Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический и социальный совет ООН




Структура Совета Безопасности

В настоящее время существуют два постоянных комитета, в каж­дый из которых входят представители всех государств — членов Совета Безопасности:

• Комитет экспертов по правилам процедуры (изучает правила процедуры и другие технические вопросы и выносит по ним рекомен­дации);

• Комитет по приему новых членов.

В комитеты открытого состава входят все члены Совета, эти ко­митеты учреждаются по мере необходимости и проводят закрытые за­седания:

• Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне центральных учреждений;

• Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991 г.) Совета Безопасности;


54. Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

• Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией
1373 (2001 г.).

Комитеты по санкциям:

• Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 661 (1990 г.) о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом;

• Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 748 (1992 г.) по Ливийской Арабской Джамахирии;

• Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 751 (1992 г.) по Сомали;

• Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 918 (1994 г.) по Руанде;

• Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1132 (1997 г.) по Сьерра-Леоне;

• Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1343 (2001 г.) по Либерии.

За период с 1948 по сентябрь 2002 г. было проведено 55 операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Международные трибуналы:

• Международный трибунал для судебного преследования лиц, от­ветственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, учрежден ре­золюцией 808 (1993 г.) Совета Безопасности;

• Международный трибунал для судебного преследования лиц, от­ветственных за геноциди другие серьезные нарушения международно­го гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граж­дан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, учрежден резолю­цией 955 (1994 г.) Совета Безопасности.

Экономический и социальный совет ЭКОСОС (Economic and Social Council — ECOSOC) координирует работу 14 специализирован­ных учреждений ООН, 10 функциональных комиссий и 5 региональ­ных комиссий; получает доклады от 11 фондов и программ ООН; дает программные рекомендации организациям системы ООН и государст­вам-членам.

На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции коор­динации и развития сотрудничества государств с различным социаль­ным строем в таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная за-


2.1. Структура ООН. Основные органы



щита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступ­ности и многое др.

Согласно Уставу ООН ЭКОСОС призван предпринимать исследо­вания, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам меж­дународного, экономического, социального, культурного сотрудниче­ства государств, содействовать соблюдению и уважению прав челове­ка, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей.компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетен­цию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения меж­дународных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществ­ление общей стратегии и выполнение первоочередных задач, установ­ленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в та­ких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответст­вия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамбле­ей для системы ООН в целом.

Выполняя свой мандат, ЭКОСОС проводит консультации с науч­ными кругами, представителями делового мира и с более чем 2100 за­регистрированными неправительственными организациями. Совет ежегодно, в июле, проводит основную сессию, продолжительностью в четыре недели, поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В рамках сессии проводится ряд заседаний высокого уровня, в ходе которых министры национальных правительств и руководители международных учрежде­ний и другие высокопоставленные должностные лица обсуждают кон­кретную тему, имеющую общемировое значение.

Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамбле­ей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством присутствующих (более подробно см. п. 2.2).

Совет по опеке ООН

При создании международной системы опеки Уставом был учреж­ден Совет по опеке — СО (Council on Trusteeship of the UN) в качестве


56 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на ко­торый была возложена задача по наблюдению за управлением подо­печными территориями, подпадающими под систему опеки. Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения насе­ления подопечных территорий и их прогрессивному развитию в на­правлении к самоуправлению или независимости.

Концепция опеки задумывалась основателями ООН в первую оче­редь для предотвращения послевоенных столкновений на территориях бывших колоний. Эти территории должны были перейти под управле­ние международных контрольных органов до окончательной деколо­низации. В Устав ООН включена Декларация о колониях, названных несамоуправляющимися территориями. В соответствии с положения­ми Декларации колониальные власти обязывались передавать Совету по опеке информацию об экономических и социальных условиях, а также о состоянии образования на подлежащих их управлению терри­ториях.

Совет разрабатывает анкету с параметрами, оценивающими уро­вень политического, экономического и социального прогресса, а так­же прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ас­самблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопеч­ных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопеч­ных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна — Тихоокеанские ост­рова (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США, Вели­кобритания, Франция и Китай, который в его работе фактически не участвует. Совет проводил одну сессию в год в Нью-Йорке.

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязатель­ства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Предсе­дателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный суд ООН

Международный суд ООН — МС (The international Court of the UN) — это главный судебный орган ООН. Этим в основном и опреде­ляется сфера деятельности Международного суда. Этот орган имеет


2.1. Структура ООН. Основные органы 57

множество специфических особенностей, так как в отличие от других международных судов сторонами в рассматриваемых Судом делах мо­гут быть только государства. Обращение к Суду является факультатив­ным, т.е. государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия, по некоторым международным договорам, при­знают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, приме­няя при этом международные конвенции, международные обычаи, об­щие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а так­же в качестве вспомогательного средства, судебные решения и доктри­ны наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, являю­щихся юристами с признанным авторитетом в области международно­го права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безо­пасности на срок девять лет с правом переизбрания. Местопребывание суда — Гаага (Нидерланды). Помимо судебной деятельности, Между­народный суд осуществляет и консультативную юрисдикцию.

Международный суд создан в 1945 г. как часть системы ООН. Суд сменил постоянную палату международного правосудия Лиги Наций. Старый Всемирный суд был одним из наиболее успешно действующих институтов Лиги. За 18 лет своей работы он вынес приговоры по 32 крупным делам и представил 27 консультативных заключений.

Ни одну страну нельзя заставить вынести на слушание Междуна­родного суда спор с другой, но любая страна, которая обратится в Суд с соответствующим ходатайством, должна быть готова принять решения Суда.

Механизмов принуждения не предусмотрено. Отдельный гражда­нин может обратиться к Суду лишь в случае представления его (или ее) правительством. Суд принимает решения большинством голосов. Полномочия Суда обеспечиваются Советом Безопасности.

Международный суд ведет дела четырех разных типов: конфликты между Востоком и Западом, антиколониальная борьба, внутрирегио­нальные споры, защита юридической компетенции ООН. Начиная с 1980-х гг. появилась и новая категория дел: конфликты между Севером и Югом, обычно между США и странами, которые выступают против них.

Единственным серьезным конфликтом между коммунистически­ми и некоммунистическими странами, разбирательством которого за­нимался Суд, стали слушания по проливу Корфу между Албанией и Великобританией. В октябре 1946 г. два английских военных корабля


58 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

подорвались на мине при проходе через пролив Корфу в территориаль­ных водах Албании; погибли 44 английских моряка. Дело было пред­ставлено для слушания в Международный суд обеими сторонами: Ве­ликобритания утверждала, что албанское правительство приказало за­ложить мины или должно было знать о них и потому несет вину за преступную небрежность. Албания заявляла, что британские корабли нарушили ее суверенитет. Суд 11 голосами против 5 решил дело в поль­зу англичан и постановил, что Албания должна заплатить компенса­цию в сумме 2,4 млн долл. Однако Албания отказалась исполнить ре­шение Суда, и ни Суд, ни британское правительство не смогли прину­дить ее к этому.

Единственное дело колониального характера, представленное Суду, касалось Юго-Западной Африки (ныне Намибия), бывшей под­мандатной территории Лиги Наций. Впервые Суд поднял эту проблему в 1950 г., когда Генеральная Ассамблея запросила консультативное за­ключение по вопросу, может ли данная территория управляться в каче­стве составной части Южной Африки. Последняя — твердо отказалась принять любую форму международного контроля. Суд единодушно признал, что ООН полномочна управлять бывшими подмандатными территориями, а Южная Африка не имеет права изменять междуна­родный статус данной территории. В 1962 г. Эфиопия и Либерия обра­тились в Суд с иском против Южной Африки, который был отклонен незначительным большинством. Тогда под давлением афро-азиатско­го большинства Генеральная Ассамблея вынесла резолюцию о переда­че Ассамблее права на управление Юго-Западной Африкой, отняв его у ЮАР. Суд участвовал также в разрешении мелких внутрирегиональ­ных конфликтов, особенно в Западном полушарии.

Но, возможно, самое важное из решений Суда имело целью усилить ООН как юридическую и политическую организацию. Когда в 1947 г. посредник ООН в Палестине граф Фольке Бернадотт был убит сионист­ской террористической группой, ООН потребовала консультативного решения по вопросу, может ли международная организация призвать к ответу государство, на территории которого погиб один из ее представи­телей, действующий по ее заданию. Суд вынес положительное решение, и ООН потребовала от Израиля возмещения за смерть Бернадотта и ущерб, причиненный другим представителям персонала ООН. Прави­тельство Израиля удовлетворило эти требования.

Немаловажную роль сыграл Международный суд и в разработке системы международного финансирования ООН, когда подтвердил полномочия Ассамблеи накладывать законно обоснованные обязатель­ства на своих членов. Решение большинства в две трети голосов обязы­вает меньшинство членов ООН, включая государства, которые голосо-


2.1. Структура ООН. Основные органы 59

вали против той или иной акции, финансировать расходы ООН, обеспе­чивает поддержку принципа подчинения меньшинства большинству в сфере международных отношений. Однако при всей перспективной значимости этого решения его практический эффект оказался неболь­шим. Главным образом это касается многомиллионного долга США, су­дебных слушаний по которому так и не состоялось. В настоящее время неурегулированность финансовых вопросов является одной из основ­ных проблем современной ООН (более подробно см. п. 2.4).

Секретариат ООН

В рамках ООН создан Секретариат (Secretary of the UN) во главе с Генеральным секретарем — особый штат служащих, которые, как предполагалось, будут подходить к проблеме мирового сообщества с той же мерой ответственности, что и к национальным проблемам.

Генеральный секретарь — это высшее должностное лицо ООН, он на­значается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасно­сти на пятилетний срок с правом переизбрания. Его назначение требует одобрения всех пяти постоянных членов и большинства в две трети чле­нов Генеральной Ассамблеи. Генеральный секретарь действует как глав­ное административное должностное лицо на заседаниях Генеральной Ассамблеи, Экономического и социального совета и Совета по опеке.

Основатели ООН наделили Генерального секретаря политическими и административными полномочиями. Устав наделяет Генерального секретаря правом привлекать внимание Совета Безопасности к любому явлению, создающему угрозу международному миру и безопасности.

Генеральный секретарь назначает штат постоянных служащих, или Секретариат. Каждое из автономных специализированных агентств в рамках ООН имеет своего генерального директора и свой секретариат. Важные группы штата ООН размешены в Риме, Париже и Вене, а также в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Насчитывается около 25 тысяч членов Секретариата, отделения которого созданы по всему миру.

Секретариат осуществляет множество функций, включая органи­зацию конференций, сбор информации и ее анализ, а также публика­цию ежегодника ООН. Во всех этих видах деятельности его сотрудники должны проявлять взвешенность и объективность, чтобы не вызывать недовольства со стороны любого правительства государства — члена ООН. Должностной статус члена Секретариата определяется 101-й статьей Устава, где оговорены и требования к сотрудникам — эффек­тивность, компетентность и честность. Еще одно неукоснительное требование — подбор служащих штата на возможно более широкой географической основе. Как только представитель того или иного го­сударства — члена ООН входит в состав Секретариата, он (она) долж-


60 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

ны дать клятву на верность ООН и не отстаивать интересы того или иного конкретного правительства.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообраз­ны, как и проблемы, которыми занимается Организация Объединен­ных Наций, — от руководства миротворческими операциями до по­средничества в международных спорах, от составления обзоров эконо­мических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединенных Наций, организует международные конференции по проблемам мирового зна­чения; следит за выполнением решений органов Организации Объе­диненных Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.