Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские и социологические взгляды декабристов




Русская философия 19 в.

Основными направлениями русской философии 19 в. были:

-декабристская философия;

-философия Чаадаева;

-философия западников и славянофилов;

-революционно-демократическая философия;

-либеральная философия.

Основная направленность философии декабристов – социально-политическая. Ее основные идеи:

-приоритет естественного права;

-необходимость для России правового строя;

-отмена крепостного права, предоставление земли тем, кто на ней работает;

-личная свобода человека;

-ограничение самодержавия законом либо замена его республикой.

Разложение крепостного строя России, появление капиталистических отношений, обострение классовой борьбы, Отечественная война 1812 г., революционные события в странах Западной Европы, влияние идей просветителей, идеи Радищева обусловили появление движения декабристов.

Философские воззрения декабристов не были однородными. Декабристы-материалисты считали, что философия должна быть независимой от религии и схоластики. По мнению Ивана Дмитриевича Якушкина, задача философии состоит в решении вопроса о том, что такое жизнь, как произошел человек. Николай Александрович Крюков полагал, что философия призвана заниматься изысканием разумного общественного устройства, просвещать и воспитывать правителей и подданных, учить справедливости, истине, добродетели. Согласно декабристам-материалистам, вещи состоят из мельчайших частиц, обладающих притяжением. Силой движения, которые обуславливают появление света, тепла, электричества и т. д. В природе нет покоя, все находится в движении и развитии. Они развивали атеистические идеи. В. Ф. Раевский с восхищением писал об атеистическом учении Лукреция Кара. Александр Петрович Барятинский рисует Бога черными красками. Декабристы-материалисты считали, что наука и религия несовместимы, ибо первая базируется на фактах и наблюдениях, экспериментах и опыте, дающих достоверное знание об окружающем мире, тогда как вторая базируется на слепой вере в священное писание, на мистическом откровении. Человек, по Якушкину, вышел из животного мира. Беспомощный при рождении, он постепенно приобретает в обществе навыки, опыт, умение, добытые предшествующими поколениями. Он в свою очередь дополняет их собственным опытом. Человек немыслим вне общества. Вся его сила, все его способности и таланты развиваются в обществе; только оно дает ему возможность занять господствующее положение в природе.

Часть декабристов придерживалась религиозных воззрений, признавала учение церкви о божественном промысле и провидении. Петр Бобрищев-Пушкин утверждал, что мир создан Богом, дар слова человек получил вместе с разумной и бессмертной душой от божественного духа. Е.П. Оболенский увлекался идеалистическим учением Шеллинга. М.С. Лунин признавал бессмертие души, божественное провидение, хотя считал его непознаваемым. В религиозную оболочку были облечены республиканские идеи в «Воззвании» Бестужева-Рюмина, в «Православном катехизисе». Муравьева-Апостола, в «Любопытном разговоре» Н. Муравьева, где со ссылками на Священное писание утверждалось, что Бог создал человека «по подобию своему», «не учреждая зла», поэтому «злая власть не может быть от Бога» и подлежит уничтожению.

Воззрения декабристов на общественно-исторический процесс носили просветительский характер. Главной и определяющей силой общественного прогресса ни считали просвещение, «дух времени». По мнению Рылеева, причиной деспотизма было невежество, которое противно природе человека. Поэтому человек не может мириться с деспотизмом. Свободомыслие в религии и в политике, республиканская форма правления, основанная на общественном договоре, подготавливается, по Рылееву, просвещением, борьбой с невежеством и суевериями. Большое значение в развитии общества, по мнению декабристов, имеют политические идеи, Лунин заявлял, что первоначально политические идеи «гнездятся в некоторых головах и в книгах; потом становятся народною мыслью и переливаются в разговорах; наконец, делаются народным чувством, требуют непременного удовлетворения и, встречая сопротивление, разрешаются революциями» (М. С. Лунин Сочинения и письма. Пг.,1923, с.14). Декабристы были сторонниками теории естественного права и общественного договора. Согласно их учению, люди от природы равны и свободны; в древности народы не знали рабства и угнетения человека человеком, и там преобладала «стихия» демократическая - общинная. Источником власти был сам народ, который все важные дела решал на вече. К объединению людей в общество, по Пестелю, побудила потребность в общем мнении и действии. В гражданском обществе по общему согласию происходит разделение его членов на повелевающих и повинующихся. Со временем гражданское общество становится государством, повелевающие становятся правительством, а повинующиеся – народом. Рабство, по Пестелю, противоречит человеческой природе, оно появилось в результате насильственного нарушения естественного права и общественного договора, вследствие «несчастных обстоятельств» и произвола одних по отношению к другим, правителей – по отношению к управляемым. Поскольку же все люди должны пользоваться одинаковыми правами и выгодами, крепостное право и самодержавие должны быть уничтожены. Декабристы считали, что классовая борьба в обществе происходит из-за имущественного и политического неравенства и сословного разделения. Они боялись народной революции и утверждали, что, и сохраняя частную собственность на средства производства, можно избавится от социальных столкновений распространением просвещения и хорошим законодательством. Многик декабристы понимали роль народных масс в истории. Крюков писал, что с «народом все можно, без народа ничего нельзя» (Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в трех томах. Т.2, М.,1951 г., с. 167). Бестужев говорил, что историю нельзя сводить к действиям и королей, царей и героев, ибо сила каждого государства заключается в благосостоянии всего народа, в развитии торговли, науки.

Декабристы стремились поставить искусство на службу освободительной борьбе, придать ему высокое гражданское звучание, самобытность и революционный пафос. Основой художественного творчества, по мнению Рылеева, должны служить народный эпос и предания, отражающие героическое прошлое, а также духовный мир людей, все возвышенное и прекрасное. Декабристы стремились к тому, чтобы искусство, пронизанное гражданскими мотивами, возбуждало «в сердцах сограждан любовь к отечеству, усердие к общественному благу, ревность к чести народной и другие благородные чувства» (Там же, с. 547).

Историческая философия была представлена творчеством П. Я. Чаадаева – философа и писателя, чья концепция русской истории предопределила противостояние славянофилов и западников. Человек, по Чаадаеву, есть соединение материального и духовного. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь в коллективе (обществе), человек становиться человеком, вырастает как личность. Коллективное полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных. Мыслитель выступал против эгоизма, индивидуализма, противопоставления частных интересов общим.

Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение божественной воли и двигатель истории – христианство. Истинное единство истории – это «религиозное единство». Христианство – «Вечная Божественная сила» ставит перед каждым народом определенную цель, частную по отношению ко всему развитию человечества, идущего к царствию Божьему на Земле. История западноевропейских народов имеет нравственный смысл - дальнейшее распространение христианского вероучения на Земле. Что касается России, то, по мнению Чаадаева, она «выпала» из мирового исторического процесса. «Мы ничего миру не дали, ничего у него не взяли» и сойдем с исторической сцены никем не замеченные. Единственный урок миру в нашем существовании заключается в том, чтобы показать как жить не надо. (Чаадаев П. Я. Философические письма. Письмо I. М., 1985, с.680). Будущее России, по Чаадаеву, - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнять историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Будучи сторонником географического подхода в объяснении истории, он считал, что главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, крепостное право, диктат центральной власти являются необъятные, несоизмеримые с другими странами, просторы России.

Философские воззрения П. Я. Чаадаева вызвали ожесточенные споры в общественной мысли России 19 в., вызвав к жизни два направления социально-политической и философской мыли - философию славянофилов и западников. Виднейшими представителями славянофилов были Алексей Степанович Хомяков, Константин Сергеевич и Иван Сергеевич Аксаковы, Иван Васильевич Киреевский, Юрий Федорович Самарин. К поздним славянофилам относятся Николая Яковлевич Данилевский и Николай Николаевич Страхов. Согласнославянофилам, основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни. У России, считали они, существует свой собственный путь развития, несхожий с путем Запада. Русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада, поскольку ему присущи святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка, в то время как для западных народов характерны бездуховность, индивидуализм, конкуренция. Соборность понималась ими в двух аспектах: общинном землевладении и артельности; «живознании», когда человек познает мир и Бога через цельность духа. Основополагающую роль в формировании русской духовности играет, по мнению мыслителей, православие, церковное сознание и роль церкви. По А. С. Хомякову, церковь – это не система или организация, церковь – живой духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей, находящих в ней более содержательную, благодарную жизнь, чем вне нее. Основной принцип церкви – органическое, естественное, а не принудительное единение людей на общей духовной основе: бескорыстной любви к Христу. Славянофилы критиковали отдельные стороны феодально-крепостнической действительности, выдвигали положение о том, что «сила власти – царю, сила мнения – народу», высказывались за свободу мнения и гласный суд, за созыв земского собора, который имел бы совещательный голос, за освобождение крестьян «сверху» с выкупом и небольшим наделом земли. В целом же они считали самодержавие исконной формой правления русского народа, основанной на соглашении между народом и правительством, исключающем противоречия и вражду. Они идеализировали допетровскую Русь, патриархальную крестьянскую общину, метафизически противопоставляя общественное развитие России историческому пути Западной Европы в новое время. Первое, утверждали они, основано на добровольном согласии и любви, второй – на противоречиях и вражде; первое исключает классовую борьбу и революции, второй - ведет к ним; первое основывается на истинном христианском учении, второй – на атеизме. По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Славянофилы были сторонниками примирения философии с религией, разума с верой. Мыслители не огульно националистически отрицали достижения Запада, а признавая и высоко ценя западноевропейскую культуру, философию. Они творчески восприняли философию Ф. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, стремились использовать их идеи.

К западникам относятся, кроме П. Я. Чаадаева, относятся Константин Дмитриевич Кавелин, Николай Владимирович Станкевич, Тимофей Николаевич Грановский, Павел Васильевич Анненков, Александр Васильевич Дружинин, Михаил Никифорович Катков. Будущие социальные преобразования в России западники связывали с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. По их мнению, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути у России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Западники хорошо усвоили философские традиции западной философии и старались привнести их в русскую философию. Кружок Станкевича изучал немецкую классическую философию (Шеллинга, Гегеля, Фихте). Члены кружка отрицательно относились к крепостному праву и официальной идеологии, призывали к просвещению и гуманизму, к нравственному совершенствованию личности. Проблему освобождения народа от крепостного права они связывали с просвещенинм, умственного и нравственного совершенствования дворян. Окружающий мир они объявляли результатом деятельности абсолютного духа. Философия рассматривалась ими как «ход от конечного к абсолютному» и провозглашалась «высочайшей» их всех других наук, вырабатывающей для них метод, который показывает человечеству «цель жизни», путь к этой цели.

Историк Грановский, профессор Московского университета, выступал с критикой славянофильской философско-исторической концепции, утверждая, что исторический процесс определяется всемирным духом и что каждый народ может приобщиться к «всемирно-исторической жизни». Грановский признавал важную роль географической среды в истории и деятельность великих личностей, угадывающих исторические потребности своего времени. В обществе, по его мнению, постоянно и закономерно происходит борьба прогрессивных сил с реакционными. Грановский высказывался за постепенный прогресс, за просвещение и реформы.

Западники критиковали современное им государство за отсутствие свободы слова, печати. Они преклонялись перед западными буржуазными порядками, видели свой идеал в буржуазном парламентаризме. «Либералы, - писал В. И. Ленин, - хотели «освободить» Россию «сверху». Не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени» (В. И. Ленин. Псс., т. 20, с.175).

Боткин, Анненков, Катков в молодости дружили с Белинским, Герценом, Бакуниным, но затем разошлись с ними. Вместе с политической эволюцией претерпели изменения их эстетические воззрения. Они выступали против реализма, отстаивая теорию «чистого» искусства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.