Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к изучению менеджмента. Ведущие школы менеджмента




 

4.1. Подходы к управлению. Процессный подход

Подход — это способ мышления.

Подход к управлению — это способ мышления по отношению к управлению и организации.

Существует три основных подхода к управлению: процессный, системный и ситуационный.

Процессный подход (с 1920 — 1930 гг. по настоящее время) предложил Анри Файоль. Согласно процессному подходу: управление — это процесс, который состоит из последовательности действий по управлению. Эти действия называют управленческими функциями. Их четыре: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая управленческая функция — это тоже самостоятельный процесс.

Все четыре управленческие функции имеют две общие характеристики. Для всех функций необходимы:

1) принятие решений (или выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать);

2) обмен информацией или коммуникация.

Коммуникация нужна для того, чтобы:

—получить необходимую информацию;

—принять правильное решение;

—сделать это решение понятным для всех членов организации.

4.2. Системный подход (конец 50-х годов xx в. — настоящее время)

Системный подход предложил профессор Гарвардского университета Честер Барнард. В 1938 году он издал свою книгу «Функции руководителя».

Главная идея книги: организация – это система спеціально-скоординированных действий, где руководитель является главным стратегическим фактором.

Система — это соединение элементов, которые связаны между собой и образуют определенную целостность, единство.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КАК СИСТЕМЫ

1. Организация — это социотехническая система, так как в ней работают люди и техника.

2. Организация — это открытая система, так как она зависит от внешней среды.

3. Организация — это сложная система, так как она состоит из подразделений (подсистем).

Границы — это точки, в которых организация встречается с внешней средой.

Обратная связь — это процесс получения информации от под­систем и от других систем из внешней среды.

Результат обратной связи: организация получает необходимую информацию, пересматривает свои планы и исправляет ошибки.

Синергия – это теория, главная идея которой: целое – это всегда больше, чем сумма его частей. Например, отдельные подразделения организации работают более эффективно вместе, чем если бы они работали самостоятельно.

 

4.3. Ситуационный подход (конец 60-х гг. Xx в. — настоящее время)

Ситуационный подход появился в результате попыток применить концепции (подходы, теории) разных школ управления в реальных жизненных ситуациях. Его главная идея: не существует универсального подхода для решения всех проблем управления, разные проблемы и ситуации требуют разных подходов. Прошлый опыт менеджеров и опыт других фирм также серьезно рассматривается в «ситуационном управлении».

Еще в 20-е годы XX в. Фоллет говорила о «законе ситуации». В 40-е годы XX в. эту идею развил Стогдилл.

Ситуация — это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

С помощью ситуационного подхода руководитель может лучше понять, какие методы будут эффективнее для достижения целей организации в конкретной ситуации в конкретный момент времени.

При использовании ситуационного подхода менеджер должен обращать особое внимание на отношения между внутренней и внешней средой организации.

Внешняя среда состоит из социальных, политических и эконо­мических факторов, которые могут влиять на организацию.

Внутренняя среда является средой внутри организации и включает такие ситуационные факторы организации, как: цели, структура, задачи, технология и люди. Все эти факторы требуют серьезного внимания руководителя.

Пример

Рассматриваемая организация – автомобильный завод.

Менеджер может быть связан как с внутренней, так и с внешней средой данной организации.

Внутренняя среда данной организации состоит из всех подразделений, которые связаны со сборкой автомобилей.

К факторам внешней среды, которые влияют на производство автомобилей, можно отнести:

— потребность общества в охране окружающей среды, для
которой необходимо изобретение безопасных и эффективных
топливных выхлопных систем;

— различные правительственные воздействия (законы и т. д.).

Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих и сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций.

В ситуационном подходе существует три основных ограничения:

—технологическое;

—человеческое;

— ограничение в постановке задачи.

Рассмотрим отдельно каждое из этих ограничений.

Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Для различных типов организаций нужны различные виды технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходятся очень дорого. Из-за таких огромных капитальных расходов этим компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы удовлетворять новые потребности.

Человеческие ограничения связаны с уровнем профессионализма работников организации. Здесь одним из важнейших факторов является мотивация групп рабочих. Поэтому нужно определить, что для них представляет больший интерес:

— зарплата и гарантия работы;

— их карьерный рост, личное развитие и отношение к ним как к личностям.

Ограничения в постановке задачи зависят от вида работ, которые выполняются работниками, и личностных характеристик самих работников. Так, некоторые работники могут выполнять однообразную работу с ограниченным количеством операций, такую, как в случае сборочного конвейера. Другим работникам лучше поручать более комплексные и менее регламентированные работы. Например, проверка телеаппаратуры, где нужно устранять самые различные дефекты в изделиях.

Все организации разные и отличаются друг от друга. С по­мощью ситуационного подхода можно рассмотреть поведение элементов организации в конкретной ситуации, а потом выбрать метод решения создавшейся проблемы.

Ситуационный подход включает четыре этапа.

1. Руководитель должен знать и понимать процесс управления, системный анализ, индивидуальное и групповое поведение (персонала организации), методы планирования и контроля, количественные методы и методы принятия решений,

2. Руководитель должен предвидеть положительные и отрицательные результаты использования выбранных методов. Например, если увеличить зарплату служащим в два раза за дополнительную работу, то их мотивация повысится, но затраты станут больше прибыли, поэтому организация может разориться.

3. Руководитель должен правильно оценить ситуацию, определить важные факторы, проанализировать, как эти факторы влияют на ситуацию и друг на друга.

4. Руководитель должен определить в конкретной ситуации самый эффективный метод, который обеспечит достижение целей организации с наименьшими потерями.

Ситуационный подход является одним из самых передовых подходов в современной науке управления, хотя его часто кри­тикуют за недостаточное теоретическое обоснование.

Ситуационный подход интересен тем, что менеджер вначале определяет уникальные свойства каждой конкретной ситуации, а потом принимает управленческое решение. Более ранние подходы к управлению, наоборот, стремились найти универсальные принципы для решения различных проблем. А это не всегда эффективно. Поэтому перед тем, как применить какой-нибудь подход, менеджер должен сначала проанализировать ситуацию, а потом определить, какая комбинация управленческих методов окажется наиболее подходящей.

4.4. Модели менеджмента

 

Следует обратить внимание на разные требования к менеджерам международных и национальных компаний, в зависимости от национальной принадлежности.

Рассмотрим особенности ведущих национальных школ менеджмента с учетом известной мировой триады финансово-экономических центров, которые образовывают три кластера национальных школ менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.