КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономический и социальный совет ООН
Структура Совета Безопасности В настоящее время существуют два постоянных комитета, в каждый из которых входят представители всех государств — членов Совета Безопасности: • Комитет экспертов по правилам процедуры (изучает правила процедуры и другие технические вопросы и выносит по ним рекомендации); • Комитет по приему новых членов. В комитеты открытого состава входят все члены Совета, эти комитеты учреждаются по мере необходимости и проводят закрытые заседания: • Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне центральных учреждений; • Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991 г.) Совета Безопасности; 54. Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН • Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией Комитеты по санкциям: • Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 661 (1990 г.) о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом; • Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 748 (1992 г.) по Ливийской Арабской Джамахирии; • Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 751 (1992 г.) по Сомали; • Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 918 (1994 г.) по Руанде; • Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1132 (1997 г.) по Сьерра-Леоне; • Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1343 (2001 г.) по Либерии. За период с 1948 по сентябрь 2002 г. было проведено 55 операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Международные трибуналы: • Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, учрежден резолюцией 808 (1993 г.) Совета Безопасности;
• Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноциди другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, учрежден резолюцией 955 (1994 г.) Совета Безопасности. Экономический и социальный совет ЭКОСОС (Economic and Social Council — ECOSOC) координирует работу 14 специализированных учреждений ООН, 10 функциональных комиссий и 5 региональных комиссий; получает доклады от 11 фондов и программ ООН; дает программные рекомендации организациям системы ООН и государствам-членам. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем в таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная за- 2.1. Структура ООН. Основные органы щита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое др. Согласно Уставу ООН ЭКОСОС призван предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей.компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач, установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.
Выполняя свой мандат, ЭКОСОС проводит консультации с научными кругами, представителями делового мира и с более чем 2100 зарегистрированными неправительственными организациями. Совет ежегодно, в июле, проводит основную сессию, продолжительностью в четыре недели, поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В рамках сессии проводится ряд заседаний высокого уровня, в ходе которых министры национальных правительств и руководители международных учреждений и другие высокопоставленные должностные лица обсуждают конкретную тему, имеющую общемировое значение. Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством присутствующих (более подробно см. п. 2.2). Совет по опеке ООН При создании международной системы опеки Уставом был учрежден Совет по опеке — СО (Council on Trusteeship of the UN) в качестве 56 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки. Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.
Концепция опеки задумывалась основателями ООН в первую очередь для предотвращения послевоенных столкновений на территориях бывших колоний. Эти территории должны были перейти под управление международных контрольных органов до окончательной деколонизации. В Устав ООН включена Декларация о колониях, названных несамоуправляющимися территориями. В соответствии с положениями Декларации колониальные власти обязывались передавать Совету по опеке информацию об экономических и социальных условиях, а также о состоянии образования на подлежащих их управлению территориях. Совет разрабатывает анкету с параметрами, оценивающими уровень политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна — Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе фактически не участвует. Совет проводил одну сессию в год в Нью-Йорке. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности. Международный суд ООН Международный суд ООН — МС (The international Court of the UN) — это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного суда. Этот орган имеет
2.1. Структура ООН. Основные органы 57 множество специфических особенностей, так как в отличие от других международных судов сторонами в рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, т.е. государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия, по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций. Суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. Местопребывание суда — Гаага (Нидерланды). Помимо судебной деятельности, Международный суд осуществляет и консультативную юрисдикцию. Международный суд создан в 1945 г. как часть системы ООН. Суд сменил постоянную палату международного правосудия Лиги Наций. Старый Всемирный суд был одним из наиболее успешно действующих институтов Лиги. За 18 лет своей работы он вынес приговоры по 32 крупным делам и представил 27 консультативных заключений. Ни одну страну нельзя заставить вынести на слушание Международного суда спор с другой, но любая страна, которая обратится в Суд с соответствующим ходатайством, должна быть готова принять решения Суда. Механизмов принуждения не предусмотрено. Отдельный гражданин может обратиться к Суду лишь в случае представления его (или ее) правительством. Суд принимает решения большинством голосов. Полномочия Суда обеспечиваются Советом Безопасности. Международный суд ведет дела четырех разных типов: конфликты между Востоком и Западом, антиколониальная борьба, внутрирегиональные споры, защита юридической компетенции ООН. Начиная с 1980-х гг. появилась и новая категория дел: конфликты между Севером и Югом, обычно между США и странами, которые выступают против них. Единственным серьезным конфликтом между коммунистическими и некоммунистическими странами, разбирательством которого занимался Суд, стали слушания по проливу Корфу между Албанией и Великобританией. В октябре 1946 г. два английских военных корабля 58 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН подорвались на мине при проходе через пролив Корфу в территориальных водах Албании; погибли 44 английских моряка. Дело было представлено для слушания в Международный суд обеими сторонами: Великобритания утверждала, что албанское правительство приказало заложить мины или должно было знать о них и потому несет вину за преступную небрежность. Албания заявляла, что британские корабли нарушили ее суверенитет. Суд 11 голосами против 5 решил дело в пользу англичан и постановил, что Албания должна заплатить компенсацию в сумме 2,4 млн долл. Однако Албания отказалась исполнить решение Суда, и ни Суд, ни британское правительство не смогли принудить ее к этому. Единственное дело колониального характера, представленное Суду, касалось Юго-Западной Африки (ныне Намибия), бывшей подмандатной территории Лиги Наций. Впервые Суд поднял эту проблему в 1950 г., когда Генеральная Ассамблея запросила консультативное заключение по вопросу, может ли данная территория управляться в качестве составной части Южной Африки. Последняя — твердо отказалась принять любую форму международного контроля. Суд единодушно признал, что ООН полномочна управлять бывшими подмандатными территориями, а Южная Африка не имеет права изменять международный статус данной территории. В 1962 г. Эфиопия и Либерия обратились в Суд с иском против Южной Африки, который был отклонен незначительным большинством. Тогда под давлением афро-азиатского большинства Генеральная Ассамблея вынесла резолюцию о передаче Ассамблее права на управление Юго-Западной Африкой, отняв его у ЮАР. Суд участвовал также в разрешении мелких внутрирегиональных конфликтов, особенно в Западном полушарии. Но, возможно, самое важное из решений Суда имело целью усилить ООН как юридическую и политическую организацию. Когда в 1947 г. посредник ООН в Палестине граф Фольке Бернадотт был убит сионистской террористической группой, ООН потребовала консультативного решения по вопросу, может ли международная организация призвать к ответу государство, на территории которого погиб один из ее представителей, действующий по ее заданию. Суд вынес положительное решение, и ООН потребовала от Израиля возмещения за смерть Бернадотта и ущерб, причиненный другим представителям персонала ООН. Правительство Израиля удовлетворило эти требования. Немаловажную роль сыграл Международный суд и в разработке системы международного финансирования ООН, когда подтвердил полномочия Ассамблеи накладывать законно обоснованные обязательства на своих членов. Решение большинства в две трети голосов обязывает меньшинство членов ООН, включая государства, которые голосо- 2.1. Структура ООН. Основные органы 59 вали против той или иной акции, финансировать расходы ООН, обеспечивает поддержку принципа подчинения меньшинства большинству в сфере международных отношений. Однако при всей перспективной значимости этого решения его практический эффект оказался небольшим. Главным образом это касается многомиллионного долга США, судебных слушаний по которому так и не состоялось. В настоящее время неурегулированность финансовых вопросов является одной из основных проблем современной ООН (более подробно см. п. 2.4). Секретариат ООН В рамках ООН создан Секретариат (Secretary of the UN) во главе с Генеральным секретарем — особый штат служащих, которые, как предполагалось, будут подходить к проблеме мирового сообщества с той же мерой ответственности, что и к национальным проблемам. Генеральный секретарь — это высшее должностное лицо ООН, он назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок с правом переизбрания. Его назначение требует одобрения всех пяти постоянных членов и большинства в две трети членов Генеральной Ассамблеи. Генеральный секретарь действует как главное административное должностное лицо на заседаниях Генеральной Ассамблеи, Экономического и социального совета и Совета по опеке. Основатели ООН наделили Генерального секретаря политическими и административными полномочиями. Устав наделяет Генерального секретаря правом привлекать внимание Совета Безопасности к любому явлению, создающему угрозу международному миру и безопасности. Генеральный секретарь назначает штат постоянных служащих, или Секретариат. Каждое из автономных специализированных агентств в рамках ООН имеет своего генерального директора и свой секретариат. Важные группы штата ООН размешены в Риме, Париже и Вене, а также в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Насчитывается около 25 тысяч членов Секретариата, отделения которого созданы по всему миру. Секретариат осуществляет множество функций, включая организацию конференций, сбор информации и ее анализ, а также публикацию ежегодника ООН. Во всех этих видах деятельности его сотрудники должны проявлять взвешенность и объективность, чтобы не вызывать недовольства со стороны любого правительства государства — члена ООН. Должностной статус члена Секретариата определяется 101-й статьей Устава, где оговорены и требования к сотрудникам — эффективность, компетентность и честность. Еще одно неукоснительное требование — подбор служащих штата на возможно более широкой географической основе. Как только представитель того или иного государства — члена ООН входит в состав Секретариата, он (она) долж- 60 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН ны дать клятву на верность ООН и не отстаивать интересы того или иного конкретного правительства. Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается Организация Объединенных Наций, — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединенных Наций, организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединенных Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |