Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инквизиция и галилей 3 страница




Католицизм не мог не отреагировать на появление протестантского движения. Появилось движение контрреформации. Участники движения остро ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была открытая борьба католицизма против протестантизма.

Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает в этом месте и общественный идеал: повсюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча — у общин, а не у князей.

Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал отношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он приезжает в конце 1524 г. еще раз в среднею Германию, в имперский город Мюльгаузен.Здесь он становится, сообща с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новоиспеченный «непреходящий, христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.Его проповеди гремели против роскоши, золота, его ключевой идеей было — кровавое истребление всех врагов Христа.

34. В чем заключалось значение сейма в Шпейере и Коньякской лиги в мае 1526 г. для реформаторского движения?

в германии движение затронуло города и земли. до 529г, до рейхстага в Шпейере князьям было позволено свободно выбирать себе религиозную партию(протестанты или католики). С 21г крал 5 вступает в войну с франциском 1 и ряд политич обстоятельств отвлекают его от внутр проблем в германии. Однако папа Адриан 6 явл наставником самого карла. И не поддерживал французскую линию. Но папы лавировали и поддерживали те политич силы которые были выгодны именно им. И папа Адриан не мог не видеть опасности реформации и постоянно напоминал карлу о том что нужно привести в реал решения вормского эдикта. Карл едва не вступает во Францию, в его руках оказ вся северная италия, сильно укрпеляет позиции. Посл закл комбрейского мира 29г может посвятить время делам внутри германи. К этому времени Адриан 6 умирает и приходит климент 7, котор стремится сблизиться с карлом, переходит на сторону императора. Эта передышка вызывает в 29 году в Шпейере созыв сейм с князьями католической партии, согласно вердикту всем нем князьям запрешено переходить из одной партии религиозной в др. однако протест князья 14 городов закл союз и договориваются в случае опасности со стороны католич партии выставить вооруженную силу. Лютер в это время пытается утвердить и призвать мир внутри страны

После освобождения Франциска I из испанского плена, он объявил о недействительности условий Мадридского договора. Ему удалось привлечь на свою сторону папу Климента VII, недовольного установлением гегемонии Испании в Италии. В результате в 1526 г. была сформирована анти-испанская Коньякская лига, в которую вошли Франция, Папское государство, Венеция, Флоренция и Франческо II Сфорца, герцог Миланский. Однако французский король не спешил направить свои войска в Италию. Хотя папско-венецианские войска отбили у испанцев Лоди, освободить Ломбардию им не удалось. В то же время император Карл V собрал новую армию ландскнехтов, которая двинулась в Среднюю Италию. Раздражённые отсутствием жалованья, ландскнехты 4 мая 1527 г. штурмом взяли Рим и подвергли город разграблению. Взятие Рима произвело шок в Европе. Папа был заточён в замке Сант-Анджело, престиж папства резко упал. Во Флоренции вспыхнуло антипапское восстание, которое изгнало Медичи и восстановило республику. Тем не менее Франциску I удалось несколько укрепить Коньякскую лигу, добившись присоединения к ней короля Англии.

Так началась вторая франко-испанская война, чудным образом серьезно повлиявшая на ход немецкой реформации.

 

35. Чем закончились политические интриги папского двора с французским королем Франциском 1 против императора, и что предпринял разгневанный Карл в мае 1527 г. против Рима?

до 529г, до рейхстага в Шпейере князьям было позволено свободно выбирать себе религиозную партию(протестанты или католики). С 21г карл 5 вступает в войну с франциском 1 и ряд политич обстоятельств отвлекают его от внутр проблем в германии. Однако папа Адриан 6 явл наставником самого карла. И не поддерживал французскую линию. Но папы лавировали и поддерживали те политич силы которые были выгодны именно им. И папа Адриан не мог не видеть опасности реформации и постоянно напоминал карлу о том что нужно привести в реал решения вормского эдикта. Карл едва не вступает во Францию, в его руках оказ вся северная италия, сильно укрпеляет позиции. Посл закл комбрейского мира 29г может посвятить время делам внутри германи. К этому времени Адриан 6 умирает и приходит климент 7, котор стремится сблизиться с карлом, переходит на сторону императора. наградить коннетабля, он назначил коннетабля начальником войск в Северной Италии, назначение почетное, но и не доставлявшее большие трудности и опасности. Карл отдал коннетаблю Бурбону (Он был родственником королевской фамилии, браком с Сусанной Бурбон, сестрою Карла VIII, он получил огромные земли в самой средине Франции. Ему принадлежали многие крепости, он имел свое войско, двор, сверх того занимал высшие должности после короля. Личные его способности соответствовали высокому положению. В битве Мариньянской значительную часть славы и успехов приписывали ему.) край, разоренный войной, отдал войско, составленное из наемников, которым нечем было платить жалованье. Одним словом, отдал те силы, которые были более опасны Испании, нежели полезны. В 26 г. коннетабль Бурбон еще удерживал своих солдат в повиновении, обещая им огромные контрибуции с герцогства Миланского. Но ропот возрастал, к концу 26 года коннетабль принял другую систему, он решился действовать сам, от себя, решился заменить королевство во Франции королевством в Италии. Он писал Карлу, что не в силах удержать наемников, что они хотят идти на Рим. Этому донесению противоречили иные факты, он приглашал из Испании новых ландскнехтов и протестантов. Опытный вождь ландскнехтов Георг Фрундсберг, бывший в Вормсе на соборе, привел большой отряд и привез с собой золотую цепь, на которой хотел повесить папу; ландскнехты шли с угрозами, их звал знаменитый полководец, они знали, за что будут воевать. В начале 27 г. коннетабль двинулся к Риму, он все еще уверял, что идет поневоле; но его влияние было велико, он шел не в качестве полководца Карлова, а как куниг средневековых народов; он хотел завоевать Среднюю и Южную Италию и мечтал о королевском венце Италии. Климент VII трепетал в Риме, папская армия шла рядом с коннетаблем, но не могла решиться на битву; неаполитанцы также не смели биться. В первых числах мая 1527 г. дружина Бурбона обложила Рим, он не стал тратить время и решился взять город приступом. Рано начался приступ, коннетабль один из первых взошел на стену и один из первых был убит. Смерть его скрыли на первое время, через час она сделалась известной, но город был уже в руках наемников.

36. Что было решено на Шпейерском сейме в апреле 1529 г. и в чем заключалась протестация лютеран?

С 21г крал 5 вступает в войну с франциском 1 и ряд политич обстоятельств отвлекают его от внутр проблем в германии. Однако папа Адриан 6 явл наставником самого карла. И не поддерживал французскую линию. Но папы лавировали и поддерживали те политич силы которые были выгодны именно им. И папа Адриан не мог не видеть опасности реформации и постоянно напоминал карлу о том что нужно привести в реал решения вормского эдикта. Карл едва не вступает во Францию, в его руках оказ вся северная италия, сильно укрпеляет позиции. Посл закл комбрейского мира 29г может посвятить время делам внутри германи. К этому времени Адриан 6 умирает и приходит климент 7, котор стремится сблизиться с карлом, переходит на сторону императора. Эта передышка вызывает в 29 году в Шпейере созыв сейм с князьями католической партии, согласно вердикту всем нем князьям запрешено переходить из одной партии религиозной в др. однако протест князья 14 городов закл союз и договориваются в случае опасности со стороны католич партии выставить вооруженную силу. Лютер в это время пытается утвердить и призвать мир внутри страны. В 530 г собирается сейм в Аугсбурге. Лютер надеется на то что сам бог просвятит императора. «Будем молиться, будем ждать». На нем были представлены приведенные в систему требования протестантов - перечень их основных артикулов-аусбурское вероисповедание автор филипп Милахтон. Протестантские князья и теологи подали протест на то, что было принято на Шпейерском сейме, по-этому они и называются протестантами. К протестации приложена теоретическая часть. В ответ подана конфутация - возражения, которые оспаривали теоретическую сторону протестантов. Если рассматривать с т зр теологич спора, то перевес лежал на ст протестантов, конфутация составлена неумело(ивон эк и какхлей). Протестанты должны были чувствовать себя победителями в этом споре, тем более католики приехали с ультиматумом. Требования были-протестантизм отвергнут и на договоре эти резолюции должны быть помечены красными чернилами. Партии сформ. Дело идет к военному столкновению и в 30г протестанские князья заключили Шмалькальденский союз(ф гессенский и иоанн саксонский). Это было сделано в то время, когда император был отвлечен Венгрией и турцией.Турки подступали к Австрии, даже к воротам Вены. Лютер добивался мира и действовал заодно с папством.

37. Турки перед Веной осенью 1529 г.

Весной 1529 года Сулейман собрал в Болгарии мощную армию. Он намеревался взять Венгрию под полный контроль и ослабить силы братьев Габсбургов. Численность его войск составила не менее 120 000 человек. Командование армией Сулейман принял на себя, и в апреле он назначил своего визиря, бывшего греческого раба Ибрагима-пашу, сераскиром и дал ему право отдавать приказы от имени султана. Турецкие войска выступили в поход 19 мая 1529 года, но с самого начала обстоятельства были против них. В ту весну шли особенно сильные дожди, в Болгарии началось наводнение, и вода размыла дороги. В грязи увязло множество пушек и верблюдов, которых пришлось бросить. 6 августа турки вошли на венгерскую землю. 18 августа к султану явился Янош Запольяи. Он засвидетельствовал Сулейману своё почтение и помог ему отбить у австрийцев несколько крепостей. 8 сентября турки захватили Буду.

Австрийцы готовятся к обороне. По мере продвижения турок гарнизон Вены готовился к осаде. Австрийцы знали, что турки их не пощадят — они убедились в этом после того, как последние вырезали весь австрийский гарнизон Буды. Фердинанд I срочно выехал в Богемию и попросил помощи у своего брата Карла V. Но тот был втянут в тяжёлую войну с Францией и не мог оказать Фердинанду значительной поддержки. Несколько испанских кавалерийских частей — вот и всё, что Фердинанд получил от брата. Маршал Австрии Вильгельм фон Роггендорф взял на себя руководство обороной Вены. Своим заместителем он назначил 70-летнего немецкого наёмника по прозванию Никлас граф Зальм, отличившегося в битве при Павии в 1525 году. Зальм прибыл в Вену во главе отрядов немецкихландскнехнов и испанских мушкетеров и сразу занялся укреплением городских стен. Он также приказал построить земляные бастионы, повелев сносить все дома, мешающие строительству.

Осада. Османская армия подошла к стенам Вены в конце сентября. Но положение турок было не из лучших. Природа была против них. В итоге под Вену турецкая армия подошла значительно ослабленной — в их стане свирепствовали болезни, многие солдаты были неспособны сражаться. И тем не менее Ибрагим-паша, встав под Веной, послал к осаждённым трёх богато одетых европейцев с предложением сдать город. В ответ Никлас Граф Зальм отправил к паше трёх богато одетых мусульман, без какого бы то ни было сообщения, что само по себе было ответом.

Началась осада. Турецкая артиллерия всё же принялась разрушать городские стены, но османские пушкари так и не сумели нанести сколько-нибудь значительный вред австрийцам. 11 октября прошёл особенно сильный ливень. Планы турок взорвать городские стены потерпели полный крах, и их шансы на победу стремительно таяли. У турок заканчивался корм для лошадей, росло число дезертиров, заболевших и умерших от лишений и ран. В тяжёлом положении оказались даже элитные янычарские части. Ибрагиму-паше ничего не оставалось, как отступить. 12 октября он созвал военный совет, на котором предложил предпринять последнюю попытку штурма. В случае успеха он пообещал солдатам увеличить их вознаграждение. Но и этот штурм был отбит. В ночь на 14 октября осаждённые услышали истошные крики, доносившиеся из вражеского лагеря — то турки выреза́ли всех пленных христиан перед тем, как отступить.

Заключение мира. После того как Фердинанд согласился передать османам стратегически важную крепость Эстергом 22 июня между Священной Римской Империей и Османами был подписан мирный договор. Фердинанд отказывался от претензий на венгерскую корону сохранив за собою лишь фактически контролируемую Габсбургами часть Венгрии за которые обязан был выплачивать ежегодную дань размером 30 000 дукатов. Контроль на границе между владениями Фердинанда и Запольяи выполнялся Османскими служащими. Особо унизительной было протокольное приравнивание Императора Священной Римской Империи к Садразаму(Великому Везирю), а не к главе Османского государства.

Последствия. Турецкое вторжение дорого обошлось обеим сторонам. Погибли десятки тысяч солдат и мирных жителей; тысячи людей были проданы в рабство. ЭпохаВозрождения стремительно шла вперёд, росла мощь европейских стран, а турки уже больше не могли продвигаться вглубь Центральной Европы. Начался длительный период упадка Османской империи.

38. Сейм в Аугсбурге и «Аугсбургское вероисповедание» (1530). Политическая атмосфера сейма. Основные темы статей «Аугсбургского вероисповедания».

Карл5 созвал в 1529 г, рейхстаг и добился восстановления Вормского эдикта 1521 по запрещении лютеранского вероучения. Лютеранские князья и города не подчинились и заявили протест (от этого произошло название «протестанты»).В 1530 г собирается сейм в Аугсбурге. Лютер надеется на то что сам бог просвятит императора. «Будем молиться, будем ждать». На нем были представлены приведенные в систему требования протестантов - перечень их основных артикулов «аугсбургское вероисповедание», в котором провозглашалось, что главой церкви является не папа, а светский владетель (князь)Упразднялись пышная католическая обрядность, почитание икон и мощей; вместо торжественной мессы вводилась простая литургия с проповедью пастыря.. автор филипп Меланхтон, сторонник лютера. Дело в том, что у Цвингли и Лютера были разные точкизрения нпо поводу таинства причастия. Лютер отверг учение Цвингли с характерным замечанием: «У нас иной дух, чем у вас!» Но среди немецких реформаторов нашелся один, который соединил оба направления: это и был Меланхтон.

Согласно Аугсбургскому интериму (1548 г.) католическое вероисповедание, хотя и несколько реформированное, должно было стать единственным в Германии. В первой части содержаться статьи о вере и учении(существует единое Божественное Существо, именуемое Богом, и воистину являющееся Богом, состоящее тем не менее из трех ликов, слитых в этом Божественном Существе, каждый из которых равно могуществен и вечен: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Все три — суть единое Божественное Существо, вечное, неделимое, бесконечное, обладающее безграничной силой, мудростью и благодатью, — единый Создатель и Вседержитель всего видимого и невидимого, после грехопадения Адама (Быт. 3) все естественно рождаемые люди зачаты и рождены во грехе, это означает, что все они с материнской утробы полны стремления и расположены ко злу и по природе своей не могут иметь ни истинного страха Божия, ни истинной веры в Бога и тд) Что касается догматов, то Лютер и его проповедники ставили выше всего начало благодати; а обряды и формы ни к чему не вели. Из таинств они признали только два: крещение и причащение, которому должно предшествовать покаяние и разрешение грехов, но оно достаточно без предварительной исповеди. он отменил латинские обряды и ввел народный язык; ввел в церковь песни особого рода поэзии, исключительно религиозного. Множество обрядов, употребительных в западной церкви, было отменено; в положении духовенства произошла великая перемена. Церковь перешла в зависимость от светской власти; но Лютер учил, что между богом и людьми нет другого посредника, кроме Иисуса Христа. Священники перестали быть посредниками между мирянами и богом; они назначались от светской власти или избирались общинами.

В ответ подана конфутация - возражения, которые оспаривали теоретическую сторону протестантов. Если рассматривать с т зр теологич спора, то перевес лежал на ст протестантов, конфутация составлена неумело(Ивон Экки Кахлей). Протестанты должны были чувствовать себя победителями в этом споре, тем более католики приехали с ультиматумом. Требования были- чтобы протестантизм был отвергнут и на договоре эти резолюции должны быть помечены красными чернилами. Партии сформ. Дело идет к военному столкновению и в 30г протестанские князья заключили Шмалькальденский союз(ф гессенский и иоанн саксонский). Это было сделано в то время, когда император был отвлечен Венгрией и турцией.Турки подступали к Австрии, даже к воротам Вены. Лютер добивался мира и действовал заодно с папством.

После того как в «Аугсбургском исповедании» оно само было догматизировано, превратившись в формулу конкордии (1577), сделало невозможным всякое соглашение с реформатами, совершенно уничтожив достижения Меланхтона, — немецкий протестантизм распался на лютеранское и немецко-реформатское исповедания, и то церковно-политическое расщепление Германии, которое привело к Тридцатилетней войне, завершилось окончательно.

39. Шмалькальденский союз (декабрь 1530 – март 1531 гг.).

 

в германии движение затронуло города и земли. до 529г, до рейхстага в Шпейере, князьям было позволено свободно выбирать себе религиозную партию(протестанты или католики). С 21г крал 5 вступает в войну с франциском 1 и ряд политич обстоятельств отвлекают его от внутр проблем в германии. Однако папа Адриан 6 явл наставником самого карла. И не поддерживал французскую линию. Но папы лавировали и поддерживали те политич силы которые были выгодны именно им. И папа Адриан не мог не видеть опасности реформации и постоянно напоминал карлу о том что нужно привести в реал решения вормского эдикта. Карл едва не вступает во Францию, в его руках оказ вся северная италия, сильно укрпеляет позиции. Посл закл комбрейского мира 29г может посвятить время делам внутри германи. К этому времени Адриан 6 умирает и приходит климент 7, котор стремится сблизиться с карлом, переходит на сторону императора. Эта передышка вызывает в 29 году в Шпейере созыв сейм с князьями католической партии, согласно вердикту всем нем князьям запрешено переходить из одной партии религиозной в др. однако протест князья 14 городов закл союз и договориваются в случае опасности со стороны католич партии выставить вооруженную силу. Лютер в это время пытается утвердить и призвать мир внутри страны. В 530 г собирается сейм в Аугсбурге. Лютер надеется на то что сам бог просвятит императора. «Будем молиться, будем ждать». На нем были представлены приведенные в систему требования протестантов - перечень их основных артикулов-аусбурское вероисповедание автор филипп Милахтон. Протестантские князья и теологи подали протест на то, что было принято на Шпейерском сейме, по-этому они и называются протестантами. К протестации приложена теоретическая часть. В ответ подана конфутация - возражения, которые оспаривали теоретическую сторону протестантов. Если рассматривать с т зр теологич спора, то перевес лежал на ст протестантов, конфутация составлена неумело(ивон эк и какхлей). Протестанты должны были чувствовать себя победителями в этом споре, тем более католики приехали с ультиматумом. Требования были-протестантизм отвергнут и на договоре эти резолюции должны быть помечены красными чернилами. Партии сформ. Дело идет к военному столкновению и в 30г протестанские князья заключили Шмалькальденский союз(ф гессенский и иоанн саксонский). Это было сделано в то время, когда император был отвлечен Венгрией и турцией.Турки подступали к Австрии, даже к воротам Вены. Лютер добивался мира и действовал заодно с папством.

 

40. Тридентский Собор. Его задачи и итоги.

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения.

Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. Собравшиеся там представители церкви разделились на две партии: непримиримую папскую и компромиссную императорскую. Папская партия осуждала догматику и ошибочные, еретические учения. Они отвергали любую возможность переговоров с протестантами на равных. Императорская партия желала рассмотреть причины еретических учений, причины деморализации духовенства. Они желали разрешить допускать к обсуждению многих важных вопросов светских лиц, провести переговоры с протестантами. Императорская партия была очень слаба, и Павлу III удалось навязать собору свою программу.

В это же время император Священной Римской империи Карл V одержал несколько побед в войне с протестантами-курфюрстами. Это могло усилить позиции императорской партии на соборе, заставить и папскую партию пойти на уступки. Такого поворота событий не желал Павел III. Чтобы не допустить этой ситуации, он решил лишить Карла V своей военной помощи и отозвал свои войска из Германии, прекратил финансовую поддержку императорских войск. Место заседания собора было перенесено в Болонью. Но не все его участники огласились с этим решением. Возникла ситуация, когда часть собора заседала в Тренто, а часть находилась в Болонье. При этом и та, и другая часть фактически бездействовали. Но в 1549 г. папа Павел III умер. Новым понтификом стал Юлий III. Император потребовал возобновления заседаний собора. Это было сделано в мае 1551 г., а в апреле 1552 г. собор вновь прекратил действовать. В январе 1562 г. Тридентский собор снова начал работать. Теперь речь на нем шла о том, чтобы реставрировать папство в духе «истинных начал католицизма» как единой религии. Ни о каких уступках протестантам не могло быть и речи.

Во всех католических странах должно было быть принято Тридентское исповедание веры: все духовные лица и профессора университетов обязаны были принести присягу. В ней говорилось о том, что приносящий ее полностью придерживается католического вероисповедания, его трактовки Священного Писания и других священных текстов, его таинства и обряды признаются во всей своей полноте единственно истинными. Собор принят в португалии венеции польше испании послужил причиной 30 летней войны.

Постановления Тридентского собора. В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собой в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным.

Из-за реформационного движения католической церкви необходимо было объединиться. Но в это время были уже довольно сильны национальные церкви, желавшие ограничить власть папства, поставить выше его решений решения соборов. Но собор посчитал, что единственной силой, способной объединить церковь, было именно папство. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству»[1].

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви — торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно был идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства). Укрепление папской власти Папа Пий V (1566—1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь». Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Еще на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Итоги Контрреформации. В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

 

41. Отличие учения протестантизма у Лютера, Цвингли, Кальвина.

То, что, следовательно, отрицает протестантизм, есть учение об оправдании делами: ни одно деяние не обладает искупительной силой; Все угодные Церкви поступки, даже самое крайнее отречение от мира, могут совершаться с большим тщанием, и все-таки человек внутренне может остаться тем, что он есть; они поэтому не имеют религиозной ценности. Религиозное деяние заключается в нравственном возрождении, в изменении образа мыслей и сердца, состоящем в вере — вере в оправдание через Христа, а не через Церковь. Позитивное положение протестантизма таково: «Только вера делает блаженным».

Вера эта не есть деяние, могущее быть совершенным и заслуженным по произволу человека, а есть акт Божественной благодати, нисходящей на человека и не зависящей от догм Церкви, которые являются человеческим делом. Таким образом, Реформация возвращается к источникам христианской веры и христианской религии для того, чтобы вновь восстановить само христианство из этих его первоначальных истоков; Реформация, в противоположность догматическим положениям Церкви, опирается на Священное Писание как свидетельство о Божественном откровении, на учение апостолов, в особенности ап. Павла, впервые разбившее ярмо закона и законных деяний и возвестившее о спасении через веру, на учение Отцов Церкви, и в особенности на учение Августина, осветившее человеческую греховность в ее полном объеме — как деяние и потерю свободы — и поместившее в центре христианского вероучения именно ту неотъемлемую, присущую человече­ской природе вину, которую Церковь сделала предметом торгов­ли. Не денежная жертва, а жертвование человеческим сердцем и его эгоизмом ведет к спасению. В этом заключалась тема «Немецкой теологии», которую Лютер именно поэтому ценил наравне с Библией и Августином. Каждый должен жертвовать самим собой, своим собственным греховным сердцем: в этом состоит всеобщее священство христианского народа в противоположность рукоположенному священству Церкви и священству таинства; отсюда вытекает и отрицание Реформацией иерархии и ее прославления в культе, в особенности в культе Святого Причастия; поэтому преобразование учения о Таинствах, прежде всего учения о Таинстве Причастия, очищение и упрощение культа является для Реформации главным предметом, одной из самых важных задач, даже ее исходным пунктом, ее простейшим и самым осязаемым началом. Таинство причащения — вершина культа, культ — подлинная родина народной религии, поэтому-то реформа культа является самым непосредственным и действительным преобразованием религиозной жизни народа.

Таковы главные положения, признаваемые христианским протестантизмом; в них солидарны друг с другом великие реформаторы Лютер, Цвингли и Кальвин: это вера в Священное Писание, учение Павла, учение Августина, очищение культа и преобразование учения о Таинстве Святого Причастия. Пунктами разногласия между ними являются в учении Августина — предопределение, а в учении о Таинстве Святого Причастия — вопрос о действительном присутствии Христа. Учение о Божественном предопределении во всей его строгости и последовательности, на которую не отваживался даже Августин, обосновывает Кальвин. Кальвин отрицает идею о транссубсациации, признает только символическое значение вина и хлеба. Учение о Таинстве Святого Причастия в его символическом смысле, исключающем всякого рода пресуществление как магическое, так и мистическое, уста­навливает Цвингли. Цвингли современник лютера. В отличии от Лютера получил образование в духе ренессанса, знал дервние языки. С ним реформация стала более национальное дело нежели религиозное. Несмотря на борьбу, делавшую объединение против общего врага настоятельной необходимостью, век Реформации не смог сгладить этих разногласий и помешать распадению протестантизма на лютеранское и реформатское исповедания. Ведет к ослаблению, спорам, несогласиям и тд. То и другое имеет значение как ступени развития христианства. 1 ступень-с наступление реформации заканчивается 2я-до сих пор продолжается




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.