Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Млн SDR 2 страница




Получение кредитов, как уже отмечалось, имеет обусловленный характер и сопровождается рекомендациями МВФ, цель которых мак­роэкономическая стабилизация и оздоровление платежных балансов. В основе рекомендации МВФ лежит монетаристская концепция. Для оздоровления платежных балансов, по рекомендации МВФ страна должна соблюдать следующие принципы:

• проводимая макроэкономическая политика должника должна быть направлена на обеспечение активного сальдо платежного баланса как главного фактора выплаты основной части долга и процентов;

• для обеспечения стабилизации внутреннего спроса необходимо сокращать государственные расходы;

• выплата основной части долга и процентов должна осуществ­ляться за счет получаемой прибыли; займы должны использоваться только на финансирование производственной сферы;

• сокращение неоправданных государственных расходов и сдер­живания инфляции должны стать источниками равновесия государст­венного бюджета;

• необходимо проводить налоговую политику, способствующую развитию инвестирования и предпринимательства и обеспечивающую сбор налогов для покрытия государственных расходов;

1 Смыслов, Д. В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1993. С. 78—79.


3.2. Международный валютный фонд



• стабилизацию денежного обращения следует осуществлять пу­тем проведения девальвации, а в отдельных случаях — денежных ре­форм;

• необходимо обеспечивать максимальное использование рыноч­ных механизмов и конкуренции как средства повышения уровня кон­курентоспособности народного хозяйства: отменить контроль над це­нами и заработной платой, осуществить свободный допуск товаров на внутренний рынок и таким образом обеспечить конкуренцию;

• осуществлять структурную перестройку экономики как основу долгосрочного развития. Для этого необходимы следующие преобра­зования: разгосударствление промышленных предприятий и перевод их с бюджетного на кредитное финансирование; развитие экспортных отраслей за счет как налоговых стимулов, так и девальвации нацио­нальной валюты, повышающей эффективность экспертной продук­ции; содействие притоку прямых иностранных инвестиций путем сни­жения уровня налогообложения и предоставления гарантий на вывоз прибылей;

• обеспечивать стабильность политической власти, поскольку
смена власти влечет за собой необходимость решения вопроса о преем­
ственности внешних обязательств, включая займы.

Данные рекомендации, по мнению специалистов, носят целена­правленно дефляционный характер. Их применение способно вызы­вать торможение экономического роста, что не только не способству­ет решению проблемы задолженности, но и приводит к обострению социальной напряженности в стране. Так, попытки развивающихся стран (Аргентина, Бразилия, Египет, Перу, Мексика и др.) реализо­вать в 1970—1980-х гг. рекомендации МВФ привели к бурным внут­ренним социально-экономическим потрясениям. Кроме того, МВФ не смог предотвратить валютно-финансовый кризис в Юго-Восточ­ной Азии, который едва не перерос в мировой. Применение Фондом монетаристской концепции, вызвавшей многочисленные провалы, породили острую критику в адрес МВФ, широкую дискуссию о не­обходимости реформирования международных финансовых инсти­тутов.

Под воздействием этой критики МВФ стал прилагать большие усилия к построению «новой архитектуры» валютно-финансовой сис­темы мира. Значительное место в «новой архитектуре» отводится во­просам прозрачности в кредитной и финансовой политике, которая приобретает все большее значение.

Руководство МВФ, признав возможность возникновения противо­речий между краткосрочными потребностями перестройки экономи­ки, такими как необходимость урезания доходов, с одной стороны, и


134 Глава 3. Международные финансовые организации

целями структурных реформ и экономического роста — с другой, по­пыталось смягчить эти противоречия. Фонд стал делать упор в своих рекомендациях на такие меры, которые, устраняя нарушение равнове­сия платежного баланса, не подрывают устойчивого экономического роста. К числу таких мер относятся содействие расширению производ­ства товаров для экспорта и отмена валютных ограничений по между­народным текущим операциям.

Отмена валютных ограничений дает экспортерам возможность продавать товары за национальную валюту, а импортеры получают право конверсии национальной валюты в иностранную валюту плате­жа. В результате импортер может покупать товар в любой стране и, та­ким образом, использовать преимущество конкуренции не только на национальном, но и на международном уровне. Отмена валютных ог­раничений в конечном итоге приводит к тому, что международная тор­говля становится многосторонней и по форме, и по содержанию. Бла­годаря целенаправленной деятельности МВФ процесс отмены валют­ных ограничений по текущим операциям в 90-е годы вступил в завершающую стадию, поскольку количество стран, признавших обя­зательства по VIII статье Соглашения МВФ, достигло 80%.

За восемь лет (1990—1998 гг.) ограничения отменили 53 страны, и экспорт развивающихся государств увеличился на 103,6%, что благо­приятно отразилось на состоянии их платежных балансов и внешней задолженности1.

Меры, предпринимаемые МВФ по урегулированию кризиса внеш­ней задолженности развивающихся стран, в определенной степени снизили остроту долговой проблемы. Вместе с тем долговые проблемы развивающегося мира еще далеки от разрешения. Согласно данным статистики, совокупный внешний долг развивающихся стран состав­лял 1,3 трлн долл., или 17,6% объема их экспорта2.

В настоящее время в программах перестройки экономики, реали­зуемых при содействии МВФ, большое значение уделяется структур­ным аспектам. Финансовую поддержку в рамках систем структурной перестройки МВФ осуществляет в тесном сотрудничестве с Мировым банком, заявившим о своем намерении вносить «активный вклад в разработку и реализацию согласованной стратегии устранения про­блем внешнего долга развивающихся стран путем их разрешения в ка­ждом отдельном случае». При этом конечную цель этой стратегии Фонд видит в обеспечении удовлетворительных темпов роста при со-

1 http://www.wto.org.

2 Смыслов, Д. В. Международный валютный фонд: современные тенденции и
наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1993. С. 73.


3.2. Международный валютный фонд 135

хранении устойчивости платежного баланса и восстановлении для стран-должников доступа к финансовым рынкам'.

Развитие процессов демократизации и реформирование моделей экономики в странах Центральной и Восточной Европы в середине 80-х гг. способствовали как расширению состава МВФ, так и появле­нию нового направления в его деятельности и кредитных ассигнова­ниях. Для финансирования системных преобразований экономик постсоциалистических стран и создания рыночной модели экономи­ки в разных рамках МВФ был создан Фонд системной трансформа­ции (Systemic Transformation Facility — STF).

Таким образом, МВФ, основной функцией которого являлось ре­гулирование мировой валютной системы, постепенно трансформиру­ется в организацию, регулирующую и контролирующую макроэконо­мическую политику стран-членов.

Надзор и техническая помощь

Важной функцией МВФ является надзор. В соответствии со ст. IV Соглашения МВФ осуществляет постоянный надзор и контроль за макроэкономической политикой и политикой в области установления валютных курсов стран-членов. Надзор имеет двоякое значение: с од­ной стороны, цель подобного надзора — своевременное выявление по­тенциально опасных макроэкономических дисбалансов, способных повлиять на стабильность валютного курса и состояние платежных ба­лансов, с другой — надзор побуждает правительство стран проводить политику валютных курсов совместимую с макроэкономической по­литикой. Принципы и процедуры проведения надзора утверждены Исполнительным советом в 1977 г. По запросу МВФ, страны-члены предоставляют информацию, а Фонд разрабатывает рекомендации по устранению выявленных и возможных диспропорций.

Существуют три формы надзора, осуществляемых МВФ:. 1) ежегодные двусторонние консультации со странами-членами;

2) многосторонний надзор осуществляется Исполнительным сове­том посредством многосторонних обсуждений в связи с подготовкой (два раза в год) обзора «Перспективы развития мировой экономики», где проводится анализ международной экономики и прогнозирование мировой экономической ситуации на несколько (два-три года) лет вперед. Прогноз составляется для каждой страны-члена, исходя из данных, полученных от правительства, затем агрегируется по группам стран и по миру в целом;

Смыслов, Д. В. Указ. соч. С. 78-79.


136 Глава 3. Международные финансовые организации

3) углубленный надзор — это механизм надзора МВФ за экономи­ческой политикой стран-членов, осуществляемый с целью гарантиро­вать устойчивое экономическое развитие для исправления макроэко­номических дисбалансов. Он был создан в 1995 г. по требованию стран-кредиторов в связи с невыполнением развивающимися страна­ми сроков возвращения внешнего долга. Условием переноса сроков платежей стало введение углубленного надзора. МВФ осуществляет надзор и за выполнением планов структурной перестройки. В после­дующем углубленный надзор стал использоваться и другими странами.

Анализ состояния экономики страны проводится ежеквартально. Результаты анализа обсуждаются на заседании Совета директоров. По­добная форма стала использоваться странами как способ придания большого международного веса правительственным планам экономи­ческих реформ. Формальное согласие МВФ с этими планами играет роль катализатора, увеличивающего приток иностранного капитала в страну и расширяющего возможности для внешней торговли.

В последние годы эффективный и своевременный надзор приоб­рел особо важное значение в связи с коренными сдвигами, которые произошли в мировой экономике и заключались в стремительном рос­те рынков частного капитала, усилении региональной и валютной ин­теграции, а также введении конвертируемости по счету текущих опера­ций и осуществлении рыночных реформ во многих странах. Эти пре­образования находят отражение в расширении функций МВФ. Сегодня членство в МВФ приобрело практически всеобщий характер, а консультации МВФ по вопросам политики, а также осуществляемое им финансирование, техническая помощь и содействие в подготовке кадров охватывают небывало большое число стран.

Надзорная деятельность МВФ была традиционно нацелена на то, чтобы побудить страны к устранению макроэкономических дисба­лансов, снижению инфляции, проведению ключевых реформ в тор­говой и валютной политиках, осуществлению других рыночных пре­образований. Вместе с тем в зависимости от конкретной ситуации в стране все большее внимание стало уделяться потребности в проведе­нии значительно более широкого комплекса структурных и институ­циональных реформ, направленных на создание и укрепление дове­рия со стороны частного сектора и закладывающих основы для устой­чивого роста экономики. Среди таких привлекающих постоянное внимание вопросов находятся проблемы повышения эффективности финансового сектора, совершенствования сбора и публикации стати­стических данных, придания большей прозрачности государствен­ным бюджетам, содействия правовым реформам и повышения каче­ства управления.


3.2. Международный вшдатный фонд



МВФ выполняет свои функции надзора главным образом путем проведения регулярных (как правило, ежегодных) консультаций с го­сударствами-членами.

Консультации являются основным механизмом сотрудничества ме­жду МВФ и государствами-членами и позволяют МВФ систематически анализировать экономическое развитие и политику государств-членов, а также оценивать воздействие этой политики на обменные курсы и платежный баланс. Кроме того, анализу подвергаются применяемые меры структурной политики, имеющие отношение к макроэкономиче­ским изменениям в экономике. В последние годы при осуществлении надзора больше внимания стало уделяться вопросам регионального и социального характера, положению в промыш-ленности, проблемам рынка труда, распределению доходов, качеству управления и охране ок­ружающей среды, которые имеют значительное влияние на состояние макроэкономической политики. Консультации обеспечивают ком­плексный анализ текущих и перспективных изменений во внутреннем и внешнем положениях государств-членов, а также их последствий для других стран. В дополнение к такому систематическому наблюдению за развитием ситуации в отдельных странах и в мире в целом Исполнитель­ный совет регулярно проводит неофициальные заседания, посвящен­ные важнейшим событиям в отдельных странах и положению дел в ми­ровой экономике и на финансовых рынках.

В марте 1998 г. Исполнительным советом в рамках осуществления надзора был проведен очередной обзор политики государств — членов МВФ, в центре внимания которого на этот раз находились уроки ази­атского кризиса. Было отмечено, что эффективность МВФ в плане раннего выявления нарождающейся напряженности в странах, пора­женных кризисом, оказалась неоднозначной. В ретроспективе стало ясно, что МВФ недооценил масштабы распространения кризиса, а в ряде стран, пострадавших от кризиса, была проявлена недооценка уяз­вимых сфер. В то же время в некоторых странах с нарождающейся ры­ночной экономикой были приняты своевременные и последователь­ные политические меры (в том числе в результате рекомендации со стороны МВФ) и этим странам удалось успешно предотвратить рас­пространение кризиса. Некоторые члены Исполнительного совета от­мечали нереальность ожиданий того, что надзор со стороны МВФ мо­жет своевременно обнаружить все проблемы и предотвратить все кри­зисы. В то же время руководство считает необходимым при проведении надзора уделять повышенное внимание риску распростра­нения последствий кризиса.

В последние годы МВФ уделяет все большее внимание вопросам полноты, качества, регулярности и своевременности данных, получае-


138 Глава 3. Международные финансовые организации

мых им от своих членов, а также данных, публикуемых государствами-членами для широкой общественности. Для направления усилий госу­дарств-членов в этой области Исполнительный совет утвердил двух­уровневый подход: Специальный стандарт на распространение дан­ных (ССДР), принятый в марте 1996 г. с целью служить ориентиром для государств-членов, которые уже имеют или стремятся получить доступ на международные финансовые рынки, а также Общую систему распространения данных (ОРСД), утвержденную Советом в декабре 1997 г. в качестве ориентира для всех государств-членов.

МВФ придает важное значение технической помощи, которую он оказывает странам-членам в области денежной, валютной, бюджет­ной, налоговой политики, банковского надзора, статистики, разработ­ке финансового и экономического законодательства, а также в подго­товке кадров.

Для выполнения этой функции в рамках МВФ созданы специаль­ные отделы и институт с филиалами в Вашингтоне, Вене, Сингапуре.

Отдел технической помощи предоставляет странам-членам разно­образный набор консультационных услуг по всем аспектам управле­ния технической помощью и является ее координационным центром как в рамках Фонда, так и при сотрудничестве с другими международ­ными организациями.

Оказание технической помощи по вопросам деятельности цен­тральных банков, финансового сектора, улучшения валютного управ­ления и правил, регулирующих валютные операции, совершенствова­ния финансовых систем государств — членов МВФ обеспечивает отдел валютных и обменных операций.

Институт МВФ осуществляет профессиональную подготовку и по­вышение квалификации работников правительственного аппарата из государств-членов и стран, которые готовятся стать членами Фонда. Их обучают макроэкономическому регулированию, формированию центрально-банковской и финансовой систем, методам и реформиро­ванию налоговой системы и налоговой администрации, а также совер­шенствованию статистической информации. Курсы и семинары про­водятся на четырех языках (арабском, английском, испанском и фран­цузском) в штаб-квартире МВФ и в национальных и региональных центрах. Представители стран с переходной экономикой обучаются в Венском институте МВФ в Австрии. Спрос на техническую помощь особенно высок у стран, осуществляющих переход к рыночной эконо­мике.

Техническое содействие оказывается как с помощью проведения консультаций в самом Фонде, так и путем направления в страны-чле­ны специальных миссий и отдельных специалистов.


3.2. Международный валютный фонд 139

МВФ осуществляет широкую издательскую деятельность, кото­рую можно рассматривать в качестве научной и образовательной по­мощи всему мировому сообществу. Публикация большого числа спе­циальных материалов и периодических изданий аналитического и статистического характера1, подготовленных персоналом МВФ, среднесрочных экономических прогнозов, охватывающих широкий круг показателей, используемых в процессе наблюдения МВФ за эко­номическими политиками стран-членов и результатами их реализа­ции, дают возможность ученым, специалистам и людям, интересую­щимся состоянием и тенденциями, возникающими и развивающи­мися в мировой экономике, осуществлять научные исследования и повышать свои знания в этой области. Доступ широкой обществен­ности к информации обеспечивается также открытым в 1996 г. в Ин­тернете электронным информационным бюллетенем.

Деятельность МВФ и его роль в мировой экономике оценивалась неоднозначно. Диапазон оценок очень широк. Одни называли Фонд центром международной валютной системы, обеспечивающим ста­бильность экономического климата, способным действенно реагиро­вать на меняющиеся потребности мировой экономики2. Другие счита­ют, что МВФ, игравший роль валютного менеджера мира, скатился к роли «сурового жандарма для небольшого числа бедствующих разви­вающихся стран»3.

Негативно оценивали роль МВФ прежде всего те из развивающих­ся стран, которые испытали на себе бурные социально-экономические потрясения, вызванные реализацией монетаристских рекомендаций Фонда (Аргентина., Бразилия, Египет и др.).

Применение монетаристской модели реформирования экономи­ки, рекомендуемой МВФ развивающимся странам, себя не оправдало.

Руководство МВФ, оценивая применяемые меры, признало воз­можность конфликтов между краткосрочными потребностями струк­турной перестройки экономики, с одной стороны, и целями структур­ных реформ и экономического роста — с другой. Фонд пытался смяг­чить это противоречие, однако подчеркивал, что своих принципиаль­ных подходов не меняет и поддерживает меры, лежащие на стороне

1 Публикации МВФ: World Development Perspectives «World Economic Outlook»,
Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions, International Financial
Statistics, Balance of Payments Statistics, Direction of trade Statistics и др.

2 Mendelssohn, M. S. Has the Fund Gone Keynesian After All? // The Banker. London,
1971. May. P. 498.

3 One World or Several / ed. by L. Emmery; Development Center of the OECD. Paris,
1989. P. 53.



Глава 3. Международные финансовые организации


спроса, так как именно они важны для создания стабильной экономи­ческой среды, способствующей устойчивому росту экономики1.

В 90-е гг. XX в. мир охватила череда валютно-финансовых кризи­сов, ив разгар мексиканского валютного кризиса 1995 г. пришло пони­мание необходимости реформ существующих мировых финансовых институтов. Однако в полной мере это стало очевидным, когда послед­ствия азиатских потрясений 1998 г. проявились в целом ряде стран, и прежде всего, в Латинской Америке и России.

Финансовые кризисы конца 90-х гг., причиной которых явилась недостаточная зрелось нарождавшихся финансовых рынков, разви­вающихся и трансформируемых стран, дестабилизировали междуна­родную валютную систему в целом. Они наглядно показали, что глоба­лизация мировой финансовой системы резко увеличивает взаимозави­симость стран и регионов мира и усиливает отрицательное воздействие неравномерного уровня экономического развития и степени диверси­фикации финансовых рынков отдельных стран на устойчивость меж­дународной валютной системы. Реакцией на финансовые кризисы стала прокатившаяся в печати волна критики в адрес МВФ и МБРР от­носительно эффективности их работы.

Многие страны-заемщики высказали неудовлетворение качеством проектов финансируемых МБРР, а страны-доноры — неудовлетворен­ность тем, что проекты не ведут к реальному уменьшению бедности в развивающихся странах и, следовательно, не решают главной цели МБРР. В Конгрессе США заговорили о том, что МБРР тратит деньги американских налогоплательщиков на помощь тем, кому помочь не­возможно2.

В конце 90-х гг. в повестке дня совещаний глав государств и прави­тельств семи ведущих стран Запада неизменно ставился вопрос о ста­бильности международной валютной системы и эффективности рабо­ты МВФ. А в начале нового века в экономических журналах разверну­лась научная дискуссия под рубрикой «совершенствование финансовой архитектуры»3, в которой высказывались предложения по реформированию МВФ и МБРР.

1 Смыслов, Д. В. Международный валютный фонд: современные тенденции и
наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1993. С. 121.

2 Минаев, С. Спасение утопающих: МВФ и страны-банкроты // Коммерсантъ-
Власть. 2001. С. 11-15.

J Долженкова, Л. Д. Реформирование международной валютно-кредитной систе­мы // Банковское дело. 2001. № 12; Сорос, Дяс. Новая глобальная финансовая архитекту­ра// Вопросы экономики. 2000. № 12; Саркисяне, А. Финансовые кризисы и проблемы суверенного долга // Вопросы экономики. 2000. № 8. и др.


3.2. Международный валютный фонд 141

Во избежание усиления нестабильности в финансовой сфере в ре­зультате распространения азиатского кризиса МВФ принимает про­грамму деятельности на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Программа включает пять направлений.

1. МВФ, являясь главным центром по предупреждению финансо­вых кризисов, должен добиваться проведения государствами-членами экономической политики, направленной на достижение макроэконо­мического равновесия. Фонду следует усилить надзор и контроль за финансовыми рынками, чтобы не допустить внезапных всплесков по­вышения рисков, вызываемых международным движением кратко­срочных капиталов.

2. Правительство развивающихся стран и стран, осуществляющих структурную перестройку экономики, должны выполнять нормы, принятые мировым сообществом, и рекомендации МВФ. В отноше­нии государств, не выполняющих принятые нормы и рекомендации, Фонд предусмотрел проведение стратегии «нарастающего давления» путем выдвижения еще более жестких требований.

3. МВФ будет оказывать помощь отдельным странам в реформиро­вании финансовых систем, создании институтов регулирования и над­зора, соответствующих международным нормам.

В настоящее время МВФ внедряет Основные принципы эффек­тивного банковского контроля, принятые базисным комитетом. Фон­дом опубликованы нормативные документы по банковскому учету и отчетности, оценки активов, процедуре банкротства и управлению банками. Для стран-участниц разработан Кодекс оптимальной поли­тики по обеспечению транспарентности государственных финансов. Подготовлены и распространены аналогичные документы по кредит­но-денежной политике.

4. МВФ намерен активнее привлекать частный сектор к работе по
предупреждению и преодолению кризисов и разрабатывает соответст­
вующий механизм с целью получения частными кредиторами доступа
ко всей имеющейся информации о заемщиках для более, точной оцен­
ки кредитных рисков. Фонд предусматривает введение в облигацион­
ные контракты пункта об участии сторон в переговорах о реструктури­
зации займов; расширение его участия в финансировании стран,
имеющих значительную частную задолженность; разработку процеду­
ры признания несостоятельности банков, действующих на националь­
ных и международных рынках капиталов; предостережение стран-уча­
стниц от не соответствующего их финансовым возможностям предо­
ставления государственных гарантий.


142 Глава 3. Международные финансовые организации

5. Пересмотр статуса МВФ и других Бреттон-Вудских институтов в целях регулирования процесса либерализации международного дви­жения капиталов.

Существенная роль в реформировании мировой финансовой сис­темы отводилась мерам, разработанным министрами финансов и управляющими центральных банков стран «семерки» на совещании в Лондоне в октябре 1998 г. Именно эти меры стимулировали увеличе­ние капитала МВФ и введение новых видов финансирования (NCF и GCF) в механизм кредитования стран, выполняющих стабилизацион­ные программы1.

Для проведения мероприятий по реформированию и повышению эффективности, доступности, гласности и ответственности МВФ было предложено создать механизм систематической оценки эффек­тивности операций Фонда, его программ, политики и процедур путем привлечения независимых экспертов.

В результате реформирования подверглась изменению организа­ционная структура управления МВФ. Временный комитет был преоб­разован в Международный валютно-финансовый комитет, в обязан­ности которого вошла подготовка доклада о состоянии международ­ной валютной системы и разработка рекомендаций и директив Директорату Фонда. Изменение статуса Временного комитета направ­лено на повышение легитимности действий МВФ, связанных с реше­нием все более масштабных и сложных задач.

В ходе реформирования деятельность МВФ сосредоточилась на содействии макроэкономической стабилизации — важного условия ускорения темпов экономического развития стран. Для выполнения этой задачи МВФ добивается проведения его членами взвешенной де­нежно-кредитной, финансовой и валютной политики, институцио­нальных преобразований и структурных реформ.

Большое значение приобретают усилия МВФ по обеспечению эф­фективного функционирования международной валютно-кредитной системы. В планах руководства МВФ приоритет был отдан усилению надзорных функций как основы деятельности МВФ по предотвраще­нию финансовых кризисов.

Руководство МВФ отмечает, что международная финансовая сис­тема в последнее время укрепилась и стала стабильнее, чем до азиат­ского кризиса, однако финансовый сектор во многих странах еще не достаточно развит, существует риск замедления ускорившихся после кризиса реформ.

1 Долженкова, Л. Д. Реформирование международной валютно-кредитной систе­мы // Банковское дело. 2001. № 12. С. 16—17.'


3.3. Всемирный банк и его институты 143

В долгосрочной перспективе приоритетной областью деятельно­сти МВФ является интеграция наименее развитых в экономическом отношении стран в мировое хозяйство. Решение этой задачи — важ­нейшая цель деятельности Фонда, от ее выполнения будет зависеть прочность «новой архитектуры» мировой валютно-финансовой сис­темы. Для осуществления этой цели МВФ предполагает расширить предоставление странам, проводящим взвешенную денежно-кредит­ную финансовую политику, среднесрочных займов из расчета 0,5% годовых.

Участники совещания стран «большой семерки» (1998 г.) отмечали необходимость развития сотрудничества МВФ и МБРР и координации их деятельности. Предложения по координации деятельности этих ор­ганизаций были представлены на совещании «семерки» в 1999 г. в Бон­не президентом Бундесбанка Г. Титмайером, которое он подготовил по поручению министров финансов и управляющих центральными банками стран «большой семерки».

В соответствии с этими предложениями в задачи МВФ вошли над­зор за странами-членами и изучение тенденции развития мировой экономики финансовых рынков. Задача МБРР состоит в оказании от­дельным странам технической помощи в разработке и реализации ре­форм в финансовой сфере, включая банковский сектор, рынки капи­тала и рыночную структуру.

Оценивая деятельность МВФ, нельзя не признать, что за годы сво­его существования организация накопила большой и полезный опыт. Утвердился ее авторитет в качестве главного органа, регулирующего международные валютно-финансовые отношения и важного центра официального внешнего кредитования. В настоящее время Фонд яв­ляется ядром международной валютно-финансовой системы.

Вовлеченность МВФ в структурную перестройку, увеличение доли кредитов на цели структурного реформирования экономики стран мира способствовали его трансформации в наиболее влиятельную международную организацию, находящуюся в центре международной экономической системы и исполняющую главную роль в обеспечении стабильного экономического климата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.