Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения на развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации




Упражнение «Выступление без подготовки» (экспресс-диагностика невербального компонента стиля выступления)

Каждому участнику предлагается выступить на любую тему «экспромтом», без специальной подготовки. Продол­жительность выступления 2-3 минуты. О предмете выступ­ления участники узнают за несколько секунд до начала выс­тупления.

Заранее готовятся «билеты» — слова на карточках, обозна­чающих темы выступлений.

• Название знакомых предметов, животных: гитара, корова,
тюльпан.

• Слова без четкой предметной оболочки: полет, бег, плава­
ние, аплодисменты.

• Слова, обозначающие явления и процессы: праздник, ура­
ган, откровение.

Основные пункты формального содержания выступления:

• Определение.

• Внешность — внешний вид предмета, характерные при­
знаки.

• «Внутренность» — состав и структура предмета.

• Среда — типичная обстановка, в которой встречается
предмет.

• Использование — возможные способы использования пред­
мета.

 

Происхождение.

. Перспективы — прогноз на будущее.

Можно пропустить некоторые пункты, добавить свои, ис­пользовать свой способ выступления.

Вопросы для обсуждения:» Удалось ли Вам установить контакт с аудиторией? Если нет,

почему?

• Куда Вы смотрели во время выступления? Почему?

• Было ли Ваше выступление ярким, выразительным?

Во время выступления остальные участники фиксируют ха­рактерные позы и жесты выступающего, выразительность ин­тонации, характерный темп речи. Затем все наблюдения сооб­щаются и обсуждаются.

Упражнение «Прикосновение»

Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать друг друга за руки, ощупывать, пытаться узнать. Нужно попытаться запомнить особенно при­ятные прикосновения; были ли такие люди, прикосновение которых даже в таких условиях было приятно; какие прикос­новения в этом упражнении вызывали напряжение.

Это упражнение можно анализировать, но очень деликат­но. Свои ощущения в доброжелательной форме высказывают только желающие.

Обсуждение:

Как прикосновение влияет на процесс общения? Насколько приятны были прикосновения при столкнове­нии?

Упражнение «Расстановка»

Предлагается расставить товарищей по кругу в соответствии с тем, как ощущаются их руки:

а) от теплых до холодных;

б) от мягких до жестких;

в) от добрых до жестоких.

Предложить участникам попытаться сделать что-то, чтобы руки у всех стали:

а) доброжелательными;

б) жесткими;

в) добрыми.

Упражнение «Анабиоз»

Участникам предлагается разделиться на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в не­подвижности, воображая погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом.

Задача «реаниматора» — в течение одной минуты вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реани­матору» запрещено прикасаться к «замороженному» или обра­щаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располага­ет, — это взгляд, мимика, жесты и пантомима.

Признаками успешной работы «реаниматора» можно счи­тать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональные проявления.

Критерии «выхода из анабиоза» устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их «квалификации»: они могут варьировать — от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица.

Упражнение «Зеркало»

Участникам предлагается разделиться на пары и встать ли­цом друг к другу. Один из них делает какие-либо замедленные движения руками. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

В ходе игры участники «зеркала» довольно быстро науча­ются чувствовать тело партнера и схватывать логику движений.

От раза к разу следить за «оригиналом» легче, и все чаще воз­никают ситуации не только предвосхищения, но и опережения 6го движений. Освоив навыки двигательного подражания, уча­стники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли «оригинала» и «зеркала», ведущего и ве­домого, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.

Упражнение «Жесты»

В разговор вступают два человека. Свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разно­образные жесты, причем как можно более активно. Группа сле­дит, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естествен­ными в разговоре.

Упражнение «Приветствие»

Каждой участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пан­томимы (движения тела). Если приветствия однообразны, сле­дует напомнить способы приветствия из фильмов или нацио­нальные способы приветствия.

Упражнение «Актеры и зрители»

Участники делятся на две труппы: первая — актеры, вторая — зрители.

Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:

а) — идти против ветра;

—туда, куда не хочется;

—так, чтобы кого-нибудь не разбудить;

б) — идти с тем, кто веселее всех;

—с тем, кто напоминает кого-нибудь из знакомых;

—с самым симпатичным для тебя человеком в этой
группе;

—с тем, кто вызывает настороженность;

—с тем, кого бы ты хотел изменить.

Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются для разыгры­вания следующая ситуация:

• мы куда-нибудь идем, и вдруг (встреча с неожиданностью)

—...понимаем, что забыли что-нибудь;

—...не хватает денег (нет жетона для телефона);

—...видим человека, который нам очень нравится;

—...видим человека, которому хотим понравиться;

—...узнаем, что на чулке (рукаве и т. д.) дырка.

Обсуждение:

• Что помогает осознать, выразить чувство?

• Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?
После обсуждения руководитель предлагает систематизи­
ровать невербальные реакции, которые помогают узнавать
эмоцию, и классифицировать типичные жесты, пантомиму,
мимику.

Упражнение «Наводка»

Участники разбиваются на две команды, каждая команда придумывает несколько слов, записывает их на отдельные лис­точки бумаги. Затем из чужой команды выбирают человека, которому дают прочитать слово. Он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать его. Затем выбирается другой человек из чужой команды, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда луч­ше справилась с заданием.

Упражнение «Сообщение»

На листе бумаги записывается небольшое сообщение. За­тем с помощью жестов это сообщение передается партнеру по общению. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнер не даст знать, что сообщение понято. Правильность понима­ния проверяется по записи. Упражнение может выполняться впарах или всеми участниками группы одновременно. Либо одна пара выполняет, остальные участники группы являются зри-


гелями. Затем можно сверить понимание ситуации всеми уча­стниками занятия.

Упражнение «Эмоциональное состояние» Изобразить эмоциональное состояние (гнев, радость, оби­ду, ожидание и т. д.) с помощью:

— мимики,

— жестов,

— мимики и жестов.

,1

Упражнение «Пантомима»

Участники делятся на две команды. Каждой группе предла­гается показать сюжет какой-либо сказки. Необходимо подо­брать пантомимическое ее изображение. Первая подгруппа по­казывает, вторая подгруппа угадывает содержание сказки. За­тем подгруппы меняются.

Упражнение «Этюды»

Разыграть небольшие этюды, «разговаривая» друг с другом; помощью жестов и мимики на темы:

«Перед окнами вагона», «В шумном зале», «В рот воды на­брал», «В театре»;

«Разговор с иностранцем» — ему нужно узнать дорогу: в зоо­парк, к врачу, на пристань, в гостиницу, в продуктовый ма­газин, в детский мир и т. д.

Стремиться с помощью жестов и мимики как можно точ­нее выражать свои мысли и понимать реплики партнера, всту­пать в контакт, поддерживать и усиливать его, завершать обще­ние. Результаты обсудить.

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивно­го общения: Методич. пособие для преподавателей. Новосибирск —

М., 1997.

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и раз­витие компетентности в общении. М., 1990.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические

проблемы). М., 1994. Петрова ЕЛ. Жесты в педагогическом процессе: Учеб. пособие по курсу:

«Основы пед. мастерства». М., 1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.