Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное самоопределение - кем стать?




Лицензия 43 № 001891 (регистрационный № 1346) от 07.08.2012 г. действительна бессрочно

Окончание регистрации 30 апреля 2013 года. Начало обучения с 01 июня 2013 года.

Стоимость курса (6 месяцев обучения)– 54 000 (Пятьдесят четыре тысячи) рублей, стоимость всей программы (12 месяцев обучения) -102 000 (Сто две тысячи) рублей.

Современная форма обучения, оптимально сочетающая активные очные занятия, самостоятельную работу с учебными материалами, выполнение письменных работ, направленных на решение маркетинговых проблем, и интернет-конференции, обеспечивает обучающемуся специалисту или руководителю выигрыш во времени как для собственного развития, так и для развития существующего бизнеса.

Особенность программы - активное использование в обучении рабочих задач слушателя: анализ текущей ситуации на рынке, разработка и внедрение изменений в маркетинговой деятельности своей компании, принятие маркетинговых решений.

И получение квалификации международного уровня

Как эффективный путь развития маркетинговой компетенции

Программа «Профессиональный маркетинг» разработана на базе учебных материалов The Chartered Institute of Marketing (CIM, Великобритания) и состоит из двух курсов:

  • «Маркетинг и внешнее окружение» – продолжительность 6 мес.
  • «Информация, исследования и маркетинг взаимоотношений» – продолжительность 6 мес.

При успешном окончании Программы “Профессиональный маркетинг” слушателю выдаются профессиональные документы Европейской Школы Стратегического Менеджмента http://www.essm.eu/ (Профессиональный сертификат за два курса и за каждый курс – курсовой сертификат) и свидетельство о повышении квалификации Открытой Школы Бизнеса за два курса.

За дополнительной информацией Вы можете обратиться к директору Кировского регионального центра Открытой Бизнес-школы Прилуцкой Наталии Васильевне по телефонам 52-75-16, 8.912.825.64-34 или E-mail: [email protected].

Самоопределение - выбор вектора жизненного пути. Самоопределение касается двух главных сторон: профессии и близких отношений. Сложнее всего понять - что же именно, кто же именно вам нужен? Какая работа? Какой человек? Если тема самоопределения цепляет Вас за живое, то Вы — один из немногих, в каком-то смысле слова избранный.

Наиболее распространенная методика профориентации в России - это ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) Климова. По Климову, все профессии делятся на пять типов: Человек-природа, Человек-человек, Человек-художественный образ, Человек-техника, Человек-знак.

На основе теста профессиональный психолог определяет склонность человека к тому или иному типу профессии. Тест состоит лишь из двадцати пар предложений, из каждой нужно выбрать то, которое считаешь наиболее подходящим тебе. Сколько нужно времени, чтобы пройти тест – минут десять? Двадцать фраз и десять минут для определения жизненного пути… Даже у цыганки времени на гадание уходит больше!

Первые (а часто и единственные) профориентационные тесты, как правило, по методике Климова, мы проходим в школе. Редко кому они серьезно помогают в жизни. Почему?

Представим классный коллектив, человек 20-25, подростки 14-15 лет. Чего они хотят в этом возрасте? Правильно, в первую очередь общения и понимания - чем больше, тем лучше. Соответственно, самой желанной для них будет профессия типа Человек-Человек, и школьники подсознательно будут выбирать те результаты, которые соответствуют профессиям этого типа. Мало кто в этом возрасте способен сделать сознательный выбор в пользу таких «непопулярных» вариантов, как бухгалтер или швея.

Да и чего уж там, тысяча человек на потоке в центре профориентации – не лучшее сопровождение для выбора жизненного пути. Замученный психолог из соццентра, который, слушая школьника, думает, где взять денег на учебники детям, вряд ли станет тратить двое суток на подробную расшифровку интервью и результатов теста. А потом ещё полтора часа на то, чтобы убедить школьника (и особенно его родителей) в том, что его призвание – стать профессиональным музыкантом и развиваться в этой области.

Немалую роль в шаблонной профориентации играет… социальный заказ на момент первичной профориентации. Тесты по профориентации при биржах труда уже не беспристрастны — они напрявляют безработных туда, куда «страна зовёт», а не по пути призвания и миссии.

Если сейчас обществу нужны менеджеры по продажам, то педагоги и психологи в государственных учебных учреждениях будут стремиться убедить школьников стать такими менеджерами, которых уже и так полстраны! Профориентация по соцзаказу - злой умысел и использование доверчивого и недалёкого народа. Это одна из причин не доверять школьному психологу, ведь все директора школ в нашей стране — члены партии «Единая Россия». Они получают жёсткие рекомендации сверху. Директора вполне могут давать указания психологам, в какие вузы направлять основную массу выпускников, манипулируя профориентацией. Получить востребованную профессию важно, но будет ли счастлив человек, работающий пусть на нужной государтсву, но нелюбимой работе?

Здорово мешают школьнику и родители с их навязчивыми советами и уверенностью, что они точно знают, как лучше. Родителей с их доморощенной профориентацией можно понять – мама и папа желают ребенку счастья, которое в их представлении заключается в стабильной, денежной и востребованной профессии. Пережившие почти два десятилетия свистоплясок, когда не было смысла зарабатывать много – все равно деньги было или некуда девать в годы дефицита, или все сбережения могли разом обратиться в ничто, они уверены, что лучше получать немного, но регулярно, копить в чулок, учиться экономить, работать в госструктуре за минимальные социальные гарантии и столовку.

В таких условиях не очень-то поверишь, что сын, который вечерами просиживает в обнимку с гитарой, будет обеспечен, а, следовательно, счастлив. Вот и сбивают нас родители с пути, заставляя отказаться от невыгодной музыкальной школы в пользу востребованной бухгалтерии. Даже если пройденные тесты по профориентации показывают, что у ребенка завидные музыкальные способности – что с того? «В переходе будешь играть!», увесистый подзатыльник и добро пожаловать на факультет иностранных языков. «Пойдёшь по пути отца!» Против таких весомых аргументов в шестнадцать лет мало кто отваживается спорить. «Колея эта — только моя!» В.Высоцкий

Позже, получив востребованную профессию, которая устраивает кого угодно: школу, родителей, статистику, но не нас самих, — мы в какой-то момент осознаем, что жизнь идет мимо. Минимум десять часов в день тратятся впустую (8 часов + 2 часа дороги). Жаже если такая собачья жизнь и приносяи доход, возникают комплексы, чувство одиночества, неуверенности в себе и в будущем. Свернуть с привычной колеи хватает пороху единицам, к тому же «отягчающие обстоятельства» в виде семьи, детей, кредитов и ипотеки не располагают к резким переменам. Кажется, что, перестань ты хоть на минуту зарабатывать свою ставку, построенный мирок (колесико для хомячка?) немедленно рухнет. И постаревший человек со вздохом набирает в яндексе: профориентация взрослых

Занимаясь любимым делом, человек выполняет свои рабочие обязанности гораздо эффективнее, быстрее и радостнее, что всегда положительно сказывается на заработке. Кроме того, счастливый и успешный в работе человек счастлив и в семейной жизни. Он не отмалчивается вечерами и не рычит на домашних, срывая на них злость на начальника или осточертевшую рабочую рутину – нет ее, этой злости, неоткуда ей взяться.

Как вырваться? Начать… да-да, как в школе, с профориентации. Взрослый человек, задавленный шаблонным образованием, стереотипами, родительскими и социальными установками, без посторонней помощи вряд ли вспомнит, к чему тянулись руки в детстве и чего просила душа. А если и вспомнит, то не поверит, не решится бросить осточертевшую, но давно знакомую бухгалтерию и заняться лепкой из пластика. Хоть и хочется, нужна помощь извне.

Как подобрать специалиста по профориентации для взрослого и для подростка? Как вырастить из сына или дочери человека не просто обеспеченного, а успешного и счастливого? Как, наконец, самому себе разрешить таковым стать?

Прежде всего, не застревать на «проверенных» школьных методиках. Однажды конвейерный метод уже подвёл вас – да-да, именно тогда, в девятом классе, когда ты продал гитару, чтобы поступить на юрфак (профессия Человек-Человек, ага, как большинство в классе).

Проблемы профессиональной ориентации молодежи

Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.

Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:

· недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

· необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;

· трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;

· совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;

· инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).

Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).

Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.

Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.

· профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;

- профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием;

· в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;

- с помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;

· профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;

· профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.

Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Н. С. Пряжниковым предложена модель работы профконсультанта для задач активизирующей профконсультации. Условно можно выделить четыре группы задач: информационно-справочная, просветительская; диагностико-корректирующая, морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; конкретный отбор, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива. При этом выделяется три уровня решения каждой из этих задач: пассивная позиция учащегося, совместное с учащимися решение проблемы, самостоятельные и осознанные действия учащегося по решению своей проблемы.

Необходимо отметить, что особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический.

Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.

Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.

Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

– профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

– развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом.

Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:

· достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);

· актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);

· перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);

· обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);

· доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);

· привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.

 

В условиях кризиса проблема профориентации и закрепления молодёжи на производстве приобрела ряд особенностей. Одной из наиболее важных является то, что спрос предприятий на молодых специалистов уже не превышает предложение, появляются возможности для отбора среди ряда претендентов на вакансию.

Важным преимуществом в этих условиях является наличие некоторого опыта работы, который студенты могли получить во время учебы в ВУЗе.

Некоторые студенты за время учёбы в ВУЗе получают опыт работы в разных компаниях. Очевидно, что с точки зрения будущего трудоустройства – это очень ценный опыт, который не получают студенты целиком ориентированные на учёбу.

Получается парадокс, что система образования оценивает студентов в одной системе, а работодатели – в другой, во многом противоположной. Выработка единого подхода к данной проблеме представляется крайне актуальной задачей.

Отрадно отметить, что во многих ВУЗах появляются центры профориентации, система стажировок, благодаря обеспокоенности студентов за своё трудоустройство, перестаёт быть простой формальностью, актуализировались связи ВУЗов с предприятиями.

В тоже время сегодня гораздо больше студентов, начиная с младших курсов, заняты самостоятельным поиском работы. Такая инициативность, с одной стороны, должна приветствоваться ВУЗом, неформально заинтересованным в профориентации своих выпускников, с другой стороны, нередко случается так, что найденная работа не соответствует специальности, по которой студент обучается и, кроме того, занимает время учебных занятий. Такие студенты чаще других имеют низкую посещаемость занятий, но при этом так оптимизируют процесс обучения, что при минимуме усилий получают за учёбу формальные результаты выше средних.

Исходя из того, что реальная востребованность студента на рынке труда, должна сегодня приветствоваться всеми, в том числе ВУЗами, необходим подход, облегчающий студентам получение знаний в удобное для них время, повышающий объективность оценок, не связывая их с посещаемостью, соотнесение уровня сложности курсов с требованиями рынка труда, на основе проведения исследований того, какие знания пригодились выпускникам (стажировка для студентов-гуманитариев). Ограниченный спрос на углублённые знания в какой-либо области мог бы удовлетворяться на основе факультативов под конкретного заказчика: предприятие, кафедра и т.п.

Технологически такой подход обеспечивается Интернет, бесплатными электронными курсами и системой объективных оценок, которую ВУЗы вполне могли бы предложить, как свою, более совершенную систему, чем ЕГЭ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.