Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ликвидация кредитных организаций




 

Ликвидацию кредитной организации, как и любого юридического лица, можно разделить на добровольную и принудительную.

Добровольная ликвидация проводится по решению собрания акционеров (участников) кредитной организации, принудительная – по инициативе уполномоченного государством органа в судебном порядке.

При этом принудительная ликвидация кредитной организации может осуществляться либо в связи с нарушениями законодательства либо в связи с банкротством.

Добровольная ликвидация может производиться по любому основанию.

В соответствии с ч. ч. 8-9 ст.23 ФЗ «О банках и банковской деятельности» в случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее акционеров (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется отдельным актом Банком России.

Акционеры (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Однако, если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России отзывает у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение акционеров (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения, а также решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Иными словами, при наличии нарушений законодательства добровольная ликвидация осуществлена быть не может.

В случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства), кредитная организация обязана принять решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (ст.4.2, п.5 ст.50.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

В соответствии со ст. ст. 23.1 - 23.4 ФЗ «О банках и банковской деятельности» Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки банкротства.

Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки банкротства либо наличие этих признаков установлено назначенной Банком России Временной администрацией, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Кроме того, основанием для принудительной ликвидации кредитной организации в связи с нарушением законодательства являются следующие случаи:

- неоплата или неполная оплата уставного капитала кредитной организации ее учредителями в установленный срок (ч.6 ст. 15 ФЗ «О банках и банковской деятельности»);

- если арбитражным судом установлено отсутствие признаков несостоятельности (банкротства) или установлен факт фиктивного банкротства (п.2 ст.50.12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

- при прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации, если иное не установлено ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (п.3 ст.50.13 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

- при непринятии Банком России в месячный срок решения о выдаче лицензии на осуществление банковских операций или при отказе в выдаче указанной лицензии в случае исполнения обязательств кредитной организации ее акционерами (участниками) или третьими лицами в конкурсном производстве (п.9 ст.50.37 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Практически исключена возможность принудительной ликвидации кредитной организации по общим основаниям, перечисленным в п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ, т. е. в случае допущенных при ее создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Поскольку для принудительной ликвидации кредитной организации требуется обязательный отзыв лицензии (ст.23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), что является специальным правилом, то и нарушения, допущенные кредитной организацией, должны попадать под основания для отзыва лицензий.

Процедура ликвидации кредитной организации в связи с нарушением законодательства регулируется ФЗ «О банках и банковской деятельности», а в не урегулированной им части – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

По процедуре ликвидация кредитных организаций в связи с нарушением законодательства отличается от их ликвидации в связи с несостоятельностью (банкротством) более короткими сроками рассмотрения дела в арбитражном суде (один месяц по сравнению с двухмесячным сроком) и проведения первого собрания кредиторов (не позднее шестидесяти дней по сравнению с девяносто днями). В остальном процедура ликвидации кредитной организации в связи с нарушением действующего законодательства максимально приближена к процедуре ликвидации по основаниям несостоятельности (банкротства).

Однако при этом действует принцип: если стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований ее кредиторов, такая кредитная организация обязательно ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве (п.1 ст.51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», п.4 ст.61 Гражданского кодекса РФ).

Данное правило применяется на всех стадиях ликвидации. Так, согласно п.3 ст.51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в случае обнаружения этого обстоятельства ликвидационная комиссия или ликвидатор ликвидируемой кредитной организации в любом случае обязаны в десятидневный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.

Тем самым можно сделать вывод, что кредитная организация может быть ликвидирована в связи с нарушениями законодательства в порядке, предусмотренном ФЗ «О банках и банковской деятельности», только при условии отсутствия у нее признаков банкротства.

Приоритет ликвидации по основаниям банкротства связан с тем, что конкурсный управляющий обладает более широкими полномочиями, чем ликвидатор, в частности, по обжалованию сделок кредитной организации, совершенных в преддверии банкротства, а также по применению субсидиарной ответственности по ее долгам к акционерам (участникам), членам совета директоров, руководителям кредитной организации.

Согласно ч.12 ст.23 ФЗ «О банках и банковской деятельности» ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом (налоговым органом) соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

Приложение

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.