До конца 70-х годов. Сторонники направления утверждают, что природа и общество полностью познаваемы. Они считают окружающий мир упорядоченным с четко определенным прошлым, настоящим и будущим. Развитие рассматривается как путь к единообразию.
Цель исследования поведения потребителей - предсказание поведения потребителей. Потребитель является рациональным, планирующим и организованным. Предмет исследования - процесс покупки. Методы исследования - количественные.
Развивается в настоящее время. Главная цель - не указание того, как надо делать, а интерпретацию того, как это делается сейчас.
Сторонники направления утверждают, что слишком большое значение в обществе придается наукам, а взгляд на поведение как рациональное, упрощает окружающий нас сложный мир.
Цель исследования - понимание поведения потребителей, которые являются иррациональными, непоследовательными и противоречивыми. Предмет исследования - процесс потребления в целом, доминируют качественные методы исследования.
Различия в ориентациях маркетинга на рынок и на потребителя
Критерий
Ориентация на рынок
Ориентация на потребителя
Отношение спроса и предложения
Приспособление спроса и потребностей к производству
Приспособление производства к спросу и потребностям
Эффективность производства достигается за счет …
Роста объемов стандартной продукции (снижения себестоимости)
Упреждающего (заранее выпускаем этот товар) отражения в товарах дифференцированных потребностей
Главный источник новых идей
Инженеры и дизайнеры фирмы
Различные группы потребителей
Главный источник изучения рынка
Рыночные обзоры, соотношение спроса и предложения, покупательское поведение (анализ сложившейся ситуации)
Анализ тенденций в сфере потребления, образ жизни клиентов, виды потребительского поведения (прогнозы)
Главный элемент маркетинга
Цена товара
Качество товара и обслуживания
Главная цель производства
Увеличение объемов производства и его насыщения
Увеличение удовлетворенности от потребления фирменного товара
Характеристика потребления
Носит экстенсивный характер, опирается на количественное наполнение быта различными товарами
Носит интенсивный характер и опирается на разумное приобретение товаров, соответствующих потребностям
Табл. Краткая характеристика теоретических предпосылок, лежащих в основе измерения величины потребностей, потребления и спроса.
Наименование модели
Характеристика модели
Утилитарная модель
Модель основана на экономической теории предельной полезности. Предполагается, что потребители способны ранжировать предпочтения таким образом, что могут выбрать корзину товаров, максимизирующую полезность при ограниченном доходе. При потреблении общая полезность блага увеличивается, а предельная (про мере насыщения удовлетворения потребителей или консументов) уменьшается.
Конъюнктурная модель
Модель основана на экономической теории эластичности потребления и спроса. Выявление способностей потребления и спроса изменяться в определенных границах под воздействием различных экономических факторов. Наиболее широкое распространение получило исчисление эластичности в зависимости от цены товара и дохода потребителя.
Нормативная модель
Модель основана на теории нормативного рационального потребления. Разработка нормативного рационального потребительского бюджета, в рамках которого определяются целевые ориентиры потребления (потребительская корзина).
Мотивационная модель
Модель представлена совокупностью суб-моделей, описывающих выбор покупателя как многоаспектное явление, когда человек идентифицирует себя с той или иной социальной группой. Потребление обусловлено специфическим набором ценностей, определяющих стиль жизни как поведенческий образ определенной статусной группы и как самовыражение.
Система ценностей Шета-Ньюмана-Гросса:
· Функциональная - ценность товара, обусловленная его способностью выполнять основное функциональное назначение;
· Ассоциативная - обусловлена стереотипами в обществе относительно ценности товара;
· Эмоциональная - способность товара возбуждать эмоции от его потребления;
· Познавательная - ценность товара, обусловленная его способностью нести информацию;
· Относительная - ценность товара, обусловленная специфической ситуацией, когда он приобретает функциональную или ассоциативную ценность;
· Репрезентативная - доступность товаров в определенный момент времени.
Модель неформальной экономики
Модель, признающая существование теневой экономики и неформальной экономики (как одной из ее составляющих). В данном случае потребитель осуществляет платежи за различные услуги не только в открытой форме, но и в форме «скрытого» софинансирования.
Табл. Этапы становления и развития науки поведения потребителей.
Годы
Ведущая идея
Основной инструментарий
Основная цель
1920-1940 гг
Выявление основных факторов, влияющих на поведение потребителей в рамках отдельных рынков.
Опросы потребителей
Изучение рынков товаров повседневного спроса
1950 гг
Развитие таких областей как: восприятие и обработка информации, изучение межличностных отношений, поведение при принятии решения, влияние группы и личности.
Рекламная компания
Решение проблем поведения человека (формирование приверженности к марке, требований потребителей к товару, информирование потребителей).
1960 гг
Исследование мотивации
Интервьюирование
Выявление скрытых неосознанных побуждений
1970-2000 гг
Включение наук о поведении в практику маркетинга
Выявление факторов, влияющих на поведение потребителя
Стимулирование решения о покупке через обновление продуктов и массовые коммуникации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление