Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как высшее достижение прозы символизма




Анализ рассказов «Стена» и «Жизнь Василия Фивейского»).

Идейно – художественные особенности прозы Л. Андреева

1. Рассказ «Стена»

1. Художественное пространство и художественное время (хронотоп) в рассказе.

2. Сюжет; композиция.

3. Образная система рассказа (экспрессивный характер образов, ключевые образы-символы, цветовые образы, специфика образов-персонажей).

4. Проблематика рассказа.

 

2. Рассказ «Жизнь Василия Фивейского:

1. Сущность библейской «Книги Иова».

2. Главный герой рассказа: характер эволюции.

3. Основной пафос произведения.

 

Литература:

  1. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева. – Л.,1976.
  2. Смирнова Л.А. Творчество Л.Андреева. – М., 1986.

 

 

СЕМИНАР

Роман Ф.Сологуба «МЕЛКИЙ БЕС» (целостный анализ)

 

1. Литературные реминисценции в романе. Соотнесенность образа Передонова с героями русской литературы Х1Х века. К чему приводит активное включение в текст романа образов и мотивов классической русской литературы? Как это влияет на семантику образов произведения Сологуба?

2. Социальный метафизический аспекты романа. Как они создаются? Как соотносятся между собой? Ответы на эти вопросы помогут понять специфику поэтики романа Сологуба и прозы символизма в целом. /Проследите, как вещественные, интерьерные, предметные, портретные, пейзажные, цветовые детали перерастают в метафоры, а затем в символы и приобретают «архотипически» окрашенную значимость: черный цвет, игральные карты, кот, баран и т.д./. Мотив сумасшествия и его смысловое наполнение в романе.

3. Образ Передонова: реалистический персонаж? Условный герой? Символический образ? Передонов – «бес» или «одержимый бесом»? Какое отношение к себе вызывает этот персонаж?

4. Смысл названия романа.

5. Функция образов Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова. Идеализированное язычество как противопоставление миру передоновщины в романе.

 

Литература:

1. Блок А.А. Статьи «О реалистах» и «Творчество Федора Сологуба // Блок А. О литературе. Изд. 2-е. М.,1989. С. 99-103, 132-134, /Есть на кафедре/

2. Ерофеев В. На грани разрыва «Мелкий бес» Ф.Сологуба на фоне русской реалистической традиции // Ерофеев. В лабиринте проклятых вопросов: Сб. статей. – М., 1986. Эта статья Ерофеева: в журнале «Вопросы Литературы» – 1985. – № 2, и в качестве вступительной статьи в книге Сологуба «Мелкий бес». – М., 1989.

3. Шарлотта Розенталь, Хелен П.Фоули. Символический аспект романа Сологуба «Мелкий бес» //Русская литература ХХ века: Исследования американских ученых. – СПб., 1993.

4. Силард Л. Поэтика символического романа конца XIX – нач. – ХХ вв. (В.Брюсов, Ф.Сологуб, А.Белый) // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984, С. 265-284.

 

СЕМИНАР

Роман Андрея Белого «ПЕТЕРБУРГ»

 

1. Миф о Петербурге в русской литературе XVIII – ХХ веков и его отражение в романе А.Белого.

2. Облик Петербурга и его символика в романе. Европа и Восток в его облике.

3. Система персонажей романа, способы создания образов, их символика (отец и сын Аблеуховы, Дудкин, Липпанченко). Портрет, символика имен и фамилий, мифологические и космогонический ассоциации, исторические и литературные прототипы, «второе пространство» существования героев.

4. Анализ сюжета. Развитие действия как цепь «Катастроф». Мотив провокации и его роль в развитии сюжета. Мотив «отцеубийства» (его исторические, литературные источники и смысловое наполнение в романе).

5. Судьба России и ее историософское осмысление в романе (прошлое, настоящее, будущее).

6. Язык прозы А.Белого, его своеобразие.

 

Литература:

1. Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». – Л., 1988. Гл.3. «Петербург».

2. Долгополов Л. Творческая история и историко-литературное значение романа А.Белого «Петербург» // Белый А. Петербург. – Л., 1981. С.569-583.

3. Долгополов Л. Миф о Петербурге и его преобразование в начале века // Долгополов Л. На рубеже веков. – Л., 1977.

4. Максимов Д.Е. О романе – трагедии Андрея Белого «Петербург». К вопросу о катарсисе // Максимов Д.Е. русские поэты начала века. – Л., 1986.

5. Пискунов В. «Второе пространство» романа А.Белого «Петербург» // Андрей Белый. Проблемы творчества. – М., 1988. С.193-214.

 

 

СЕМИНАР




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.