Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть А




По русскому языку.

Полезные советы для успешного выполнения заданий ЕГЭ

 

Задание А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Ученик должен знать орфоэпические нормы русского языка.

Помните: подвижность русского ударения создаёт объективные трудности при выполнении этого задания.

 

Задание А2. Употребление паронимов.

Ученик должен знать, что такое паронимы; уметь разграничивать лексические значения слов, входящих в паронимическую пару; понимать, с какими словами сочетается каждый из паронимов.

Алгоритм выполнения задания:

· внимательно прочитайте все предложения;

· определите лексические значения каждого из слов-паронимов путём подбора синонимов и антонимов или учёта того, с какими словами может сочетаться каждый из них;

· укажите правильный ответ.

 

Задание А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Ученик должен найти ошибки в образовании и употреблении

1. падежных форм имён числительных;

2. числительных полтора, полтораста;

3. собирательных числительных, в том числе числительных оба, обе;

4. сравнительной и превосходной степени имён прилагательных и наречий;

5. именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных;

6. форм повелительного наклонения некоторых глаголов.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, к какой части речи относится данное слово.

2. Если это имя числительное, помните о том, что

· у сложных количественных имён числительных склоняются обе части;

· при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово;

· числительное оба употребляется с именами существительными мужского и среднего рода, а обе – женского рода;

· собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) употребляются с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных, парные предметы или имеющие форму только множественного числа.

3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения. Помните: нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

4. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования

· форм повелительного наклонения;

· форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса –НУ-.

5. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования

· форм именительного падежа множественного числа;

· форм родительного падежа множественного числа.

6. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён числительных, прилагательных, существительных и глаголов, выберите правильный ответ.

 

Задание А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Ученик должен найти грамматически верное продолжение предложения, зная правила построения предложений с деепричастными оборотами.

Помните, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. При этом основное и дополнительное действия должны производиться одним лицом или предметом.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматическую основу каждого предлагаемого в задании предложения.

2. Определите, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.

3. Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом – сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.

 

Задание А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксических норм).

Ученик должен найти грамматическую ошибку (нарушение синтаксических норм) в предложении

1) с однородными членами;

2) с причастными оборотами;

3) с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов;

4) с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки и непроизводным предлогом по, употреблённом в оборотах речи по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;

5) с двойными союзами не только…но и; как…так и;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов: все, кто…; те, кто…; никто из тех, кто…

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте все данные предложения.

2. Вспомните возможные типичные грамматические ошибки при построении предложений.

3. Определите, какая из типичных грамматических ошибок допущена при построении одного из предложений.

4. Выберите правильный ответ.

Задание А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Ученику следует знать условия, при которых нельзя произвести замену придаточного определительного причастным оборотом.

Алгоритм выполнения задания:

1) Определите, с предлогом или без предлога употребляется в придаточной части слово который:

· если слово который употреблено с предлогом (например: с которым, у которого и т.д.), то замена невозможна;

2) если слово который употребляется без предлога, то найдите в придаточной части глагол – сказуемое и определите его наклонение (условное или изъявительное):

· если глагол – сказуемое употреблён в условном наклонении (хотел бы, узнал бы и т.д.), то замена невозможна;

3) если глагол – сказуемое употреблён в изъявительном наклонении, то определите его время:

· если глагол употреблён в будущем времени, то замена невозможна;

4) если глагол – сказуемое употреблён в форме прошедшего или настоящеговремени, то следует выяснить, есть ли в главной части указательные словатакая, такой, такое, такие, тот, та, то, те:

· если указательные слова есть, то замена невозможна.

Таким образом, придаточное предложение нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом, если:

1) перед союзным словом есть предлог;

2) в придаточном предложении имеется глагол в условном наклонении;

3) в придаточном предложении есть глагол в будущем времени;

4) в главной части есть указательные слова.

 

 

Задание А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в тексте?

Ученик должен уметь видеть и понимать смысловую и композиционную целостность текста, определять правильную последовательность предложений в нём.

Чтобы не ошибиться при выполнении этого задания, нужно очень внимательно, вдумчиво прочитать предлагаемый текст.

Алгоритм выполнения задания:

1. Аналитически прочтите текст, последовательно подставляя на место пропуска каждый из предложенных вариантов его начала.

2. В случае неудачного подбора пропущенного предложения вы сразу почувствуете логическое несоответствие.

3. Если на место недостающего предложения подходит сразу несколько вариантов ответа, помните о том, что в первом предложении текста обычно обозначена его основная тема, поэтому последующие предложения должны быть её логическим развитием.

4. Особое внимание обратите на второе или третье предложение данного текста, так как в них, как правило, присутствуют слова, тематически связанные или даже повторяющиеся с теми, которые использованы в том единственно правильном варианте начала текста, что вам необходимо найти.

 

Задание А8. Какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в … предложении текста?

Ученик должен уметь выбрать из предложенных средств связи подходящее по смыслу вводное слово или союз, при помощи которого указанное предложение связывается с предыдущим.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно вчитайтесь в текст.

2. Путём последовательного подбора предлагаемых средств связи установите логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует. Этот приём поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска.

 

Задание А9. Какие слова являются (не являются) грамматической основой в предложении? Какое из слов является подлежащим (сказуемым) в одном из предложений?

Ученик должен знать способы выражения подлежащего и сказуемого; уметь правильно выделять грамматическую основу (грамматические основы) в указанных предложениях.

Алгоритм выполнения задания:

1. Найдите в предложении подлежащее.

2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова: рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден, надо, нужно, необходимо; являться, казаться, стать, становиться, сделаться, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение, тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побывать на конференции. Мой брат стал экономистом. Надо мыть руки перед едой.

3. Соотнесите найденные главные члены предложения с предлагаемыми вариантами.

4. Выберите правильный ответ.

 

Задание А10. Укажите верную характеристику … предложения текста.

Ученик должен знать, что такое простое осложнённое предложение, что такое сложное предложение; виды сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное; уметь отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите количество грамматических основ в данном предложении:

· если одна грамматическая основа, то предложение будет простым. Простое предложение будет осложнённым, если в нём есть однородные члены, обособленные второстепенные члены; слова, грамматически не связанные с членами предложения;

· если несколько грамматических основ, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой части сложного предложения:

· если на границе частей нет союзов, а есть только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;

· если на границе частей находится сочинительный союз, предложение сложносочинённое;

· если одна из частей сложного предложения начинается с подчинительного союза или союзного слова, предложение сложноподчинённое.

Чтобы правильно определить вид союзного сложного предложения, повторите тему «сочинительные союзы». Они употребляются в сложносочинённых предложениях или соединяют однородные члены.

 

Задание А10. Укажите предложение, в котором есть личное местоимение (другая часть речи).

Ученик должен знать морфологию (части речи), уметь определять принадлежность слова к той или иной части речи.

Алгоритм выполнения задания:

Чтобы правильно определить, к какой части речи относится данное слово, надо

1) задать к слову вопрос;

2) обратить внимание на морфемный состав слова (часто суффикс может подсказать, какая перед нами часть речи);

3) восстановить словообразовательную цепочку (определить, от какого слова было образовано данное).

 

Задание А12. Укажите верное значение слова … из предложения ….

Ученик должен знать, что лексическое значение многозначного слова можно определить только в контексте; уметь выбирать самое точное лексическое значение указанного слова из числа предложенных.

Алгоритм выполнения задания:

1) внимательно прочитайте задание;

2) найдите указанное предложение;

3) включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;

4) вслушайтесь в новое звучание и значение предложения;

5) определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента свою смысловую цельность:

· если предложение не потеряло своей смысловой цельности – ответ верен;

· если смысл предложения изменился – ответ верен.

 

Задание А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н (две буквы Н)?

Ученик должен знать тему «Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи» (Н и НН в суффиксах полных и кратких имён прилагательных, образованных от имён существительных; Н и НН в суффиксах полных и кратких отглагольных прилагательных и страдательных причастиях; Н и НН в суффиксах имён существительных и наречий, образованных от прилагательных и причастий).

Чтобы выполнить без ошибок данное задание, нужно применить следующий алгоритм:

1) определить, к какой части речи относится слово с пропуском буквы;

2) применить правило правописания Н и НН в суффиксе данной части речи.

 

Задание А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Ученик должен знать правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.

Алгоритм выполнения задания:

1) внимательно прочитайте каждую строку и найдите слова с чередующейся гласной в корне (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор, лаг – лож, бир – бер, пир – пер, дир – дер, тир – тер, мир – мер, блист – блест, стил – стел, жиг – жег, чит – чет, кас –кос, раст – ращ – рос, скак – скоч, мак – мок, равн – ровн). Вычеркните строки со словами с чередующимися гласными, так как они не будут являться правильным ответом;

2) к оставшимся словам подберите проверочные, помня о том, что среди них могут быть словарные слова, безударная гласная в которых требует запоминания;

3) если вы нашли строку, в которой есть словарное слово, то можете её вычеркнуть, так как она не будет являться правильным ответом;

4) если к каждому из слов в строке вам удалось подобрать проверочное, в котором неясный гласный звук попал под ударение и отчётливо слышится, то вы нашли правильный ответ.

 

Задание А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква …?

Ученик должен знать следующие орфографические правила:

· правописание приставок на –З и –С;

· правописание приставок ПРЕ и ПРИ;

· правописание И и Ы после приставок;

· правописание разделительных Ъ и Ь.

 

Задание А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква …?

Ученик должен знать правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Алгоритм выполнения задания:

1) Выясните, в какой морфеме пропущена буква: в окончании или в суффиксе.

2) Если гласная буква пропущена в окончании, то по неопределённой форме глагола установите его спряжение:

· в личных окончаниях глаголов первого спряжения пишутся гласные Е, У;

· в личных окончаниях глаголов второго спряжения пишутся гласные И, А (Я).

3) Если гласная пропущена в суффиксе, то проанализируйте характер орфограммы:

· пропущена гласная в суффиксах причастий ущ, ющ, ащ, ящ, им, ем (ом).

· пропущена гласная перед суффиксом причастий вш, нн.

4) Правописание суффиксов причастий ущ, ющ, ащ, ящ, им, ем (ом) зависит от спряжения исходного глагола:

· в причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы ущ, ющ, ем(ом);

· в причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы ащ, ящ, им.

5) Правописание гласной перед суффиксами причастий вш и нн зависит от того, на ать – ять или ить – еть оканчивается неопределённая форма исходного глагола:

· если исходный глагол оканчивается на ать или ять, то перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени сохраняется гласная а(я);

· если исходный глагол оканчивается на ить или еть, то перед нн пишется только е;

· перед суффиксом вш сохраняется та же гласная, что и перед окончанием ть в неопределённой форме.

 

Задание А17. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква …?

Ученик должен знать правописание суффиксов

· имён существительных (ец, иц; инк, енк; изн, ин; ичк, ечк; ик, ек);

· имён прилагательных (ив, ев; лив, чив);

· глаголов (ива, ыва; ева, ова; И,Е перед ударным суффиксом ва).

Алгоритм выполнения задания:

1) Определите, к какой части речи (имя существительное, прилагательное, глагол) принадлежит слово с пропущенной буквой в суффиксе.

2) Примените нужное правило.

3) Выберите правильный ответ.

Задание А18. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно (слитно)?

Ученик должен знать правила слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ с разными частями речи; различия в употреблении частиц НЕ и НИ.

Следует помнить, что правила написания НЕ с разными частями речи можно сгруппировать следующим образом:

· НЕ с именами существительными, качественными прилагательными, наречиями на – О и – Е;

· НЕ с глаголами и деепричастиями;

· НЕ с причастиями.

Помните: частица НЕ отрицательная (если её убрать из предложения смысл изменится на противоположный); частица НИ усиливает отрицание (если её убрать из предложения, смысл его не изменится).

Алгоритм выполнения задания:

1) Определите, к какой части речи принадлежит слово с НЕ или НИ.

2) Вспомните и примените нужное правило.

3) Выберите правильный ответ.

Задание А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно (слитно)?

Ученик должен знать условия слитного, раздельного и дефисного написания наречий, производных предлогов, союзов.

Алгоритм выполнения задания:

1) Прочитайте предложение, вдумайтесь в его смысл.

2) Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово.

· Союзычтобы, тоже, также, зато, притом, причём, итак, оттого пишутся слитно; их можно заменить синонимами той же части речи.

· Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи что бы, то же,так же, за то, при том, при чём, и так, от того пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них (же, бы) можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место; другой компонент (то, том, чем,так, того) заменить другими словами.

· Слитно пишутся производные предлоги: ВСЛЕДСТВИЕ = из-за, ВВИДУ = из-за, НАСЧЁТ = о, НАВСТРЕЧУ = к, НЕСМОТРЯ НА = вопреки.

· Раздельно пишутся производные предлоги: В ТЕЧЕНИЕ = В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ.

· Для слитного, дефисного или раздельного написания наречий применяйте соответствующие правила.

Задание А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Для правильного выполнения задания ученик должен знать следующие пунктограммы:

1) Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединены сочинительным союзом И.

2) Пунктуация в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом.

3) Пунктуация в простом предложении, осложнённом однородными членами.

Алгоритм выполнения задания:

1. Найдите грамматическую основу:

· в простом предложении одна грамматическая основа;

· в сложном предложении две и более грамматических основы.

2. Определите, нужна ли запятая перед союзом И:

· запятая нужна, если предложение сложносочинённое (исключение составляют предложения с общим второстепенным членом или вводной конструкцией);

· запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Задание А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ученик должен знать, при каких условиях ставятся знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.

Помните:

· причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?;

· деепричастие отвечает на вопросы что сделав? что делая? И обозначает добавочное действие при глаголе - сказуемом ;деепричастный оборот отвечает на вопросы как? когда? почему?

· постановка знаков препинания при причастном обороте зависит от его расположения по отношению к определяемому имени существительному;

· деепричастный оборот всегда выделяется на письме запятыми;

· однородные определения и обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами и соединённые одиночным союзом И, запятой не разделяются.

Алгоритм выполнения задания:

1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы.

2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова).

3) Проверьте, нет ли в предложении однородных членов с союзом И, выраженных причастными или деепричастными оборотами.

Задание А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ученик должен

· знать группы вводных слов по значению;

· знать слова, которые никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые;

· уметь различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.

Помните: вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции.

Алгоритм выполнения задания:

1) Проверьте, являются ли выделенные слова вводными.

· Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми.

· Омонимичные с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции; они не выделяются запятыми.

Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми слова: как будто, словно, авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счёте, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определённо, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, тем не менее, только, якобы.

 

Задание А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

Ученик должен иметь понятие об однородных членах и знать правила постановки знаков препинания при них.

Для выполнения этого задания используйте следующий алгоритм:

1. Найдите в предложении однородные члены.

2. Определите, какие союзы их соединяют:

· если это одиночный соединительный или разделительный союз (и, или, либо, да (= и), запятая перед ним не ставится;

· если это двойной союз (как…,так и; не столько…, сколько; не только…, но и; хотя…, но), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;

· если это повторяющиеся союзы, то запятая ставится только перед теми из них, которые находятся между однородными членами;

· перед противительными союзами между однородными членами всегда ставится запятая.

3. Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно. Помните: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится между парными группами.

 

Задание А24. Как объяснить двоеточие (или тире) в данном предложении?

Ученикам следует знать:

· когда в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие (или тире);

· какими синонимичными сложноподчинёнными конструкциями можно заменить бессоюзные сложные предложения с двоеточием или тире;

· как подстановка союзов может помочь выявлению смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения;

· как отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием или тире от простых предложений с обобщающим словом при однородных членах.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с однородными членами и обобщающим словом или сложным бессоюзным:

· если предложение простое, то двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами; тире – после однородных членов перед обобщающим словом;

· если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нём можно объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу союзов.

2. Подставьте в бессоюзное предложение подходящий по смыслу союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:

· [ ]: [причина]. (= потому что, так как);

· [ ]: [пояснение]. (= а именно что);

· [Время] - [ ]. (= когда);

· [Условие] - [ ]. (=если);

· [ ] - [следствие]. (= так что);

· [ ] - [противопоставление]. (= а).

 

Задание А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ученик должен знать правила постановки в сложноподчинённом предложении.

Для выполнения этого задания используйте следующий алгоритм:

1. Найдите грамматические основы предложения.

2. Определите границы главной и придаточной части.

3. Прочитайте предложение, соблюдая выбранные знаки. Это поможет определить неверно найденное решение или, наоборот, подтвердить правильный выбор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.