Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения на осознание особенностей самовосприятия себя и восприятия себя другими




Упражнение «Кто я?»

Напишите в столбик цифры от 1 до 20 и 20 раз ответьте на вопрос «Кто я?»; используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я —...». В завершение работы каждый может громко прочесть свой перечень остальной группе и отреф-лексировать те ощущения, чувства, эмоции, мысли, которые возникали в процессе выполнения этого задания.

После этого участники образуют группы по 2 — 3 человека и зачитывают друг другу листки с самоописанием, одновремен­но заполняя предложенную ниже схему. Это задание позволяет выявить особенности индивидуального самовосприятия, ос­мыслить, насколько целостен образ собственного «Я».

 

«Я» телесное «Я» эмоциональное «Я» умственное «Я» социальное

Упражнение «Самокритика»

У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от Других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие та­ким, каким он сам видит себя. В упражнении выясняется этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их, раз­деляют на три полосы по вертикали.

1-я графа. «Кто я?». 10 слов-эпитетов. Ответы записывают­ся быстро, точно в той формулировке, в какой они приходят в голову.

2-я графа. «Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?» (можно выбрать одного из них).

3-я графа. На этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

 

Затем каждый забирает свой листок, сравнивает ответы. Выделяет, в чем сходство характеристик. Можно выделить до­минирующую линию поведения — она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. По количеству совпадений можно предполагать степень открыто­сти человека.

Упражнение «Проективный рисунок»

Предлагается выполнить 2 рисунка: «Я такой, какой есть» и «Я такой, каким хочу быть». На выполнение дается 5 минут. Ри­сунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важ­на.

Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Про­извольно выбрать один. Поставить его, чтобы всем было вид­но. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке - не формальное описание, а свои ощущения от ри­сунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться опре­делить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, расска­зывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наи­более понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки.

При обсуждении отметить тех, чьи интерпретации понра­вились авторам рисунков.

Упражнение «Сколько во мне людей?».

Предлагается для обсуждения цитата из Уильяма Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют ше­стеро - каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каж­дый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из дво­их, каким они являются на самом деле».

Вопросы для обсуждения: • Как Вы понимаете эту фразу?

 

Как самосознание человека связано с отношениями с ро­дителями, друзьями, коллегами по работе?

Упражнение «Прокурор и адвокат»

Участники делятся на две группы (произвольно). Одна иг­рает роль «прокурора», другая — «адвоката». Кто-то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готов­ности. Группа начинает высказываться, «адвокаты» акцентиру­ют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «проку­роры» аргументированно доказывают обратное.

Упражнение «Мой портрет» (Я глазами группы)

Каждый из участников по мере психологической готовнос­ти пытается выразить свои представления о том, каким его пред­ставляет (воспринимает) группа, в т. ч. какими являются ощу­щения у каждого члена группы о нем, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправ­ляет участника, который высказывает свои представления толь­ко в случае очень значительного расхождения с действитель­ным восприятием группой этого человека.

 

Упражнение «Отверженный»

Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называ­ют 5—7 причин, по которым вышедшего участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, зам­кнут и т. д.

В группе выбирается «секретарь», который фиксирует выс­казывания, на этот раз без указания источника, так как мнение Должно быть групповым. Затем приглашается выходивший, сна­чала он должен сам попробовать назвать 3-4 причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. Пос­ле этого зачитывается «протокол». У участника есть право на один вопрос, если что-то не ясно для него в этом перечне.

 

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей, Новосибирск — М., 1997.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностно­го общения. М., 199!.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.