Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая мысль и школа второй половины 18 века в России




Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании. Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей – сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру. Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых. Уровень образовательного процесса в Воспитательном доме был высок; учреждение пользовалось популярностью в городе, поэтому неслучайно именно при нем открылись «французские классы» для подготовки будущих гувернанток.

В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц.

Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины. В 1765 году в Петербурге была открыта первая в России общественная школа для женщин – Смольный институт. До этого девушки воспитывались в семьях, монастырях или частных пансионах.

В 1779 году на деньги Прокопия Акинфиевича Демидова открыто Московское Коммерческое училище для детей купцов и разночинцев.

В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую – «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института. До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. Школьная реформа1780 – годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения.


Развитие педагогической мысли в России во второй половине 19 века (Н.А. Корф, Бунаков, Тихомиров)

Наиболее значительное развитие педагогической мысли в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX века. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. Формируется педагогическая журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические журналы.

В ноябре 1855 года были приняты новые правила поступления и обучения в университетах, где отменялись ограничения числа поступающих в университеты. Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студенты настаивали на праве создания независимых корпораций. В 1856 году восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой новых школьных уставов. На работу комитета повлияла деятельность Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского. В июне 1863 года утвержден новый университетский устав. Университеты получили более широкую автономию, управление университетом передавалось Советам профессоров. Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием для поступления в гимназии становится имущественное положение. Ученики были обязаны вносить плату за обучение.

От платы освобождались дети малоимущих родителей. В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. Д.А.Толстой министр просвещения с 1866 по 1880 гг. был главой Священного синода. Он урезал автономию университетов, стремясь установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями. Произошли изменения, послужившие толчком к развитию женского образования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран, наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.

В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого идет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников, студентов и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительно власти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе образования позволяет нам судить о высокой развитости ведущих педагогов, которые и разрабатывали данные совершенствования.

Н.Ф. Бунаков — педагог, разделявший принципы органической связи школьного дела с народной жизнью, внимания к ученику и доверия к личности и труду народного учителя Характерным, «неоспоримым мотивом жизни современного человека является его национальная особенность: сознавать себя гражданином известной страны и стремиться к пользе своего отечества как к личной выгоде — одно из тех почтенных качеств, которого никто не станет оспаривать. «Школа... должна поддерживать в своих учениках чувство народности», — формулировал ученый, подподчеркивая значимость в воспитании народного чувства преподавания родной природы, отечественной географии, истории, родного языка и литературы. Идеалом возможно воздействовать на души детей, и нет в этом ни плохого, ни неразумного, — считает педагог-просветитель. Ученик и учитель в народной школе. Эти проблемы интересовали Н.Ф. Бунакова. Школа должна уже с первых дней приятия учащихся делаться для них «серьезным», «интересным, занимательным» делом. Ученик не просто трудится, усваивая новый для себя опыт, но трудится самостоятельно. Размышляя о бытии ученика и учителя в школе, Н.Ф. Бунаков приходит к уже отмеченному в отечественной педагогике взгляду народную школу как на нечто целостное и нравственное — живое одновременно. Условием поддержания нравственного «склада школьной жизни» является знание учителем жизни каждого из его учеников. Завершим обращение к наследию Н.Ф. Бунакова его мыслью о ненужности или даже вредности использования в школе «наказаний и наград». Наказания и награды дурно влияют и на ученика, и на учителя. «Возвышенным» и «благотворным» идеалом (отечество, добро, совесть, труд, люди и в этом вся человеческая вселенная) осмысление и развитие детской духовности, воспитание чувства соборности в душе человека (соборности, сберегающей право личности своей волей к Богу вопрошать и отвечать), представление перед детьми жизни как серьезного, самостоятельного духовного действия-подвига (учение как аналог такой жизни), доверие и следование детской душе в ее желании радостно, с интересом всматриваться в созданный Богом мир; бытие школы как живой соборной духовности (учителей и детей), которая следует правилам, но подчиняется только сердцу — учителя и ребенка; взгляд на учителя как живое явление русской культуры (и науки, в частности); осмысление образования ученика через призму абсолютных ценностей — эти идеи привнес в отечественную педагогику Н.Ф. Бунаков.

.


Система образования в Западной Европе в период Реформации и Контрреформации. Система иезуитского воспитания

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения и католической ортодоксии. Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез светскому гуманизму педагогики Возрождения. В отличие от римско-католической церкви, исповедовавшей истину как неизменное отражение божественного провидения, Реформация предполагала дополнить божественные по своему происхождению истины.

Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики. По сути, Реформация смыкалась с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.

В движении Реформации прослеживались умеренные и радикальные течения. Лидер последнего Томас Мюнцер (1490 - 1525) выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению. Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке. Перевод Катехизиса был сделан самим Лютером. Воспитание в учебных заведениях элементарного образования происходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских). Клерикализм являлся существенным тормозом в развитии школьного образования.

В школах не было и намека на физическое воспитание. На детей постоянно сыпались удары. Секли всех без исключения. В школах элементарного обучения царило словесное мнемоническое обучение.

Учебных пособий, разработанных специально для детей, фактически не было вплоть до XVI в. Распространение элементарного образования шло медленно и трудно. Элементарное образование можно было получить только в городах. В сельской местности царило невежество. Полное начальное образование было доступно лишь верхушке общества. Значительная часть детей не получала даже начатков образования. Учебные заведения повышенного общего образования XV - первой трети XVII в. генетически так или иначе были связаны с предшествующими городскими и церковными школами.

Борьба за единство веры повысила интерес к школе как аппарату воспитания масс не только в протестантском реформационном движении, но и в пришедшем ему на смену католическом, с конца 50-х годов XVI в. в качестве противостоящей лютеранству силе выступила Контрреформация. Католическая реакция была направлена не только против реформационных религиозных движений, но и против светской гуманистической культуры. Основатель ордена иезуитов, хорошо образованный испанский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лойола (1491-1556), исходя из уже имеющейся в истории практики, полагал, что успеха в отстаиваемом им деле можно добиться через всеохватывающую просветительскую деятельность. Контрреформация стала создавать в европейских странах общедоступные бесплатные начальные школы. А с целью привлечения к себе господствующих классов она развернула активную деятельность и в направлении средней и высшей школы. Иезуитская система воспитания, завоевав большую популярность, просуществовала довольно длительное время. Многие ее элементы сохранились в школах западных стран и сегодня. Интерес в их системе обучения и воспитания представляли такие методы, как межклассное и внутриклассное соревнование, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и многое другое. То все это сочеталось у иезуитов с изощренной системой лежки и игрой на человеческих страстях, авторитаризмом и формализмом. Развивая фанатическую преданность римско-католической религии, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области образования, оказалась по сути своей реакционной, уводящей человека от идеала саморазвивающейся творческой личности.

В своем роде только Возрождение стало уникальнейшей из эпох, поднявшей человека на небывалую высоту. По-своему интерпретирующий античный взгляд на развитие и воспитание человека, гуманизм Возрождения оказал значительное влияние на определение типа воспитания в новое время. В рамках одного и того же исторического периода Возрождение и Реформация по-разному определяли взаимоотношение индивида и общества. Если гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпоха Просвещения, то в основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. И если гуманисты стремились путем воспитания властвовать над умами людей, то реформаторам церкви удалось при помощи воспитания властвовать над самими людьми. К концу XVI в. гуманистическое мировоззрение было почти полностью оттеснено идеологией Реформации и возродилось лишь в эпоху Просвещения.

Боевым органом контрреформации стал Орден иезуитов ("Общество Иисуса"). Этот орден был основан Игнатием Лойолой в 1540 г. Иезуиты в отличие от монахов других орденов жили в миру, нередко являясь политиками, дипломатами, придворными, воспитателями и учителями, врачами.
Борьбу против Реформации в Испании возглавлял сам король Филипп II.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.