Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этруски




 

 

Цивилизация этрусков была высочайшей цивилизацией на территории современной Италии до подъема Рима. Центр земель этрусков был известен у латинов под именем Этрурия. Находилась она к северо-западу от реки Тибр, современная Тоскана и часть Умбрии. Латины называли называли тех людей этруски или туски, а греки – тирренои (от Тирренейского моря). Сами себя они величали расенна.


Существует три теории, которые призваны объяснить возникновение этрусков. Их язык и культура существенно отличаются от того, что имелось у древних жителей итальянског полуострвоа: виллановцев, умбрийцев и пикенов. В результате этого, многие ученые долгое время придерживались точки зрения Геродота, который считал, что этруски мигрировали в Италию из Лидии в двенадцатом веке до нашей эры, чтобы избежать стихийного голода. Другие ученые оспаривают эту точку зрения, говоря, что этруски это коренные жители Италии, и их обычаи отличаются от обычаев чужеземных. Третья теория гласит о том, что этруски пришли с севера, перейдя через Альпы, но число ее приверженцев невелико. Генетические исследования, проведенные в начале двадцать первого века, показали степень сходства между современными жителями Тосканы и их крупным рогатым скотом с людьми и скотом Среднего Востока.

Невзирая на то, что их происхождение так и остается неизведанным, этруски заявили о своей культуре около восьмого века до нашей эры. После этого она набрала оборотов и к седьмому столетию уже могла считаться развитой, достигнув пика и расцвета в шестом веке до нашей эры. Этрусская культура исчезла с лица земли в пятом-четвертом веке до н.э. В Этрурии не было централизированного правительства, но существовала конфедерация городов-государств. Среди важных центров были Клузиум (современный Кьюзи), Тарквинии (современная Тарквиния), Каере (Черверети), Веии (Вейо), Вольтера, Ветулония, Перусия (Перуджа) и Вольсинии (Орвьето).

Политическое доминирование этрусков находилось на высоте в пятом столетии до нашей эры, в то время, когда они впитали умбрийские города и заняли большую часть Лациума. Во время этого периода этруски обладали огромной морской мощью, результатом которой стали колонии на Корсике, Эльбе, Сардинии, побережье Испании и Болеарских островах. В конце шестого века Этрурия и Карфаген заключили обоюдное соглашение, согласно которому Этрурия выступила против Греции в 535 году, что существенно ограничило возможности торговли, а уже к пятому веку морская мощь державы пришла в упадок.

Римляне, на чью культуру очень повлияли этруски (Тарувинии в Риме были этрусками) подозрительно отнеслись к их правлению. Этруски сами заняли Рим в 616 году до н.э., но в 510 году римляне изгнали их. В начале IV века, после того, как Этрурию ослабили галльские набеги, римляне захотели подчинить себе эту цивилизацию. Начиная с Веии (396 год до н.э.), один этрусский город за другим сдавался римлянам, а гражданская война существенно ослабила мощь. Во время военных действий в третьем веке, когда Рим победил Карфаген, этруски направили свои усилия против бывших союзников. Во время Общественной войны (90–88 гг. до н.э.) в Сулле, оставшиеся семьи этрусков присягнули на верность Мариусу и в 88 году Сулла утратила последние следы этрусской независимости.
Большая часть работы в Этрурии делалась коренным населением, которое подчинялось, однако не было рабами, своих победителей – родиться этруском означало родиться в особой касте. По сравнению с древними гречанками или римлянками, здешние женщины имели очень высокий статус. Благополучие и мощь этрусков частично базировались на их знании металлообработки и использования залежей железа, которого в Этрурии было много. Существенную долю в культуре этрусков представляет глиняная и металлическая скульптура, фрески для украшения гробниц, расписная глиняная утварь. Некоторые мотивы были взяты из греческого искусства и по эстафете, будучи немного откорректированы, переданы римлянам. Будучи любителями музыки, игр и гонок, этруски подарили Италии конные колесницы. Кроме того, это была глубоко религиозная цивилизация. В процессе поиска истины и попытки познать законы природы, они четко разграничили нормы, согласно которым полагалось взаимодействовать с божествами. Им не хватало научного рационализма греков, так они старались продлить жизнь умерших, обставляя гробницу как настоящий дом. Невзирая на то, что именно религия стала основной чертой, из-за которой этрусков помнят, она остается и по сей день довольно загадочной.
Этрусский язык представляется ученым довольно проблематичным. Его легко читать, так как алфавит пришел из Греции и звуковое оформление знаков известно, но за исключением нескольких слов, словарь абсолютно непонятен. И хотя в этом языке можно обнаружит элементы индо-европейских и неиндо-европейских языков, наравне со следами средиземноморских диалектов, его нельзя отнести к какой-либо языковой группе. Одной из загадок этрусской цивилизации остается столь малое количество письменных памяток, а также и то, что римляне практически ничего не писали об этрусском письме и литературе.


Майя

 

Под цивилизацией Майя подразумевается региональная культурная общность, объединенная материальной культурой и языком, занимающая восточную часть Центральной Америки, начиная от стадии формирования и до сегодняшних дней. Во время стадии классического развития с 300 по 900 год нашей эры майя являли собой самую сложную цивилизацию в Америке до появления Колумба.

Происхождение майя это предмет, привлекавший множество исследователей, но от этого большей ясности в нем не появилось. Их родовыми землями были, вероятно, горные области Гватемала-Чапа. Во время ранней формационной стадии, когда в обществе распространились навыки сева маиса, группы людей начали перемещаться на запад в более плодовитые нижние земли Юкатана. Среди самых ранних поселений в низовьях – Куэлло, Белиз, основанное около 1200 года нашей эры. По прошествие трех-четырех веков сеть маленьких государств образовалась вдоль территории современных Гватемалы, Белиза, юго-востока Мексики, а также западной части Гондураса и Сальвадора. Учеными предлагались разные модели того, что же случилось дальше, и как эти отдельные поселения стали городами, а затем и государствами. Единой идеей, которая объединяет все эти модели, является проблема давления населения. На некоторых территориях, таких как Усумачинта и бассейн реки Белиз, сельское хозяйство процветало и населения постоянно росло. В результате этого плодовитая земля стала причиной конфликтов между поселениями. Необходимость в военных лидерах и авторитетных правителях привела, в конце концов, к появлению элиты. Важным аспектом жизни также была торговля (существуют свидетельства контакта с ольмеками) на севере.

После 800 года деревни майя стали более тесно связаны друг с другом посредством внутренней торговли и системы обмена, что очень ярко иллюстрирует гончарный стиль Мамом. В это же время начали развиваться церемониальные центры, ведущие к появлению иерархии между городами. В Накбе, Гватемала, церемониальный центр был построен на месте бывшей деревни, что может служить свидетельством централизации местных властей. К 400 году существовало уже несколько церемониальных центров как низинах, так и в горных районах. В каждом из них присутствовали пирамиды, храмы, платформы и стелы.

В позднем протоклассическом периоде (конец формации) население продолжало расти. Переход от поселений к государствам произошел в низинах еще в 250 году. Двух уровневую иерархию в поселениях заменила четырехуровневая, сочетавшая в себе деревеньки, малые церемониальные центры, большие церемониальные центры и региональные центры. Расстояние между большими и малыми религиозными центрами обычно составляло 13-26 километров. Была введена ежедневная календарная система, которая не только определяла конкретные дни под ритуалы и церемониальные обряды: этот объемный календарь помог позднее воссоздать главные вехи в жизни майя.

 

Невзирая на то, что ирригация уже была известна, она не использовалась в широких масштабах. Экономика майя была интенсивной, построенной в основном на сельском хозяйстве. Фактически главная деятельность заключалась в том, чтобы использовать плодородные поля для выращивания маиса, бобовых, перца Чили и корнеплодов. Поселения были разбросаны, и состояли из хижин (обычно, до пяти), сгруппированных вокруг главного двора. Некоторые большие и региональные церемониальные центры тоже играли роль поселений, и недавние исследования в районе Тикал, показали, что здешний церемониальный центр был религиозным и административным центром города, где проживало около семидесяти тысяч обитателей.

Элита майя занималась обменом, построенным на базе сетей, возникших в поздний период формации. Среди предметов обмена были соль и драгоценные камни, равно как и такие материалы, как обсидиан, раковины и кремнистый известняк, из которых производились предметы искусства. Нефрит был одним из самых драгоценных материалов, известных майя, и являлся предметом оживленной торговли в некоторых районах долины Монтагуа.


Церемониальные центры включали в себя храмы, пирамиды, огромные залы, дворцы и площади, обычно связанные широкими мощеными дорогами. Массивные монументальные строения были вырезаны и украшены в замысловатом стиле, показывая сцены из того, как местные династии правителей объединялись с богами.


К 800 году многие из классических центров майя пришли в упадок, население уменьшилось – это был закат цивилизации. Для объяснения этого выводится масса причин, среди которых эпидемические заболевания, землетрясения, засуха, упадок сельского хозяйства, отчуждение торговых путей, сельская революция и вторжения со стороны. Но ни одна из этих причин не может объяснить этот процесс, представляющий собой смесь социальных и политических факторов, особенно в том, что касается падения Теотихуакана в Мексике в 750 году. Однако культура майя не исчезла совсем, она сохранилась, только в слегка видоизмененной форме, процветая в северных частях Юкатана до тысячного года, когда вторжение тольтеков вызвало новые изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.