Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционные




Традиционные и нетрадиционные падежи.

ИМ. П. - являясь показателем независимой позиции в предложении, выражает следующее значение:1.Значение субъекта действия или состояния, представленное в слове, выполняющая синтаксическую функцию подлежащего.(Осень наступила. Мой брат изучает науку).2.Значение предикативного определяется в субъекте и в слове, выполняющем функцию сказуемого(при нулевой связке)(Мой брат студент. Я-студентка 3 курса).

РОД. П. может выражать: 1.значение принадлежности (в приименной позиции) как разновидность определительного значения (карандаш студента – чей?), 2. значение прямого оборота а)как часть целого (выпить воды, налить молока – прямое дополнение), б)при глаголах с отрицанием (не ел хлеба), 3.значение косвенного оборота (при глаголах удаления, лишения, достижения, желания, а также при сущ., образующихся при этих глаголах) ждать приезда, желать успехов.

ДАТ. П. выражает: 1.объектное значение адресата действия (отдать товарищу, подарить брату), 2. значение субъекта состояния в безличном односоставном предложении (студенту весело), 3.значение косвенного оборота, как при глаголах, так и именах (служить Родине – служение Родине).

ВИН. П. (употребление только при глагольных формах. 1.значение прямого оборота при глаголах: прорвало трубы, 2. значение субъекта состояния в безличных предложениях при некоторых глаголах (больного знобит) 3. обстоятельные (в значении меры и степени, в значении состояния) не спал всю ночь. 4. обстоятельные значение места (положить в стол).

ТВОР. П. 1. объектное значение орудия действия (писать карандашом), 2. значение субъекта (в пассивных конструкциях) дом строится рабочими, 3. значение косвенного оборота действия (заниматься уборкой), 4. обстоятельные: а) места (идти лесом) б)времени (то было раннею весною) в)способа и образа действия (ходить толпой) г)меры и степени (читать целыми днями) д)значение сравнения (дым столбом) е)значение предикативного определения (она оказалась красавицей) ж)при именах – определительное значение (значение уточняющего приз-ка) земля, богатая нефтью.

ПР. П. 1. значение объектное (значение оборота речи, мысли, чувства) при глаголах (рассказывать о прошлом, 2.объектное значение орудия действия (играть на баяне), 3. обстоятельное значение местонахождения (жить в лесу), 4. обстоятельное значение времени (приехать в апреле). Падежные значения активно выражаются с помощью предлогов. Они часто конкретизируют то или иное значение (у меня, для меня, из-за меня, ради меня).

9 падежей Р.Я.
Почему девяти, ведь в школе мы учили только шесть? Да, в русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся.

Звательный падеж (вокатив).
Точнее, назовём его ново-звательным, чтобы отличить от того звательного, который существовал несколько веков назад.
Самостоятельная форма осталась только у группы уменьшительных. Когда мы обращаемся к Ване, Ане, Диме, говорим им "Вань", "Ань", "Дим", мы употребляем форму ново-звательного падежа вместо именительного "Ваня", "Аня", "Дима". "Ты, Зин, уж лучше, помолчала бы!" (Высоцкий). Ещё ново-звательный падеж есть у слов "мама", "папа", "дядя", "тётя" ("мам", "пап" и т. д.) и, редкий случай, у двух слов во множественном числе: "ребята" и "девчата" ("ребят", "девчат"). Однажды я даже слышал: "Мужчина! Мужчин!" Этот падеж образуется, как вы видите, посредством усечения окончания до нулевого. Но иногда, он может отличаться и специально добавленным окончанием: "Дениса! Пора домой!" или (собаке по кличке Бим) "Бима! Ко мне!"
Поскольку при обращении может использоваться и именительный падеж, ново-звательный является не обязательным, а ф а к у л ь т а т и в н ы м падежом.

Местный падеж (локатив).
Ну, тут всё просто. Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. "О чём? - О шкаф е. На чём? -... На шкаф у!"
Вот эти формы: на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами "в" и "на". Единственный встреченный мною случай употребления локатива с предлогом "при": при полку.

Разделительный падеж (партитив).
Самый, пожалуй, неустойчивый и сложный падеж. Считается вариацией родительного. Головка чеснока или головка чесноку, стакан кефира или стакан кефиру, бутылка коньяка или бутылка коньяку? У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно сделал глоток бензина и напился бензину. Иногда просто необходимо употребить форму не стандартного родительного, а разделительного: "Я из лесу вышел" (Некрасов), "Огоньку не найдётся?", "без году неделя".

 

****

Плюс второй предложный падеж

Особые формы второго предложного падежа, отличные от основного предложного, существуют, однако, у очень ограниченной группы русских неодушевленных существительных, причем только в парадигме единственного числа. В эту группу входят порядка двадцати существительных женского рода традиционного третьего склонения (т.е. слова типа пыль) и порядка ста двадцати существительных мужского рода традиционного второго склонения с основой на морфонологически твердый согласный или -j (т.е. слова типа шкаф, строй). Практически все эти слова имеют односложную основу, за исключением следующих девяти (все они мужского рода): берег, ветер, перёд, повод, угол, oотпуск, oтерем, oхолод и oаэропорт; еще два слова, ворот и корень, имеют форму локатива только в составе устойчивых сочетаний брань на вороту не виснет и (сгнить / истребить / скупить и т.п.) на корню ~ 'в процессе роста; в самом начале; целиком'. Включаемые грамматиками в этот список диминутивы бережок, бочок, мысок и уголок в современном языке в форме локатива уже практически не употребительны; тем самым, встречающиеся иногда утверждения о продуктивности или даже "открытости" списка диминутивов с особой формой локатива - как, например, в Sullivan 1998 - следует признать неверными.

Окончанием основного предложного падежа у слов женского рода является -и, а у слов мужского рода - -е. Формы второго предложного падежа в морфологическом отношении отличаются тем, что у слов женского рода это окончание обязательно принимает ударение (ср. разбирается в крóви [Предл1] vs. испачкан в кровú [Предл2]), а у слов мужского рода имеется специализированное окончание -ý (также всегда ударное, ср. заинтересован в шкáфе [Предл1] vs. хранится в шкафуý [Предл2]).

 

А для того, чтобы запомнить систему девяти русских падежей существительного, давайте составим табличку.

  Пример ново-звательного Пример местного Пример разделительного Пример разделительного и местного.
Именительный Ваня мозг чай снег, лес
Родительный Вани мозга чая снега, леса
Разделительный --- мозга (стакан) чаю (куча) сн е гу, (вагон) л е су
Дательный Ване м о згу чаю снегу, лесу
Винительный Ваню мозг чай снег, лес
Ново-звательный Вань --- --- ---
Творительный Ваней (Ванею) мозгом чаем снегом, лесом
Предложный О Ване о мозге о чае о снеге, о лесе
Местный На Ване в мозг у в чае в снег у, в лес у.

 

По Филлмору.

Смыслы падежей образуют набор универсальных, возможно врожденных понятий, идентифицирующих некоторые типы суждений, которые человек способен делать о событиях, происходящих вокруг него, суждений о вещах такого рода как "кто сделал нечто", "с кем нечто случилось", "что подверглось некоему изменению" и пр. В число падежей, представляющихся необходимыми, входят:

Агентив (А) - падеж обычно одушевленного инициатора действия, идентифицируемого глаголом;

Инструменталис (I)- падеж неодушевленной силы или предмета, который включен в действие или состояние, называемое глаголом в качестве его причины (См. пример: Я похлопал его по голове змеей = "телом змеи";

Датив (D) - падеж одушевленного существа, которое затрагивается состоянием или действием, называемым глаголом;

Фактитив (F) - падеж предмета или существа, которое возникает в результате действия или состояния, называемого глаголом, или которое понимается как часть значения глагола;

Локатив (L) - падеж, которым характеризуется местоположение или пространственная ориентация действия или состояния, называемого глаголом;

Объектив (O) - семантически наиболее нейтральный падеж, падеж чего-либо, что может быть обозначено существительным, роль которого в действии или состоянии, которое идентифицируется глаголом, определяется семантической интерпретацией самого глагола. Этот падеж бывает только у названий вещей, которые затрагиваются состоянием или действием, идентифицируемым глаголом. Объектив не надо путать ни с понятием прямого дополнения, ни с именем поверхностного падежа, являющегося просто синонимом для аккузатива.

Есть и другие падежи (бенефактив и пр.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.