КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы профессионального самоопределения 5 страница. В практике работы с людьми, о которой идет речь в данном побии, не может быть таких стандартизированных методов и таких унифицированных процедур
В практике работы с людьми, о которой идет речь в данном побии, не может быть таких стандартизированных методов и таких унифицированных процедур, которыми все будут пользоваться одинаково, без самостоятельного обдумывания стиля и композиции профконсультационного процесса. Предложенный материал может быть использован при первом прочтении как схема самоориентирования студентов при проектировании ими своей работы в качестве профконсультантов. После индивидуальной работы построения авторской схемы профконсультационной беседы каждым студентом может последовать коллективное их обсуждение на занятиях, которое будет способствовать обогащению и наполнению схем живым и образным содержанием для успеха работы с клиентом. Для развития представлений по этим вопросам можно рекомендовать следующую литературу. Вопросы профессиоведения / Гаврилов В.Е.,М.,1982 Климов Е.А. Введение в психологию. Пособие для самообразования работников службы занятости, М.,1992 Климов Е.А., Пчелинова В.В. Психология труда и инженерная психология. Программа и учебное пособие курса. М., ИГА, 1997. Шванцара Й. и коллектив авторов. Диагностика психического развития, Прага, 1978. Kosco J.Postavenie psychologie a problemy prace psychologov v poradenstve. In: Psychologie v ekonomicke praxi., 1975,4.
2.9. Профессиоведческая компетентность как основа развития профессионального мышления профконсультанта. Развитие профессиоведческой компетентности психолога-профконсультанта связано с развитием профессионального мышления консультанта. Этот процесс являет собой познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных проявлений оптанта, а также отражение им содержательных характеристик различных профессий. Чувственное познание мира профессий у психолога, зачастую, бывает ограничено житейскими представлениями, так как в ходе учебной подготовки оно формируется недостаточно. Сведения черпаются из литературных источников, разрозненных наблюдений, закрепляются в памяти в случайном порядке. Учитывая достаточно большое количество специальностей - по Общероссийскому классификатору их насчитывается 7365 - можно констатировать стихийное, не упорядоченное становление структуры представлений профконсультанта о мире профессий. Овладение массивом сведений о мире профессий через профессиографирование сопряжено с информационным кризисом, поскольку профконсультанту трудно переработать и систематизировать профессиограммы в их развернутом текстовом описательном виде. Можно предположить, что в течение многих лет трудовой деятельности консультант не только все узнает о 7365 специальностях, но и сформирует свой оптимальный фонд профессиографических знаний. Но такое положение не может устроить практику обслуживания людей в настоящее время. В лаборатории профконсультирования МГУ им. М.В. Ломоносова было проведено исследование для поиска оперативных способов использования профессиографической информации - произведено сокращение и упорядочение массива описаний специальностей по Классификатору. Выяснилось, что многие описания имеют сходство по названию, уровню необходимого обучения, по тарифам и разрядам. В дальнейшем была осуществлена переработка информации о 2337 специальностях путем оценивая каждой из них с последующей формализацией (составления формулы специальности - краткого описания содержания деятельности по психологическим характеристикам-требованиям в буквенно-цифровом виде). Применение факторного анализа позволило сократить указанный массив до 240 описаний, что делает возможным его быстрое и продуктивное усвоение каждым консультантом на уровне построения индивидуальной оперативной модели мира профессий, построенной в виде ручной картотеки формул профессий.
2.10. Инструкция по составлению ручной картотеки формул профессий. Задание 2. Воспользуйтесь информацией, содержащейся в этом параграфе и постройте собственный банк профессиоведческих гипотез - ваших личных предположений о психологических требованиях деятельности, свойственных ряду профессий. Для составления ручной картотеки формул профессий - банка предварительных профессиоведческих гипотех консультанта необходимо отвести 120-150 часов рабочего времени. Лучше выполнять работу систематически ежедневно в одни и те же часы суток, когда у вас хорошее настроение. Необходимо также получить в свое распоряжение для работы над картотекой в домашних условиях справочную профессиоведческую литературу или найти библиотеку, где есть соответствующие издания и место для ваших занятий. Можно пользоваться любой информацией о профессиях при обдумывании формул - кратких описаний профессий и специальностей в буквенно-цифровом виде, фиксирующих содержание психологических характеристик-требований деятельности, но собственно составление формулы должно опираться на описания, представленные в энциклопедии “Мир профессий” и в энциклопедическом словаре “2000 профессий”. Нужно ознакомиться со списком профессий, насчитывающем 240 названий (он приведен ниже в этом параграфе), затем против каждого названия отметить на какой странице справочного издания расположена информация об этой профессии. Затем внимательно ознакомиться с текстом “Схемы изучения профессии по психологическим характеристикам-требованиям (она также приведена ниже), имея эту схему в поле зрения, осуществлять чтение развернутого описания каждой профессии по списку, выбирая такие высказывания автора, которые по смыслу соотносятся с содержанием требования-характеристики. Например, формула профессии юриста может иметь следующий вид: по целям труда - Г1,П1,П2; по средствам труда - Ф,Ф2,Ф3,Ф6,А; по условиям труда - АН;ИН;О;К2,К4,К3,К7;МР;Б; Н3; ранжированная оценка (от 0 до 4-х) по предмету труда - ПТЧЗХ - 02431 (последовательность ранговых оценок соответствует расположению буквенных обозначений (литер) предмета труда именно в таком порядке для всего списка названий. Все 240 формул образуют картотеку формул профконсультанта и при ее наличии можно начинать самостоятельную консультативную деятельность с использованием процедуры НИМР. Схема изучения специальности по психологическим характеристикам-требованиям. После прочтения профессиографических сведений, их обсуждения, а затем обдумывания особенностей и требований специальности постарайтесь ответить на каждый пункт предложенного ниже опросника и зафиксировать свой ответ в буквенно-цифровом виде. I. Мне кажется, что цель данной профессии: 1) первая гностическая, поскольку человеку приходится распознавать и сортировать, оценивать предметы в целом или их отдельные признаки (например, сельскохозяйственные продукты, промышленные изделия и полуфабрикаты, информационные сведения, какие-то другие явления или события (Г1); 2) вторая гностическая, так как на работе нужно выявлять и анализировать достаточно сложные процессы, постигать закономерности явлений, происходящих в окружающем мире (развитие живой и неживой природы, информационные связи, здоровье, поведение людей, их отношения, проявления творчества в искусстве, другие аспекты жизнедеятельности) (Г2); 3) первая преобразующая, поскольку человеку приходится заниматься изменением и преобразованием объектов труда путем их реорганизации, организации и упорядочивания, структурного усовершенствования (П1); 4) вторая преобразующая, так как трудовые действия направлены на преобразование различных предметов, духовных и материальных явлений и человеку необходимо оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать (П2); 5) третья преобразующая, - на работе необходимо обслуживать, перемещать и перемещаться в заданном направлении или, напротив, активно сохранять неподвижное положение (П3); 6) изыскательская: нужно изобретать, придумывать что-либо, находить оптимальный вариант решения нестандартной трудовой задачи, образец исполнения её для себя и для других (И); II. Я думаю, что при выполнении этой работы используются такие средства: 7) рука, ручные инструменты (Р); 8) механическое, машинное оборудование, различные виды транспорта, в том числе с ручным и ножным управлением (М); 9) автоматы, автоматизированное оборудование (А); 10) приборы, различные измерительные устройства (ПУ); 11) не внешние вещественные средства, а внутренние функциональные возможности человека (органы чувств и физиологические системы) (Ф); 12) речь бытовая с простой профессиональной лексикой (Ф1); 13) речь устная, эмоционально-выразительная с широкой лексикой (Ф2); 14) речь деловая, сопряженная со сложным профессинально-лексическим планом (Ф3); 15) мимические, пантомимические, жестовые ансамбли (Ф4); 16) все тело, организм человека как целое (Ф5); 17) беспристрастное поведение как демонстрация единства аффекта и интеллекта (Ф6); 18) широкие интеллектуальные средства и базы знаний, используемые для решения масштабных практических и теоретических задач и конкретизации исполнительских усилий (Ф7); III. По характеру данная работа: 19) имеет строгий алгоритм - четко определен порядок действий, который нельзя изменять (АЛ); 20) имеет правила и алгоритм выполнения, но их можно подстроить под новые задачи (АН); 21) имеет ситуации неопределенности, такие трудовые ситуации, которые требуют построения нового порядка действий (Н); IУ. В данной профессии такая организация труда: 22) имеет место индивидуализированное выполнение трудовых заданий по достижению результата труда без оперативного, ситуативного взаимодействия с коллегами (ИН); 23) имеет место коллективное участие работающих с одновременным осуществлением ими трудовых действий по получению результата труда (К); У. В процессе выполнения данной работы человек является в основном: 24) исполнителем (ИС); 25) самостоятельно организует ход трудового процесса (планирует, распределяет нагрузку, изменяет способы работы) (ОС); 26) организатором активности других людей (О); УI. В данной профессии у человека имеются контакты: 27) немногочисленные, не отнимающие много рабочего времени (К1); 28) многочисленные (К2); 29) с посетителями, клиентами (К3); 30) с сотрудниками по работе (К4); 31) с группой людей, классом, аудиторией (К5); 32) с одними и теми же людьми (К6); 33) с меняющимся кругом лиц (К7); 34) с животными, растениями, микроорганизмами (К8); УII. При выполнении данной работы у человека имеет место ответственность: 35) материальная (за сохранение имущества, денег, других материальных ценностей) (МТ); 36) моральная (за воспитание, развитие людей) (МР); 37) за жизнь и здоровье людей, животных, растений и микроорганизмов (ЖЗ); 38) средняя, обычная (ОБ); УIII. Условия труда по преимуществу: 39) бытовые, работа в помещении (Б); 40) на открытом воздухе (ОВ); IX. Эта работа также связана: 41) с неожиданной опасностью или риском для жизни (Н1); 42) с возникновением сложных (возможно аварийных ситуаций), требующих от человека мгновенной оценки ситуации и быстрого выполнения необходимых действий (Н2); 43) с направленностью общения с правонарушителями, с людьми, имеющими психические и физические отклонения, аномальные состояния сознания (Н3); 44) с навязанными, вынужденными темпом и ритмом труда (Н4); 45) со значительными физическими нагрузками (Н5); 46) с длительным пребыванием в одном положении - неудобство от рабочей позы (Н6); 47) с ночными сменами (Н7); 48) с ненормальными, отличающимися от естественных, привычных, физико-химическими особенностями производственной среды (колебания давления, температуры, наличие вибрации, шума, испарений, других вредных факторов) (Н8); Х. По предмету труда эту деятельность можно оценить, если ответить на вопрос какой главный, ведущий тип мышления. Он оценивается самым высоким значением в 4 балла, а вспомогательные типы в порядке дальнейшего ранжирования, - значениями - 3, 2, 1, 0. 49) биономический тип, так как в поле зрения человека объекты живой природы (П); 50) технономический тип, так как человек имеет дело с неживыми (абиотическими) системами (Т); 51) социономический тип, так как предмет труда человека либо другой человек, либо группа людей, (Ч); 52) сигнономический тип, так как человек имеет дело со знаковыми системами (З); 53) артономический тип, так как человек работает в системах художественных образов (Х).
Список наименований профессий, включенных в ручную картотеку формул:
Составление формул лучше отражать в протоколе, а для практической работы необходимо составить картотеку. На каждой карточке с лицевой стороны отражается информация только об одном описании из приведенного выше списка - название специальности и формула. На обратной же стороне карточки можно фиксировать названия специальностей, сходных по содержанию с обозначенной формулой, а также другие важные для консультанта сведения.
2.11. Описание процесса профконсультирования. Задачи и содержание этапов процесса консультирования по вопросам профессионального развития клиента представлены в настоящем пособии в схематическом виде, поскольку его объем ограничен. При подготовке к профконсультации важно приспособить каждый этап для своего варианта консультативной работы. Как видно из содержания текста схемы, мышление психолога-профконсультанта носит гипотетический характер, и все развертывание совместных консультативных действий с клиентом строится на самостоятельном выдвижении ими гипотез (профессиоведческих, профконсультационных и профориентационных) и обоюдной их проверке в ходе сравнения между собой.
Схема организации консультативного процесса по вопросам профессионального развития клиента
Заключение. В настоящее время в “Общероссийском классификаторе занятий” введены такие названия специалистов по кадрам и профориентации как “инженер по подготовке кадров”, “инженер по профадаптации”, “профконсультант”, а среди руководителей подразделений (служб) управления кадрами и трудовыми отношениями - “начальник лаборатории социологии и психофизиологии труда”, “начальник отдела кадров”, “начальник отдела организации труда и заработной платы”, “начальник отдела подготовки кадров”, “менеджер в подразделениях (службах) управления кадрами и трудовыми отношениями”, - все перечисленные специалисты имеют дело с вопросами профессионального самоопределения и оказывают посильную помощь людям, декларирующим тот или иной запрос в этой области. Как показывает опыт выпускники вузов с базовым психологическим образованием часто трудятся на названных рабочих местах. Квалификационные характеристики указанных специальностей не предполагают использование психодиагностических материалов в работе с людьми. По этой причине психолого-профессиоведческая подготовка, которой посвящен данный курс, является основной.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |