Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные единицы синтаксиса




Связь синтаксиса с лексикой является многосторонней. Именно лексика определяет как семантику синтаксических единиц, так и их структуру. В зависимости от лексического наполнения при одной и той же структурной схеме различаются структурно-семантические типы предложений. Ср.: Кричит (двусоставное неполное) и Светает(односоставное, безличное, полное). Лексико-грамматические значения словоформ при одном и том же главном слове нередко определяют их синтаксическую квалификацию (как члена предложения). Ср.: смотреть(как?) с удовольствием (обстоятельство) – смотреть(с кем?) с другом (дополнение). Синтаксически связанное значение получают так называемые предикатные слова (термин Н.Д. Арутюновой) – это слова, получившие новые значения именно на синтаксическом уровне, когда в предложении они стали выполнять не свойственную им функцию сказуемого: (о человеке) шляпа, слон, пень, тюфяк.

Предмет, задачи синтаксиса как раздела грамматики. Место синтаксиса в системе языка.

Тема 1. Общие вопросы синтаксиса

СИНТАКСИС

Исключения

Исключения могут быть выброшены двумя способами: либо оператором throw (в этом случае оно выбрасывается всегда). Либо при возникновении особой ситуации (например деления на ноль) - это случается не всегда (и по-идее должно не случаться)

Исключения ловятся блоками try-catch:

try

{

throw new Exception();

}

catch (Exception ex)

{

}

finally

{

}

Блок finally выполняется независимо от того - было исключение или нет. (Это альтернатива деструкторам)

Можно написать несколько блоков catch подряд, в этом случае выбирается первый подходящий по типу. Поэтому следует писать обработчики специальных исключений сначала, а базовых исключений в конце.

using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text; namespace HelloWorld
{

class Program
{
static void Main(string[] args)
{
// выводим текст в консоль
System.Console.Write("Hello world again");
// ждем ввода строки от пользователя,
// после которого завершиться выполнение программы
String str = System.Console.ReadLine();

}
}

}

 

Литература:

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

2. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса: От Ломоносова до Потебни и Фортунатова. М.: Изд-во МГУ, 1958.

3. Ковтунова И.И. СРЯз: Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

4. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок / Пер. с чешск. М., 1967.

 

 

Термин «синтаксис» восходит к греческому слову syntaxis – 'построение, сорасположение, строй’ и употребляется в двух значениях:

1) синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц;

2) раздел грамматики, изучающий этот строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Таким образом, термин «синтаксис» используется для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке.

Предмет изучения синтаксиса – функционирование словоформы в различных синтаксических позициях; строение, свойства и типы предложений, а также словосочетание как минимальное грамматически связанное объединение слов.

Задачи синтаксиса: 1) выделить все синтаксические единицы, определить их типы, средства и способы построения; 2) определить роль различных синтаксических единиц в речи; 3) исследовать взаимосвязь формы синтаксических единиц и их содержания.

В современных исследованиях язык рассматривается как система систем, в которых выделяются подсистемы (ярусы, уровни). Низшим уровнем считается фонетика, высшим – синтаксис, так как именно он связан с коммуникативной функцией языка. На уровне синтаксиса единицы всех других уровней организуются с целью построения речи: фонетически оформленные (фонетический уровень) слова (лексический уровень) с их грамматическими характеристиками (морфологический уровень), соединяясь друг с другом, формируют сообщение о действительности, о воле говорящего или его отношении к миру.

Связь синтаксиса с фонетикой очевидна в области интонации: без интонации нет предложения. Произнесение одинаковых по лексическому наполнению предложений с различной интонацией (ср.: Это проблема. Это проблема? Это проблема!) принципиально меняет смысл высказываний. Интонация и фразовое ударение, то есть интонационное выделение наиболее значимого компонента высказывания, являются важными средствами актуального членения предложения.

Связь синтаксиса с морфологией. Морфология и синтаксис – две составные части грамматики. Р.И. Аванесов отмечал: «Каждая часть речи выделилась благодаря тому, что она специализировалась для выражения того или иного члена предложения. Таким образом, части речи – это застывшие члены предложения». По словам В.В. Виноградова («Русский язык (грамматическое учение о слове)», 1947), «морфологические формы – это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике». Как мы видим, в синтаксисе складывалась система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении. Знаменательные части речи, называющие предметы, признаки, количество и т.д. составляют семантику предложения, делают его информативным. Но в соединении слов друг с другом в предложении главную роль выполняют служебные части речи (предлоги, союзы, частицы):

Она всматривалась в лица, но никого не узнавала.

Предлог в служит для связи глагола и существительного с объектным значением;

но – сочинительный противительный союз указывает на смысловые отношения между однородными сказуемыми;

не – отрицательная частица, вносит значение, противоположное семантике глагола.

 

К синтаксическим единицам относятся словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

В середине ХХ века синтаксис представал как учение об иерархии трех синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения и сложного. Развивая идеи А.А. Шахматова, академик В.В. Виноградов основной единицей синтаксической системы считал предложение, поскольку именно в нем проявляется одна из наиболее важных функций языка – коммуникативная. Словосочетания, вслед за словами, В.В. Виноградов относил к номинативным средствам языка, служащим для называния предметов, процессов, признаков. По мнению ученого, словосочетание – это строительный материал для простого предложения. В свою очередь, простое предложение является строительным материалом для сложного. В качестве отличительных признаков предложения В.В. Виноградовым были выделены предикативность (то есть отнесенность высказывания к действительности; выражается в категориях модальности, синтаксического времени и лица), интонация законченного сообщения.

Вопрос о статусе словосочетания в системе синтаксических единиц остается спорным. Так, представители формальной школы в грамматике (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский) центральной единицей синтаксиса считали словосочетание. По словам Ф.Ф. Фортунатова, «законченное словосочетание представляет собою полное предложение».

В конце 60-х гг. ХХ в. возник вопрос о существовании синтаксической единицы, меньшей, чем словосочетание. Основываясь на главенстве коммуникативной функции языка, Г.А. Золотова ставит под сомнение традиционную характеристику словосочетания как строительного материала для предложения и выделяет в качестве минимальной единицы синтаксиса синтаксическую форму слова, или синтаксему. В словоформах от радости и от скамейки совпадают морфологические формы (от + р.п.), тогда как синтаксические значения различны. Синтаксема от радости обозначает причину, а от скамейки – направление.

В середине ХХ в. начался поиск больших, чем сложное предложение, синтаксических единиц. После создания типологии сложного предложения встал вопрос о соединении предложений в тексте. Н.С. Поспелов в 50-е гг. ХХ в. предложил считать структурной единицей текста сложное синтаксическое целое (ССЦ; Л.А. Булаховский ввел термин «сверхфразовое единство»).

Сложное синтаксическое целое – это структурно-семантическое единство нескольких (двух и более) отдельных предложений, связанных между собой грамматически и тематически в составе текста.

Главные признаки ССЦ: 1) тематическое единство предложений в группе; 2) специальные способы связи данных предложений друг с другом:

§ единство видо-временных форм сказуемых;

§ употребление слов, включающих общий семантический компонент, а также повторов:

Пасмурный, дождливый день. Небо надолго заволокло тучами, и дождю конца не предвидится. На дворе слякоть, лужи, мокрые галки, а в комнатах сумерки и такой холод, что хоть печи топи (А. Чехов) – тема непогоды;

§ использование анафорических средств, то есть отсылок к компонентам предшествующего текста (это обычно личные, указательные и притяжательные местоимения, слова типа факт, событие):

Младшая сестра Женя молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой (А.П. Чехов);

§ использование средств повторной номинации – различного обозначения одного и того же предмета, лица, признака (синонимы, метафорические и метонимические обозначения, наименования по отношению к другому лицу – брат, дядя, по возрасту, профессии; оценочные характеристики и т.д. ). Например, в тексте повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ряд номинаций Пугачева строится следующим образом: Пугачёв – Емеля (Емелька) – самозванец – беглый казак – государь – мошенник – злодей.

§ неполнота предложений:

Хлеб режет Горкин, раздает ломти. Кладет и мне: огромный, все лицо закроешь (И. Шмелев);

§ параллелизм в построении предложений;

§ употребление вводных слов, сочинительных и подчинительных союзов, союзных слов в начале предложений:

И снова в жужжанье просквозила Машенька точно в перевернутом телескопе. И когда она совсем исчезла, Ганин прислонился к стене и почувствовал, что у него горят уши.

ССЦ формируют текст. Текст – это высшая коммуникативная единица, характеризующаяся смысловой замкнутостью и законченностью, главным признаком которой является связность.

Изучение синтаксиса текста началось в 70—80-е гг. ХХ в., однако вопрос о статусе текста в системе синтаксических единиц вызывает дискуссии. Так, в учебном пособии «Современный русский язык» под редакцией Е. Дибровой (Ч. 2.; М., 2008), в пособии «Русский язык» под редакцией Л.Л. Касаткина (М., 2001) и других текст рассматривается как единица синтаксиса. В учебнике «Синтаксис современного русского языка» (СПб., 2008) выделяются единицы трех синтаксических уровней: докоммуникативного, или номинативного (синтаксема, словосочетание), уровня предложения (простое предложение, сложное предложение) и уровня текста (сложное синтаксическое целое).

Таким образом, вопрос о составе и количестве синтаксических единиц в настоящее время не имеет однозначного решения. Словосочетание, предложение (простое и сложное), ССЦ и текст являются предметом изучения синтаксиса всех языков. Это синтаксические единицы разной значимости (из словосочетаний и словоформ строятся простые предложения, из которых в свою очередь строятся сложные; из сочетания простых и сложных предложений строятся ССЦ, а из ССЦ и предложений – текст), однако все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.