Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что значит махру-аль-мисль?В каких случаях он полагается?




Какими качествами определяется равенство между женихом и невестой?

Соответствие статуса жениха статусу невесты определяется с учетом следующих шести критериев:

1) Родовитость (насаб). Если невеста является знатной по происхождению, принадлежащей к почетному роду, то жених тоже должен быть таковым. Например, невеста из рода Юсуповых соответствует жениху из рода Измайловых.

2) Предки-мусульмане. Жених, принявший ислам и не имеющий предков мусульман, не соответствует мусульманке, отец и деды которой являются мусульманами. Мусульманин, имеющий одного предка мусульманина, т.е. отца, соответствует мусульманке, имеющей только отца в исламе. Если у мусульманина отец и дед являются мусульманами, тогда он будет соответствовать мусульманке, обладающей большим количеством предков-мусульман.

3) Ремесло или профессия. Дочь человека, имеющего благородную профессию, не соответствует жениху, занимающемуся унизительным ремеслом. Главным критерием, определяющим благородство и низость профессий, являются обычаи и устои той местности, где проживают жених и невеста.

4) Свобода. Раб не соответствует свободной женщине.

5) Религиозность. Религиозность определяется богобоязненностью, благочестием и праведностью. Поэтому греховность и безнравственность жениха может причинить боль и страдание религиозной невесте и ее семье, которые в свою очередь имеют полное право отменить брак по причине подобного несоответствия. Грешник не соответствует благочестивой, грешник соответствует только грешнице.

6) Благосостояние. Под благосостоянием подразумевается способность жениха выплатить невесте весь брачный выкуп (махр) и способность содержать ее первый месяц. Тот, кто сможет это выполнить, считается соответствующим невесте по категории благосостояния.

Права соответствия совместно принадлежат невесте и ее опекуну. Поэтому, если невеста, отказавшись от своих прав, соглашается выйти за того, кто ей не соответствует, а ее опекун не согласен с этим, брак считается опротестованным. То же самое происходит, если опекун согласен с несоответствием, а невеста нет. Соответствие (кафа’а) учитывается только в начале бракосочетания, и, если несоответствие произойдет во время супружеской жизни, права на расторжения брака за невестой и ее опекуном не закрепляются.

Махр – это определенное имущество или сумма денег выплачиваемое жене в связи с заключением брака.

Выплата махр является обязательным.

Хукм – ваджиб. (Сура Ан-ниса, 4 аят)

Выплата махра обязательно по двум причинам:

1) заключение брака

2) интимная близость произошедшее во время действительного брака.

Выплата махра во время заключения брака или соглашение о выплате махра не является необходимым условием действительности брака. В соответствии брак действительный без упоминания махра действительный, но муж обязан выплатить махр.

Размер махра:

Махром может быть любое имущество, которое имеет цену(учеба, поездка и т.д.)

Минимальный размер 10 дирхамов = 1 динар = 4,45 гр.золото

Максимальный размер махра не ограничен.

Пророк Мухаммад (с.г.с.) когда заключал брак со своими женами, он платил 400

дирхамов. Порицается не обговаривать размер махра при заключение брака.


Существует 3 вида махра:

а) Махр аль-му`адджаль — его размер оговаривается во время или до заключения брака и выплачивается невесте заранее.

б) Махр аль-му`авваль — его размер обсуждается также во время или до заключения брака и выплачивается уже после свадьбы.

в) Махр аль-мисль: — махр, не оговорённый во время или перед заключением брака из-за забывчивости или незнания. Он выплачивается супруге в том размере, который даётся обычно женщинам похожего социального положения и возраста.

Рассматривается родственница со стороны отца, со стороны схожими с невестой качествами такими как:

- возраст

- образование и т.д.

А если подобные ей родственницы со стороны отца отсутствуют, то любая женщина с этими качествами, которая равна по социальному статусу семье отца невесте.

Махр - мисль выплачивается, если махр не был обговорен во время заключения брака или после заключения брака и произошло развод или смерть супруга или договоренность была неправильной (о махре) или же супруги договорились о не выплате махра. Сюда не входит, если жена обратно даст мужу махр – то выплачивается махр - мисль, потому что договоренность была неправильная. Если окажется, что брак не действителен (фэсид) при этом произошло интимное отношение, то по мнению Абу Ханифы выплачивается махр - мисль, если даже махр был обговорен.

 

13. Перечисли три вида развода? Какими правами обладает женщина в после разводный срок(идда)?

Виды разводов:

1. С точки зрения произносимой фразы: развод посредством однозначной фразы и развод посредством намека.

К первому виду относится развод, при котором произносится однозначная формула развода. Женщина считается разведенной, как только мужчина произнесет такую фразу, даже если при этом у него нет намерения разводиться, — например, он говорит: «Ты разведена» или: «Ты для меня запретна».

Намеком считается любая фраза, которая может указы­вать как на развод, так и на что-то другое, и которую люди обычно не используют для указания на развод. Например, мужчина говорит: «Иди к своей семье», или: «Уходи», или: «Ты свободна». Женщина считается разведенной, только если он произнес подобную фразу с намерением дать ей развод.

Развод, который дается отсутствующей по каким-либо причинам женщине в письменной форме, считается дей­ствительным, хотя мужчина ничего не говорит вслух, по­тому что это такой же способ выразить свое желание, как и слова. Если мужчина отправляет к женщине посланца, чтобы через него передать ей, что она разведена, развод считается действительным. Глухонемой, а также человек, который не может говорить по тем или иным причинам, может дать жене развод посредством понятного окружаю­щим знака. Такой развод считается действительным, хотя мужчина ничего не говорит вслух, поскольку с помощью знаков он выражает свое желание развестись с женой.

Развод бывает однократным, двукратным и трехкрат­ным.

2. С точки зрения Сунны и нововведения: развод, соответствующий Сунне, и развод, который считается нововведением.

а) Развод, соответствующий Сунне, — это когда мужчина дает жене однократный развод по серьезной причине в пе­риод чистоты, в который он еще не вступал с ней в половую близость, и при этом женщина не беременна. Если эти ус­ловия (или одно из них) не соблюдаются, развод считается действительным, но при этом он запрещен (харам) и даю­щий такой развод берет на себя грех.

б) Развод, который считается нововведением, — это раз­вод, нежелательный с точки зрения Шариата и противоре­чащий Сунне Пророка (с.а.в.), или развод, осуществляемый не так, как он должен осуществляться по Шариату, например, развод в период менструации или беременности жены. Од­нако, несмотря на противоречие Шариату, такой развод считается действительным, хотя и запретным, по мнению большинства ученых.

3. С точки зрения возможности возвращения жены: развод, после которого возможно возвращение жены, и окончательный развод.

1) Неокончательный развод – это развод, после которого возможно возвращение жены, т.е. мужчина может вернуть жену независимо от ее желания без заключения нового брака, если ее ‘идда еще не истекла (то есть однократный и двук­ратный, неокончательный развод, после которого он воз­вращает жену до истечения ‘идды). Если же ‘идда женщи­ны после однократного или двукратного развода истекла, то развод становится окончательным, и мужчина может вернуть жену только одним способом — заключить с ней новый брак.

2) Окончательный развод:

а) малый окончательный развод – это развод, после ко­торого мужчина может вернуть жену путем заключения нового брака на основании нового махра.

б) большой окон­чательный развод – это развод, после которого мужчина не может вернуть жену до тех пор, пока она не выйдет за­муж за другого (при этом их брак должен быть действи­тельным) и новый супруг не вступит с ней в половую связь.

4. С точки зрения времени осуществления: развод, осуществляемый сразу, развод, связанный с определённым условием, и развод, связанный с определённым периодом времени в будущем.

1) Развод, осуществляемый сразу, — это развод, при кото­ром муж говорит жене: «Ты разведена» или: «Я даю тебе развод», после чего развод считается осуществленным и влечет за собой все те последствия, которые обычно влечет за собой развод – при условии, что мужчина имеет право давать развод, а женщина относится к числу тех, кому дан­ный мужчина может дать развод.

2) Развод, связанный с определенным условием — это раз­вод, связанный с событием, которое должно произойти в будущем. Произнося формулу развода, мужчина добавляет свое условие, используя слова «если», «когда», «как толь­ко» и так далее. Например, мужчина говорит жене: «Если ты войдешь в дом такого-то, ты разведена». В этом случае женщина считается разведенной сразу после того, как про­изойдет указанное событие, в зависимость от которого был поставлен развод, по мнению всех четырех мазхабов.

3) Развод, связанный с определенным периодом времени в будущем, – это когда мужчина говорит жене: «Ты разве­дена с завтрашнего дня» или: «Ты разведена с начала тако­го-то месяца» или: «Ты разведена с начала такого-то года». С наступлением указанного периода женщина считается разведенной – при условии, что мужчина имеет право да­вать развод, а женщина относится к числу тех, кому данный мужчина может дать развод.

Желательно, чтобы развод был дан при свидете­лях – таково мнение большинства ученых.

‘Идда – это период выжидания для разведенной женщины или вдовы, до окончания которого она не имеет права снова выйти за­муж. ‘Идда нужна для того, чтобы определить, беременна женщина или нет. Кроме того, ‘идда является поклонением (то есть исполнением веления Всевышнего), а также выра­жением горя женщины в случае кончины мужа.

Смысл предписания соблюдать ‘идду – успеть опреде­лить, беременна женщина или нет, до того, как она вновь выйдет замуж, чтобы знать точно, от кого у нее ребенок. В прошлом не было иных способов выявить беременность и установить отцовство.

‘Идду обязана соблюдать каждая женщина после смер­ти мужа, развода с ним или расторжения брака – даже если она бесплодна и не может иметь детей в силу преклонного возраста – потому что у ‘идды есть другие предназначе­ния, кроме определения беременности.

Содержание женщины, соблюдающей ‘идду:

1. Муж обязан содержать женщину, соблюдающую ‘идду после неокончательного развода – таково согласное мне­ние ученых – потому что она приравнивается к жене.

2. Муж также обязан содержать разведенную жену, если она беременна, поскольку Всевышний сказал: «Если они беременны, то обеспечивайте их, пока они не разрешатся от бремени».

3. По мнению ханафитов, мужчина обязан содержать бывшую жену, соблюдающую ‘идду после окончательного развода, поскольку она соблюдает ‘идду из-за него, то есть потому, что это ее обязанность перед ним. Ханбалиты счи­тают, что в этом случае мужчина не обязан содержать ее. Маликиты и шафииты считают обязательным предостав­ление ей жилья, поскольку Всевышний сказал: «Поселяйте их там, где вы живёте сами — по вашему до­статку».

4. Вдове не полагается содержание — таково соглас­ное мнение ученых (иджма‘) – потому что супружество закончилось с его смертью, однако маликиты считают обя­зательным предоставление ей жилья, если дом, в котором жили супруги, принадлежал мужу или же он арендовал его и заплатил за аренду перед смертью.

14. Какие виды идда предписаны следующим категориям женщин:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.