КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обобщение результатов логопедической диагностики
Оценка уровня развития функций мелкой моторики
Примечания Балловая оценка должна быть произведена в соответствии со следующими критериями: 0 баллов отмечается в том случае, если имеются выраженные расстройства названных функций; 1 балл – если имеются нерезко выраженные нарушения; 2 балла – если имеется дефицитарность отдельных характеристик и существует возможность самокоррекции; 3 балла – если все характеристики соответствуют общепринятым возрастным нормативам. Выводы ( об особенностях развития моторной сферы, о нарушенных и сохранных сторонах общей и мелкой моторики, о потенциальных возможностях развития моторной сферы): _________________________________________________ _______________________________ – описание состояния ребенка с общим недоразвитием речи Рассмотрение «проблемы» в этиопатогенетической плоскости– □ Дизонтогенетический вариант ОНР как следствие недоразвития морфологических структур и функциональных систем мозга или отставания сроков их формирования: □ конституциональный тип как проявление генетической предрасположенности, □ ретардационный тип как недоразвитие функциональных систем, составляющих базис для формирования речи. □ Дизонтогенетически-энцефалопатический вариант ОНР как следствие резидуально-органического поражения, детерминированного патогенным влиянием экзогенных факторов: □ асинхронный тип развития как проявление неравномерности формирования отдельных гностико-праксических и интеллектуальных функций и, следовательно, нарушения гармонии созревания функции, обеспечивающих становление языковой способности как целостного системного образования, □ парциальный тип недоразвития как проявление выборочного поражения морфофункциональных структур, создающих базис гностико-праксических и интеллектуальных функций, необходимых для усвоения языковой системы, □ смешанный тип недоразвития как проявление специфики этиопатогенеза предыдущих типов. Рассмотрение «проблемы» в психопатологической плоскости – □ ОНР как составная часть синдрома церебро-астенического психического инфантилизма, □ ОНР как составная часть синдрома органического психического инфантилизма, □ ОНР как составная часть сочетанного синдрома психического инфантилизма. Рассмотрение «проблемы» в психолингвистической плоскости – □ Нарушение операций мысле-рече-языковой деятельности на речевом уровне – структура дефекта: · ядерный дефект – расстройство звуковой символизации высказывания во внешнем плане (несформированность операций отбора и продуцирования звуков) или нарушение собственно говорения (связанного временными рамками и качественными параметрами с речевосприятием) □ морфологическая неполноценность условий реализации звуков, □ функциональная неполноценность условий реализации звуков, □ дефицитарность развития фонематических процессов; · вторичные расстройства – расстройство процессов интуитивного анализа факторов слышимой речи и стоящих за ними экстралингвистических отношений, их обобщения и абстрагирования; как следствие – недостаточность генерализации языковых явлений и дефицитарность процессов овладения лексическими единицами (и их разноплановыми связями) и интериоризации сложной системы грамматики, включающей закономерности морфологического и синтаксического порядка; · системные последствия – расстройство целостности деятельности, обеспечивающей порождение высказывания и усвоение прескрипторных правил речевого поведения; □ Нарушение операций мысле-рече-языковой деятельности на языковом уровне – □ расстройство парадигматических операций структура дефекта: · ядерный дефект – неспособность полноценно осуществить анализ существенных / несущественных признаков языковых явлений и сопоставить противопоставленные формы языковых единиц (несформированность аналитических, дифференцировочных и интегративных умений в области оперирования с разноуровневыми языковыми единицами); · вторичные расстройства – нарушение процесса создания системы парадигматических связей в интерсубъектном языковом образовании; как следствие – дефицитарность «персональной парадигматической системы», не позволяющая адекватно определить потенциальное место языковой единицы (фонологической, лексической, морфологической, синтаксической) в ряду других членов парадигмы и вызывающая трудности ее актуализации по принципу «взаимоисключение – взаимозамена» в реальном речевом акте; · системные последствия – нарушение интегративного процесса речевосприятия и речепорождения, приводящее к тому, что знания и опыт, получаемые в ходе общепсихического развития, но не закрепленные посредством языка, не могут полноценно проецироваться на все усложняющуюся деятельность; Симптомокомплекс – □ ограниченность и примитивизм синтаксических конструкций, □ неусвоение грамматических категорий, □ недостатки формообразования и формоизменения, □ качественное несовершенство лексико-семантической сферы (ограниченность номенклатуры лексических единиц, неадекватность становления «поля» их значения, семантические замещения), □ невозможность полноценного словообразования, □ диффузность фонематических представлений, □ нечеткость звукопроизношения; □ расстройство парадигматических и синтагматических операций структура дефекта: · ядерный дефект – несформированность аналитических, дифференцировочных и интегративных языковых операций, т. е. дефицитарность процесса выбора языковых единиц, сочетается с нарушением их последовательного соединения – адекватного комбинирования; неполноценность усвоения системы правил сочетаемости языковых единиц, обеспечивающих серийную организацию реального речевого процесса; · вторичные расстройства – дефицитарность «персональной парадигматической системы» и недостаточность практики сочетания языковой единицы с единицами того же уровня в речевом потоке, детерминирующие трудности включения языковой единицы в синтагматическую систему; как следствие – расстройство образования новых синтезов, необходимых для интериоризации моделирующих мысле-рече-языковых операций; расстройство звуковой символизации высказывания во внешнем плане в виде нарушений звукопроизносительного, темпо-ритмического и мелодико-интонационного аспектов; · системные последствия – нарушение интегративного процесса речевосприятия и речепорождения, приводящее к тому, что знания и опыт, получаемые в ходе общепсихического развития, но не закрепленные посредством языка, не могут полноценно проецироваться на все усложняющуюся деятельность; Симптомокомплекс – □ дефицитарность процесса актуализации разноуровневых языковых единиц, □ явления структурного аграмматизма (нарушение количества и динамической линейной последовательности лексических единиц; обилие вербальных парафазий, персевераций, контаминаций; преобладание аморфных номинативных синтаксических моделей), □ недостаточность речедвигательного автоматизма (сложности определения последовательности звуков и переключения с одного артикуляционного движения на последующее; грубые искажения звукослоговой наполняемости слов); □ апраксический вариант нарушения: □ расстройство кинестетических операций моторного кодирования структура дефекта: · ядерный дефект – недостатки аналитической деятельности центрального отдела речедвигательного анализатора, обусловливающие нарушения обратной кинестетической афферентации: ограничение возможности оценки степени концентрации нервного раздражения и восприятия артикуляционных укладов и движений, сложности формирования системы тонких артикуляционных дифференцировок; · вторичные расстройства – утрата контроля за исполнительными органами, приводящая к неспособности полноценно управлять ими; как следствие – качественные изменения процессов усвоения звуков и овладения способами их реализации; · системные последствия – трудности усвоения разноуровневых языковых единиц и овладения закономерностями их функционирования, т.е. расстройство процесса репрезентации языковой системы в языковой способности; в целом нарушение целостности деятельности, обеспечивающей порождение высказывания и усвоение прескрипторных правил речевого поведения; Симптомокомплекс – □ выраженный поиск артикуляционного уклада, □ диффузность – недостаточность противопоставления по артикуляционным характеристикам – артикуляционных укладов, □ сложность сохранения константности артикуляционной позиции и собственно реализации артикуляционного движения при фонации; □ расстройство кинетических операций моторного кодирования структура дефекта: · ядерный дефект – дефицитарность синтетической деятельности центрального отдела речедвигательного анализатора, предопределяющая сложность формирования динамического артикуляторного стереотипа (или процесса кинетического моделирования): трудность денервации предыдущих артикуляций; слабость усвоения последовательности артикуляционных движений; недостаток переключаемости от одной артикуляции к другой (нарушение внутрислогового программирования), от одной серии артикуляционных движений к другой (нарушение межслогового программирования); невозможность полноценного синтагматического интегрирования единиц высших языковых уровней; · вторичные расстройства – дезинтеграция процессуальных компонентов звуковой символизации внутренней структурно-семантической схемы, ограничивающая развитие произносительных возможностей и затрудняющая переход от продуцирования отдельных диффузных звукокомплексов к порождению целостного высказывания со звуковой и просодической оформленностью, адекватной коммуникативным намерениям; · системные последствия – трудности усвоения разноуровневых языковых единиц и овладения закономерностями их функционирования, т.е. расстройство процесса репрезентации языковой системы в языковой способности; в целом нарушение целостности деятельности, обеспечивающей порождение высказывания и усвоение прескрипторных правил речевого поведения; Симптомокомплекс – □ трудности последовательного слияния звуков/слогов, □ продуцирование диффузных звукокомплексов, □ значительные упрощения и искажения звукослоговой структуры слов (пропуски, перестановки, персеверации, контаминации), □ тенденция к вариативности искажения при воспроизведении одной и той же звукослоговой структуры, □ выраженные нарушения темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевых единиц (замедленность речи; ее скандированность/ фрагментарность, обусловленная недостатками паузирования; неадекватность синтагматического интонирования и акцентуирования); □ Смешанный вариант нарушений операциональной структуры мысле-рече-языковой деятельности. Рассмотрение «проблемы» в функциональной плоскости – □ степень социопсихической дезадаптации, соответствующая ОНР I уровня, или практически полному отсутствию общеупотребительных речевых средств общения – самых рациональных «психологических орудий» по присвоению общественного опыта, по овладению культурными ценностями человечества; □ степень социопсихической дезадаптации, соответствующая ОНР II уровня, или периоду появлению высказывания, способному обслуживать элементарные формы общения и способы познания; □ степень социопсихической адаптации, соответствующая ОНР III уровня, или периоду формирования связного высказывания, способному обслуживать те формы общения и способы познания, которые уже позволяют «войти в большой мир»; □ степень социопсихической адаптации, соответствующая НВОНР (нерезко выраженному общему недоразвитию речи), или периоду готовности овладения теми формами общения и способами познания, которые свидетельствуют о возможностях достижения нормативного уровня социализации мысле-рече-языковой деятельности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |