Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская печать на рубеже веков




(1890-1817гг)

В 90-х гг. XIX в., в условиях интенсивного развития капитализма, обострения классовой борьбы в России возросла роль периодической печати в идейно-политической борьбе, экономической, научной и культурной жизни. В 1900 г. в стране выходило 1002 периодических издания различного типа, различных направлений. Основными центрами журналистики в конце XIX в. и до 1917 г. были Петербург и Москва, что вполне отвечало их роли в экономической, политической и культурной жизни России. В течение 1901–1916 гг. в стране выходило более 14 тыс.

периодических изданий.

В 1895–1917 гг. русская периодическая печать, с точки зрения идейно-политического направления, представляла весьма пеструю картину. Большая часть периодических изданий в 1890-х гг. – начале 1900-х гг. выражала и поддерживала правительственный курс, внешнюю и внутреннюю политику царизма. К числу таких газет и журналов относились прежде всего официальные издания типа «Губернских ведомостей» и в первую очередь «Правительственный вестник». Охранительным духом были проникнуты крайне реакционные «Московские ведомости», многие частные издания, являвшиеся рупором высших слоев общества, – «Гражданин», «Новое время» и др.

К началу 1900-х гг. для русской печати стало характерно проникновение в прессу частного капитала, появление крупных газетных предприятий. В их числе «Русское слово», газета, издававшаяся издательским объединением И. Сытина, многочисленные «Листки», рассчитанные на вкусы непритязательного читателя. Возрастало влияние на буржуазную печать банков, трестов, которые становились держателями акций и газетных предприятий, подчинявших их своим интересам. Одним из таких изданий являлись «Биржевые ведомости». И все же это была лишь часть газетного мира России, далеко не адекватная процессам, происходившим в обществе.

Умеренную оппозиционность русской буржуазии выражала весьма распространенная в начале XX в. либеральная журналистика: газеты «Русские ведомости», «Россия», журнал «Русская мысль» и др. Главным их идеалом являлась конституционная монархия, а реформы объявлялись единственно законным путем необходимых, с точки зрения буржуазии, преобразований.

“Русская мысль” (1880-1918) – известное либеральное издание. Это наиболее интересное издание своего времени по составу сотрудников. Здесь печатались ведущие профессора Московского университета: Семеновский, Ключевский, Костомаров, Миллер и другие. Выступали крупные земские деятели, публиковались талантливые публицисты Головачев, Венгеров, Вас. Немирович-Данченко. После ссылки с ним сотрудничал Чернышевский, редактировал отдел беллетристики Чехов. На страницах журнала увидели свет произведения Короленко, Чехова, Мамина-Сибиряка, Г.Успенского,

Григоровича, Плещеева, Апухтина. Печатались произведения зарубежных

авторов – Г.Сенкевича и Э.Ожешко. Номер обычно состоял из двух частей.

Первой – литературной и научно-популяной; второй – публицистической.

Журнал отрицательно относился к идеям марксизма, даже отклонил одну из статей Ленина. После революции 1905 г. стал органом кадетской партии. В 1918 г. был закрыт большевиками как реакционный.

“Русское богатство” (1876) – один из крупных журналов в России, он

приобретает особое значение в 80-е гг., когда издателями его становятся

члены артели литераторов-народников, а затем литератор Л.Е.Оболенский. Это ежемесячное издание с философским, нравственно-религиозным уклоном. С 1892 г. издание переходит в руки публицистов-народников С .Н.Кривенко и Н.К.Михайловского. Особый интерес читателей вызвала полемика на страницах журнала с идеями марксизма, критика изданий “легального марксизма ”. В ней участвовали Михайловский и Струве. Затем они перешли к критике трудов Маркса, Энгельса, Плеханова. Н о в целом издание носило демократический характер. Особенно этому способствовала публицистическая деятельность В.Г.Короленко. Здесь он впервые выступил в 1886 г. с рассказом “Лес шумит”. Активно он сотрудничал в журнале в 1892-1894 гг. В 1895 г. он был утвержден одним из официальных издателей журнала. Журнал полемизировал с консервативными изданиями по поводу пережитков крепостной системы, широко освещал внутриполитическую жизнь страны. Они касались вопросов деятельности земств, произвола администрации, национальной политики, экономического положения низших слоев. Журнал встречал интерес в слоях интеллигенции. Его тираж составлял в 90-е гг. 14 тысяч экземпляров. На его страницах печатались Достоевский и Л.Толстой, Андреев, Вересаев, Куприн, Бунин, Мамин-Сибиряк и другие. Журнал поддерживал писателей реалистического направления и критиковал сторонников чистого искусства и декадентства. После первой русской революции стал выразителем идей, промежуточных между эсерами и кадетами. (об этом подробнее ниже), то есть противником подпольной революционной деятельности, террора и сторонниками парламентских методов реформирования жизни и мирной тактики совершенствования общества. В 1914-1917 гг. журнал выходил под названием “Русские записки”. В 1918 г. вернулся к прежнему названию, но был закрыт по решению советской власти, как издание, начавшее бороться против диктатуры большевиков.

Публицистика А.П.Чехова. Чехов печатался в разных изданиях. Но основная деятельность, в том числе и редакторская, связана с журналом “Русская мысль”, где он редактировал отдел беллетристики. Первое время Чехов сотрудничал с юмористическими журналами и писал для них свои знаменитые юмористические рассказы, которые подписывал “Антоша Чехонте”. Уровень этих изданий не соответствовал взглядам Чехова, и он был весьма неудовлетворен тем, что приходится писать именно для них. Дольше всего он сотрудничал с журналом “Осколки”. Здесь писатель вел фельетонное обозрение “Осколки московской жизни”, где обсуждались актуальные вопросы, в том числе положение печати. Он высмеивал журналистов-поденщиков, приспособленцев, лишенных былых благородных черт журналиста прошлого. В 1866 г. Чехов становится сотрудником газеты “Новое время”. Он публикует здесь свои рассказы и статьи. Его заслугой является внедрение в журналистику особо жанра – небольшого рассказа-новеллы. Настоящим гражданским подвигом была длительная добровольная исследовательская поездка на остров Сахалин, превращенный властями в место каторги. Итогом стала документальная книг“Остров Сахалин”, которая была опубликована в виде путевых заметок в журнале “Русская мысль ”. Она содержала точные сведения обо всех сторонах жизни на острове, о быте заключенных и поселенцев, об их содержании. Он пишет о тяжелом положении женщин и детей, о недостатках исправительной системы, о произволе местной администрации и не действенности законов, об экономической отсталости края при наличии больших природных богатств, об отсутствии там системы медицинской помощи. В этом произведении сочетаются спокойная точность исследования и публицистичность. Книга стала предметом общественного обсуждения и сильным обвинительным документом властей. Последние годы жизни сотрудничал со многими изданиями, в которых откликался на важнейшие события современной жизни. Критиковал толстовство, псевдонаучность и чванство некоторых ученых, осуждал теорию малых дел, протестовал против “мелочей жизни”, делавших человека собственным рабом.

.

Публицистика В.Г.Короленко. В основном, журналистская деятельность Короленко связана с журналом “Русское богатство ”. Она началась в 1878 г.

Сначала он придерживался народнических взглядов. Затем отошел от них, но сторонником марксистского подхода не стал. Его тематика – простые люди, крестьяне, рабочие, их жизнь, будни, народники и их судьбы. Он опровергает народнические иллюзии о равенстве людей в крестьянской общине, идиллическое представление о деревне как гармоническом оплоте русскойсамобытности, анализирует истинные причины крестьянского разорения. Много пишет о голоде 1892 г. Короленко придерживается взгляда, что публицист должен активно вмешиваться в жизнь, стараться ее улучшить, помочь, он не может быть сторонним наблюдателем. Особенно его возмущали публикации в прессе, где страшные события, например, казнь, описывались с бесстрастной точностью и детальностью. Многие выступления в прессе были связаны с национальным вопросом и системой судопроизводства. В 1895 г. Короленко принял активное участие в судьбе крестьян-удмуртов, ложно обвиненных в человеческом жертвоприношении. Серия его судебных очерков обнажила злоупотребления в полицейской системе России. Вообще тема невинно осужденных – важнейшая в эти годы у Короленко. Он опубликовал статью с обвинением французского правительства по знаменитому делу Дрейфуса.

 

 

В то же время в среде радикальных либералов все заметнее стало увлечение марксистскими идеями. Не остались в стороне и легальные либерально-буржуазные издания – «Новое слово», «Жизнь», «Мир божий» и др. Они пытались соединить марксизм с либеральной теорией реформирования буржуазного общества, использовать отдельные положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, критиковали народничество, выступали за буржуазно-демократические свободы. Так появился «легальный марксизм» – одно из

течений русской либерально-буржуазной общественной мысли.

В 1897 г. увидел свет журнал «легальных марксистов» «Жизнь». В его литературном отделе ведущую роль играл М. Горький, напечатавший здесь такие произведения, как «Фома Гордеев», «Кирилка», «Двадцать шесть и одна», «Трое». Горький привлек к участию в журнале А.П. Чехова, который опубликовал одну из лучших своих повестей «В овраге». В журнале выступали также B. Вересаев, Л. Украинка. Однако в июне 1901 г. издание было закрыто властями.

С печатью «легальных марксистов» связано имя Петра Струве, испытывавшего в начале 90-х гг. сильное влияние марксизма. В 1899 г. Струве был одним из редакторов вновь созданного ежемесячного журнала литературы, науки и политики «Начало». К этому времени Струве – один из идеологов «легального марксизма» – переходит от идеи классовой борьбы, гегемонии пролетариата и революционного захвата власти к эволюционной концепции, делающей упор на необходимости демократических реформ, гарантирующий основные свободы и парламентскую систему государственного правления. Несмотря на принципиальные расхождения во взглядах П. Струве и видных российских сторонников марксизма Георгия Плеханова и Владимира Ульянова, последние получили возможность использовать журналы «легальных марксистов» «Жизнь» и «Начало» для

пропаганды революционной теории Маркса. В результате каждый из вышедших четырех номеров журнала «Начало» подвергался цензурным искажениям. Четвертый номер «Начала», в котором была опубликована статья В. Ульянова о книге К. Каутского «Аграрный вопрос», был уничтожен властями. В конце 1899 г. журнал был закрыт и все номера изъяты. П. Струве, не помышлявший ранее о «великом перевороте русской жизни», был

возмущен действиями царской администрации. Вскоре он выехал за границу и в Штутгарте в июне 1902 г. вместе с группой радикальных либералов основал журнал «Освобождение», который видел свою задачу в замене «произвола самодержавной бюрократии правами личности и общества». Журнал открыто заявил о своем стремлении предотвратить революционный взрыв в России и утверждал, что целью его деятельности является «конституционная Россия, постепенные реформы». Таким образом, Струве порвал с «легальным марксизмом» и полностью перешел на позиции буржуазного либерализма.

В октябре 1902 г. издание журнала было перенесено в Париж. Вокруг журнала в 1904 г. сложился союз «Освобождение», из которого выросла кадетская партия. В октябре 1905 г. журнал перестал выходить.

К началу XX в. относится организационное сплочение партии либеральной буржуазии. В 1902 г. возникло первое издание кадетского толка. Им стала либерально-буржуазная газета «Гласность», вышедшая в 1902 г. в Петербурге. С 1903 г. она стала выпускаться под названием «Русь». Ее редактором-издателем был А. Суворин, с именем которого связано также издание и финансирование других газет, стоявших на охранительных позициях: «Московский телеграф», «Русская земля», «Новое время» и др.

В конце 90-х гг. XIX в. в общественной жизни России возникло такое политическое течение, как «экономисты». Одним из значительных их изданий стала газета «Рабочая мысль», начавшая выходить с октября 1897 г. Она отражала мировоззрение той части рабочего класса, которая не отдавала приоритет политической борьбе. В России удалось напечатать лишь два номера «Рабочей мысли». Затем ее издание было перенесено в Варшаву, а затем в Берлин. Выходила до конца 1902 г.В апреле 1899 г. в Женеве вышел журнал «экономистов» «Рабочее дело» как орган «Союза русских социал-демократов за границей». Его редактировали лидеры «экономистов» Б. Кричевский, А. Мартынов и др. Журнал очень настороженно относился к революционной теории Маркса, практически отрицая ее, и настойчиво провозглашал стихийность рабочего движения. Журнал издавался до февраля 1902 г.,всего вышло 12 номеров.

На рубеже двух веков в оппозиционном движении России стала набирать силу российская социал-демократия. Интенсивный процесс перехода от кружковщины к формированию политических партий революционного толка отчетливо говорил о том, что российская социал-демократия вступала в качественно новую стадию своего развития.

До октября 1905 г. в России существовали только подпольные партии

социалистов-революционеров и социал-демократов. Наибольшим авторитетом и признанием в среде российских социал-демократов пользовалось так называемое ортодоксальное направление, начало которому было положено Г.В. Плехановым и его группой «Освобождение труда». Порвав с народничеством и газетой «Земля и воля», Плеханов целиком посвятил себя не только пропаганде марксизма и изданию теоретических трудов по социализму, но и созданию политической организации, призванной распространять марксизм в России. Он выпускал сборники «Социал-демократ» и «Работник», присылал из-за границы, куда эмигрировал в 1880 г., публицистические статьи и рецензии в русские легальные журналы «Новое слово», «Начало», «Научное обозрение» и др.

Ортодоксальное направление в российской социал-демократии получило дальнейшее развитие в деятельности Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», организованного в 1896 г. Владимиром Ульяновым. Годом раньше он встречался в Швейцарии с Г.В. Плехановым и членами группы «Освобождение труда», с целью договориться о слиянии столичных марксистских кружков с группой.

В 1895–1896 гг. В. Ульянов занимался выпуском подпольных «рабочих листков», готовил издание общероссийской политической газеты в России, вместе с Плехановым сотрудничал в марксистских сборниках за границей. Тюрьма (декабрь 1896 г.), а затем трехлетняя ссылка прервали эту деятельность, но в этот период им были разработаны теоретические основы революционной печати. В ссылке В. Ульянов начал подготовку марксистского теоретического журнала «Заря» и политической газеты «Искра». В 1897 г. киевские социал-демократы предприняли издание нелегальной «Рабочей газеты». Вышло два номера – в августе и декабре. Плеханов положительно отзывался о газете, назвав ее «общерусским социал-демократическим органом». «Рабочая газета» много сделала для подготовки I съезда РСДРП, который состоялся в марте 1898 г. Съезд утвердил «Рабочую газету» в качестве центрального органа партии. Однако сразу же после съезда восемь из девяти основателей новой партии были арестованы, а типография газеты разгромлена полицией.

В 90-х гг. РСДРП пыталась преодолеть кризис – на это была нацелена и

деятельность выходивших в конце 90-х – начале 1900-х гг. социал-демократических изданий: «Санкт-Петербургский рабочий листок», «Вперед», «Южный рабочий». Однако они, как и «Рабочая газета», просуществовали недолго: типографии были разгромлены, а сотрудники арестованы.

После сибирской ссылки В. Ульянов и его соратник по Петербургскому «Союзу борьбы» Юлий Мартов эмигрируют за границу, чтобы объединиться с группой Плеханова в борьбе с экономизмом в российской социал-демократии и активно участвовать в ее организационном сплочении.

Важным этапом в создании партии революционного действия явился выход в декабре 1900 г. в Лейпциге газеты «Искра». Вскоре ее издание переносится в Мюнхен, затем в Лондон, оттуда – в Женеву. В редакцию «Искры» входили: Г. Плеханов, Ю. Мартов, П. Аксельрод, А. Потресов, В. Засулич, В. Ульянов-Ленин (псевдонимом Ленин В Ульянов стал пользоваться с 1901 г.). Сначала все они были соредакторами газеты, но вскоре функции главного редактора перешли к Ленину. «Искра», став первой общерусской политической газетой, сыграла исключите льную

роль в идейно-политическом и организационном оформлении разрозненных

социал-демократических комитетов и групп, в созыве в 1903 г. II съезда РСДРП.

Программа и Устав партии, обсуждавшиеся на страницах «Искры», основывались на марксистской концепции классовой борьбы пролетариата и пролетарской революции, обеспечивающей установление диктатуры пролетариата. Своей программой-максимум РСДРП провозглашала построение бесклассового коммунистического общества. Ведущими публицистами газеты были: В. Ленин, опубликовавший здесь более 50 статей, Г. Плеханов, перу которого принадлежит свыше 40 статей, рецензий,

заметок, Ю. Мартов, политическая судьба которого очень скоро превращает из единомышленника Ленина в его оппонента, А. Потресов и др.

И в процессе обсуждения основных документов партии, и в период работы съезда, и внутри только что созданной партии наметились глубокие тактические разногласия,которые касались и вопросов движущих сил революции, их союзников, и членства в партии. Возникшие противоречия между лидерами партии В. Лениным, с одной стороны, и Г. Плехановым, Ю. Мартовым и их сторонниками – с другой, привели к внутрипартийному расколу, образованию двух фракций, фактически двух партий – большевиков и меньшевиков.

На II съезде была утверждена редакция «Искры» в составе: В. Ленин, Г. Плеханов, Ю. Мартов. Мартов в силу принципиальных расхождений во взглядах с Лениным на членство в партии отказался войти в редакцию и с тех пор он постоянно входил в состав центральных учреждений меньшевиков. Последние номера «Искры» (№ 46–51) вышли под редакцией Ленина и Плеханова. В дальнейшем Плеханов потребовал включения в состав редакции всех старых редакторов, оказавшихся в числе меньшевиков. Ленин не согласился с этим, и в октябре 1903 г. вышел из редакции. После перехода «Искры» в руки меньшевиков Ю. Мартов стал фактически ее редактором и главным автором. До октября 1905 г. «Искра» продолжала выходить как центральный орган меньшевиков.

После II съезда партии большевики, лишившись «Искры», оказались без своего печатного органа. Больше года понадобилось им, чтобы создать свою газету «Вперед», которая подготовила III съезд РСДРП. Решением съезда центральным органом партии утверждается «Пролетарий» (май–ноябрь 1905 г.). Общая марксистская платформа создавала предпосылки к возможному объединению фракций РСДРП, но этого не произошло. С участием представителей той и другой сторон издавались некоторые газеты – «Наш голос», «Северный голос», а также центральный орган РСДРП газета «Социал-демократ». Но внутренний раскол в РСДРП преодолеть не удалось.

Противоречия между большевиками и меньшевиками в полной мере проявились в ходе буржуазно-демократической революции 1905–1907 гг.

В начале 900-х гг. довольно многочисленной в социал-демократическом движении России была партия социалистов-революционеров. Она, как и РСДРП, была нелегальной. Возникла в конце 1901 – начале 1902 г. в результате объединения разрозненных народнических групп и кружков, приняв главное в программе и методах борьбы народников. Название партии не было случайным. Эсеры, являясь главной партией, выражавшей интересы крестьянской демократии, видели свою основную задачу в преобразовании общества на социалистических началах. Выразителем политических взглядов эсеров стала издаваемая с января 1901 г. «Союзом социалистов-революционеров» газета «Революционная Россия».

В январе 1902 г. «Революционная Россия» опубликовала «Извещение» о создании партии социалистов-революционеров. С той поры газета становится центральным органом партии. В своих выступлениях газета, ведущим автором которой был В. Чернов, выдвинувшийся в конце XIX в. в качестве наиболее крупного теоретика неонародничества, неоднократно подчеркивала, что партия эсеров считает себя выразительницей крестьянских интересов и борется за их осуществление. Партия эсеров, заявляла газета, выдвигает задачу бесплатного наделения крестьян землей за счет национализации не только государственных и монастырских, но и помещичьих

земель. Эсеры выступали за демократическую республику, всеобщее избирательное право, свободу слова и печати, бесплатное обучение, восьмичасовой рабочий день. Это была программа партии, и о ней «Революционная Россия» постоянно напоминала читателям.

Вместе с тем она лишь вскользь говорила о том, что в борьбе с монархическим строем эсеры используют террористические методы. В течение 1902–1911 гг. эсерами было совершено более 200 террористических актов, з авершившихся убийствами царских министров, губернаторов, генерал-губернаторов, градоначальников, начальников охранных отделений и других царских сановников[3].

«Революционная Россия» выходила до декабря 1905 г. Официальным органом партии эсеров был также журнал «Вестник русской революции», вышедший в 1901 г. Он теоретически обосновывал взгляды эсеров и пропагандировал их революционные устремления. Оба эсеровских издания выходили за рубежом.

Небывалый подъем революционного движения в России в начале XX в. привел к бурному развитию легальной периодической печати. Складывавшаяся система включала в себя различного типа издания: общественно-политические, специальные, отраслевые, профессиональные, сатирические, иллюстрированные, научные и научно-популярные, информационные, массовые, религиозные, детские и юношеские и

др. Только во время революции 1905–1907 гг. в России было основано около 1500 общественно-политических органов[4].

 

Первая российская буржуазно-демократическая революция привела в движение все слои общества, рождая общественно- политические предпосылки легализации социалистической журналистики. Поражение в войне с Японией не только усилило недовольство в массах, но и посеяло панику в придворных кругах. Законосовещательная булыгинская Дума не дала желаемых результатов.Сентябрьская забастовка 1905 г., а затем октябрьская Всероссийская политическая стачка вынудили правительство пойти на уступки бастующим. Все шло к тому, что царское правительство вынуждено было дать свободу печати, собраний и союзов.

17 октября 1905 г. провозглашается Манифест, предоставлявший значительные политические свободы. Возвестивший о начале буржуазного конституционализма, Манифест легализовал деятельность всех политических партий и одновременно способствовал формированию политических партий правительственного лагеря.

Ядро демократического лагеря, существовавшего к моменту принятия Манифеста 17 октября, составляли немногочисленные нелегальные политические партии. Однако с началом революции в этот лагерь влилось массовое рабочее и крестьянское движение. В демократическом лагере действовали различные силы. Их пресса отражала существовавшие серьезные программные и тактические разногласия, но провозглашала и общие цели: ликвидация самодержавно-феодальных пережитков,

решение аграрного вопроса.

Лозунги, объединявшие интересы всех демократических сил, стали ведущими в легальной периодической печати социалистических партий России, возникшей после Манифеста 17 октября 1905 г.

Важное место в легальной журналистике России заняла печать РСДРП, вошедшая в систему социалистической прессы страны периода буржуазно-демократической революции 1905–1907 гг. И хотя сложившиеся после II съезда РСДРП внутри партии две фракции – большевистская и меньшевистская – резко отличались по своему характеру, политическим, стратегическим, идеологическим, организационным принципам, обе они формально принадлежали к одной партии. Обе фракции во внутрипартийной борьбе опирались на свои издания, также формально считавшиеся органами РСДРП.

Появление в России в октябре 1905 г. легальной социал-демократической печати знаменовало собой дальнейшее развитие социалистической журналистики. В период наивысшего подъема революции, в период перерастания Октябрьской политической стачки в вооруженное восстание, 27 октября 1905 г. в Петербурге вышла первая легальная ежедневная большевистская газета «Новая жизнь». Она освещала революционную борьбу трудящихся, систематически агитировала за введение революционным путем восьмичасового рабочего дня, пропагандировала лозунги о союзе рабочего класса с крестьянством.

Борясь за осуществление основных требований буржуазно-демократической революции, большевики считали движущей силой не буржуазию, а пролетариат. Они поддерживали вооруженные выступления рабочих, крестьян, солдат и матросов, выступали за создание временного революционного правительства и Советов, вовлекали в политическую борьбу профессиональные союзы.

На страницах «Новой жизни» были опубликованы статьи Ленина о задачах партии в легальных условиях работы и отразившаяся на всей последующей деятельности партийной и советской журналистики работа «Партийная организация и партийная литература».

С появлением «Новой жизни» начался период открытого существования легальной революционной социал-демократической журналистики. В Москве выходит большевистская газета «Вперед», в Сибири – «Красноярский рабочий», в Киеве – «Работник», в Харькове – «Харьковский рабочий», в Тифлисе – «Кавказский рабочий

листок», «Кайц» («Искра») на армянском языке, «Дро» («Время») на грузинском

языке, в Эстонии – «Эдази» («Вперед») на эстонском языке.

Весной и летом 1906 г., после закрытия «Новой жизни», в Петербурге издавались легальные большевистские газеты «Волна», «Вперед», «Эхо».

За годы Первой Российской буржуазно-демократической революции большевики основали 197 газет, журналов и бюллетеней. Главная линия, проводившаяся всей большевистской печатью, – дальнейшее развитие революции, вооруженное восстание, перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Выразителями другого, более умеренного направления в российской

социал-демократии были меньшевик и, представлявшие собой составную частью РСДРП. Их легальная и нелегальная пресса представляла собой также составную часть журналистики социалистических партий России.

Выходившая до октября 1905 г. «Искра» настойчиво разъясняла причины раскола в РСДРП, проводила мысль о «свободной» партии, о плехановском понимании аграрной программы российской социал-демократии, о движущих силах революции и т.д.

Уже в 1904 г. меньшевики выпустили газету «Правда», просуществовавшую до 1906 г., а с лета 1905 г., и особенно после обнародования Манифеста 17 октября, выпустили еще около 20 легальных изданий – «Современная жизнь», «Московская газета», «Начало» и др.

Характер меньшевистской журналистики особенно ярко проявился в легальных изданиях, основанных в конце 1906 – начале 1907 г. Речь идет о газетах «Наше дело», «Невский вестник», «На очереди» и др. Критическое отношение меньшевиков к марксистской теории, к революционным пролетарским идеям и принципам проявилось в их взгляде на марксистскую концепцию пролетарской революции. Г. Плеханов, П Аксельрод, Ю. Мартов и другие меньшевистские теоретики, идеологи, публицисты не отрицали, что первая российская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Но при этом они критически относились к экономической

сущности революции 1905–1907 гг. Вопреки Ленину они не признавали за

пролетариатом роли гегемона революции в силу ряда и объективных и субъективных причин. Выступая в легальной прессе, меньшевики обвиняли Ленина и большевистские издания в ревизионизме марксизма.

В меньшевистских газетах выступал и Л. Троцкий, порвавший с большевиками. Он выдвинул свою теорию парламентской революции, которая фактически отрицала буржуазно-демократическую революцию как необходимый этап развития революционного исторического процесса. Это противоречило марксистско-ленинской концепции непрерывности революции. По мнению Ленина и большевистской газеты «Пролетарий»,

это была крамола, отступничество от теории К. Маркса..

В течение десятилетий в советской журналистике неоспоримой оставалась мысль о том, что единственной жертвой преследований царских властей были большевики и их печать. Объективность требуется сказать о том, что при всей умеренности меньшевистской прессы, ее склонности к реформизму, она также выражала революционные идеи, особенно до поражения декабрьского вооруженного восстания, а поэтому, как и большевистская, подвергалась гонениям со стороны властей.

В годы первой российской буржуазно-демократической революции в полную силу заявила о себе легальная печать партии эсеров. Ее лидеры называли свою партию «истинно народной социалистической партией». Они и выступали от имени различных слоев крестьянства, так или иначе оказавшихся втянутыми в революционные события 1905–1907 гг.

В 1905 г. эсеры выдвинули из своей среды идеологов и публицистов, которые и составили ядро эсеровской журналистики, определяя ее направление, дух, характер и содержание. Наиболее активно в этой революционно-демократической прессе сотрудничали В. Чернов, Н. Кудрин, М. Энгельгард и другие эсеровские литераторы. Они ставили перед собой задачу развить самосознание трудового народа и осуществить руководство им в его борьбе за политическое и экономическое освобождение.

Эсеры явились представителями крайне левой фракции сложившейся в России в 1905 г. буржуазной демократии. Объективное значение их деятельности сводилось к осуществлению задач революционной демократии. Этой цели фактически и служила создаваемая эсерами в Петербурге и других городах страны легальная пресса, в частности такие издания, как «Сын отечества», «Народный вестник», «Голос», «Дело народа» и др.

Воззрения эсеров особенно широко пропагандировались в «Голосе», вышедшем в конце апреля 1906 г. Газета выдавала себя горячей и искренней сторонницей представителей русской революции, русского и международного социализма, подлинной выразительницей интересов труда. И все же «Голос» основным своим содержанием отражал суть эсеровской идеологии, ориентированной на крестьянство.

С июня 1906 г. во главе газеты стал лидер эсеров В. Чернов, объединивший вокруг себя своих ближайших единомышленников – А. Гуковского, Н. Максимова и др. Вполне естественно, что над эсеровским «Голосом», выражавшим в известной мере идеологию революционно-демократического крестьянства, стали сгущаться тучи. С начала июня 1906 г. каждый номер газеты конфисковывался. А 10 июня она была закрыта.

Одновременно с «Голосом» эсеры предприняли издание в Петербурге газеты «Дело народа», с первого номера открыто выражавшей свою ненависть к царизму и правительственным органам. Газета призывала массы к беспощадной борьбе с самодержавием. В середине мая 1906 г. «Дело народа» было закрыто. Летом 1906 г. у эсеров выходит еще одна легальная газета «Мысль», а с июля 1907 г. центральным органом партии эсеров становится «Знамя труда».

 

В народнической печати периода первой российской революции особое место занял журнал «Русское богатство», отметивший в 1905 г. свое 30-летие. Долгие годы его идейными руководителями были Н. Михайловский и В. Короленко. Последний к тому же являлся редактором и официальным издателем журнала. Начало революционных событий в стране издание встретило многочисленными публикациями, посвященными годовщине смерти Н. Михайловского – одного из главных основоположников русской социологической школы. В них «Русское богатство» солидаризировалось со старой либерально-народнической доктриной, основу которой составляли отрицание капитализма, буржуазного государства, вера в особый исторический путь России. Сотрудники «Русского богатства» примыкали к эсерам, но занимали среди них самое правое крыл о. В. Короленко, преодолевший народнические влияния во второй половине 90-х гг., продолжал оставаться писателем-реалистом и крупнейшим емократическим публицистом. Большой интерес представляют его статьи, относящиеся к 900-м гг. и более позднему времени: «Девятое января в Петербурге», «Возвращение генерала Куропаткина» и др. Короленко занимал своеобразную позицию по отношению к большевикам и теории научного социализма. Многое он не принимал и со многим не соглашался. Но при всем этом он оставался правдивым писателем-реалистом, гуманистом, непримиримым борцом против всякого угнетения.

В период подъема революционного движения осенью 1905 г. «Русское богатство» оказалось в лагере антиправительственной либерально-буржуазной прессы. В конце января 1906 г. его издание было приостановлено, и лишь спустя полгода запрет на журнал был снят. Но его курс остался прежним: основные сотрудники, за исключением В. Короленко, стали организаторами новой трудовой партии народных социалистов (энэсов). «Русское богатство», став ее органов, заняло промежуточное

место между эсерами и кадетами.

В период поступательного развития революции в буржуазно-либеральном лагере произошли серьезные перемены. Либералы перешли в открытую оппозицию к самодержавию. Вместе с тем они боялись социального взрыва, предпочитали не радикальные преобразования, а компромиссные решения.

С начала августа 1905 г. на почве подготовки к предстоящим выборам в I Государственную думу в России началось формирование буржуазных политических партий. В октябре возникли: конституционно-демократическая партия (кадеты), партия октябристов («Союз 17-го Октября»), прогрессивно-промышленная партия и др. Эти буржуазные политические партии и союзы создавали в центре и на местах свою систему печати, призванную выразить интересы либерального политического лагеря.

Крайне правое крыло в этом лагере занимала легальная пресса октябристов: «Слово», «Голос Москвы» и многие др. Главная цель этих изданий – сплочение политически сочувствующих элементов Манифесту 17 октября, проведение политики на установление конституционной монархии.

Среди возникших либеральных партий заметно выделялись конституционные демократы.

В конце 1905 г. в Петербурге, Москве и других городах России кадеты создали много новых периодических изданий и захватили в свои руки немало уже функционировавших органов. В феврале 1906 г. в Петербурге вышла еженедельная кадетская газета «Вестник партии народной свободы». Однако это издание оказалось малопопулярным из-за своей перегруженности официальными партийными документами, теоретическими публикациями. Почти одновременно с «Вестником» кадетам удалось в Петербурге основать большую ежедневную политическую и литературную газету «Речь». Идейными руководителями и фактическими ее редакторами были П. Милюков и И. Гессен – лидеры партии кадетов.

Весной 1906 г. кадеты приступили к выпуску в Петербурге общедоступной газеты «Товарищ», редакция которой заверяла своих читателей, что данный орган будет служить интересам не какой-либо партии, а освободительному движению в целом. Тем не менее «Товарищ» оказался изданием левокадетского толка.Кадеты выпускали и общедоступные народные издания – «Народное дело», «Народный путь», «Реформа» и др. Подобные издания получили дальнейшее развитие в либерально-буржуазной журналистике.

Несмотря на убыточность общедоступных народных изданий, отдельные капиталисты или группы капиталистов брали на себя расходы по их выпуску. Это относится к кадетской газете «Современное слово», газете московского миллионера П. Рябушинского, банкира Г. Лесина и некоторых др. Крупнейшее издательство «Копейка» в Петербурге было основано в 1907 г. группой финансистов и сосредоточило в своих руках ряд газет и журналов. В их числе « Газета-копейка», «Журнал-копейка», юмористический «Листок-копейка», еженедельник «Всемирная панорама» и др., а «Петербургская газета-копейка» стала одной из газет, имевших самый большой тираж в стране.

Финансовые магнаты видели в журналистике не только средство идеологического воздействия на массы, но и источник получения огромных прибылей. Речь, в частности, идет о крупнейших книжно-газетно-журнальных объединениях, получивших дальнейшее развитие в начале 1900-х гг. Книжно-газетное издательство концерна А. Суворина положило начало огромному количеству справочных изданий. Кроме того, оно выпускало газеты «Новое время», «Московский телеграф», «Русское знамя», «Земледельческую газету», журналы «Исторический вестник», «Наборщик и печатный мир».

Другим крупным издательским объединением России являлось издательство И. Сытина. Оно также выпускало большое количество периодических изданий, охватывающих интересы различных групп читателей: журналы «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Вокруг света», «Для народного учителя», «Заря», «Модный журнал», «Нужды деревни» и др., газеты «Правда Божия», «Русская правда» и др.

В этой массе периодических изданий крупнейшим было «Русское слово», вышедшее в 1895 г., фактическим редактором его долгие годы оставался известный «король фельетонов», театральный критик В. Дорошевич. Он сумел придать газете,владельцем которой был Сытин, серьезный тон, осведомленность, абсолютную самостоятельность. Буржуазно-либеральная направленность «Русского слова» была очевидной, оно было оппозиционны м, но при этом не выражало интересы той или иной партии. Газета замалчивала вопросы политической борьбы, но касалась самых

злободневных вопросов социальной жизни, оперативно отражая все текущие события.

Благодаря хорошо и четко налаженной работе своих корреспондентов, «Русское слово» снискало себе славу «фабрики новостей». По форме и направлению газета представляла собой в определенной степени синтез, с одной стороны, бульварной прессы, с другой – буржуазно-респектабельного издания, которое всегда осторожничало и чутко прислушивалось к происходящим событиям.

Во второй половине 1907 г. полностью спала революционная волна. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была разогнана, все социалистические партии России объявлены вне закона.

Между двумя буржуазно-демократическими революциями социалистические партии России находились на нелегальном или полулегальном положении, испытывая огромные трудности с изданием своей периодики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.