Посланнику, если тот сделает его главой своей общины после себя. Посланник так ответил ему: "Поистине, это дело принадлежит Аллаху и Аллах изберет для него того, которого Он считает достойным этого".102 Ал-Ахнас написал Посланнику, что он не согласится взять на себя из бремени ислама то, что может понести, если дело имамата и руководства потом перейдет к другому. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что выбор халифа и имама решался Пророком -да благословит Аллах его и да помилует! - строго по разрешению Аллаха и Откровению.

Хадис о положении (хадис ал—манзила). Появление этого хадиса связано с весьма опасной ситуацией, заставившей Посланника мобилизовать войска и вывести их к северу Аравийского полуострова для встречи византийского отряда. Это случилось после получения им известия, что византийцы готовятся к наступлению на формирующееся государство Пророка в Медине. Одновременно стало известно, что лицемеры, у которых болезнь в душе, подготовили план опасного заговора с целью дестабилизации положения в городе во время отсутствия здесь Пророка - да благословит его Аллах и род его! Посланник Аллаха назначил Али ответственным за охрану города. Имам Али хотел скорее решить проблемы горожан и снова присоединиться к воюющим. Когда лицемеры поняли, что их план раскрыт, а заговор потерпел неудачу, они начали распространять слухи о том, что якобы Посланник - да благословит его Аллах и да приветствует! - перестал любить Али -мир ему! - и поэтому не разрешил ему участвовать рядом с ним в этой битве. Здесь Пророк сказал свои исторические слова и тем самым определил свое отношение к Али: "О, Али! Разве не доволен ты быть по отношению ко мне в положении Харуна по отношению к Мусе? Однако после меня нет пророка!"

Са'д бин Аби Ваккас, один из противников Али - мир ему! - отказался от выполнения поручения халифа Муавийи поносить Али. Он сказал: Я не стану поносить его, пока я помню три вещи, о которых сказал Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует! - я не стану поносить его, пока я помню, как Пророк взял Али, двух его сыновей и Фатиму, провел их под свою рубаху, когда ему было ниспослано Откровение, и сказал: "О боже! Эти - люди моего дома и моя семья". Я не стану поносить его, пока я помню как он (Пророк) назначил его своим заместителем во время одного из своих походов. Али сказал: "Ты меня назначил своим заместителем при детях и женщинах". Он (Пророк) сказал: "Разве не доволен ты быть по отношению ко мне в положении Харуна по отношению к Мусе? Однако после меня нет пророка". Я не стану поносить его, пока я помню день Хайбара, когда Посланник Аллаха сказал: "Я передам знамя человеку, который любит Аллаха и Его Посланника, и руками которого Аллах принесет победу".

Предание о ковчеге (хадис ас-сафина), в котором от Абу Зарра ал-Гифари передаются следующие слова Пророка: "Люди моего дома среди вас подобны Ноеву ковчегу; кто плывет в нем, спасется, а кто отстанет от него, тот будет потоплен и погибнет".[[86]]Содержание и смысл хадиса предельно ясны. Здесь говорится о положении семьи Пророка и о той основной роли, которую должны играть люди его дома в руководстве людьми и направлении на верный путь мусульманской общины, указывает на опасность отказа от следования этим людям, являющимся носителями божьей благодати и особых знаний.

И, наконец, подытоживая сказанное, хочется ответить на один важный вопрос: Разве вышеприведенные высказывания и ясные заявления Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и род его! - относительно Али - мир ему! - не закрепляют за ним имамат и руководство, хотя слова Пророка логичнее, яснее и явнее высказывания первого халифа? Не достаточны ли все эти предания, достоверность которых не вызывает сомнения, хотя бы для закрепления за Али положения религиозного руководителя?

Хадис "о двух драгоценных вещах" (хадис ас—сакалейн). Мухаддисы и историки отмечают, что Пророк в разных местах и в разное время привлекал внимание людей к той глубинной связи, которая существует между Кораном и семьей Пророка. Он указывал, что разъяснение Корана без руководящей роли людей дома чревато отклонениями и заблуждением. Тесное увязывание Корана с людьми дома означает, что оба они движутся в едином направлении достижения конечной цели.

То что Посланник Аллаха поставил Коран и свою семью рядом друг с другом, как две ценнейшие вещи, данные на хранение, означает, что обе они направлены на одну цель: одна из них - Слово Аллаха и Небесный Закон, а другая - его исполнитель, толкователь и хранитель. Поэтому отступление от семьи Пророка есть причина заблуждения и гибели.

Пророк - да благословит его Аллах и род его!-ясно высказался о численности своих преемников: "Число моих преемников - по числу предводителей сынов Исраила - двенадцать, все они из ку-райшитов".[[87]] Эти двенадцать преемников сходятся только с чистейшими имамами из людей дома Пророка и его семьи; правоверных халифов было не двенадцать, не возможно также распространять это предание на омейядских и аббасидских халифов, ибо их число намного превышает указанное в преданиях число, а помимо этого они совершили во время своего правления столько ужасных поступков, что способствовали лишь разрушению и подрыву религии, вместо того, чтобы направить свои усилия на достижение счастья для мусульманской общины.

Шейх Сулейман ал-Кандузи ал-Ханафи пишет:

"Некоторые исследователи утверждают, что предания, указывающие на двенадцать в качестве числа преемников Посланников Аллаха, имеют ввиду правоверных халифов. Знай, что Посланник Аллаха подразумевал здесь двенадцать человек из людей его дома и семьи, так как этот хадис невозможно отнести к халифам после него из его сподвижников по причине того, что их было меньше двенадцати; невозможно отнести его также к омейядским царям, так как их число было больше двенадцати и они, кроме Умара бин Абд ал-Азиза, чинили чрезмерную несправедливость, к тому же они не были из хашимитов, а Пророк, согласно хадису, который передает Абд ал-Малик со слов Джабира, сказал: все они-из хашимитов. Неясность содержания его высказывания в период правления омейядов склоняет чашу весов в пользу этого предания, так как они находили неуместным халифат хашимитов; невозможно отнести его также к аббасидским царям, так как их было больше указанного числа и они меньше соблюдали коранический стих: "Скажи: "Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним" (42:23) и хадис о покрывале (хадис ал-киса) следует отнести к двенадцати имамам из людей дома и семьи, ибо они были наиболее знающими, знаменитыми, богобоязненными и благочестивыми из людей своего времени, наивысшими из них в отношении родства и превосходящими их в отношении происхождения, наиболее высокочтимыми из них у Аллаха.

 

 

ЛЕКЦИЯ 42

СОБЫТИЯ. ИМЕВШИЕ МЕСТО ПОСЛЕ СМЕРТИ ПРОРОКА

Безответственная позиция сподвижников Пророка.

В свете изложенного, постоянно и все настойчивее возникает вопрос: после объявления Пророком Али преемником духовного завещания и заместителем, подтверждения его главенства после себя в Гадир Хумме или в других местах, как же могло, что сподвижники и приверженцы отвернулись от этого божественного повеления, отказались от повиновения Али, достойнейшему из людей имамата, избрали другого на место покровителя мусульманской общины, передали бразды дел своих в его руки и стали повиноваться его повелениям?! Если следить за событиями последнего периода жизни Пророка - да благословит его Аллах и род его! - то вопрос обретет определенную ясность. Среди людей были такие, которые преследовали свои личные интересы, при затрагивании указов Пророка их интересов, они взбунтовали и начали оказывать давление, чтобы всячески препятствовать ему в осуществлении им своих планов. Священный Коран подчеркивает это явление и предупреждает: "Пусть берегутся те, которые нарушают его приказ, чтобы их не настигло испытание или не постигло их наказание мучительное!" (24:63). Изучение существовавшего тогда социального положения также помогает в понимании предпосылков, приведших к отклонению мусульманского общества от запланированного пути и возникновению кризиса преемства.

После смерти Пророка - да благословит его Аллах и да приветствует! - тогдашний исламский мир жил в условиях диктатуры и деспотизма;

многие сподвижники переживали настоящий кризис и оказались перед выбором между реально существующей действительностью и личных интересов; в обществе в основном господствовали личные интересы и пожелания. Положение приняло чрезвычайно острый характер, когда в течение долгих часов оспаривали должность преемника Посланника Аллаха между Али и Усманом.

Абд ар-Рахман бин Ауф, который выступал в роли судьи, подошел к Али и сказал ему, чтобы тот присягнул в верности политике двух предшествовавших шейхов - Абу Бакра и Умара. Али -мир ему! - ответил, что он присягнет только в верности завещанию Пророка Аллаха. Отсюда выясняется еще одно обстоятельство: уже наблюдался постепенный разрыв преемственных связей между Пророком и первыми халифами. Ибн Ку-тайба рассказывает об отказе Али - мир ему! - от присяги Абу Бакру: "Его привели к Абу Бакру и сказали ему: "Присягни Абу Бакру". Он сказал: "Я имею больше права на это дело, чем вы. Я не присягну вам, ведь вам больше подобает присягнуть мне." Умар сказал ему: "Пока не присягнешь, не будешь оставлен в покое". Он сказал: "Клянусь Аллахом, о Умар, я не приемлю твои слова и не присягну ему..." Абу Убайда бин ал-Джаррах сказал Али: "О двоюродный брат мой! Поистине, ты молод, а эти - старейшины твоего племени. У тебя нет такого, как у них, опыта и знания дел. И я считаю Абу Бакра более сильным, чем ты, для этого дела, более способным нести его тяжесть. Передай ты это дело Абу Бакру. Поистине, если ты будешь жить и продлится твоя жизнь, то ты имеешь право на это дело и достоен его за твое достоинство, религию, знание, проницательность, первенство (в исламе), происхождение и родство (с Пророком)."[[88]] Али бин Абу Талиб - мир ему! -отказался присягнуть Абу Бакру и Умару и выразил свою готовность присягнуть только сунне Пророка Аллаха. Создавшееся положение означало, что мусульманская община отказывается не только от завещаний Пророка Аллаха - да благословит его Аллах да приветствует! - касающихся духовного руководства и политического верховенства, а происходил постепенный процесс удаления ряда важнейших законоположений шариата. Эти негативные явления привели к следующим нарушениям в жизни общины мусульман:

После смерти Пророка - мир ему! - обнаружились определенные отклонения в отношениях бывших сподвижников. Среди сподвижников Пророка были люди, которые пытались оказать на него давление и отклонить его от выполнения намеченных им планов, если они не соответствовали их намерениям и пожеланиям. Это проявилось, в частности, когда Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и род его и да приветствует! - хотел снарядить войска для похода против византийцев и выразил необходимость присоединения некоторых своих сподвижников под руководство молодого военачальника Усамы бин Зайд. В дальнейшем Зайд погиб в районе "Му'та" на севере Аравийского полуострова, но приданные в его подчинение сподвижники решили остаться в том городе и проявлять непокорность указаниям Пророка.[[89]] Несмотря на усилившуюся болезнь, Посланник Аллаха нашел силы выйти в мечеть и публично осудил противников назначения Усамы. Он сказал: "Эй, люди! Что за речи некоторых из вас доходят до меня относительно назначения мною начальником Усамы. Если вы порицаете мое назначение Усамы начальником, то тем самым вы порицаете мое назначение начальником его отца до него. Да ей-богу, если кто-нибудь был достоен начальства, то его сын после него также достоен этого".[[90]] Такие случаи неподчинения и открытого изменения некоторых норм и положений исламского шариата заметно участились после смерти Пророка. Например, при жизни Пророка, временный брак (мут'а) не запрещался; это как-бы являлось божественным повелением, а когда халифат перешел в руки Омара бин ал-Хаттаба, то он запретил это положение соответствующим законом и предусмотрел наказание за нарушение этого закона.

При жизни Пророка, халифата Абу Бакра и в течение трех лет халифата Омара, если муж однажды произнес слова "талак", уже развод считался завершенным; в дальнейшем же решили и объявили необходимость трехразового произнесения этого слова.

В последнее время все отчетливее наблюдалась социальная дифференциация общины; во время правления второго халифа был отменен принцип равного распределения подаяний; при этом стали учитывать срок давности принятия ислама, племенное и расовое происхождение. Лицам, принявшим ислам в более ранний период, стали давать предпочтение при распределении военных трофеев, предпочтение арабам над неарабами и находящимся под покровительством.[[91]]

Халиф обращая внимание на кризисное положение в общине, к которому привела его финансовая политика, провозгласил о своей готовности пересмотреть ее если останется живым.[[92]] Должность халифа постепенно превращалась в правительственную должность, которая давала право делать изменения в основополагающих вопросах шариата, предоставляла право издавать новые законы по второстепенным вопросам. Именно в этот период возникла идея о праве самостоятельного решения некоторых вопросов юридическо-богословского характера и сподвижники в соответствии со своим уровнем знания и подготовленности начали решать эти вопросы. Такое решение сложных вопросов религии начали считать добрым делом и отсюда взяла свое начало так называемая теория справедливости сподвижников и проникновение ложных рассказов от имени Пророка, такие как "Мои сподвижники как звезды, на какого бы из них Вы ни ориентировались, станете на верный путь".

Восхваление некоторых сподвижников в Священном Коране, прославление их решительных позиций в прошлом, конечно, не означают их абсолютную безупречность и непорочность от всех видов отклонений и порочностей в течение всей их жизни. Да будет доволен Аллах теми и вечное счастье будет судьбой тех, кто крепок и устойчив в своей вере и продолжил свои благочестивые дела. Священный Коран обращаясь к Пророку говорит: "Если ты придашь сотоварищей, то пусть окажется твое дело, и будешь ты из числа потерпевших убыток" (39:65). Обращаясь к Ибрахиму и его потомству говорится: "Это - Наш довод, который Мы даровали Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем степенями тех, кого желаем. Поистине, Господь твой - мудрый, знающий! И даровали Мы ему Исхака и Йа'куба; всех Мы вели прямым путем, и Нуха вели Мы раньше, а из его потомства - Да'уда, Сулеймана, и Аййуба и Йусу-фа, и Мусу, и Харуна. Так воздаем Мы делающим добро! И Закарию, и Йахйу, и 'Ису и Илйаса, -они все из праведных. И Исма'ила, и ал-Йаса', -они все из праведных. И Исма'ила и ал-Йаса', и Йунуса, и Луга - и всех Мы превознесли над мирами. И из отцов их, и потомков их, и братьев их, - Мы избрали их и вели их на прямой путь. Это - путь Аллаха, которым Он ведет, кого желает, из Своих рабов. А если бы они придали Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали!" (6:84-88) Мы также знаем из истории, что не каждый, кто был известен как сподвижник, был праведным и благочестивым. Об этом свидетельствуют и многочисленные хадисы. Ибн Аббас передает со слов Посланника Аллаха:

"Поистине, некоторые люди из моих сподвижников будут отведены (в День суда) в левую сторону и я скажу: "Они - мои сподвижники!" Он скажет: "Они не переставали обращаться вспять после того, как ты с ним расстался". И я скажу то же, что говорил раб праведный: "Я был свидетелем о них, пока пребывал среди них, а когда Ты меня упокоил, Ты был наблюдателем за ними..."[[93]]

Ат-Тафтазани в книге "Шарх ал-макасид" пишет: "Войны и ссоры, имевшие место между сподвижниками в том виде, как они упомянуты в книгах истории и устно переданы заслуживающими доверия людьми, явно свидетельствуют о том, что некоторые из них отклонились от пути истины и достигли пределов несправедливости и скверны. К тому подстрекали ненависть, упрямство, зависть, вражда, стремление к власти и главенству, склонность к прелестям и страсти. Следовательно, не всякий сподвижник является непогрешимым и не всякий, кто встречался с Пророком, отмечен добрым".[[94]] Таким образом, расхождение мнений относительно некоторых лиц, среди которых были и сподвижники, не дает нам основание для обвинения авторов этих мнений в неверии и предания их проклятию. Вместе с тем, эти разногласия не следует интерпретировать или использовать против мусульманского единства.

В период после смерти Пророка - да пребудет над ним мир! - остановилось развитие мыслительной деятельности, были ограничены права и прекращены исследования рационального характера. В период раннего ислама и особенно в период правления первого и второго халифов наблюдалось замораживание культурного развития, оно считалось признаком нововведения и ереси.

После смерти Пророка серьезному испытанию подвергалась сама святость исламских правопоряд-ков; общие интересы ислама были сконцентрированы в рамках Книги и благородной сунны; ислам принимал форму некого порядка социального строя. Интересы мусульманской общины определялись лично халифом невзирая на позицию сунны Пророка. Каждый из первых четырех халифов имел свой личный стиль правления. Таким образом, постепенно расслабли основы исламского образа правления и исламского социального строя.

Вышеупомянутое горестное и достойное сожаления положение как-то не могло проникнуть в шиизм, который является воззрением людей дома. Сторонники шиизма со дня возникновения этого движения в истории ислама сплотились вокруг благородного Корана и опираясь на достоверные предания, переданные от самого Пророка - да пребудет над ним мир! - стали призывать к защите двух драгоценных источников ислама - Корана и сунны, что и дало возможность исламу сохранить свою самобытность и жизнеспособность.

ЛЕКЦИЯ 43

ШИИЗМ В ВОДОВОРОТЕ ИСТОРИИ

Существуют различные версии относительно времени возникновения шиизма. Некоторые ученые и исследователи считают, что шиизм как религиозное воззрение и движение возникло после смерти Пророка - да благословит его Аллах и да приветствует!; - они утверждают, что первые их организации появились во время кризиса преемственности, приведшего в возбуждение тогда общину мусульман. Ал-Йа'куби, например, пишет:

"Среди мухаджиров и ансаров были люди, такие как ал-Аббас бин Абд ал-Мутталиб, ал-Фадл бин ал-Аббас, аз-Зубайр бин ал-Аввам, Халид бин Са'ид ал-Микдад бин Амр, Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, Аммар бин Йасир, ал-Бара' бин Азиб и Убай бин Ка'б, которые отказались присягнуть Абу Бакру и встали на сторону Али бин Абу Талиба"[[95]] Ал-Мас'уди говорит о том, что Салман ал-Фариси и Аммар бин Йасир относились к шиизму еще при жизни Пророка.[[96]] Третие утверждают, что шиизм обрел прочную основу в конце правления халифа Усмана. Четвертые считают, что основателем школы шиизма является имам ас-Садик - мир ему!

Некоторые писатели и историки связывают возникновение шиизма с ересью некого человека по имени Абдаллаха бин Саба'. Все свои представления о шиизме они строят на этой основе, что дает им повод оценить его как случайное для мусульманского общества или привнесенное в него извне явление. Подобные измышления лишены твердой основы и направлены лишь на сокрытие истины и извращение действительности или же происходят из незнания богатого шиитского теоретического наследия.

Ряд мусульманских ученых считают, что действительным основателем шиитского направления в исламе является сам Пророк - да пребудет над ним мир! - именно он использовал этот термин в своих публичных выступлениях, где призывал к подчинению Али. Комментаторы из людей сунны разъясняя благородный стих: "Поистине, те, которые уверовали и творили доброе, эти - лучшие из твари" (98:7). - утверждают, что он ниспослан по поводу Али - мир ему! Когда был ниспослан стих, Пророк сказал Али: "Это - ты и твои приверженцы. Ты и твои приверженцы придете в день воскресения довольными и снискавшими довольство, и придут враги твои мрачными и оковами на шеях".[[97]] Известный комментатор Корана и историк ат-Табари и Хасан бин Муса ан-Наубахти пишут: "Первая секта в исламе - шиизм, принадлежала Али бин Абу Талибу и существовала она еще при жизни Пророка".[[98]]

И так, можно сказать, что Посланник Аллаха употреблял слово "ши'а" применительно к сторонникам Али, обобщая под этим понятием особенности тех, кто следовал его примеру. Все основополагающие и второстепенные нормы и правила шиитского направления отражают действительную сущность ислама; того ислама, который принес людям Посланник Аллаха - мир ему и благословение! Когда говорят, что шииты - приверженцы имама Джа'фара бин Мухаммада ас-Садика, то имеют в виду, что имам Джа'фар вышел из потомства Посланника Аллаха и является одним из имамов людей дома. Он приложил значительные усилия в распространение исламских и шиитских знаний, ибо в его времена, в условиях омейядско-аббасидских столкновений за халифат появилась возможность для этого.

Шиизм представляет бьющееся сердце ислама и говоря словами известного египетского мыслителя Мухаммада Фикри Абу-н-Насра: "Шииты не имеют никакого отношения к Абу-л-Хасану ал-Аш'ари касательно основ веры и к четырем правовым школам касательно частных вопросов права на том основании, что учение шиитских имамов предшествует другим учениям, вследствии чего оно - более надежное и верное, достойнее, чем другие, для подражания, также более подходяще для открытия ворот иджтихада по нему до дня воскресения. Кроме того, это учение никогда не было интерпретировано под влиянием политических сил и конфликтов".[[99]]

Профессор Абу-л-Вафа ал-Гунейми ат-Тафтазани говорит: "Многие исследователи - как на Востоке, так и на Западе, как в старое, так и в новое время - допускали в отношении шиизма множество ошибочных суждений, не имеющих заслуживающих доверия доказательств и свидетельств из положений Корана и сунны. Некоторые люди пользовались этими суждениями, не задавая себе вопроса о том, правильны ли они или ошибочны. Среди факторов, способствовавших несправедливому отношению этих исследователей к шиитам, было невежество, вытекающее из того, что они не были осведомлены о шиитских источниках и довольствовались лишь источниками их противников".[[100]]

 


[1] Они сказали: "Конечно, это-два волшебника: они хотят вывести вас из вашей земли своим колдовством и погубить ваш примерный путь. Объедините же ваши козни, придите в ряд. Счастлив будет сегодня, кто одержит верх!" Они сказали: "О Муса, либо ты бросишь, либо мы будем первыми, кто бросает?" Он сказал: "Нет, бросайте! И вот,-их веревки и посохи,-показалось ему, от колдовства их движутся. И почувствовал Муса в душе страх." Сказали Мы: "Не бойся, ведь ты выше! Брось, что у тебя в правой руке, пожрет оно то, что они создали; ведь они создали ухищрение волшебника, и не будет иметь счастья волшебник, куда бы ты не пришел". И повергнуты были волшебники ниц; сказали они "Мы уверовали в Господа Харуна и Мусы!" (20:63-73)

[2] Бихар ал-анвар т.3, с.41.

[3] Там же. т.3, с.68.

[4] Ал-Иршад ли-л-муфид. с.301; Тахкик муассасат Ал ал-Бейт ли-ихйа ат-турас.

[5] Нахдж ал-балага. с. 186.

[6] Усул ал-Кафи. Китаб ат-таухид. с. 150; Ал-Бихар. т.3, с.41.

[7] Бихар ал-анвар. т.3. с.56; Китаб ат-таухид-ал-хивар бейна-л-имам ас-Садик ва-л-Муфаддал.

[8] Ал-Кафи. т.1, с 160.

 

[9] Китаб ат-таухид ли-с-Садук. с.369.

 

[10] Бихар ал-анвар. 11/60; Нахдж ал-балага. Проповедь-1.

[11] Мурудж аз-захаб. 1/400.

[12] Сират ал-Хишам. 1/287.

 

[13] Нахдж ал-балага. с.92 /Нусхат ал-феиз/.

[14] Бихар ал-анвар. 92/15.

[15] Нахдж ал-балага. /Субхи Салих/. с. 252. Проповедь. 176.

[16] Ат-Такаддум ас-сари' ли-л-ислам. с.48.

[17] Ат-Тоурат ва-л-Инджил, ва-л-Кур'ан, ва-л-'илм. с.179.

[18] Ал-'Алам ва Эйнштейн, с. 112.

[19] Тафсир ал-Бурхан. 2/287.

[20] Сурат ал-'илм фи-л-физийа' ал-хадиса. с.95.

[21] Маджма' ал-баян. 8/289.

 

[22] См. Ал-Кур'ан ва-л'улум ал-исламийа. с.4.

[23] Усул-ал-Кафи. С.591; Нахдж ал-балага. Проповедь-18.

[24] Мухаммад ва-л-Кур'ан.

[25] Ма'ани-л-ахбар. с.290.

[26] Нахдж ал-балага. Проповедь. 203.

[27] Нахдж ал-балага. Проповедь. 203.

[28] Ал-Йунан ва шу'уб аш-шарк. с. 167. на персидском языке.

[29] Гурар ал-хикам 1/493.

[30] Ал-Бихар. 15/182.

[31] Усул-ал-Кафи. 1/66.

[32] Фи ма'ракат Бадр сана 2 х.

[33] Бихар ал-анвар. 19/346

[34] Усул-ал-Кафи. 3/242.

[35] Маддат ал-ард ва-с-сама'. с.533.

 

[36] Бихар ал-анвар.7/38.

[37] Васаил аш-ши'а. 1/36.

[38] Нахдж ал-балага. 1/36.

[39] Дуа' Кумейл.

[40] Мишкат ал-анвар. с.312; Нахдж ал-балага. с. 190

[41] Усул-ал-Кафи. 3/29; Баб ал-Ихлас.

[42] Усул-ал-Кафи. 2/297.

[43] Тафсир ал-Гумми. с.532.

[44] Тафсир ал-Айнун. 2/284.

[45] Ал-Амали ас-Садук. с.3.

[46] Тафсир Али бин Ибрахим ал-Гумми. с.552.

[47] Ал-Кади ал-Бакиллани. ал-фихрист. 1366 х. т.2, с. 186.

[48] Табакат Ибн Са'д. 2/103.

[49] Исбат ал-худат. 3/123.

[50] Сахих ат-Тирмизи. 2/297; Мустадрак ал-Хаким. с. 1092; Асбаб ан-нузул. с. 150.

[51] Усул-ал-Кафи. 2/169-170.

[52] Муснад. 2/14.

[53] Адва' 'ала-с-сунна. с.204.

[54] Там же. с.204.

[55] Шарх Нахдж ал-балага ли-Ибн ал-Хадид. 1/6. Амали-с-Садук. С.376.

[56] Йанаби' ал-Мавадда. с.157, Истанбулское издание.

[57] Там же. с. 107.

[58] Там же. с. 107.

[59] Сахих ат-Тирмизи. 2/308; Мустадрак ал-Хаким. 3/158; Тафсир ат-Табари, XXVII/5; Тафсир Ибн Касир. 3/255.

[60] Ад-Дурр ал-мансур. 5/199.

[61] Усул-ал-Кафи. 1/120

[62] Там же. 1/157.

[63] Йанаби ал-мавадда. с.23-24; Усул-ал-Кафи. 1/203- 204.

[64] Усул-ал-Кафи. 1/179.

[65] Там же. с.1/195.

[66] Бихар ал-анвар. XXVI/160.

[67] Там же. XXVI/160.

[68] Уйун ахбар ар-Рида. 1/154-157; Китаб ат-таухид ли-с-Садук. с.427-429.

[69] Усул-ал-Кафи. 1/207.

[70] Джами' ахадис аш-ши'а. 1/141.

[71] Там же.

[72] Йаналби ал-мавадда. с.69.

[73] Усул-ал-Кафи. 1/176.

[74] Нахдж ал-балага. Проповедь. 105.

[75] Таухид ас-Садук. с.73.

[76] Усул-ал-Кафи. 1/256.

[77] Шарх Ибн Аби ал-Хадид. 2/290.

[78] Исбат ал-худат. 5/210.

[79] Там же. 5/270.

[80] Амали ас-Садук. с.101.

[81] Усул-ал-Кафи. 1/356-358.

[82] Баб ал-Фатави мин сунан Ибн Маджа ал-Казвини.

[83] Муснад Ахмад. 1/344.

[84] Муснад имам Ахмад бин Ханбал. Т.ГУ. с. 281; Сунан ат-Тирмизи, 5/30.

[85] Тарих ат-Табари. 2/320; Муснад Ахмад. 1/111.

[86] Канз ал-'уммал. 1/250.

[87] Сахих Муслим, VI/2; Сахих ал-Бухари, Китаб ал- ахкам, часть. 105.

[88] Ал-Имам ва-с-сииаса. с.11-12.

[89] Сират Ибн Хишам. 4/228.

[90] см: Ат-Табакат ли-Ибн Са'д; Тарих ат-Табари; Ас- Сират ал-Халаби.

[91] Шарх Ибн Аби-л-Хадид. 8/11.

[92] Тарих ат-Табари.

[93] Сахих ал-Бухари. IX/63-64; Сахих Муслим 1/58.

[94] Шарх ал-макасид. 2/306. Изд. Астана

[95] Ал-Йа'куби. 2/114.

[96] Мурудж аз-захаб.

[97] Ас-Савайк ал-мухрика ли-Ибн Хадид ал-Аскалани. 11/99.

[98] Тафсир ат-Табари. 3/126.

[99] Мукаддимат ал-мураджа'ат. Каирское изд. с. 10.

[100] Ма'ариджал ал фикр фи-л-Кахира. с.40-41.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.