Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема свободы человека в экзистенциализме




 

Одним из центральных вопросов современной социальной антропологии является вопрос о том, чем обусловливается и направляется человеческая деятельность, каковы степень и структура зависимости человека от внешнего природного и социального мира, если таковая существует и подлежит исследованию. Вопрос этот, возникший вместе с первыми осознанными размышлениями человека о своей судьбе, в разное время формулировался и выражался по-разному. Ответ на него неизменно зависел от многих факторов: культурно-исторических условий жизнедеятельности человека, идеологических доктрин, уровня просвещения, потребностей эпохи и пр. Необходимо признать, что экзистенциализм дает совершенно особенный ответ на этот вопрос эпохи.

Ввиду многих причин, прежде всего, социально-экономических и научно-технических, ХХ век воспринимается и оценивается философами как особая историческая и социально-культурная реальность, в отношении которой человек должен выработать новую, уникальную, совершенно особую историческую позицию. В предложении человеку такой совершенно особой жизненной позиции и заключается уникальность экзистенциального мышления. Согласно его логике следует заключить, что философия должна заниматься исключительно вопросами человеческого бытия (существования), которое, в свою очередь, заключается в духовном бытии личности. Духовное экзистирование обусловлено влиянием внешних факторов и, следовательно, неразрывно связано с фактическим взаимодействием человека с внешним изначально чуждым ему миром. Бытие человека обставлено непонятными символами, знаками, таинственными и пугающими. Его онтологической характеристикой становится страх. Страх – одно из ключевых понятий экзистенциализма.

Однако, прежде чем обратиться к анализу ключевых понятий и к разговору о родоначальниках и последователях экзистенциализма, необходимо выяснить, откуда «проистекает река» экзистенциального мышления, какие «ключи и ручейки» являются его началом и питают его по сей день. Истоком экзистенциализма по праву считается феноменология, оформленная в качестве особого философского течения Эдмундом Гуссерлем. Э.Гуссерль придает традиционным вопросам гносеологии - учению об истине, достоверности, самоочевидности и методах их достижения новое - онтологическое, экзистенциальное звучание. В трактовке истины, например, на первый план выходит не ее соответствие реальности, а само переживание истины как внутренней самодостоверности.

Толкование сознания в феноменологии Гуссерля дает возможность интерпретировать его как сферу со специфическими характеристиками, не объяснимыми полностью из взаимодействия субъекта и познаваемого им внешнего мира. Такой подход, соответственно, предполагает и иную связь сознания с внешним миром. «Феноменология отказывается рассматривать сознание с точки зрения того, какими способами оно воспроизводит независимо от него существующий мир, какими методами оно проверяет соответствие полученной картины мира вне его существующей реальности» (5, 133). Все это выносится «за скобки», изымается из собственно философского рассмотрения. «Трансцендентальное изучение сознания - это не изучение природы или вообще мира, оно не может даже предполагать такового в качестве своего условия, потому что при трансцендентальной установке природа и вообще вся вселенная заключаются в скобки» (5, 76). Для субъекта познания в феноменологии мир лишен интереса, он ему чужд. Трансцендентальный субъект феноменологии воспроизводит не мир, каков он есть сам по себе, ему интересен смысл и значимость этого мира для субъекта. В этом аспекте, следовательно, мир неразрывно связан с трансцендентальным субъектом, более того, сам мир без него не мыслим.

«Философия существования», как первоначально именовался экзистенциализм, антропоцентрична по определению и социальна по статусу. Одной из главнейших своих задач она ставит решение «индивидуально-смысложизненных вопросов» – таких, как отношение человека к своему призванию, к смерти, а также вопросы выбора, вины, ответственности и некоторые другие, изначально так или иначе связанные с существованием человека в обществе.

Наука, мораль, религия, этика, логика, философия истории интересовали экзистенциалистов ровно настолько, насколько они соприкасались с вышеназванными вопросами. В экзистенциализме, возможно, впервые в истории философии, «простые» жизненные вопросы приобретают статус философских и выдвигаются на «передовую» философского анализа и тщательно исследуются.

Историю экзистенциализма как сложившегося философского течения можно датировать с 1927 г., когда в Германии вышла в свет работа М. Хайдеггера «Бытие и время». Следом появляется работа К.Ясперса «Философия» в трех томах и, наконец, в 1931 г. К.Ясперс публикует «Духовную ситуацию эпохи». Собственно вышеперечисленные работы и «явили миру» экзистенциалистскую концепцию личности.

Изначальным определением личности в экзистенциализме явилось понимание человека как существа, приносящего себя в жертву своему предназначению. Однако готовность к самоотречению основана не на наличии идеала, достойного жертвы, а на фундаментальной предрасположенности, «первичной по отношению к наличию любых целеуказаний» (1, 72). Человек стремится к вечному, но не к бессмертию души, не к бессмертию человеческого рода, а к надвременной значимости безусловного принципа. Поэтому М.Хайдеггер воспринимает историю как последовательность того, что встречается человеку в его стремлении к безусловному.

Безусловное, говорит М.Хайдеггер, находится совсем близко. Оно в нас самих, оно открывается человеку не в исторических целеуказаниях, не в символах религиозного мифа, а в его собственных безотчетных, но неоспоримых действиях. Совокупность этих действий и составляет «экзистирование». Экзистируя, человек находится за рамками эмпирической осведомленности, упорядоченного сознания, социально организованного опыта. В подобном экстатическом действии индивид как бы дает волю своей непроясненной, но окончательной вере. М.Хайдеггер называет убеждение, наличествующее в живом восприятии, «настроением». Настроение субъективно и скоротечно, но вместе с тем человек не властен над ним и не является его инициатором, т.е. настроения обладают определенной сверхсубъективной прочностью.

Это утверждение М.Хайдеггера полностью поддерживает Сартр, утверждая, что эта настроенность, позиция, установка, определенное отношение к миру суть сознание. Нельзя говорить о содержании сознания, так как мир и сознание противостоят друг другу, и последнее не есть отражение первого. Мир вещей (мир как он есть сам по себе) чужд сознанию и не проницаем для него. Вещи не могут войти в сознание даже в форме представления, т.к. сознание может быть лишь определенным «отношением» к миру, следовательно, заключает Сартр, сознание всегда «позиционно», т.е. оно предоставляет субъекту выбор позиции, занимаемой им по отношению к миру и себя в мире.

На основе феноменологических интерпретаций сознания более четко вырисовывается область теоретических исканий экзистенциально-антропологической философии. На первое место выдвигается проблема способа и форм осознания человеком своего противостояния миру, сохранение своей суверенности, установление «собственно человеческой» истины. В реакциях человека на чуждый ему мир, в его личностном самочувствовании в процессе столкновения с миром и другими людьми усматривается своя достоверность, в них выявляются исходные неизменные структуры бытия, данные человеку изначально, до всякого познания, в них усматривается некая интуитивно и со всей очевидностью и настоятельностью переживаемая общность всех людей.

Если человеку удается ощутить то единое, что проявляется в беспорядочном потоке его настроений, он приходит к осознанию своей «фундаментальной настроенности», «трансцендирует от себя как эмпирической индивидуальности к себе как самобытной самости» (4, 226). Это и есть истинный человек, такова экзистенция - судьба, призвание человека, которой он самоотреченно и стоически подчиняется. История - это судьба-ситуация, которую он безропотно, стоически переносит. Впрочем, в отличие от пессимистического фатализма О.Шпенглера, экзистенциалисты полагают в исторической ситуации существование возможности подготовки личности к тому, что предстоит ей перенести и преодолеть как судьбу. Весьма расхожее мнение о том, что экзистенциалисты намеренно подвергают человека тяжелым жизненным испытаниям, искусственно создавая для героев своих литературных произведений невыносимые условия существования и изобретая пограничные ситуации, опровергается неоднократно звучащим в их работах утверждением, что ситуации данного характера лишь развиваются логически из тех обстоятельств, в которые ставит их героев судьба и их, героев, собственное поведение.

Современный экзистенциализм, безотносительно атеистической или религиозной направленности, психологичен и немыслим без ощущения кризиса, катастрофы. Экзистенциалисты исходят прежде всего из того, что человек живет эмоциональной, иррациональной жизнью, в которой преобладает страдание. Усилия разума понять это существование, как правило, не увенчиваются успехом, имея результатом «бессилие мысли». Наиболее надежным способом познания основатели экзистенциализма считают интуицию - «экзистенциальное озарение». Именно интуиция помогает человеку находить единственно возможный (если он имеется) выход из пограничной ситуации, которая, в свою очередь, помогает ему осознать себя как нечто существующее. Поведение человека в любой ситуации, однако, определяется в экзистенциализме свободным выбором человека. Об этом образно повествует одна из выразителей экзистенциальных идей Ханна Арендт: «Причиной того, что мы никогда не можем с уверенностью предсказать результат любого нашего действия в том, что оно бесконечно, … что является достаточной причиной для того, чтобы в отчаянии отвернуться от царства человеческой суеты и с удовольствием ухватиться за способность человека к свободе, которая, создавая паутину человеческих отношений, кажется, запутывает своего создателя до такой степени, что он оказывается большей жертвой и пострадавшим, нежели автором и исполнителем того, что он сделал» (1, 89).

Свобода в экзистенциализме трактуется лишь как свобода выбора человеком своего отношения к миру. Он волен выбирать между свободным подчинением обстоятельствам и свободным неприятием своего положения. Объективная реальность не ограничивает нашей свободы, мы лишь переживаем ее как ограничение. Свобода превращается в гнетущую необходимость, абсолютная свобода отождествляется с неизбежным роком, так как не имеет никакой закономерности и причинной зависимости.

К.Ясперс предлагает тренировать нравственную выносливость человека с помощью дезориентирующих пророчеств. Тенденция к тоталитаризму не встречает никаких объективных препятствий и только в самой личности находит какое-то ограничение. Таким образом, пришедший вскоре после появления экзистенциализма в Германию фашизм воспринимался как неизбежное зло, которому нужно подчиниться и стойко его перенести. Историческая же необходимость в тот период диктовала реалистически мыслящей личности иную линию поведения - борьбу с риском смерти. Немецкий экзистенциализм предвосхитил наступление «нового порядка», однако не отследил его носителя - реального движения. Это произошло вследствие того, что экзистенциализм уже у своих истоков продемонстрировал некоторую неопределенность в решении вопросов ситуационного прогноза и обоснованного исторического выбора, настаивал в течение всего своего развития на осознании истории в качестве ситуации безусловного личного действия.

Свобода в экзистенциализме есть также свобода выбора человеком самого себя. Личность представляется таковой, какой она сама себя свободно выбирает. Вовлечение человека в решение социальных проблем – сугубо личное дело. Над ним не властны нормы морали: его поведение обусловлено личным свободным выбором.

«Меня не интересует, свободен человек или нет. Мне доступен лишь опыт собственной свободы,» - пишет А.Камю. Однако продолжает свои размышления утверждением, что «проблема ²свободы в себе² лишена смысла. Ибо она на свой лад связана с проблемой Бога» (9, 7).

А.Камю выдвигает тезис о том, что факт наличия над человеком «хозяина» первичен по отношению к его «свободности». Перед лицом Бога стоит, однако, не столько проблема свободы, сколько проблема зла. «Известна альтернатива: либо мы не свободны и всемогущий Бог несет ответственность за зло, либо мы свободны и несем ответственность, а Бог не всемогущ» (9, 8).

Именно поэтому, по утверждению А.Камю, философу трудно погрузиться в определение понятия, которое ускользает от него и утрачивает свой смысл, едва выйдя за рамки личного опыта и переживаний. «Я не могу взять в толк, что такое свобода, дарованная мне высшим существом», - говорит он (там же).

И, действительно, трудно было бы заподозрить человека в злоупотреблении своей свободой при условии, что она есть не что иное, как дар свыше. Такой точки зрения придерживается и Ханна Арендт. В своей книге «О революции», продолжая и развивая идеи экзистенциализма относительно свободы человека и ее соотнесения с общественной жизнью, она пишет о том, что политически «стерильная» страстная ненависть к «хозяину», желание подавляемых освободиться в революционных порывах очень часто ошибочно принималось за стремление к политической или общественной свободе. Такая ненависть стара как мир, однако бесплодна и не приводит к появлению свободного человека. Условием его (появления) может быть лишь основание государства, гарантирующего пространство для личной свободы. «…Стремление к свободе ради свободы, ради единственного удовольствия иметь возможность говорить, действовать, дышать, может возникнуть лишь там, где люди уже свободны в том, что у них нет хозяина» (1, 8).

Детальное обсуждение проблем свободы и власти вообще свойственно американским экзистенциалистам. Из них они пытаются вывести решение проблемы взаимосвязи человека и общества. Так, Б.Болен рассуждает о существовании двух типов власти – функциональной и экзистенциальной. Первая реализуется в пределах обычного повседневного мира. Она претворяется в жизнь действием законов, правил, предписаний и по отношению к человеку выступает как внешняя, принудительная сила. Функциональная власть используется в качестве инструмента для соблюдения закона и порядка, для урегулирования межличностных отношений, в общественной жизни людей. Злоупотребление этой властью ведет к автократии, чуждой «этическому существованию», духовной экзистенции.

Экзистенциальная власть в трактовке Болена, в противоположность слепому подчинению силе, представляется как власть авторитета. Болен определяет ее как «личное влияние и этическую силу, которая диктует уважение к человеку и приглашает его слушать голос Бытия в аутентичном существовании». Затем она предстает перед нами в виде «динамизма нашего аутентичного существования», в смысле «выхода за пределы изначальной инициативы». Вместо подавления человеческой свободы и инициативы экзистенциальная власть создает открытость и уважение и является источником аутентичной свободы. «Она не исходит изнутри или извне, экзистенциальная власть основывается на многомерном диалоге с Бытием». Поскольку Бытие человека есть его со-Бытие с другими людьми, а его аутентичное существование – со-существование с ними, то отсюда делается заключение, что экзистенциальная власть есть по существу «со-власть», т.е. власть, которой обладают все люди.

В представленном Боленом таинственном мире человеческой экзистенции никто не наделен абсолютной властью над обществом, однако каждый его член обладает определенной долей со-власти. Существует вместе с тем и обладатель верховной власти, который не является правителем, а лишь выполняет функции «направляющего», «вдохновителя» своих со-властителей, который ориентирует их на общую цель. Тот, кто обладает экзистенциальной властью, подчиняется авторитету подчиненных ему. Экзистенциальная власть не имеет свободы подавлять свободу других, сводить их повиновение к чисто механическому, некритическому и безусловному типу послушания. Свобода ее не является свободой для произвольности и безразличия. Она, напротив, представляет собой «функциональную» свободу человека быть самим собой.

Таким образом, трактовка свободы человека у разных представителей экзистенциальной философии разнообразна как по уровню рассмотрения, так и по «углу» зрения. Различия наблюдаются также и при взгляде на «географическую карту» экзистенциализма. Он сейчас находится во второстепенном «эшелоне» философских концепций и рассматривается в основном философскими школами американских университетов. Однако это не должно помешать интересующимся философией вообще и экзистенциализмом в частности разобраться в специфике этого учения и, возможно, обновить его свежими идеями. Для более детального знакомства с экзистенциальной философией мы рекомендуем обратиться к современной философской литературе и первоисточникам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.